Учебно-методический комплекс по дисциплине «педагогика» Программа и методические указания по изучению курса

Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный университет экономики и права

Кафедра социологии и социальной работы

Одобрено

Учебно-методической

комиссией БГУЭП

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«ПЕДАГОГИКА»

Программа и методические указания по изучению курса

Специальность 040101 «Социальная работа»

Цикл общепрофессиональных дисциплин; федеральный компонент

Иркутск

Издательство БГУЭП

2009

УДК 37.01(075.8)

ББК 74.00я7

У91

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Байкальского государственного университета экономики и права

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры социологии и социальной работы (протокол №1 от 31 августа 2009 г.)

Составитель С.А. Инкижинова

СОГЛАСОВАНО

Декан факультета д-р экон. наук, проф. В.Г. Былков

27 ноября 2009 г.

Начальник УМУ канд. физ.-мат. наук, проф. Н.В. Деренко

1 декабря 2009 г.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогика»: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 040101 Социальная работа / сост. С.А. Инкижинова.– Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. –62 с.

Учебно-методический комплекс по дисциплине составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 040101 Социальная работа, утвержденного 10.03.2000 г.

Содержит учебную программу и методические указания по изучению курса.

Предназначен для студентов очной, заочной форм и обучения в сокращенные сроки.

ББК 74.00я7

© Издательство БГУЭП, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

I. Учебная программа дисциплины

4

1. Пояснительная записка

4

2. Цели и задачи изучения дисциплины

4

3. Требования к уровню освоения дисциплины

5

4. Содержание дисциплины

5

4.1. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в часах

5

4.2. Содержание разделов и тем

8

5. Организация промежуточного и итогового контроля знаний

20

5.1. Система формирования 100-балльной оценки

19

5.2. Образцы тестовых и контрольных заданий

21

5.3. Форма итогового контроля

34

5.4. Перечень вопросов к зачету

34

5.5. Перечень вопросов к экзамену

35

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

37

1.Методические указания по выполнению отдельных видов учебной работы

38

2. Методические указания по организации самостоятельной работы

42

3. Список рекомендуемой литературы

61

3.1. Основная литература

61

3.2. Дополнительная литература

62

3.3. Интернет-ресурсы

63

I. Учебная программа дисциплины

1. Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 040101 Социальная работа. Дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента.

Выписка из ГОС ВПО:

Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики.

Основные категории педагогики: образование. Воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели. Содержание, структура непрерывного образования, единство образования и сообразования.

Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

Управление образовательными системами. Педагогические основы социальной работы.

Дисциплина «Педагогика» затрагивает сущность основных категорий педагогики: воспитание, обучение, педагогический процесс, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, формирует педагогическую культуру, дает представление о системе образования, его целях и тенденциях ее развития в РФ. Особое внимание уделяется семье как субъекту педагогического взаимодействия и социокультурной среде воспитания. Эти обстоятельства обуславливают необходимость включения данной дисциплины в образовательную программу подготовки специалистов по социальной работе и разработки ее методического обеспечения.

Для усвоения дисциплины «Педагогика» студентам необходимы знания по философии, антропологии, социологии.

2. Цели и задачи изучения дисциплины

Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов знаний о закономерностях в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами.

Для достижения цели необходимо решение в процессе преподавания курса следующих задач:

  • формирование системы теоретических знаний о предмете, объекте, функциях и категориях педагогики;

  • ознакомление и изучение современной образовательной системы России, ее целей, о содержании и структуре непрерывного образования;

  • формирование системы представлений о педагогическом процессе, функциях, методах, приемах, средствах организации и управлении педагогическом процессов;

  • формирование знаний об общих формах организации учебной деятельности;

  • освещение понятия «семья» как субъекта педагогического взаимодействия;

  • формирование теоретических знаний об управлении образовательными системами;

  • формирование знаний о педагогических основах социальной работы

3. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины специалист должен:

  • уметь выявлять, описывать и объяснять педагогические факты, явления и процессы в реальной жизни;

  • иметь представление о внешних и внутренних факторах развития личности, о возрастных и индивидуальных особенностях развития и воспитания личности школьника;

  • владеть методическими основами обучения и воспитания;

  • уметь применять на практике знания принципов обучения и воспитания целостного образовательного процесса;

  • приобрести навыки формирования воспитательного коллектива и организации самовоспитания учащихся;

  • иметь представление о структуре управленческих органов в школе и функциональных обязанностей должностных лиц образовательного учреждения.

4. Содержание дисциплины

4.1. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных
занятий с указанием их объемов в часах

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Заочная

Сокращенные сроки

№№ триместров

2.1 - 2.3

2.2

1.3

Аудиторные занятия:

120

20

20

лекции

70

20

20

практические и семинарские занятия

50

-

-

Самостоятельная работа

150

250

250

ВСЕГО ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

270

270

270

Виды итогового контроля

Экзамен – 2.3

Экзамен – 2.2

Экзамен – 1.3

  1. Предисловие (188)

    Документ
    На моих творческих встречах с читателями меня часто просят рассказать о каком либо известном человеке, который сумел продемонстрировать какое либо чудо.
  2. Миссия к детям: формы и методы работы с детьми и молодежью по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания

    Программа
    В настоящее время малочисленна литература, отвечающая на конкретные вопросы: куда устроиться на работу православному педагогу, как преодолеть атеистическую инертность государственных чиновников, какие формы работы выбрать, где найти
  3. Учебый план общеобразовательного учреждения 25 кадровое обеспечение образовательного процесса 44

    Документ
    Публичный доклад муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 города Людиново в 2008-2009 учебном году содержит информацию об основных результатах и проблемах образовательного учреждения.
  4. Учебно-методический комплекс для студентов специальной медицинской группы 1-4 курсов отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки

    Учебно-методический комплекс
    А.К. Ковалевский Физическая культура: учебно-методический комплекс для студентов специальной медицинской группы 1-4 курсов отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки
  5. Каталог библиотеки ивэсэп (по состоянию на 12. 04. 2011г.) (2)

    Документ
    Беженцев, А. А. Правовое регулирование и организация деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, закрепленных за образовательными учреждениями.
  6. 30. 06. 2009 №5258 Об утверждении Стандарта муниципальной услуги «Предоставление общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам» (1)

    Программа
    Об утверждении Стандарта муниципальной услуги «Предоставление общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам»
  7. 30. 06. 2009 №5258 Об утверждении Стандарта муниципальной услуги «Предоставление общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам» (2)

    Программа
    В целях повышения уровня качества оказания муниципальной услуги «Предоставление общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам», предоставляемой
  8. Ищите тесты не только по названиям, но и по содержанию (ищите вопросЫ из нужного теста), ваши методисты часто неправильно называют файлы с тестами

    Тесты
    Если Вы НЕ НАШЛИ какого-то ТЕСТА, то помните, что НА САЙТ ВЫЛОЖЕНЫ ЕЩЕ НЕ ВСЕ ИМЕЮЩИЕСЯ У НАС ГОТОВЫЕ РАБОТЫ - пишите на емейл zakaz@ и присылайте вопросы нужных ТЕСТОВ.
  9. Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №14»

    Программа
    Результатом деятельности в последние пять лет стала реализация предыдущей Программы развития школы, ориентированной на диагностико – технологическое управление учебным процессом по формированию ЗУН и ОУУН обучающихся, воспитательного

Другие похожие документы..