«Эконо­мика, разработка и использование программных средств»

Министерство образования Российской Федерации ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт информационных систем управления Кафедра компьютерных технологий

Утверждено

первым проректором ГУУ

проф. Ю.Л. Старостиным

11 мая 2001 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к курсовому проектированию по дисциплине


Москва - 2001


для студентов специальности "Информационные системы в управлении" - 071900

УДК 681.3.06 6Н1

Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Эконо­мика, разработка и использование программных средств» / Сост.: Л.Б. Венчковский, И.Т. Рудник; ГУУ. М., 2001. - 36 с.

Составители кандидат технических наук, доцент

Л.Б. ВЕНЧКОВСКИЙ

кандидат экономических наук, доцент

И.Т. РУДНИК

Ответственный редактор

заведующий кафедрой компьютерных технологий,

кандидат экономических наук, доцент

В.А. МАШУРЦЕВ

Рецензент

доцент кафедры информационных систем ГУУ,

кандидат экономических наук

Н.М. ЛОБАНОВА

© Л.Б. Венчковский, И.Т. Рудник, 2001

© Государственный университет управления, 2001

1. Введение

Настоящие методические указания предназначены для проведения курсового проектирования, выполняемого студентами 3-го курса специальности 071900 "Ин-срормационные системы в управлении" по дисциплине "Экономика, разработка и использование программных средств ". После перехода на новый образовательный стандарт методические указания могут быть использованы в качестве учебного по­собия при выполнении лабораторных работ студентами специальности 351400 "При­кладная информатика в управлении" по дисциплине "Разработка и стандартизация программных средств и инсрормационных технологий".

Курсовое проектирование осуществляется в 6-м, завершающем для данной дисциплины, семестре.

В рамках курсового проектирования студенты смогут на практике освоить со­временные компьютерные технологии, методы и средства проектирования и разра­ботки сравнительно простых, но действующих информационных систем, приобрести опыт в документировании и испытаниях программных продуктов, познакомиться с современными международными стандартами в программотехнике. Все это, несо­мненно, внесет свой вклад в формирование из студентов высококвалифицирован­ных специалистов в области информационных систем и прикладной информатики в управлении.

Целью курсового проектирования является технико-экономическое обоснова­ние, планирование и разработка программного изделия, т.е. создание необходимой документации и документированных профаммных модулей, образующих отлажен­ную программную систему, удовлетворяющую требованиям пользователя.

Задачами студента в ходе курсового проектирования являются проектирова­ние, разработка и отладка программной системы, выполнение технико-экономического анализа для обоснования выбранного варианта изделия, создание комплекта проектной и эксплуатационной документации с модулями программ на машинных носителях.

Данный курсовой проект базируется на знаниях, полученных студентами при изучении таких дисциплин, как "ЭВМ и программное обеспечение", "Операционные системы", "Информационные системы", "Технические средства информатизации", а также использует знания математики, основ теории систем и экономических наук.

В свою очередь, описываемое курсовое проектирование закладывает опреде­ленные основы для следующих дисциплин: "Мировые информационные ресурсы и сети", "Защита информации и информационная безопасность", "Автоматизирован­ные информационные системы", "Проектирование автоматизированных экономиче­ских информационных систем".

2. Общие требования к курсовому проекту

Для выполнения курсовых проектов студентам предлагается разработать до­кументацию и программное обеспечение автоматизированной информационной сис­темы в соответствии с заданием. Возможный перечень заданий соответствует сле­дующей тематике курсовых проектов:

  1. Система контроля за исполнением документов для организации.

  2. Система заказа билетов на авиарейсы.

  3. Система обслуживания клиентов сберегательного банка.

  4. Система расчета размера пенсии и ведения пенсионных дел.

  5. Автоматизированная система обработки кадровой информации.

  6. Система библиотечного обслуживания.

  7. Система бронирования мест в гостиницах города.

  8. Справочная система метрополитена.

  9. Система банковского кредита.

  1. Система обработки заказов в магазине.

  2. Система ведения кредитных карточек.

  3. Система оптовой торговли по заявкам.

  4. Система выплат гонораров авторам произведений.

  5. Система обмена коммерческой информацией.

  6. Системы вычисления налогов работников бюджетной сферы.

  7. Система учета и управления кадрами.

17. Система расчета заработной платы при повременной и тарифно-
квалификационной оплате.

18. Система материально-технического обслуживания (предприятия, органи­
зации, отрасли, региона).

Список тем ориентировочный, он может развиваться по мере совершенство­вания программных средств и методологий программирования.

Возможно закрепление за студентами предлагаемых ими тем (при обоснова­нии целесообразности и эффективности ее разработки).

Примерный вариант исходного задания может выглядеть следующим обра-

зом:

Разработать информационную систему для автоматизации работы туристиче­ской Фирмы.

Фирма ведет обслуживание юридических лиц (организаций), которым должны предоставляться услуги на осуществление туристических поездок групп сотрудников различных организаций. Услуги включают приобретение билетов (авиа - и железно­дорожных), заказы и бронирование мест в гостиницах.

От организаций в туристическую фирму поступают заявки-заказы, которые за­крепляются договором между организацией и фирмой. Каждый договор связан с конкретной поездкой (деловым туром) и соответствует единовременной поездке представителей юридического лица, но может включать и несколько поездок сотруд­ников одной организации. Реквизиты договора определяются и заполняются фир­мой, которая устанавливает унифицированную форму договора.

На каждый договор и конкретный тур подготавливается счет, который предъ­является к оплате юридическому лицу. Счета включают суммарную стоимость оп­латы билетов, стоимость проживания в гостиницах, а также стоимость услуг тур­фирмы и налог на добавленную стоимость.

В системе должно быть предусмотрено ведение базы данных, которая должна включать информацию о клиентах (юридических лицах), договорах, счетах по турам. В системе должна также содержаться вся необходимая справочная информация в виде каталогов для расчета услуг турфирмы и для определения стоимости билетов (по видам транспорта, классам перевозок, дальности и т.п.), стоимости проживания в гостиницах (по разрядам, странам, городам), а также стоимости других видов обслу­живания.

Должен быть предусмотрен контроль в соответствии с установленным регла­ментом за своевременной оплатой заявок на туристические поездки, с уведомлени­ем клиентов о приближающемся сроке оплаты и с предоставлением льгот по оплате в зависимости от статуса клиента.

В системе должна накапливаться и храниться статистика о работе турфирмы для подготовки сводной отчетности, для анализа динамики деятельности фирмы по широкому кругу показателей. Клиентам должна предоставляться справочная ин­формация по их запросам о произведенных заявках. На основе накопленной о кли­енте информации устанавливается (и изменяется) его статус, учитывающий объемы финансовых операций клиента, его аккуратность в оплате счетов.

Система должна включаться в АРМ менеджера турфирмы, осуществляющего работу с клиентами.

Следует иметь в виду итеративный характер выполнения работ по проектиро­ванию программного продукта: спецификация задачи, требования к системе могут уточняться и совершенствоваться в ходе консультаций студентов с преподавате­лем, а также в процессе аналитической-и проектной деятельности.

В соответствии с выбранной темой каждый студент (бригада студентов) при­ступает к изучению данной предметной области и формулирует в результате под­робного анализа проблемы требования пользователя, которые согласуются с пре­подавателем и становятся основой для последующего системного анализа и разра­ботки технического задания на создание программного изделия.

Поскольку программное изделие включает комплекс программ и соответст­вующую проектную и эксплуатационную документацию, а также предполагает орга­низацию управления разработкой, курсовой проект должен включать результаты системного анализа предметной области и объекта автоматизации, оценку технико-экономических показателей разрабатываемого изделия, на основе которых создает­ся документация и комплекс программ, обеспечивающих решение поставленных за­дач автоматизации.

Ориентировочный объем курсового проекта (пояснительной записки) - 100 страниц.

Общие требования к содержанию и оформлению пояснительной записки:

  • анализ предметной области (разрабатываемой проблемы) должен быть
    выполнен с использованием средств структурного системного анализа, в частности,
    с использованием схем потоков данных нескольких (не менее 3-х) уровней детали­
    зации; развитая логика проблемы должна представляться с помощью деревьев
    (таблиц) решений;

  • связь входов и выходов системы с основными процессами (операциями)
    обработки данных может показываться с помощью схем Н1РО;

  • состав проектируемой автоматизированной системы (ее подсистемы, функ­
    ции) может быть изображен с помощью наглядных таблиц содержания;

  • по каждой функции системы необходимо показать с использованием струк­
    турных средств: входы - функция - выходы (экранные формы, документы);

  • логическая схема создаваемой базы данных может быть представлена в
    виде ЕВ-диаграммы;

  • при проектировании программной системы следует руководствоваться
    принципом абстракции (уровни абстракции Дейкстры) и методом иерархической де­
    тализации;

  • для представления архитектуры создаваемой программной системы реко­
    мендуются структурные схемы;

  • должна быть проведена декомпозиция программной системы; при проекти­
    ровании состава программной системы должны использоваться принципы модуль­
    ного профаммирования;

  • алгоритмы модулей рекомендуется представлять с помощью схем дейст­
    вий;

  • кодирование модулей должно выполняться средствами структурного про­
    граммирования (в частности, должны использоваться только канонические конструк­
    ции структурного программирования, структурная запись программ);

  • тексты исходных модулей должны быть документированы и содержать
    комментарии;

6

  • тесты для испытаний модулей следует разрабатывать на основе деревьев
    и таблиц решений; план испытаний должен отражать их многоуровневую структуру и
    базироваться на методах функционального и структурного тестирования;

  • план приемо-сдаточных испытаний должен включать условия проведения
    испытаний, ожидаемые результаты по каждой функции системы с учетом требова­
    ний к программным средствам;

• словарь типов данных системы должен содержать не менее 3-4-х статей.
Исходнымиданными для каждого проекта служат конкретные характеристики

реального информационного объекта, для которого создается автоматизированная система, как, например, банк, библиотека, железнодорожный вокзал, склад, метро­политен и т.п.

Студентами изучаются технологии и операции, имеющие место в существую­щей неавтоматизированной системе, информационные потоки (документооборот) с выявлением количественных и временных характеристик, с указанием источников и получателей информации, входных и выходных документов, анализируются после­довательности операций обработки и требований к оперативности, надежности, точ­ности.

  1. Реферат Банковская система, финансы это стержень эконо­мики, это кровеносная сис­тема страны. Проблем здесь очень много: высокие темпы инфля­ции, деваль­вация, (1)

    Реферат
    Банковская система, финансы - это стержень эконо­мики, это кровеносная сис­тема страны. Проблем здесь очень много: высокие темпы инфля­ции, деваль­вация, де­фицит ино­странной валюты, множест­венность курсов, отрицательные процентные
  2. Реферат Банковская система, финансы это стержень эконо­мики, это кровеносная сис­тема страны. Проблем здесь очень много: высокие темпы инфля­ции, деваль­вация, (2)

    Реферат
    Банковская система, финансы - это стержень эконо­мики, это кровеносная сис­тема страны. Проблем здесь очень много: высокие темпы инфля­ции, деваль­вация, де­фицит ино­странной валюты, множест­венность курсов, отрицательные процентные
  3. Работа По курсу: Предметно-ориентированные экономические информационные системы на тему: «Технико-экономические показатели разработки программных средств и их оценка»

    Курсовая работа
    Основной задачей, стоявшей передо мной, в ходе написания этой курсовой работы, я видел изучение целей и задач технико-экономического анализа и обоснования программных средств, а также анализ характеристик программных объектов и факторов,
  4. О. В. Кононова владивостокский государственный университет эконо (1)

    Документ
    Перед Вами каталог образовательных программ бакалавриата в области экономики и юриспруденции Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.
  5. О. В. Кононова владивостокский государственный университет эконо (2)

    Документ
    Цель данного каталога – рассказать об образовательных программах бакалавриата ВГУЭС, их основном содержании, об особенностях организации учебного процесса в университете.
  6. Учебное пособие для студентов факультета «Мировая Экономика и Международные Отношения\ Издательство «Кульжахан» Алматы, 2002

    Учебное пособие
    “Путинская Россия” - в этом номере журнала представлены аналитические материалы и комментарии германских и российских экспертов относительно перспектив развития страны; их оценки, конечно, неоднозначны.
  7. Концепция системы маркетинговой информации. Схема маркетингового исследования. Резюме. Основные понятия, встречающиеся в главе. Глава 4

    Документ
    Что такое маркетинг? Управление маркетингом. Концепции управления маркетингом. Цели системы маркетинга. Стремитель­ное распространение системы маркетинга.
  8. В. Б. Боброва Общая редакция и вступительная статья (1)

    Статья
    Это что - ирония? Отнюдь. В таком случае - авторская некомпетентность: о маркетинге известно давным-давно. Памятливые читатели могут напомнить, что еще в 1974 г.
  9. В. Б. Боброва Общая редакция и вступительная статья (2)

    Статья
    Нам действительно предстоит заново открыть для себя содержа­ние давно, казалось бы, знакомого понятия, тем более понятия, ставшего в последнее время исключительно популярным.

Другие похожие документы..