Программа учебной дисциплины «Международная экономика» для специальности 050501. 18 Профессиональное обучение (экономика и управление)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономики

Программа учебной дисциплины

«Международная экономика»

для специальности 050501.18 – Профессиональное обучение

(экономика и управление)

Трудоемкость – 130 ч.

Аудиторные занятия – 68 ч. / 16 ч.

Лекции – 34 ч./ 10 ч.

Семинарские занятия - 34 ч./ 6 ч.

Экзамен - 7 семестр / 7 семестр

СРС – 62 ч. / 114 ч.

Утверждена на заседании кафедры экономики « 31» августа 2007 г.

Составитель: ст. преподаватель

Бейлина А. Ф. ________________

Зав. кафедрой к.э.н.

Бакалова Т. В. ________________

Воронеж - 2007

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Согласно учебного плана курс «Международная экономика» является дисциплиной специализации при подготовке студентов по специальности: «Профессиональное обучение (экономика и управление)» и изучается в 7 семестре (дневное отделение) и в 6-7 семестре (заочное отделение).

Международная экономика изучается в заключительных темах курса макроэкономики, и в то же время является самостоятельной наукой, которая строится на знаниях, полученных студентами при изучении основ рыночной экономики. Представленный курс является частью теории рыночной экономики, изучающей закономерности взаимодействия хозяйственных агентов разных стран в области обмена товарами, услугами, движения факторов производства, формирование валютных курсов и международной экономической политики государств. Модельный аппарат соответствует категориям микро- и макроэкономики. Тем не менее, многие законы и положения международной экономики являются дискуссионными, что отражает молодой возраст науки и быстрый темп мирохозяйственных преобразований.

В основе мирохозяйственных связей лежит международное разделение труда, которое увеличивает мобильность не только товарного рынка, но и рынков услуг, информации, капиталов, расширяясь вширь и в глубь.

На основе международного разделения труда возникают другие формы международных экономических отношений: внешняя торговля товарами и услугами, международные валютные и кредитные отношения, движение ссудного и предпринимательского капитала за рубеж, развитие транснациональный компаний, образование межрегиональных корпораций и др.

Поэтому основной целью изучения курса является освоение основных категорий и закономерностей международной экономки. В ходе изучения курса студенты приобретают компетенции в области самостоятельных навыков работы с дополнительным материалом, умение делать выводы, анализировать графические закономерности.

Изучение курса предполагает использование различных форм обучения (обсуждение проблемных вопросов, решение задач, анализ статистических данных, тестирование, составление логико-опорных схем) и видов занятий (лекции, семинарские занятия, коллоквиумы). Итоговой формой изучения курса является экзамен, складывающийся из обязательного выполнения заданий, предусмотренных программой.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Труд.-ть

в том числе ауд.

СРС

Всего

Лек.

Сем.

д/о

з/о

д/о

з/о

д/о

з/о

д/о

з/о

д/о

з/о

ВВЕДЕНИЕ

1.

Структура международной экономики.

6

8

2

-

-

-

2

-

4

8

РАЗДЕЛ 1. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИКРОЭКОНОМИКА

2.

Сущность международной торговли и её исходные понятия.

8

6

4

-

2

-

2

-

4

6

3.

Теории международной торговли

24

24

12

2

6

2

6

2

12

24

3.1.

Классические теории торговли.

14

16

8

4

4

2

4

2

6

12

3.2.

Альтернативные теории международной торговли.

10

12

4

-

2

-

2

-

6

12

4.

Выигрыш от внешней торговли и распределение доходов.

10

16

4

4

2

2

2

2

6

12

5.

Международная торговая политика.

24

28

12

4

6

2

6

2

12

24

5.1.

Тарифные методы регулирования.

10

14

4

2

2

2

2

-

6

12

5.2.

Нетарифные методы регулирования международной торговли.

14

14

8

2

4

-

4

2

6

12

6.

Международное движение факторов производства

20

22

8

2

2

2

6

-

12

20

6.1.

Мобильность факторов производства.

4

7

2

2

2

2

-

-

2

5

6.2.

Международное перемещение капитала.

6

5

2

-

-

-

2

-

4

5

6.3.

Миграция рабочей силы

6

5

2

-

-

-

2

-

4

5

6.4.

Международное перемещение технологий.

6

5

2

-

-

-

2

-

2

5

РАЗДЕЛ 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ МАКРОЭКОНОМИКА.

7.

Платежный баланс.

24

24

12

4

8

4

4

-

12

20

7.1.

Структура платежного баланса.

6

8

2

2

-

2

2

-

4

6

7.2.

Теории платежного баланса.

8

6

4

-

4

-

-

-

4

6

7.3.

Средства регулирования платежного баланса.

10

10

6

2

4

2

2

-

4

8

8.

Международная валютно-финансовая система.

14

12

8

2

4

2

4

-

6

10

9.

Макроэкономическое равновесие в открытой экономике.

12

14

6

2

4

-

2

2

6

12

Итого:

130

130

68

16

34

10

34

6

62

114

  1. Программа учебной дисциплины «Банковское дело» для специальности 050501. 18 Профессиональное обучение (экономика и управление)

    Программа
    Целью данного предмета является изучение особенностей осуществления предпринимательской деятельности в банковской сфере. При этом развиваются навыки анализа финансовой документации, решения экономических задач, самостоятельного принятия решений.
  2. Программа учебной дисциплины «Таможенное дело» для специальности 050501. 18 Профессиональное обучение (экономика и управление)

    Программа
    Активное развитие мирохозяйственных связей, включение России в мировое разделение труда и международную конкуренцию привели к тому, что таможенное дело из второстепенного вида деятельности превратилось в многосторонний эко­номический
  3. Программа учебной дисциплины «Предпринимательские риски» для специальности 050501. 18 Профессиональное обучение (экономика и управление)

    Программа
    Современное предпринимательство невозможно без риска. Это означает, что предпринимательство невозможно без того, чтобы в своем стремлении получить прибыль предприниматель не подвергал собственное дело каким-то возможным потерям или
  4. Программа учебной дисциплины «Бизнес-планирование» для специальности 050501. 18 Профессиональное обучение (экономика и управление)

    Программа
    Курс «Бизнес-планирование» относится к дисциплинам специализации. Дисциплина изучается в 5 семестре на специальности 030500.18 – профессиональное обучение (экономика и управление).
  5. Программа учебной дисциплины «Финансовый менеджмент» для специальности 050501. 18 Профессиональное обучение (экономика и управление)

    Программа
    В условиях рыночной экономики управление финансами одна из наиболее сложных и приоритетных задач, стоящих перед управленческим персоналом любой компании независимо от сферы и масштаба деятельности.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансовый менеджмент» для специальности 050501. 18 «Профессиональное обучение (экономика и управление)» Утвержден на заседании кафедры

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Финансовый менеджмент» относится к дисциплинам специализации. Курс изучается в девятом семестре студентами, обучающимися по специальности «Профессиональное обучение (экономика и управление).
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История экономики»» для специальности 050501. 18 «Профессиональное обучение (экономика и управление)» Утвержден на заседании кафедры

    Учебно-методический комплекс
    ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050501 «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ» (ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ)
  8. Программа учебной дисциплины «История экономики» для специальности 050501. 18 Профессиональное обучение (экономика и управление)

    Программа
    Целью данного предмета является изучение особенностей развития экономических процессов в исторической ретроспективе. При этом рассматриваются вопросы хозяйственного быта, как России, так и зарубежных стран с древности по наше время.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Рынок ценных бумаг» для специальности 050501. 18 «Профессиональное обучение (экономика и управление)» Утвержден на заседании кафедры

    Учебно-методический комплекс
    Изучение курса должно стать важной частью подготовки студентов к будущей профессиональной педагогической деятельности и освоения базовой компетенции. При этом решаются задачи, связанные со специальной компетенцией – изучение основных

Другие похожие документы..