План семинарских занятий для студентов очной формы обучения План семинарских занятий для студентов очной формы обучения (бакалавриат)

Зарубежный опыт местного самоуправления (4 часа).

1. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России.

2. Организация местной власти в советский период.

3. Муниципальные системы зарубежных стран.

Задание № 1. Проанализируйте содержание Указов Президента Российской Федерации о местном самоуправлении, принятых в октябре – декабре 1993 г., и сопоставьте из с нормами Конституции РФ 1993 г.

Задание № 2. Перечислите основные задачи, которые призвано решать местное самоуправление в Российской Федерации на современном этапе. Подтвердите свои выводы конституционными нормами о местном самоуправлении, а также положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06. 10. 2003 г. (ред. 2010 г.).

Раскрывая данный вопрос, следует исходить из понимания значимости российских традиций местного самоуправления на различных этапах развития российской государственности. Становление современного варианта местного самоуправле­ния не должно быть разорвано во времени. Изучение опыта дореволюционного земского и городского самоуправления, реформ Временного правительства, опыта Советской России свидетельствует о ряде общих закономерностей в борьбе идей о природе местного самоуправления.

Необходимо охарактеризовать организацию управления на местах до отмены крепостного права в России. Выделить от­личия традиционно существовавших общинной и иных форм самоуправления в России в дореформенный период с теми изменениями, которые были вызваны принятием Положения о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864 г. и Городового положения 16 июня 1870 г. Следует показать цели реформы, ее значение для становления гражданского общества в России, показать влияние общественно-хозяйст­венной теории самоуправлении.

Раскрывая систему земских и городских органов местного самоуправления, необходимо подчеркнуть их всесословность, особенности избирательного права, основные направления деятельности земских учреждений, их роль в развитии местного хозяйства, образовательных, медицинских и других учреждений. Надо показать, что уже в то время органы местного самоуправления участвовали в решении ряда государственных функций. Необходимо провести анализ соотношения компетенции губернских и уездных собраний. Следует остановиться также на проблемах, связанных с зависимостью земских учреждений от царской администрации (губернаторов, министра внутренних дел и т.д.). Нужно назвать причины, вызвавшие «контрреформу» и приведшие к реализации на практике государственной теории местного самоуправления. Аргументированные размышления на основе анализа «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» 1890 г. могут привести к интересным аналогиям с современным эта­пом развития местного самоуправления.

Совершенствование системы управления, устранение недостатков, имевших место в практике местного самоуправления, ликвидация их обособленности, стремление к органическому внутреннему единству «земского и правительственного» начал, «совершенствование» на основе «облагораживания» состава земских и городских собраний — все это в конечном счете трансформировало местное самоуправление России в особую разновидность государственного управления. Студентам следует аргументировано показать развитие влияния на решения земских собраний со стороны государственной администрации, а также на изменения, происшедшие с подчиненностью земских исполнительных органов.

В дискуссиях по этим вопросам необходимо уяснить, что земское дело в России — это не просто реформы и контрреформы. Это новый образ мысли, который поднял на службу Отечеству десятки тысяч самоотверженных, талантливых, верных избранной стезе врачей, учителей, агрономов, статистов. На земской почве впервые объединились представители всех сословий с одной целью — преобразовать уклад жизни и организацию управления в России.

Рассматривая данный вопрос, следует отметить, что задачи, поставленные Временным правительством в 1917 г., свидетельствовали о стремлении достроить систему местного самоуправления, рожденную реформами 1864—1890 гг. Необходимо отметить расширение географии земских учреждений, реформу земского избирательного права, распространение самоуправления на уровень волости и поселка, развитие демократических начал в местном самоуправлении.

Студентам следует уяснить, что уже в конце XIX — начале XX в. в России фактически состоялся выбор пути развития местного самоуправления, исходящий из осознания того, что чем более развиты элементы местного самоуправления, чем более самостоятельны его органы, чем более его начала господствуют в местной администрации, тем глубже они должны входить в общий строй государственного управления и тем менее возможны раздвоение власти и антагонизм самоуправляющихся учреждений и государственной бюрократии.

В связи с этим, обобщая ранее изложенное, надо особо показать роль земств в общественно-политической жизни России.

Студенты должны раскрыть место и роль местных органов власти советского периода, их систему, компетенцию. Необходимо обратить особое внимание на лежащую в их основе государственную природу и вместе с тем отметить элементы, свидетельствующие о наличии самоуправленческих начал. Кроме того, при ответе стоит подробнее остановиться на организационно-правовых формах деятельности Советов, по­скольку они представляют практическую значимость и в современных условиях. Одновременно нельзя обойти кризис­ные пороки системы Советов, определяемые не их государственной природой, не единой системой органов государственной власти в центре и на местах, а существовав­шим в тот период политическим и экономическим моноцен­тризмом в организации социального управления в целом.

Характеризуя советский вариант власти на местах, следует показать его отличительные черты на различных этапах государственного строительства. Необходимо обратить внимание на период до принятия Конституции 1936 г., особо выделить период реформирования советских органов в 90-е гг. Студенты должны иметь представление о причинах реформирова­ния, характеризовать Закон СССР от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйст­ва в СССР», Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР».

Отвечая на третий вопрос, следует дать развернутую характеристику следующим моделям местного самоуправления: англосаксонской, французской, германской (смешанной) и социалистической.

Вместе с тем необходимо показать существенные различия этих моделей, обратив особое внимание на характеристику статуса муниципальных корпораций, их место в государственном механизме, степень независимости. Надо остановиться на особенностях правового регулирования местного самоуп­равления в федеративных государствах.

Дискутируя о преимуществах и недостатках этих моделей, студенты должны учитывать, что все они имеют влияние на развитие местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе, хотя и в различной степени. Следует привести конкретные примеры проявления этого влияния.

Обращаясь к данному вопросу, надо исходить из того, что на местном уровне в современных зарубежных странах существует большое разнообразие организационно-правовых форм местного самоуправления. В центр дискуссии следует поставить характеристику отношений, места и значимости в реше­нии вопросов местного значения представительных и исполнительных органов местного самоуправления. В связи с этим необходимо рассмотреть следующие модели местного самоуправления:

а) «сильный совет — слабый мэр»;

б) «сильный мэр — слабый совет»;

в) «совет — управляющий»;

г) «комиссионная форма»;

д) иные варианты.

Студенты должны высказать свои доводы «за» и «против» по каждой из моделей, а также по принципам «позитивного» и «негативного» способов установления сфер деятельности и полномочий местного самоуправления.

Следует отметить, что, несмотря на существование раз­личных моделей местного самоуправления, на современном этапе четко определились общие тенденции в положении местного самоуправления. В первую очередь они характеризуются стремлением государства повысить эффективность ин­ститутов местного самоуправления. Необходимо показать основные направления модернизации местного самоуправления (финансовую, территориальную и другие формы), объяснить современные тенденции в сфере местного самоуправления объективными процессами, требующими более тесного взаимодействия органов местного самоуправления и государственных органов. В этой связи следует проанализировать Европейскую хартию местного самоуправления.

К теме 2 «Исторические основы местного самоуправления. Зарубежный опыт местного самоуправления»

1. Европейская Хартия местного самоуправления. Принята Советом Европы 15 октября 1985 г.// Народный депутат. 1993. № 11.

2. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств «О принципах местного самоуправления в государствах – участниках Содружества» от 29 октября 1994 г.// Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ. 1995. № 6.

«+» 3. Конституция РФ 1993 г., 130-133 (в ред. 30. 12. 2008г.).

4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 22 апреля и 26 ноября 1996 г., от 17 марта 1997 г., от 4 августа 2000 г., от 21 марта 2010 г.)// СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917; № 49. Ст. 5500; 1997. № 12. Ст. 1378. (утратил силу).

5. Закон РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 6 июля 1991 г. (в редакции законов РФ от 22 октября 1992 г., 28 апреля 1993 г., Федерального закона от 28 августа 1995 г.)// ВВС. 1991. № 29. Ст. 1010; 1992. № 46. Ст. 2618; 1993. № 21. Ст. 748; СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506. (утратил силу).

6. Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. (в редакции Федерального закона от 22 июня 1998 г.)// СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5497; 1998. № 26. Ст. 3005.

7. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. (в редакции Федерального Закона от 9 июля 1999 г.)// СЗ РФ, 1997. № 39. Ст. 4464; 1999. № 28. Ст. 3492. (утратил силу).

8. Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 8 января 1998 г. (в редакции Федерального закона от апреля 2007 г.)// СЗ РФ. 1008. № 2. Ст. 224; 1999. № 16. Ст. 1933. (утратил силу).

9. Основные положения государственной политики в области развития

местного самоуправления в РФ. Утв. Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г.// СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5011.

10. Указ Президента РФ «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации» от 11 июня 1997 г. № 568// СЗ РФ. 1997. № 24. Ст. 2741.

11. Постановление Правительства РФ «О Федеральной программе государственной поддержке местного самоуправления» от 27 декабря 1995 г. № 1251 (в ред. Постановления от 5 сентября 1998 г. № 1049)//СЗ РФ. 1996. № 2. Ст. 121; 1998. № 37. Ст. 4625.

12. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 мая 1996 г. по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 58 и пункта 2 статьи 59 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации» от 25 августа 1995 г.; (с изм. от 22 апреля 1996 г.)// СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2811.

13. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1997 г. по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995г.// СЗ РФ. 1997. № 42. Ст. 4902.

14. Закон УР «О местном самоуправлении в УР»// Удмуртская правда. 28 мая 1996 г. (с последующими изменениями).

15. Выдрин И.В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России: Учебн. для вузов, рекоменд. МО РФ. – М.:НОРМА Инфра-М., 2000. –359 с.

16. Муниципальное право Российской Федерации: Учебн. для вузов/Борисова Н. Е., Дмитриев Ю. А., Комарова В. В. Под ред. Ю. А. Дмитриева. М.: МЦУПП, 1990 г. – 509 с.

17. Муниципальное право. Учебн. для вузов/отв. ред. авт. кол-ва А. И. Коваленко. – М., Новый юрист, 1997 г.

18. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право.: Учеб. – 2-е изд. перераб., доп. М., Юристъ, 2001, - 500 с.

19. Незнамова Е.А. Правовое регулирование муниципальной деятельности в зарубежных странах / Е.А. Незнамова // Конституционное и муниципальное право. -2002. С. 40-42. +

20. Шувалов И. Перспективы реформы: устранение неточностей: [доклад] / И. Шувалов // Муниципальная власть. – 2004. – С. 12. +

21. Жеребцова К.В. Особенности применения в России зарубежного опыта организации труда по управлению муниципальной собственностью (правовой аспект) / Жеребцова К.В. // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. – 2007. № 3 С. 42-43. +

ТЕМА № 3. Понятие и система местного самоуправления (4 часа)

1. Понятие местного самоуправления.

2. Основные теории о сущности и природе местного самоуправления.

3. Принципы местного самоуправления.

4. Функции местного самоуправления.

5.Организационные формы осуществления местного самоуправления (общая характеристика).

Задание № 1. Глава муниципального образования района внес на рассмотрение районного собрания депутатов проекта структуры и порядка формирования органов местного самоуправления. Президент республики сначала согласовал проект в соответствующих министерствах, а также установил району предельную численность муниципальных служащих (27 человек) и соответствующий фонд заработной платы.

Правомерны ли действия Президента республики? Охарактеризуйте принцип самостоятельности решения вопросов местного значения.

1. Следует отметить, что понятие «местного самоуправления» как «права и реальной способности органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» установлено Европейской хартией местного самоуправления от 15 октября 1985 г., и легло в основу современного закреп­ленного Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общих принципах...» понятия местного самоуправления. Вместе с тем оно имеет существенные отличия от понятий местного самоуправления предшествующих исторических периодов Формы самоорганизации коллективов возникали задолго до образования государства. Главным объединяющим факто­ром тогда являлся «общий интерес», а совместная деятельность реализовывалась на основе самоуправления.

  1. А. С. Казурова проблемы государственного образовательного стандарта высшего профессионального музыкального образования

    Документ
    Основная тема методологического семинара на 2005 г.: «Компетентностный подход в современном профессиональном образовании: проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО)».
  2. Программа дисциплины теория и методика обучения русскому языку и литературе для специальности 050301. 65 русский язык и литература «Разработано»

    Программа дисциплины
    Современный мир предъявляет кардинально новые требования к содержанию образования. Как в России, так и в большинстве стран провозглашена концепция опережающего образования, появилась новая парадигма образования, согласно которой образовательная
  3. Высшего профессионального образования (60)

    Документ
    Целью теоретической механики является изучение тех общих законов, которым подчиняются движение и равновесие материальных тел и возникающие при этом взаимодействия между телами.
  4. Высшего профессионального образования (69)

    Документ
    Знания: алгебраических структур, векторных пространств, линейных отображений; - аналитической геометрии, дифференциальной геометрии кривых поверхностей,
  5. Положение об организации учебного процесса по кредитной технологии обучения в кгутиИ им. Ш. Есенова Положение об оценке знаний обучающихся в кгутиИ им. Ш. Есенова

    Документ
    Сборник нормативных документов по кредитной технологии обучения: Положения [Текст] / Под общ. ред. Н.Р. Садыкова; авт. колл.: Ш.Г. Гиниятова, М.Н. Утебаев, К.
  6. Уровень требований при приеме 39 > Качество знаний студентов по результатам текущей и промежуточной аттестации 41 введение

    Реферат
    Идея создания Филиала обусловлена имеющимся научным потенциалом и особыми социально-экономическими условиями региона. Основополагающую роль при создании Филиала, сыграл тот факт, что в Апатитах расположен Кольский научный центр Российской
  7. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения (2)

    Учебно-методический комплекс
    Коваленко Н. Д. Музыкальный лекторий для детей. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения.
  8. Комплекс учебной дисциплины иностранный язык (немецкий, уровень бакалавриата) Факул

    Рабочая программа
    Контрольный конспект лекций преподавателя, отражающий содержание и уровень лекционного материала, материала практических (семинарских) занятий, задания на выполнение курсовых работ и проектов, варианты индивидуальных заданий, контрольные
  9. Отче т (10)

    Документ
    1. Общие сведения о кафедре: 4 июля 1990 года был подписан приказ № 132-а об открытии в Башкирском государственном педагогическом институте кафедры теории и истории мировой культуры.
  10. Программа дисциплины дн. Ф7 Экономика труда для подготовки бакалавра направления 080100 «Экономика» Форма обучения: очная

    Программа дисциплины
    Программа составлена с соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для подготовки бакалавра направления 080100 «Экономика»

Другие похожие документы..