Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоологии позвоночных» 2 курс (дневное отделение)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра общей биологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«ЗООЛОГИИ ПОЗВОНОЧНЫХ»

2 курс (дневное отделение)

специальность

032400 «Биология» с дополнительной специальностью 032300 «Химия»

Учебно-методический комплекс Составитель: к.б.н.,

обсужден и утвержден доцент

на заседании кафедры Чаус Б.Ю.

«_____» _____________2008 г.

Заведующий кафедрой _____________ д.б.н., профессор Карпов Д.Н.

Стерлитамак 2008

Содержание

Наименование раздела

стр.

ВЫПИСКА из ГОССТАНДАРТА

3

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА

Введение

3

Объем дисциплины и виды учебной работы

4

Содержание дисциплины……………………………………………….

5

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

13

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

13

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

Цели изучения дисциплины

16

Знания и умения студентов 2-го курса биолого-химического отделения СГПИ по завершении изучения дисциплины “Зоология позвоночных”

16

Примерное тематическое планирование изучения дисциплины “Зоология позвоночных”

19

Содержание курса

20

Тематика лабораторных и практических занятий………….

23

Лабораторный практикум (задания)

24

Учебно-методическое обеспечение……………………………………

28

Методические рекомендации преподавателю и студентам

33

Требования к усвоению программы (формы текущего и промежуточного контроля)

35

Материалы лекций

50

Выписка из «ГосударственнОГО образовательнОГО стандартА Высшего профессионального образования»

Специальность 032400 Биология

Квалификация учитель биологии

ДПП.Ф.08 Зоология

Зоология как система наук о животных и основные вехи ее истории. Значение зоологии для теоретической биологии и развития прикладных отраслей хозяйства. Животные в составе органического мира. Отличительные особенности царства животных. Значение животных в биогенном круговороте веществ в биосфере. Разнообразие животного мира. Современная система животного мира. Экологическая система животных. Уровни организации и планы строения животных, их функциональные особенности, развитие и экологическая приспособленность. Экологическая радиация таксонов. Значение в природе и жизни человека. Основы зоологической систематики. Одноклеточные и многоклеточные. Особенности организации. Обзор типов. Происхождение, эволюция, значение. Обзор типов низших и высших многоклеточных. Тип хордовых и его принципиальные отличия от беспозвоночных животных. Низшие хордовые животные. Высшие хордовые – позвоночные животные. Классы круглоротых, рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Особенности строения. Пути приспособления к жизни на суше. Эволюция, разнообразие и значение позвоночных животных.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА

Введение

Актуальность. Зоология позвоночных - важная дисциплина подготовки студентов биологической специальности педагогического ВУЗа. Достижения биологии во второй половине 20-го века, а именно развитие таких базовых наук как систематика, морфология, эмбриология, физиология, биохимия, молекулярная биология, генетика, экология, этология и др. значительно пополнили “Зоологию позвоночных”, что позволяет более детально рассмотреть и более полно оценить значение не только морфологических преобразований, но и их биохимической основы и функций, а также поведения и внутривидовой (популяционной) организации.

В данной программе задача курса “Зоология позвоночных” не ограничивается только знакомством с современным миром животных, с морфологическими и анатомическими особенностями его представителей, но и рассматриваются вопросы истории происхождения, эволюции, экологии и охраны позвоночных животных.

Настоящая программа составлена для студентов 2-го курса биолого-химического отделения СГПА в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 032400 - “Биология с дополнительной специальностью 032300 «Химия» и построена следующим образом:

а) рассмотрение каждой изучаемой систематической группы животных начинается с общей характеристики;

б) затем рассматриваются особенности морфологии, анатомии, физиологии и экологии группы;

в) после этого значительное место отводится рассмотрению вопросов, затрагивающих ее происхождение и эволюцию;

г) затем излагается система группы;

в) в ходе дальнейшего изучения более широко рассматриваются функциональное значение морфологических, физиологических и биохимических особенностей и их связь с экологической спецификой представителей изучаемой группы.

Кроме того, в программе отводится значительное место рассмотрению особенностей поведения, роли в биоценозах и экономическому значению изучаемых животных.

В программе рассматриваются 2 типа животных: тип Полухордовые и тип Хордовые. Включение в программу типа Полухордовые объясняется необходимостью характеристики связующей группы между дисциплиной “Зоология беспозвоночных”, которую студенты биолого-химического отделения СГПА изучали на 1-м курсе (I - II семестры) и дисциплиной “Зоология позвоночных”. Прежде полухордовые считались подтипом хордовых, с которыми их объединяет наличие хордоподобного органа - нотохорда, жаберных щелей и ряд других признаков.

Основной упор в программе сделан на изучение низших хордовых (оболочники, бесчерепные), бесчелюстных, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. При составлении программы учитывалась как программа “Зоология позвоночных” для биологических специальностей педагогических институтов, сборник программ дисциплин предметной подготовки по специальности 011600 - Биология (Москва, 1999), так и современные требования к знаниям, которые необходимы будущему школьному учителю биологии. Поэтому, при составлении программы учитывала и система знаний по зоологии позвоночных, которая рекомендуется для изучения в школе в таких пособиях, как “Биология: формы и уровни жизни” (Медников Б.М., 1995), “Биология” (Грин Н., Стаут У., Тейлор Д., 1996) и др.

Кроме того, каждый раздел программ, начиная с надкласса Рыбы, предусматривает рассмотрение позвоночных животных, обитающих на территории республики Башкортостан.

В ходе изучения дисциплины предусматриваются междисциплинарные связи с такими предметами, как «Зоология беспозвоночных», «Экология» «Анатомия», «Физиология человека и животных», «Генетика»,»Молекулярная биология», «Биогеография» и др.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Изучение дисциплины “Зоология позвоночных” предусматривает 50 часов лекций и 50 часов лабораторных занятий (табл. 1). Кроме того, для самостоятельной работы студентов отводится 100 часов (табл. 2).

Изучение дисциплины “Зоология позвоночных” осуществляется в течении III и IV учебных семестров. В III семестре (19 учебных недель) изучаются темы под №№ 1 - 10. (таблица 1). По окончании семестра студенты сдают зачет по пройденным темам.

Темы №№11-13 изучаются в 4-м семестре, по окончании чего студенты сдают экзамен в летнюю сессию.

Таблица 1

Примерное посеместровое тематическое планирование изучения дисциплины «Зоология позвоночных»

№ п/п

Название темы

Лекции

(час)

Лаб.

работы

(час)

Всего

(час)

3-й семестр

1.

ВВЕДЕНИЕ

2

-

2

2.

ТИП ПОЛУХОРДОВЫЕ (HEMICHORDATA)

2

2

4

3.

ТИП ХОРДОВЫЕ (CHORDATA), в т. ч.:

4.

ПОДТИП ЛИЧИНОЧНО-ХОРДОВЫЕ или ОБОЛОЧНИКИ (UROCHORDATA, SEU TUNICATA)

2

2

4

5.

ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ (ACRANIA)

2

2

4

6.

ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ, или ЧЕРЕПНЫЕ (VERTEBRATA, SEU CRANIOTA), из них:

7.

РАЗДЕЛ БЕСЧЕЛЮСТНЫЕ, или ЭНТОБРАНХИАТЫ (AGNATHA, SEU ENTOBRNCHIATA)

2

2

4

8.

РАЗДЕЛ ЧЕЛЮСТНОРОТЫЕ, или ЭКТОБРАНХИАТЫ (GNATHOSTOMATA, SEU ECTOBRNCHIATA)

40

40

80

9.

Рыбообразные и рыбы

6

6

12

10

Земноводные

4

4

8

4-й семестр

11

Пресмыкающиеся

8

8

16

12

Птицы

12

12

24

13

Млекопитающие

10

10

20

ИТОГО:

50

50

100

Почасовое планирование самостоятельной работы студентов показано в таблице 2.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоологии позвоночных» 2 курс (дневное отделение) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Зоология как система наук о животных и основные вехи ее истории. Значение зоологии для теоретической биологии и развития прикладных отраслей хозяйства.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая экология» 4 курс (дневное отделение) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Основные этапы развития экологической науки. Структура и задачи современной экологии. Среда и экологические факторы. Законы их действия на организмы. Основные пути воздействия организмов на среду обитания.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая экология» 4 курс (дневное отделение) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Мутуалистические связи в сообществах. Механизмы регуляции численности популяций в биоценозах. Законы экологической сукцессии. Специфика островных биоценозов.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зоология беспозвоночных» Составитель: доцент Петров С. С

    Учебно-методический комплекс
    Лекция является основной формой обучения в высшем учебном заведении. В ходе лекционного курса проводится систематическое изложение современных научных материалов, освещение зоологии беспозвоночных, таких как: основные особенности организации
  5. Методический комплекс по дисциплине «зоология беспозвоночных» Составитель: к б. н

    Методические рекомендации
    Актуальность. Программа по курсу «Зоология беспозвоночных » составлена на основе программы И.Х.Шаровой (2 ), рекомендованной Учебно-методическим объединением высших учебных заведений РФ по педагогическому образованию.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «логика» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Знание логики является важнейшей составной частью общей и профессиональной подготовки специалиста управления. Сегодня в условиях изменения характера человеческого труда ценность такого знания возрастает.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «введение в биологию» 2 курс (дневное отделение)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность. Учебная дисциплина «Введение в биологию» является важным предметом для общетеоретической подготовки студентов 1-го курса, начинающих изучать биологические специальности в педагогическом ВУЗе.
  8. Учебно-методический комплекс по факультативу «зоология беспозвоночных» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Цель факультатива – изучение разнообразия животных, их структурно-функциональных адаптаций к условиям существования, роли в биоценозах. Задачи факультатива – расширить и углубить знания студентов об особенностях строения и жизнедеятельности
  9. Учебно-методический комплекс по факультативу «зоология беспозвоночных» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цель факультатива – изучение разнообразия животных, их структурно-функциональных адаптаций к условиям существования, роли в биоценозах. Задачи факультатива – расширить и углубить знания студентов об особенностях строения и жизнедеятельности

Другие похожие документы..