Учебная программа для специальности 1-240102 «Правоведение» Факультет юридический

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный институт трудовых и социальных отношений»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор Учреждения образования

Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный институт трудовых

и социальных отношений»

_______________В.И. Толкачев

«_____» __________ 2009 г.

Регистрационный № УД-______/р.

КРИМИНОЛОГИЯ

Учебная программа

для специальности 1-240102 «Правоведение»

Факультет юридический

Кафедра публичного права

Курс - 4

Семестр – 7

Лекций - 22 часа

Практических (семинарских)

занятий - 24 часа

Самостоятельная работа - 10 часов

Всего аудиторных часов - 56 часов

Всего часов по дисциплине - часов

Экзамен - 7 семестр

Форма получения

высшего образования

очная

Составила С.Ю. Яковишина, доцент кафедры публичного права

Минск 2009

Учебная программа «Криминология» составлена на основе учебной программы «Криминология» для специальности 1-24.01.02 «Правоведение», утвержденной УО ФПБ «МИТСО» 13 ноября 2007 г. Рег. № 355.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры публичного права.

10.09. 2009 г. Протокол № _1_

Заведующий кафедрой

_____________С.К. Купрейчик

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим Советом учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный институт трудовых и социальных отношений».

2009 г. Протокол №____

Председатель

____________В.И. Толкачев

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Криминология» входит в перечень обязательных юридических дисциплин, предусмотренных программой обучения на юридическом факультете. Учебный курс «Криминология» состоит из Общей части, которая включает в себя теорию криминологии как науки о преступности, ее причинах, лицах, совершивших преступления, системе предупреждения преступности, и Особенной части, рассматривающей характеристику, причины и предупреждение различных видов преступности.

1.1. Цель преподавания дисциплины. Изучения курса «Криминология» имеет целью выработать у студентов криминологического мышления, формирование научно-обоснованных взглядов на преступность как на негативный объективно обусловленный социальный процесс, который общество и государство должны сдерживать, чтобы не допустить нарушения условий их нормальной жизнедеятельности, а также дать студентам знание о стратегии воздействия на преступность в современных условиях, подготовить их к компетентному решению профессиональных проблем.

1.2. Задачи изучения дисциплины. Достижение вышеуказанной цели предполагает решение следующих задач:

- дать студентам знания об основных проблемах отечественной и зарубежной криминологии;

- сформировать у студентов умения и навыки анализа и оценки данных о преступности, прогнозирования преступности и индивидуального преступного поведения, организации и осуществления профилактической деятельности, использования современных методик для решения этих задач.

Выпускник должен знать:

- сложившиеся в науке представления о сущности преступности, своеобразной негативной роли, которую она играет в обществе;

- мировые, региональные и республиканские тенденции преступности в настоящее время;

- сущность современных теорий причин преступности, наиболее значимые явления общественной жизни, влияющие на воспроизводство преступлений в Республике Беларусь;

- границы возможного воздействия на преступность, реальные средства, которыми располагает общество для организации борьбы с преступностью, для осуществления контроля над ней, роль и место карательных и некарательных средств противодействия преступному поведению;

- систему предупреждения преступлений, основные направления деятельности ее субъектов в Республике Беларусь, позитивный зарубежный опыт предупреждения преступлений;

- криминологию зарубежных стран, международное сотрудничество в борьбе с преступностью;

- отечественное и международное криминологическое законодательство.

Также необходимо уметь:

- анализировать статистические данные и объективно оценивать криминологическую ситуацию на всех уровнях, в различных сферах, в отдельных социальных группах;

- определять степень криминогенности конкретных социальных явлений, событий и процессов;

- использовать знания основных особенностей личности преступника для правильного решения профессиональных и научных задач;

- объяснить место и значение социального контроля, различных его принципов, институтов, механизмов, методов в противодействии общества и государства преступным проявлениям и защите от них каждого члена общества.

1.3. Связь дисциплины с другими учебными дисциплинами. Криминология тесно связана с другими науками уголовно-правового комплекса. Занимая среди них особое место, как общетеоретическая наука о преступности, она способствует более глубокому усвоению социологического содержания важнейших положений уголовного права, уголовного процесса, уголовно-исполнительного права, криминалистики и других юридических дисциплин.

Овладение криминологическими знаниями обеспечивается сочетанием таких различных форм и методов обучения, как учебные лекции, семинары, практические и индивидуальные занятия, написание рефератов и научных работ.

1.4. Распределение времени. Всего на изучение данного курса на дневной форме обучения отводится 56 часов, из них 22 часа отводится на лекции, 24 часа – на семинарские (практические) занятия и 10 часов – на самостоятельную работу студента.

При изучении криминологии следует использовать основную, а также дополнительную литературу, указанную по теме и рекомендованную преподавателем.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема 1. Понятие, предмет, задачи криминологии.

Понятие криминологии. Криминология как социально-правовая наука, учебная дисциплина, нормативная отрасль законодательства о предупреждении правонарушений и преступлений. Предмет криминологии. Общая характеристика четырех компонентов предмета криминологии: преступности, личности преступника, причин и условий (детерминант) преступности, противодействия преступности

Криминология – междисциплинарная отрасль знаний. Место криминологии в системе юридических наук. Криминология и уголовное право. Взаимодействие криминологии с уголовно-процессуальным правом, прокурорским надзором, криминалистикой, уголовно-исполнительным правом и смежными с ним пенитенциарной психологией и педагогикой. Использование в криминологии данных уголовно-правовой статистики. Связь криминологии с науками неуголовно-правового цикла – административным, гражданским, семейным, налоговым, бюджетным, таможенным, трудовым правом. Связь криминологии с социологией, экономикой, психологией, психиатрией, демографией, статистикой и другими общественными и естественными науками. Значений математических знаний для решения задач, стоящих перед криминологией (количественные измерения различных криминогенных явлений, построений логических и математических моделей преступного поведения, модели концепций и программ противодействия преступности и пр.)

Диалектические и историко-материалистические методы как методологическая база криминологии. Применение системного метода при анализе криминологических категорий.

Система курса криминологии. Система криминологии по предмету и обобщенности криминологических характеристик. Общая и Особенная части. Криминологическая классификация Особенной части курса – криминологическая характеристика видов преступлений, выделяемых по содержанию преступных деяний (корыстные, насильственные и т.д.) либо по особенностям контингента преступников (преступления несовершеннолетних, рецидивные преступления и т.д.). Отрасли криминологии (виктимология, семейная, пенитенциарная, экономическая, политическая и пр. криминология).

Задачи и функции криминологии как отрасли законодательства. Аналитическая, прогностическая, экспертная, нормотворческая, правоприменительная, международно-правовая функция криминологии.

Тема 2. Становление криминологии и ее основные теории

Зарождение криминологической мысли. Теологические взгляды на преступность и преступников.

Классическая школа криминологии XVIII - первой половины XIX века. Влияние взглядов философов-просветителей Ж.-Ж. Руссо, Ш. де Монтескье, Ф.М. Аруэ (Вольтер) на развитие криминологической мысли. Рационально-гуманистическое мировоззрение и зарождение основ криминологического учения Ч. Беккариа, И. Бентама, Дж. Говарда.

Позитивистский период развития криминологии (вторая половина XIX – 20-е годы XX века). Позитивизм в криминологии. Антропологическое (биологическое) направление. Туринская школа. Работа Ч. Ломброзо «Преступный человек» (1876 г.). Социологическое направление в криминологии. Концепция «социальной физики» (детерминизма) Л.А. Кетле. Развитие теории множественности факторов преступности в работах Г. Тарда, Ф. Листа. Структурно-функциональный анализ в криминологии. Теория аномии Э. Дюркгейма.

Современный период в истории криминологии и основные направления ее развития. Неоклассическая школа криминологии. Генетика и преступность. Многофакторный подход.

Уголовно-социологические теории преступности: социальной дезорганизации (Р. Мертон), теория субкультуры (А. Коэн, Л. Оулин). Социально-психологические теории преступности: теория обучения, (Г.-Ю. Айзенк, Г. Траслер), теория дифференциальной ассоциации (Э. Сатерленд, Д. Кресси), теория контроля (А. Рейс, М. Гоулд), социальной связи (Э. Хирш), теория интеракции – теория стигмации («клеймения») (Р. Куинн и др.), иные теории.

Развитие криминологии в дореволюционной России. Социологическое направление (М.В. Духовской, И.Я. Фойницкий, М.П. Чубинский, С.К. Гогель, В.Д. Набоков, А.А. Жижиленко, А.А. Пионтковский-старший, С.В. Познышев, П.И. Люблинский). «Левое крыло» российских криминалистов-социологов (М.Н. Гернет, М.М. Исаев, Н.Н. Полянский, Х.М. Чарыхов). Биосоциальное направление (Д.А. Дриль, П.И. Тарновский, В.Ф. Чиж и др.).

Этапы развития советской криминологии. Организация и деятельность первых советских криминологических учреждений в 20-х годах. Дискуссия 20-30-х годы про вопросам изучения преступности и личности преступников.

Причины существенного сокращения научных криминологических исследований в конце 30-х годов. Научно-практические исследования преступности в рамках правоохранительной деятельности в 30-40-х годах.

Создание в 1963 г. Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности – как головного всесоюзного криминологического учреждения, координирующего научные исследования в области криминологии. С 1964 г. криминология – обязательная учебная дисциплина юридических вузов.

Разработки в 60-70-х годах теоретических основ советской криминологии как самостоятельной науки и учебной дисциплины.

Криминология на современном этапе. Сочетание теоретических и практических исследований, создание научно-методической основы нормотворчества и практики борьбы с преступностью – характерные черты современной криминологии. Основные научные проблемы, разрабатываемые современной криминологией. Координация криминологических исследований.

Тема 3. Преступность и ее основные характеристики

Понятие преступности. Сущность преступности, ее историческая обусловленность и изменчивость. Вопрос о классовом характере преступности: догматика прошлого и современное понимание. Социальные и правовые свойства преступности. Общественная опасность и массовость преступности. Преступность как статистическая совокупность. Соотношение преступления и преступности.

Количественные и качественные характеристики преступности. Состояние, уровень преступности, коэффициенты преступности; общие и специальные коэффициенты преступной активности. Структура преступности, виды преступности. Группы наиболее опасных и распространенных преступлений. Динамика преступности и факторы, влияющие на нее. Латентная преступность, методы ее оценки. Степень латентности. Ее зависимость от характера реагирования органов власти на полученную информацию о криминальном поведении. Региональные различия в преступности («география» преступности). Социальные последствия преступности.

Основные параметры преступности в дореволюционной России. Характеристика преступности в СССР в различные периоды его существования. Достоверность опубликованных сведений о преступности. Борьба за раскрытие уголовной статистики и ее итоги.

Современное состояние преступности. Преступность в Республике Беларусь в сравнении с преступностью в других странах.

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Международные криминологические учреждения. Роль ООН и Совета Европы по предупреждению преступности в мире и обращению с правонарушителями.

  1. Учебная программа для специальности 1- 240102 Правоведение Факультет юридический

    Программа
    Учебная программа «Иностранный язык» (английский) составлена на основе типовой учебной программы «Иностранный язык для высших учебных заведений неязыковых специальностей», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь.
  2. Учебная программа для специальностей 1- 240102 «Правоведение» Факультет (2)

    Программа
    Расширение международных связей, интернационализация всех сфер общественной жизни делают иностранный язык реально востребуемым в практической и интеллектуальной деятельности специалистов нового типа.
  3. Учебная программа для специальностей 1- 240102 «Правоведение» Факультет (1)

    Программа
    Учебная программа «Иностранный язык» (английский) составлена на основе типовой учебной программы «Иностранный язык» для высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь.
  4. Учебная программа для специальности 1-240102 Правоведение Факультет Менеджмента и маркетинга (1)

    Программа
    Учебная программа составлена на основе учебной программы по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь от 24.
  5. Учебная программа для специальности 1-240102 Правоведение Факультет Менеджмента и маркетинга (2)

    Программа
    Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы по дисциплине «Трудовое право», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь от 30.
  6. Учебная программа для специальности 1-24. 01. 02 Правоведение Факультет Юридический (1)

    Программа
    Учебной программы по курсу «История политических и правовых учений» составлена на основе типовой учебной программы по курсу “История политических и правовых учений” для высших учебных заведений, по специальности 1-24 01 02 «Правоведение»,
  7. Дополнения и изменения к учебной программе по изучаемой учебной дисциплине «Cемейное право» на 2009/2010 учебный год

    Документ
    Семейное право – одна из правовых дисциплин, изучаемых по учебным планам юридических специальностей вузов Республики Беларусь. Этой отраслью права регулируются не только отношения, связанные с образованием и функционированием брака
  8. Программа дисциплины (14)

    Программа дисциплины
    Канке В. А. Концепции современного естествознания : Учебник для студ.вузов / Канке, Виктор Андреевич ; В.А. Канке. - 2-е изд.,испр. - М. : Логос, 2002.

Другие похожие документы..