Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

№ 1 2006

Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

1 2006

Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики

Журнал основан в 2005 году.

Периодичность – 4 номера в год.

Учредители:

Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех»,

Бюро ЮНЕСКО в Москве,

Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России,

Южно-Уральский Центр медиаобразования,

Российская школьная библиотечная ассоциация,

Таганрогский государственный педагогический институт,

Издатель ИП Ю.Д.Кучма

В 2006 году журнал выпускается при поддержке Администрации Главы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Редакционная коллегия:

А.В.Федоров

главный редактор

Н.Л.Альварес

Л.М.Баженова

О.А.Баранов

Е.Л.Вартанова

С.И.Гудилина

В.В.Гура

А.А.Демидов

Н.Б.Кириллова

С.Г.Корконосенко

А.П.Короченский

В.А.Монастырский

С.Н.Пензин

Г.А.Поличко

В.С.Собкин

Л.В.Усенко

Н.Ф.Хилько

А.В.Шариков

Адрес редакции:

Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России,

109542, Москва,

Рязанский проспект, д.99, офис У-430.

e-mail: tina5@

/mediaeducation

http://www.mediaeducation.boom.ru

Статьи для публикации в журнале принимаются только по электронной почте.

© журнал «Медиаобразование»

Информационная поддержка:

Портал Московского Бюро ЮНЕСКО

/rus/pages/bythemes/stasya29062005124316.php

Портал Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». http://www.ifap.ru

Анонсы содержания номеров журнала «Медиаобразование» публикуются на российском образовательном портале «Учеба» www.ucheba.com и рассылаются администрацией данного портала всем желающим по электронной почте.

СОДЕРЖАНИЕ

Актуальные новости

Демидов А.А.

Компакт-диск «Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика» – новая инициатива Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России …………….с.4.

Шариков А.В.

Шаг навстречу: кино, наука, образование…………с.10.

Демидов А.А.

Через библиотеки – к будущему……………………с.11.

Страницы истории

Ильичев Г.

Кинообразование в моей жизни…………………с.13.

Подкопаева Е.В.

Кино для историка……………..…………………с.18.

Дети, молодежь и медиа: социологический аспект

Лиханова Е.Н.

Социально-психологический и морально этический аспекты экранной культуры современного подростка с.22

Медиаобразование профессионалов

Максимова В.

Журналистское образование: сумма технологий, или культура творчества?.......................................................с.39.

Медиапедагогика за рубежом

Колесниченко В.Л.

Оракул электронного века………………………………с.46.

Федоров А.В.

Международные конференции по медиаобразованиюс.50.

Медиаобразование в лицах

Кто есть кто в российской медиапедагогике…………с.73.

Книжная полка

Листенгартен В.С.

Союз кино и педагогики……………………………с.94.

Челышева И.В.

Медиаобразование продолжается………………… с.97.

Челышева И.В.

Медиатекст и его прочтение…………………………с.102.

Челышева И.В.

Медиаэкология на современном этапе………………с.104.

Библиография

Список литературы по тематике медиаобразования,

опубликованной российскими авторами в 2005 году с.106

Актуальные новости

А.А.Демидов

заместитель председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»

Компакт-диск «Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика» – новая инициатива Российского комитета Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" и Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России

«Чтобы быть по-настоящему грамотным, вы должны быть

грамотными в мире медиа» (Маршалл Маклюэн).

«Я хотел бы послать мои теплые пожелания и поздравления

относительно этого важного медиаобразовательного проекта

Российской Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» -

создания CD «Медиаобразование. Медиапедагогика.

Медиажурналистика» (Тригве Панхофф, главный редактор

медиаобразовательного журнала «Tilt» (Норвегия).

«Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика». Этот Компакт-диск (Москва, 2005) создан Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Ассоциацией кинообразования и медиапедагогики России при поддержке Администрации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Таганрогского государственного педагогического института.

В основу ресурса положены труды президента Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, эксперта Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Александра Федорова.

Федеральное агентство по культуре и кинематографии оказывает содействие в распространении CD на безвозмездной основе по публичным, школьным и университетским библиотекам Российской Федерации, государственным и общественным организациям, работающим в сфере культуры, информации, коммуникации и образования, СМИ, для обеспечения максимально широкого доступа специалистов к созданным информационным ресурсам.

Компакт-диск является самостоятельным электронным информационным продуктом, специально созданным как для самообразования, так и для повышения квалификации в области развития одного из самых актуальных и перспективных направлений формирования информационного общества и общества знаний – медиаобразования. Данный ресурс является электронным приложением к поддерживаемым Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (http://www.ifap.ru) периодическим изданиям - журналам «Медиаобразование» и «Школьная библиотека».

В октябре 2004 в Челябинской области под эгидой Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» прошел Межрегиональный «круглый стол» «Медиаобразование: проблемы и перспективы». Организаторами мероприятия выступили Бюро ЮНЕСКО в Москве, Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Южно-Уральский центр медиаобразования при поддержке Администрации Челябинской области, Южно-Уральского государственного университета и Гражданского форума Челябинской области.

В работе «круглого стола» приняли участие более тридцати экспертов в области медиаобразования из структур образования, науки, культуры и коммуникаций Центрального, Уральского и Южного федеральных округов. Для обсуждения на мероприятие были вынесены такие актуальные вопросы, как: понятийный аппарат и концепция медиаобразования; цели медиаобразования, предметная область, разделение функций и сотрудничество; политика и идеология медиаобразования; программная деятельность, образовательные стандарты. Медиаобразование рассматривалось как один из способов формирования национальной информационной политики, социальной интеграции, развития медиакультуры личности и становления гражданского общества.

Участники «круглого стола» пришли к общему решению о необходимости начать выпуск периодического издания по медиаобразованию, создать и развивать профильные ресурсы в русскоязычном секторе киберпространства, продвигать идею о необходимости подготовки кадров по специальности «Медиаобразование» для университетов и педагогических вузов России, продолжить работу по реализации «Российского модуля медиаобразования» и его моделей в различных регионах страны и даже инициировать создание мировой медиаэнциклопедии с привлечением ведущих теоретиков и медиапедагогов России.

С этого времени проблематика медиаобразования и была включена в перечень направлений деятельности Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Такие цели флагманской программы ЮНЕСКО, как способствование и расширение доступа к информации, являющейся общественным достоянием посредством её упорядочения, оцифровки и сохранения, способствование обучению, продолжению образования и обучению на протяжении всей жизни в сфере коммуникации, информации и информатики, способствование производству местной информации и содействие улучшению доступа к местному знанию с помощью обучения грамотности, как общей, так и в сфере ИКТ максимально полно соответствуют идеологии медиаобразования.

Наша работа проводилась по двум направлениям Программы «Информация для всех» - «Развитие человеческих ресурсов и возможностей в соответствии с требованиями информационной эры» и «Информационная технология на службе образования, науки, культуры и коммуникации»

Что-то из намеченного уже выполнено. С января 2005 публикуется журнал «Медиаобразование», учрежденный Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Бюро ЮНЕСКО в Москве, Ассоциацией кинообразования и медиапедагогики России, Южно-Уральским Центром медиаобразования и Русской школьной библиотечной ассоциацией. На сайте Московского Бюро ЮНЕСКО http://www.unesco.ru/rus/pages/bythemes/stasya29062005124316.php создан ресурс по медиаобразованию.

А.В.Федоров выступил с докладом на секции по образованию Международной конференция «ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу», прошедшей 17-19 мая 2005 в Константиновском дворце - морской резиденции Президента Российской Федерации. В конференции приняли участие 482 представителя всех заинтересованных сторон развития информационного общества – государства, бизнеса, гражданского общества, международных организаций, научно-образовательного сообщества, учреждений культуры, средств массовой информации – из 50 стран мира.

Во время моей встречи с губернатором Ханты-Мансийского автономного округа А.В.Филиппенко в июне 2005, Александр Васильевич очень заинтересовался всем спектром проблем подготовки современных, грамотных, думающих специалистов в области образования, науки, культуры и коммуникаций. Особенно его интересовало состояние дел с образованием журналистов, способных описывать и пропагандировать идеи и политику формирования информационного общества и общества знаний на понятном для неподготовленного человека языке. По его мнению, журналист должен писать так, чтобы каждый читатель понял, для чего ему лично нужно, чтобы развивалось «электронное государство», как и молодой и не очень человек может максимально реализоваться и в работе и в личной сфере с использованием информационных технологий.

Нами было принято решение о необходимости сотрудничества Администрации ХМАО – одного из признанных лидеров страны в формировании информационной политики – и Российского комитета Программы ЮНЕСКО в построении «электронного государства». И одним из направлений было определено развитие и продвижений политики и практики медиаобразования в первую очередь для педагогов и специалистов в области культуры и коммуникаций на региональном и местном уровне. Ведь именно им сегодня приходится по крупицам собирать знания в рассматриваемой области для передачи подрастающему поколению.

Создание компакт-диска «Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика» - первый результат партнерства и сотрудничества Администрации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России и Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

В состав CD включены следующие тексты:

Раздел 1. «Медиаобразование»:

•Материалы Первой Всероссийской интернет-конференции по проблемам медиаобразования (2004);

•Медиаобразование в ведущих странах Запада;

•Медиаобразование и современная цивилизация;

•От чтения книг к чтению медиатекстов;

•Реабилитационные возможности медиаобразования;

•Российский модуль медиаобразования.

Раздел 2. «Медиапедагогика»:

•Медиаобразование и английский язык;

•Медиаобразование и медиаграмотность: мнения экспертов;

•Медиаобразование будущих педагогов;

•Медиаобразование в педагогических вузах;

•Медиаобразование и медиаграмотность.

Раздел 3. «Медиажурналистика»;

• Права ребенка и проблема насилия на российском экране;

•Культурное разнообразие в киберпространстве;

•Медиасообщество студентов Южно-Уральского государственного университета;

•Медиапроект «Человек в медиамире. Безопасность в массовых коммуникациях».

В приложения вошли полные тесты первых трех номеров российского журнала «Медиаобразование» (NN 1-3, 2005), список медиаобразовательных сетевых ресурсов, описание партнерских проектов и др. материалы.

В содержание диска включены также приветствия известных зарубежных деятелей медиаобразования, медиапедагогов – К.Бэзэлгэт, Д.Букингэма, Р.Корнелла, К.Ворснопа, И.Розера, С.фон Фейлитцен и Т.Панхоффа.

«Наше современное понимание грамотности в медиамире, - пишет доктор наук, президент Ассоциации медиаобразования Квебека (Канада) Ирвинг (Ли) Розер (Lee Rother), - требует от личности способностей читать и анализировать как печатные, так и аудиовизуальные тексты. Быть ответственным гражданином - значит, иметь знания, способности, умения и компетенцию осуществлять процесс коммуникации, критически анализировать и создавать медиатексты, полезные обществу. Масс-медиа стали доминирующей силой, влияющей на наше видение и понимание мира. Педагоги всей планеты профессионально и морально ответственны за образовательный процесс, за обучение школьников и студентов читать, писать и оценивать различные формы текстов. Президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, главный редактор журнала «Медиаобразование» Александр Федоров - автор многих книг, статей, научных исследований и проектов по теме медиаобразования (как в России, так и в мире). Труды профессора А.В.Федорова помогают медиапедагогам лучше понять роль медиа в современном мире, теоретические и практические аспекты медиаобразования. Его вклад в медиаобразование значителен и, бесспорно, отвечает целям Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

Заведующая образовательным отделом Британского киноинститута (British Film Institute, Лондон) Кэри Бэзэлгэт (Cary Bazalgette) поздравляет Российскую Программу ЮНЕСКО «Информация для всех» и коллег в России, развивающих медиаобразование, с выходом CD-ROMа «Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика»: «Концепция медиаобразования поддерживается в Великобритании, а теперь, мы надеемся, будет иметь равный успех и в России. В нынешнем году Великобритания и некоторые другие страны разворачивают программу «Чартер медиаграмотности», в которой я приглашаю принять участие и российских медиапедагогов».

Доктор наук, профессор, научный координатор Международной палаты «Дети, молодежь и медиа» (The International Clearinghouse on Children, Youth and Media, Nordicom, Goteborg University, Швеция), созданной по инициативе ЮНЕСКО, Сесилия фон Фелитцен (Cecilia von Feilitzen), приветствуя электронное издание Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», считает, что это «создает базис для развития медиаобразования в Российской Федерации».

Профессор, доктор наук, директор исследовательского Центра «Дети, Молодежь и медиа» педагогического института Лондонского университета (Centre for the Study of Children, Youth and Media, Institute of Education, University of London, UK). Дэвид Букингэм (David Buckingham) считает, что «профессор Александр Федоров имеет международное признание как лидер движения медиаобразования в России. Он активно продвигает инновационную практику и компетентные дискуссии. Мне представляется очень значимым, что Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» решила опубликовать его ключевые труды».

Поздравляя Программу ЮНЕСКО «Информация для всех» с выходом CD, экзаменатор кино/медиаобучения Международной организации бакалавреата (International Baccalaureate Organization) Крис Ворсноп (Chris M. Worsnop) отмечает, что «Александр Федоров – личность, которая заслуживает в международном медиаобразовательном контексте особого внимания, поскольку он - один из немногих подлинных теоретиков, посвятивших себя исключительно этой жизненно важной научной и педагогической области». А доктор наук, почетный профессор университета Центральной Флориды (University of Central Florida, США), экс-президент Международного Совета «Медиа для образования» (International Council for Educational Media), член Совета директоров Ассоциации «Образовательные коммуникации и Технологии» (Association for Educational Communications and Technology) Ричард Корнел (Richard Cornell), отмечая «вклад профессора Федорова и его масштабную работу в области медиа - своего рода окно в мир медиаобразования в России», делает вывод: «если программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и «Образование для всех» предназначены для каждого учащегося, преподавателя, и гражданина планеты, то труды А.В.Федорова справедливо принадлежат к разряду «обязательного чтения». К примеру, его книга об экранном насилии и ее влиянии на детскую аудиторию выходит за национальные границы и предлагает глубокое понимание тенденций – прошлых, настоящих и будущих».

Хочется отметить, что новый CD «Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика» - самостоятельный электронный информационный продукт, специально созданный как для самообразования, так и для повышения квалификации в области развития одного из самых актуальных и перспективных направлений развития информационного общества и формирования общества знаний – медиаобразования. Это своего рода набор «кубиков», внимательно рассмотрев и изучив который, можно самим попытаться построить практически любую конструкцию в области медиаобразования, медиапедагогики или медиажурналистики на своем уровне – от удаленного небольшого поселения до мегаполиса и государства. А можно из этих элементов опыта и знаний заложить фундамент и на его основе построить свой «медиазамок».

А.В.Шариков

кандидат педагогических наук, профессор

  1. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (3)

    Документ
    *статья написана при поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации «Государственная поддержка ведущих научных школ России» (грант НШ-657.
  2. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (8)

    Документ
    Во второй половине 80-х годов ХХ века интенсивное развитие видео начало менять облик медиаобразовательного движения в аудиовизуальной сфере. Демократические перемены в стране дали возможность доступа к лучшим произведениям мирового
  3. Программы юнеско «Информация для всех» Комитет по информационным ресурсам Администрации Губернатора

    Документ
    Пути и средства обеспечения доступа населения Югры к социально значимой информации / Гос. б-ка Югры, Науч.-метод. отд. ; сост. Н. Е. Швыркова. – Ханты-Мансийск : ИРО ГБЮ, 2007.
  4. Российский комитет программы юнеско «информация для всех» нф «пушкинская библиотека»

    Программа
    Хрусталев Сергей Александрович, заместитель генерального директора Главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры Российской Федерации
  5. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (11)

    Документ
    * Статья написана при поддержке гранта аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки Российской Федерации.
  6. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (12)

    Документ
    В современных социокультурных условиях трудно переоценить роль различной информации. Для конкурентоспособного специалиста любой области необходимо уметь быстро ориентироваться в информационном пространстве, максимально используя весь
  7. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (2)

    Документ
    Витиска Н.И., Кочеркина О.А., Козуб Т.В. О включении программы Intel «Обучение для будущего» в учебный процесс Таганрогского государственного педагогического института с.
  8. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (5)

    Документ
    С середины 30-х жесткий идеологический и цензурный контроль со стороны государства пронизывал практически все стороны жизни людей. Многие творческие начинания в российском медиаобразовании были ликвидированы сталинским режимом в 1934
  9. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (7)

    Документ
    Анонсы содержания номеров журнала «Медиаобразование» публикуются на российском образовательном портале «Учеба» www.ucheba.ru и рассылаются администрацией данного портала всем желающим по электронной почте.

Другие похожие документы..