В. А. Шнирельман «чистильщики московских улиц»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая

Московское бюро по правам человека

В. А. Шнирельман

«ЧИСТИЛЬЩИКИ

МОСКОВСКИХ УЛИЦ»:

скинхеды, СМИ

и общественное мнение

Второе издание, исправленное и дополненное

Academia

Москва

2010

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая

Московское бюро по правам человека

Работа выполнена по проекту «Анализ распространенных стереотипов в молодежной среде, выработка и реализация мер по преодолению влияния их негативного аспекта» в рамках среднесрочной городской целевой программы «Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия (2005-2007 гг.)», а также при финансовой поддержке РГНФ по гранту № 09-01-00078а «Арийская идея в современном мире» (2009-2010 гг.)

Шнирельман В.А.

«Чистильщики московских улиц»: скинхеды, СМИ и общественное мнение. Второе издание, исправленное и дополненное.М.: Московское бюро по правам человека, “Academia”, 2010. – 164 с., илл.

Книга посвящена радикальному молодежному движению в современной России, представленному скинхедами. Прослеживается его история, рассматриваются его «арийская идеология» и агрессивная практика, обсуждаются проблемы неоднозначных взаимоотношений скинхедов с обществом и властью, анализируются причины радикализации современной молодежи. Книга предназначена юристам, политологам, культурологам, этнологам и всем, кто интересуется современным состоянием российской молодежи.

ISBN 5-84389-325-X © Московское бюро

по прав­­ам человека, 2010

© Шнирельман В.А., 2010

© Институт этнологии

и антропологии РАН, 2010

Издательство «Academia» 129272. г.Москва, Олимпийский просп., д.30.

ЛР № 065494. Формат 60 х 90 / 16. Уч-изд.л. 11,5. Печать офсетная.

Тираж – 1000 экз. Заказ № 955. Отпечатано в типографии “Артмастер”.

Содержание:

Введение ко второму изданию ……………………………….....… 4

Глава 1. Как это начиналось .…………………..……………..…… 7

Глава 2. Политическая поддержка .……….…………..……….… 11

Глава 3. Культ насилия и его создатели ……...……………….… 20

Глава 4. Скинкультура и ее развитие .……..……………..……… 31

Глава 5. Скинхеды и их благожелатели .…………….………..… 41

Глава 6. СМИ и мигранты .…………………...……………..…… 54

Глава 7. Скинхеды и власть .…………….………………..……… 63

Глава 8. Арийская идеология и идентичность скинхедов .…..… 69

Глава 9. Футбольные фанаты, скинхеды и милиция ………....... 88

Глава 10. «Расовая война» на городских улицах …..…........…… 96

Глава 11. Ответ правоохранительной системы и акции

правых радикалов …..………………………..….…… 123

Глава 12. Некоторые итоги …..………………………...…..…… 153

введение

КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Первое издание настоящей книги вышло в 2007 г., когда движение скинхедов было на подъеме: каждый год приносил новые, все более ужасающие данные о росте правого радикализма в молодежной среде и развитии преступности, мотивированной расистскими настроениями. В то же время правоохранительные органы действовали на редкость вяло: призрачная «оранжевая опасность» настолько затуманивала глаза как власти, так и обслуживающим ее политологам, что они упорно не хотели видеть реальной коричневой угрозы. Безмолвствовали и политические партии, подписавшие в январе 2006 г. «Антифашистский пакт».

Вместе с тем, беспрецедентная волна расовых убийств, прокатившаяся по стране зимой 2007-2008 гг. и, в особенности, объявление некоторыми праворадикальными движениями войны российской власти, похоже, резко изменили ситуацию. В течение последних двух-трех лет были обезврежены ряд наиболее опасных банд скинхедов, на счету которых числились десятки убийств ни в чем неповинных людей. Многие из юных убийц понесли серьезные наказания и надолго оказались в местах лишения свободы.

Между тем, силовое преследование малолетних преступников имеет дело лишь с верхушкой айсберга. Основы расистской идеологии отнюдь не подорваны, и армия расистских идеологов пополняется все новыми именами. Люди, получившие вузовское образование (однако вовсе не в области физической антропологии или генетики) и считающие себя интеллектуалами, всеми силами пытаются навязать обществу расовое мышление. Для этого они создают псевдонаучные труды, популяризирующие давно отвергнутую наукой расовую теорию. Они безо всякого на то основания объявляют себя «учеными», «расологами», «знатоками расовой проблематики» и при этом пытаются всячески дискредитировать современную науку, обвиняя ее в «политиканстве» и «искажении фактов» в угоду политкорректности. Себя же они объявляют «бескорыстными борцами за истину» и выставляют некими жертвами репрессивной системы, якобы заинтересованной в сокрытии научных фактов1.

Об этом не стоило бы говорить, если бы речь шла только о безнадежных маргиналах. Однако сегодня мы имеем дело с иной ситуацией. Ведь некоторые из них получают места преподавателей в престижных вузах; другие публикуют учебные пособия, популяризирующие расовые идеи. На удивление, проникнутые расистским духом издания таких самодеятельных авторов пользуются спросом у некоторых деятелей высшего образования, и сегодня по ним кое-где учат студентов. Пользуясь тем, что место дискредитированного советской идеологией и практикой марксистского учения о классовой борьбе так и остается вакантным, новые идеологи всеми силами пытаются заполнить его реанимированной расовой теорией. И кое-кому это кажется соблазнительным.

Наконец, речь идет о людях, которые активно проталкивают расовую идеологию в чиновничьи кабинеты, общественные организации, СМИ, писательскую среду. Для них речь идет вовсе не об отвлеченных концепциях; эти концепции должны работать здесь и сейчас, и поэтому такие люди собирают вокруг себя радикально настроенную молодежь и прививают ей расовое сознание. Поэтому вряд ли следует удивляться тому, что, оправдывая свою кровавую деятельность, скинхеды сплошь и рядом опираются на идеологемы, пришедшие к ним из такого расового дискурса. И вовсе не случайно в домах малолетних преступников обнаруживаются как изданные в России переводы работ и пропагандистских брошюр нацистских идеологов, так и произведения наших доморощенных «расологов» и иных любителей нацистских идей.

Без такой идейной подпитки деятельность скинхедов вряд ли бы достигла того размаха и той интенсивности, как это наблюдалось в середине первого десятилетия XXI в. Между тем, мало что из упомянутых изданий попадает в Федеральный список экстремистской литературы. Неоднократные скандалы на Московской книжной ярмарке, вызванные демонстрацией расистской и шовинистической литературы, мало влияют на книжный рынок, и в течение последнего десятилетия на выпуске такой литературы специализируется целый ряд известных книжных издательств.

В не меньшей, а, возможно, и в большей мере радикальные настроения у молодежи воспитываются популярными в молодежной среде музыкальными ансамблями, исполняющими «арийские мелодии», наполненные ненавистью и агрессивностью в отношении «Другого».

Поэтому некоторый спад расистской агрессии, произошедший в самые последние годы вследствие активизации деятельности правоохранительных и судебных органов, не должен нас успокаивать. Ведущиеся сегодня кампании против «фальсификации истории» и пересмотра итогов Второй мировой войны, подающиеся как борьба с фашизмом, преследуют внешние цели и, к сожалению, обходят молчанием местные доморощенные разновидности фашизма и нацизма. Одной из таких разновидностей и является праворадикальное движение, видимая часть которого ассоциируется с бандами «гопников» или коричневых скинхедов.

В силу всех этих противоречивых тенденций, проявившихся в последние годы, необходимо вновь обратить внимание на субкультуру скинхедов и те тектонические сдвиги в нашем обществе, которые способствовали ее появлению и расцвету. Вот чем объясняется выпуск второго издания данной книги. В этом издании были уточнены сведения об истории российских скинхедов в течение последних двух десятилетий, а также существенно переработаны и дополнены последние главы, говорящие о новых тенденциях, возникших в последние два-три года.

Глава 1. Как это начиналось

Зимой 1997 г. журналисты популярной газеты «Московский комсомолец» решили поставить достаточно рискованный эксперимент. Они подготовили фальсифицированный плакат о некоей Республике Виргиния, где якобы власть захватили темнокожие расисты, установив режим террора для местных белых. К этому они добавили фотографии известных на Западе людей. Вооружившись этими материалами, они решили объехать ряд московских вузов, чтобы собрать подписи якобы в защиту «белых узников» расистского режима. Посетив пять московских вузов, включая МГУ, они сумели собрать более 50 подписей, обнаружив не только поразительное невежество части студенческой молодежи, но и откровенно расистские взгляды, бытующие у некоторых будущих российских интеллектуалов2. Если даже московское студенчество не обладает иммунитетом от расизма, то что можно сказать о подростках? Задав этот вопрос, мы неизбежно приходим к теме скинхедов.

В ноябре 2005 г., когда парижские пригороды полыхали от беспорядков, в России активно обсуждался вопрос о том, возможно ли и здесь такое. Тогда «Комсомольская правда» устроила опрос по Интернету. Его результаты оказались неожиданными: 30% из 400 его участников были убеждены в том, что, если в России и начнутся погромы, то их устроят не иммигранты, а скинхеды. С этим согласился и приглашенный газетой эксперт3. То же подтверждали опубликованные незадолго до этого результаты очередного всероссийского опроса, проведенного Левада-Центром. Тогда социологи обнаружили, что 57% россиян опасались превращения молодежных движений в отряды погромщиков, причем каждый четвертый (26%) считал, что ими могут стать скинхеды или национал-патриоты4. А еще раньше опрос, устроенный газетой «Московские новости», показал, что 83% ее читателей верили в возможность кавказских погромов5. Иными словами, в первые годы нового века скинхеды стали заметной силой, игнорировать которую было уже невозможно.

Движение скинхедов зародилось в Англии в 1960-х гг. Тогда это были молодые парни из бедных кварталов, открыто выражавшие свое неприятие сытого буржуазного общества и культивировавшие свою контркультуру, важным элементом которой являлись музыкальные ритмы «регги» или «ска», привезенные черными иммигрантами с Ямайки. Существенно, что среди скинхедов первой волны встречались и чернокожие6. Но в 1970-х гг. некоторые группы скинхедов второй волны превратились в фанатов «арийской» рок-музыки «Ой» и стали исповедовать свойственную ей расовую идеологию. Их кумиром сделался создатель этой музыки, руководитель рок-группы Ян Стюарт Дональдсон (Ян Стюарт) (1958-1993), большой поклонник Гитлера и один из активных участников движения «Белая сила», отказавшийся участвовать в акциях «Рок против расизма» и назвавший свой стиль «Роком против коммунизма»7. В 1977 г. Ян Стюарт дал своей рок-группе новое название «Отвертка». Затем он сформировал из скинхедов организацию с названием «Кровь и честь», возродив тем самым известный лозунг эсэсовцев. Вскоре эта группа стала крупнейшим объединением западных скинхедов. В 1985 г. Ян Стюарт стал выпускать газету для скинхедов, назвав ее также «Кровь и честь». С начала 1980-х гг. в Англии и Германии в контексте праворадикальной культуры скинхедов сложилось широкое неонацистское музыкальное рок-движение, в котором почетное место заняли языческие мотивы. Установив тесные связи с германскими правыми радикалами, Ян Стюарт культивировал у своих поклонников нацистскую символику, включая увлечение «нордической мифологией». Он верил, что его музыка может способствовать сплочению всех белых расистов.

Действительно, по примеру англичан подобные расистские «арийские» рок-группы возникли в начале 1980-х гг. и в Германии, где они выступали за чистоту крови и активно вели антииммигрантскую пропаганду. Они воспевали мифических арийских предков, преклонялись перед Асгардом, представляли викингов «защитниками белой расы» и использовали эвфемизм «одинизм»8 как маску для «гитлеризма». Это движение достигло своего пика в 1992-1993 гг., когда со словами популярной рок-песни на устах немецкие скинхеды принялись убивать африканцев и турков9. Все это происходило не только в Германии: в конце 1980-х – начале 1990-х гг. эксперты отмечали развитие молодежного экстремизма во всей Европе и в США10. И если на рубеже 1960-1970-х гг. среди скинхедов еще могли встречаться чернокожие, то позднее это стало невозможно. При этом нападениям подвергались не только «черные», но и «предатели расы».

Сегодня общепризнано, что наибольшей жестокостью и бескомпромиссностью отличается скин-движение Восточной Европы. Если в Западной Европе среди скинхедов встречаются левые, анархисты и даже геи, то в странах Восточной Европы скин-движение приняло откровенно неонацистский и расистский облик, и в его идеологии странным образом сочетаются радикальный национализм и лозунги «Белой силы». В конце 1990-х гг. в Польше, Чехии и Венгрии насчитывалось до 10 тыс. скинхедов. Жертвами восточноевропейских скинхедов чаще всего становятся цыгане11.

В СССР первые скинхеды появились в конце 1980-х гг. в Прибалтике, где они считали своей целью «борьбу с оккупационным режимом». Многие из них гордились родственниками, воевавшими против СССР в рядах Ваффен-СС, и, как бы подчеркивая связь поколений, носили особые кепки из джинсовой ткани, напоминавшие фуражки эсэсовцев. Но с распадом СССР и образованием в Прибалтике самостоятельных государств ничто уже не подпитывало их энтузиазм, и он на время сошел на нет12. Однако с усилением в прибалтийских государствах позиций радикальных политиков там снова появились группировки скинхедов, тесно взаимодействующие с неонацистами. Например, в Литве это наблюдалось с конца 1990-х гг., причем особенно быстрый рост рядов скинхедов и их активности происходил в последние годы.13 К середине первого десятилетия XXI в. скинхеды стали заметны в Латвии14. В течение последнего десятилетия движение скинхедов набирало силу и на Украине15.

Глава 2. Политическая поддержка

В России расистская идеология тоже не остается бесхозной, и, начиная с 1990-х гг., ею открыто руководствуются некоторые, пусть и карликовые, но весьма шумные политические партии и движения16. В начале 1990-х гг. лозунг «выдворения непрошенных “черных” гостей с русской земли» отстаивала Национально-республиканская партия России, выступавшая тогда «за честь русской нации» и «твердый порядок в государстве». В одной из выпущенных ею листовок русский народ изображался жертвой собственной терпеливости и мягкости. Авторы листовки представляли его строителем и убеждали, что плоды этого противоправно присвоили другие. По их словам, все блага в Москве доставались приезжим: якобы чеченцы, азербайджанцы и грузины жили в Москве в десятки раз лучше, чем русские; якобы кавказцам было много легче, чем русским завести квартиру в столице; и, наконец, якобы львиная доля преступлений здесь совершалась выходцами с Кавказа и из Средней Азии. Листовка заканчивалась утверждением о том, что Третья мировая война уже началась и что у русских нет выбора: «или мы раздавим ползучую гидру тюрко-кавказских “братьев”, или она с сатанинской беспощадностью растопчет нас…»17 Иными словами, идеологи партии пытались мобилизовать против мигрантов все аргументы, типичные для «нового расизма» в Западной Европе. Однако в те годы такие партии с их радикальной идеологией оставались на обочине общественно-политической жизни, и некому было воплощать их призывы в жизнь, ибо скинхедам еще только предстояло появиться на свет.

Сегодня обстановка коренным образом изменилась, и приведенные выше лозунги находят сочувствие и понимание не только у городских обывателей, но и у политиков, чиновников и журналистов18. Например, лидер Народной национальной партии (ННП), москвич А. К. Иванов (Сухаревский), руководствовавшийся теми же идеями, активно привлекал к себе скинхедов и готовил их к борьбе за «спасение белой расы». Этот деятель является экзотической фигурой в русском националистическом движении. В 1994 г. недоучившийся военный, бывший экономист и кинорежиссер, являвшийся с 1992 г. есаулом Московской Казачьей Заставы, создал Народную национальную партию (тогда она называлась Движением народных националистов), основанную на откровенно расистской идеологии. 6 декабря 1997 г. в Петербурге прошел 3-ий съезд ННП, в работе которого приняли участие еще 28 националистических партий и казачьих движений. Поэтому этот съезд был одновременно провозглашен Четвертым съездом русских националистов. Своим достижением ННП провозгласила состоявшееся на съезде объединение с Национально-республиканской партией России под руководством петербуржца Ю. А. Беляева и на этом основании объявила себя «самой многочисленной и мощной организацией русских в России». Это было попыткой создать, действительно, общероссийскую организацию русских националистов; в ней, по утверждению самих руководителей, насчитывалось более 60 региональных отделений и 2000 активистов. Беляев получил в ней место председателя Центрального совета ННП19. Заместителем Иванова по партии стал В. Ю. Попов, издатель расистского журнала «Наследие предков» и газеты «Эра России».

Идеология партии была основана на, так называемом, «русизме». В начале апреля 2001 г., встречаясь в Самаре со своими поклонниками, Иванов (Сухаревский) так объяснял им свою позицию: «Наша идеология базируется на сугубо научных достижениях – антропологии и психологии. Мы не фашисты и не расисты. Мы – русисты, а это подразумевает истинную власть русского народа… Мы не хотим крови, но защищать русскую нацию необходимо с оружием в руках. Я уже предлагал после терактов, устроенных чеченцами, сесть на самолет и разбомбить всех представителей этой нации»20. В одном из своих интервью он отметал обвинение в сознательной организации погромов и драк и объяснял их «стихийным всплеском расового сознания», «естественной формой протеста русской молодежи»21. Однако внимательное изучение его собственной деятельности по целенаправленному формированию у молодежи расового сознания приводит к иному выводу. Ведь в своей программной книге «Моя вера – русизм!» он так обращался к читателю: «Ты должен стать расистом». И продолжал: «Русский, знай – счастье в Расе, раствориться в Кровной общности – значит самому стать всей Расой»22. Он отрицал «местечковый национализм», доказывал «кровное родство расы» и заявлял, что «раса выше нации»23. Он провозглашал «братство белых народов», мечтал о «белой революции» и утверждал, что «миром должны править белые люди». При этом, не имея иной поддержки, он хотел опираться на скинхедов, видя в них «будущее нашей страны»24. А в своих лекциях для скинхедов он прямо говорил о «расовой войне» и о депортации «черных» с территории «белых»25. Взяв в 2000 г. себе в заместители скинхеда С. Токмакова, он мечтал организовать скинхедов и легально создать из них нечто вроде «штурмовых отрядов»26. Очевидно, все это говорит отнюдь не о спонтанном всплеске ненависти или «естественном протесте». Любопытно, что в беседе с журналисткой Токмаков, с одной стороны, выставлял себя противником не только погромов, но и вообще насилия, а с другой, мечтал о возможности организации под своим началом массовых молодежных драк27.

Своим символом ННП взяла изображение несколько модифицированного христианского креста28, однако откровенный расизм и вера руководителя партии одновременно в Христа Спасителя и Непобедимое Солнце (т.е. солнцепоклонничество) не позволяют назвать эту партию православной, христианской. По своим взглядам, она скорее может рассматриваться как неоязыческая с расистским уклоном, хотя среди ее членов встречались и те, кто считали себя верующими христианами. В последнее время она активно работала с симпатизирующими неоязычеству скинхедами29. Этому немало поспособствовало то, что в 1999 г., будучи в заключении, Иванов (Сухаревский) близко сошелся с С. Токмаковым, лидером скингруппы «Русская цель»30. Кстати, как-то разоткровенничавшись в беседе с журналисткой, Токмаков признался, что его путь в скинхеды начался с обсуждения с друзьями «Влесовой книги» и вопросов язычества31.

Для приема скинхедов в свою партию Иванов (Сухаревский) разработал целый ритуал, получивший название «День креста» и обычно проходивший без лишних свидетелей в подмосковном лесу. Ритуал сопровождался криками «Зиг хайль!», «Россия для русских! Москва для москвичей!», «Смерть кавказцам и жидам!» и нацистским приветствием под лозунгом «Слава Руси!». Обращаясь к новому пополнению, вождь с гордостью называл их представителями «белой расы» и «расистами»: «Вы не бандиты, вы расисты, вы чистопородные! Вы имеете право быть хозяевами!» Он призывал формировать «расовое сознание» и обещал в вознаграждение за самоотверженную борьбу «мировое господство белой расы». В соответствии с нацистской традицией ритуал включал сожжение креста под музыку Рихарда Вагнера32. Тем временем скинхеды клялись «блюсти чистоту крови» и «биться с врагами Святой Руси во имя торжества белой расы»33.

Иванов (Сухаревский) задумался о привлечении к своему движению скинхедов еще в 1996 г., когда выходившая под эгидой молодежного крыла его партии газета «Русский реванш» начала печатать сведения о западных скинхедах и опубликовала расистскую заметку Яна Стюарта. Своим девизом эта газета взяла нацистский лозунг «Бог, Труд, Нация» и в соответствии с нацистской идеологией определила нацию как «мистическую материю», «общность по крови». Она призывала «разбудить расовые базовые нордические архетипы» и «стать Русскими в первозданном северно-арийском смысле этого имени». Целью объявлялось превращение Евразии в «Арийский Простор, континентальную Империю Свастики»34. В те годы Иванов (Сухаревский) начал использовать скинхедов в качестве своих охранников.

  1. В. А. Шнирельман «Чистильщики московских улиц» (1)

    Документ
    Работа выполнена по проекту «Анализ распространенных стереотипов в молодежной среде, выработка и реализация мер по преодолению влияния их негативного аспекта» в рамках среднесрочной городской целевой программы «Москва многонациональная:
  2. В. А. Шнирельман «Чистильщики московских улиц» (2)

    Документ
    Работа выполнена по проекту «Анализ распространенных стереотипов в молодежной среде, выработка и реализация мер по преодолению влияния их негативного аспекта» в рамках среднесрочной городской целевой программы «Москва многонациональная:
  3. В. А. Шнирельман «чистильщики моско вских улиц»

    Книга
    Работа выполнена по проекту «Анализ распространенных стереотипов в молодежной среде, выработка и реализация мер по преодолению влияния их негативного аспекта» в рамках среднесрочной городской целевой программы «Москва многонациональная:
  4. Сергей Беликов

    Документ
    НАЦИ-боевики. Участие молодёжи в деятельности боевых террористических организаций как дестабилизирующий фактор межнациональных отношений в современной России.
  5. Бюллетень новых поступлений в Фундаментальную библиотеку январь 2008 г

    Бюллетень
    В бюллетень вошла учебная, учебно-методическая, научная и художественная литература, поступившая в Фундаментальную библиотеку в январе 2008 г. Материал расположен в систематическом порядке по отраслям знаний, внутри разделов – в алфавитно-хронологическом.
  6. Похоже, что в социальных и гуманитарных науках спрос на идеи есть всегда, и всегда есть неудовлетворенность их современным арсеналом. Вэтнологии и социально-кул

    Документ
    Похоже, что в социальных и гуманитарных науках спрос на идеи есть всегда, и всегда есть неудовлетворенность их современным арсеналом. В этнологии и социально-культурной антропологии за 20 лет с лишним лет моего руководства институтом
  7. Современный политический экстремизм: понятие, истоки, причины, идеология, организация, практика, профилактика и противодействие. Рук авт колл. Дибиров А. Н. З., Сафаралиев Г. К. Махачкала. 2009. С

    Реферат
    Дибиров А.-Н.З., Сафаралиев Г.К., Пронский Л.М., Ханбабаев К.М., Яхьяев М.Я., Баранов М.В., Барис В.В., Барис Е.В., Билалов Б.А., Бобков А.Н., Дибиров З.
  8. Слово о «голом (или не вполне голом) короле»

    Документ
    Цивилизационный подход рассматривается критически с точки зрения как научной методологии, так и его социальной значимости. Автор показывает, что этот подход не только не отвечает научным требованиям и страдает очевидной декларативностью,
  9. Этнологические и антропологические исследования в академической науке (1)

    Документ
    В 2003 г. Институт этнологии и антропологии РАН (ИЭА РАН) отметил 70-летие. К этой дате в журнале «Новая и новейшая история» была опубликована статья В.

Другие похожие документы..