В. А. Шнирельман «чистильщики московских улиц»

и идентичность скинхедов

­

Журналисты не раз задавались вопросом о том, почему у скинхедов в постсоветской России возник столь высокий спрос именно на праворадикальную идеологию, а не леворадикальную, которая на Западе у них не менее популярна. Вероятно, это следует связывать с дискредитацией советского коммунизма, который в особенности в первые постсоветские годы принято было рисовать только в черных тонах. Такая пропаганда воспринималась неопытной молодежью как легитимация всего того, с чем коммунизм в свое время боролся. В моду вошел радикальный антикоммунизм, а вместе с ним и расизм, который стал рассматриваться как альтернатива коммунизму. Ведь если коммунисты сочувствовали этническим меньшинствам, мигрантам и всем эксплуатируемым слоям населения, следовательно, – рассуждали подростки, – антикоммунизм требует прямо противоположного. В свою очередь «дикий капитализм» 1990-х гг. благоприятствовал развитию социо-дарвинизма. В этом контексте стремление к героическому делало привлекательными образы сверхчеловека и высшей аристократической расы. Это-то и создало благоприятный климат для восприятия и усвоения «арийской идеологии».

Идеология скинхедов достаточно проста217 и определяется такими пришедшими с Запада понятиями как «черная угроза», «желтая опасность» и «бремя белого человека». Эта идеология закреплена в написанной неонацистом Салазаром и помещенной на сайте в Интернете218 в апреле 2000 г. «Азбуке Славянских Бритоголовых». При поддержке ННП этот документ рекламировался в разных городах России. Вот выдержки из него (орфография сохранена): «Быть скинхедом трудно, но почетно. Бритоголовые это солдаты своей расы и нации – белые воины. Именно они стоят на передовой межрасовой борьбы, каждый день сражаясь за будущее белой расы и счастье своего народа». «… Скинхеды – расисты. Быть расистом очень почетно. Расист – это человек, который любит и гордится своей расой, и главное не скрывает этого от других». «Бритоголовые также являются и националистами». «Настоящий бритоголовый должен всеми своими действиями способствовать защите людей принадлежащих к белой европейской расе. Русский бритоголовый в первую очередь должен охранять и защищать людей принадлежащих именно к единому славянскому братству РОССИЙСКИХ НАРОДОВ – русских, украинцев и белорусов». «Скинхеды не любят инородцев, более того скинхеды их ненавидят и презирают. Ненависть к ним определяется главным образом их расовым признаком. И в первую очередь скинхеды не любят цветных инородцев – ЭМИГРАНТОВ (эмигрирующее нелегально население из стран сопредельных с Россией например из Китая, Африки, Пакистана и т. д.)». «Иммигранты и мигранты не нужны Великой России и ее русскому народу. Вред, наносимый русскому населению от нелегальной эмиграции, очень велик и разнообразен». Далее этот вред перечисляется: «захват рабочих мест», «нарушение жизненного пространства», «насаждение своих порядков», «разрушение русской культуры и нации», «ухудшение генофонда», «плодовитость нацменов»219. Из этого делается вывод: «Главной целью бритоголовых во всем мире является СПЛОЧЕНИЕ всех БЕЛЫХ НАЦИЙ для установления справедливого и достойного БЕЛОГО ПОРЯДКА на всем земном шаре». Но «одной из самых важных целей для бритоголовых является уменьшение числа нацменов и инородцев на просторах нашей ВЕЛИКОЙ РОДИНЫ». Далее перечисляется то, против чего выступают скинхеды: они категорически отвергают межрасовые браки и стоят за «чистоту РУССКОЙ РАСЫ». «Социальные блага должны предоставляться прежде всего русским», ибо «ВСЕ ЛУЧШЕЕ ДЛЯ БЕЛЫХ». Должен быть введен режим сегрегации, ибо инородцы «должны жить только в гетто». Следует безжалостно расправляться с теми, кто «является человеческим мусором» (наркоманами, гомосексуалистами и пр.). Главной мерой воздействия называется «уличный террор». Объявляется «РАСОВАЯ ВОЙНА» за «БЕЛУЮ РАСОВУЮ ИДЕЮ» и за «СПРАВЕДЛИВЫЙ БЕЛЫЙ ПОРЯДОК»220.

Этот манифест со всей очевидностью показывает, что означает «расовый национализм». К «российским народам» здесь относятся только славяне. Они-то, похоже, и объявляются «русской расой», которая на законных основаниях входит в созвездие «белых наций». Все остальные народы России называются «нацменами» и «инородцами», что по определению вычеркивает их из состава «белой расы». «Наша великая родина» становится местом законного обитания лишь «русской расы», тогда как «инородцам» суждено не только быть изолированными, но и вымирать в «гетто». И скинхедам вменяется в обязанность этому всячески способствовать, в том числе и насильственными способами, методами «расовой войны». Так должен воплотиться в жизнь лозунг «Россия для русских», где русские являются одновременно и нацией, и расой.

Написанная в 2007 г. находившимся под следствием по делу о теракте на Черкизовском рынке Н. Королевым «Библия скинхэда» провозглашает скинхедов «неоказаками, воинской кастой или сословием белой расы». Они изображаются носителями «арийского духа», «хранителями нравственных и моральных устоев». В качестве таковых им вменяется в обязанность «очищать» Землю от «неарийцев». Королев провозглашает: «С 2000 года мы ведем отсчет новой эры – эры белого человека, и передовым его отрядом являются русские бритоголовые!» Он призывает социально неокрепших подростков к «подвигам» и готовности «умереть за белую расу». При этом такая смерть является высшим отличием и фактически признается главной целью существования скинхеда на Земле. Королев объявляет ксенофобию «национальной традицией» и сетует на то, что коммунисты стремились отучить от нее нацию с помощью интернационализма «супротив тысячелетий национальной справедливости». Поэтому он приветствует падение коммунистического режима, что якобы сняло последние препоны для открытой «расовой борьбы»221.

А вот как описывает содержание любимых скинхедами песен человек, хорошо знающий их музыкальную культуру и относящийся к ним с симпатией: «Главную тему песен составляет расовая верность, необходимость сплочения белых людей во всём мире, европейское единство, воспев родной земли и своих национальных героев, призывы к борьбе с внутренними врагами, протесты против засилья инородцев, брань в адрес небелых, которые плодятся как тараканы, негодования по поводу вырождения белой расы и тому подобное. Нередко песни поются про погромы рынков, магазинов, принадлежащих приезжим, или про уличные драки… Нередко поётся про еврейский заговор против белой расы, соучастие правительств в этом заговоре…»222.

Одним из самых популярных сочинителей текстов для таких песен является поэт-радикал С. А. Яшин. Он считает себя православным и входит в «Опричное братство им. Святого преподобного Иосифа Волоцкого». Однако, питая слабость к «арийскому христианству», он обнаруживает его корни в глубокой первобытности и воспевает арийского (белого) человека вместе с его «прародиной Гипербореей». Христа он представляет себе не иначе как «распятого белого богочеловека», и вера в Христа не мешает ему восхищаться древним скандинавским богом Одином. По своим взглядам, Яшин является расистом, сторонником «белой империи» («бремя империи только для белых») и испытывает благоговение перед итальянским фашизмом и германским национал-социализмом вкупе с их вождями. Его восхищает такая нацистская молодежная организация как «Гитлерюгенд», и в современных скинхедах он видит продолжателей того же «великого дела»223.

В своих стихотворных произведениях Яшин нередко обращается к скинхедам и дает им советы. Например, в стихотворении «Бритоголовый манифест» говорится: «Как можно меньше думай,/ Как можно больше бей/ Обрезком арматуры/ Иль звеньями цепей»224. Он называет скинхедов и неонацистов «белыми воинами», представителями «расы господ» и призывает их к нападениям на иммигрантов как на «нелюдей». Кроме того, он предвкушает «опричную революцию» во имя установления «нового порядка», который должен быть порядком «национал-социалистическим». Для совершения такой революции ему лишь не хватает «русского Гитлера». Ему также не дает покоя «нордическая идея», и он видит Россию «арийской», а Бога называет «Полярным Христом». «Русских воинов» он представляет не иначе как в мундирах эсэсовцев. В его стихах говорится и о «защите чистой крови» от «гибридов», и о евгенике, и о вивисекции. Он всеми силами навязывает русским фашистскую идентичность: «И пусть вовсю беснуется продажный журналист;/ Скажу ему: я – русский, а значит я – фашист». Или: «Я выбираю молодость, ту, что зовется ‘фашизм’»225. Наконец, он призывает к расовой войне. Все это не остается втуне и пробуждает у определенной части молодежи праворадикальные настроения.

Подобные настроения бытуют не только в федеральном центре. Они быстро распространялись по провинциальным городам. Уже в ноябре 2000 г. газета «Новороссийский рабочий» опубликовала следующие откровения лидера местных скинхедов К. Орлова: «… в России должны оставаться одни русские. Когда отсюда уберется большая часть пришлых людей – евреев, кавказцев, то для русских … освободятся рабочие места. Бороться с “черными” можно только силой. Собрать их всех в двадцать четыре часа в вагоны и отправить в Грузию, Армению, Азербайджан, за исключением тех, кто приносит пользу России… А еще мы собираемся бороться за чистоту русской расы…»226

На практике ненависть скинхедов к «чужакам» направлена не только на выходцев с Северного Кавказа, но и на представителей других коренных народов России. Так, в декабре 2003 г. в Петербурге скинхеды забили до смерти студента из республики Саха-Якутия. В январе 2004 г. там же ими был убит молодой нанаец. 6 февраля 2004 г. в Орле скинхеды напали на троих молодых бурят, а 25 февраля – на бурятских спортсменов, приехавших на соревнования по стрельбе из лука, после чего 17-летняя бурятская спортсменка попала в больницу с тяжелыми травмами227. В конце мая 2005 г. в Йошкар-Оле скинхеды избили марийских участников концерта народной самодеятельности. В начале августа 2006 г. в Бурятии на музыкальном фестивале «Байкал-Шаман» скинхеды пытались избить бурятских подростков228. А 8 апреля 2006 г. в Москве была убита 19-летняя студентка-тувинка229. Через год 22 мая 2007 г. в том же районе недалеко от станции метро «Юго-Западная» была зверски убита 25-летняя бурятка, официантка суши-бара230. А 1 декабря 2007 г. в Петербурге скинхеды средь бела дня с оскорблениями напали в вагоне метро на тувинскую журналистку Саяну Монгуш и избили ее, причем дежуривший в метро милиционер отказался принимать у нее заявление231. Расследование показало, что это нападение было лишь одним в целой серии, проведенной скинхедами накануне выборов в Государственную Думу232. Затем 22 сентября 2009 г. в Москве недалеко от станции метро «Севастопольская» был убит молодой бурят Баир Самбуев233.

Сегодня ненависть к «чужакам» свойственна не одним лишь скинхедам. По данным польских социологов, обследовавших в 1999 г. учащихся ряда частных школ, каждый пятый подчеркивал верность русским традициям и православию и одновременно выказал негативное отношение к исламу и иудаизму. При этом более 80% из этой группы объявляли себя расистами и единодушно выступали против смешанных браков. Будучи настроены против «восточных народов», они более всего были недовольны тем, что те «захватили рынки» и «вытесняют местное население из бизнеса». Эти подростки, как правило, дети бизнесменов, хотели идти по стопам своих родителей и поэтому были весьма обеспокоены возможной конкуренцией с приезжими234. Аналогичные взгляды встречаются и у московского студенчества235.

По заключению бывшего эксперта Горбачев-Фонда В. Соловья, для значительной части современной молодежи характерны «архетипический инстинкт доминирования, племенная лояльность по крови, стремление к завоеванию». Ценностями им представляются антидемократичный принцип иерархии и эгоцентризм, тогда как равенство всех перед законом отметается. При этом основой молодежных объединений служит «общность крови» (национальность), т. е. биологический, а не социальный признак. В молодежи Соловей видит наиболее недемократичный слой в современной России, и это, по его словам, ставит под вопрос перспективу сложения гражданской нации236. Вряд ли такие качества следует приписывать всей российской молодежи. Но в отношении скинхедов все это, безусловно, верно. Именно в таких условиях стало возможным то, что журналист назвал «модой на фашизм у молодежи»237.

Скинхедская идентичность не отличается четкостью: «белая раса», «славянское братство» и «русская раса» для них иной раз сливаются в некий трудно расчленимый сплав, а расизм, похоже, не отделяется от национализма. Скорее можно говорить о господстве среди них того, что московский социолог Л. Гудков назвал «негативной идентичностью»238. Эта идентичность опирается на расовую ненависть и направлена прежде всего против иммигрантов, появление которых в России объявляется абсолютным злом. Именно на их счет списываются все беды, переживаемые Россией в течение последних 15-20 лет. Между тем, проявляемая скинхедами ксенофобия имеет определенные пределы: ее объектами служат «черные», «азиаты» и «африканцы», тогда как к «белым европейцам» у скинхедов, похоже, претензий нет. Основные идеологемы скинхедов («белая раса», «чистота расы», «человеческий мусор», «расовая война», «белый порядок» и пр.) заимствованы из багажа западных расистов и неонацистов, с которыми у них установились тесные контакты239.

В свою очередь, будучи адаптированы к местным условиям, эти понятия выражаются в лозунгах «Россия для русских», «Москва для москвичей». Как это сформулировал один из московских скинхедов в беседе с журналистом, их главными принципами служат «раса, долг, честь»240. В переводе на язык улицы это, по словам другого скинхеда, означает: «В славянской России черным не место». Правда, в ходе дальнейшего разговора выяснилось, что «черных» он делит на «плохих» и «хороших»: «Есть хорошие черные – строители, например, которые приезжают в Россию, строят здесь все и уезжают. А остальные сидят, рынки оккупировали, русским проходу не дают: купи, дескать, купи…» Он был убежден в том, что такие «черные» «спаивают русских и квартиры отбирают» и поэтому надо спасать от них русскую нацию241. Два года спустя тот же подросток объяснял, что «Россия должна быть не только для русских, но – для белых русских», ибо «белые умнее», а «черные» им только мешают242. Любопытно, что этот скинхед, заявивший, что не любит евреев, затем признал, что одна из его бабушек – еврейка. Тем не менее, он считает себя представителем «русской расы» и готов спасать ее от «черных»243. Мало того, он сделал себе татуировку в виде эсэсовского рунического знака «зиг», но был искренне убежден в том, что это – знак «русского коловрата»244. Наконец, повторяя известный миф, он верил, что у «черных» все «заразное». Действительно, популярность у скинхедов мифа об опасных инфекциях, исходящих едва ли не от всех приезжих поголовно, подтверждает и С. Беликов245.

А вот какое письмо московский скинхед написал в газету «Московские новости»: «Хачи ведут себя у нас как хозяева. Скоро Питер, Москва и другие города превратятся в автономные области Кавказа. Для русских наших соотечественников не хватает рабочих мест. Но почему же все рынки и торговые точки заполнены хачами с мобильниками? Происходит порабощение России… Сегодня мы, русские, находимся в России на положении индейцев времен колонизации Америки. Если ничего в государственной национальной политике не изменится, то судьба нам уготована такая же». Успехи иммигрантов он объяснял тем, что, выкачивая огромные деньги из русского населения, они имеют возможность подкупать продажных чиновников. Но «они паразиты на теле России – никогда не будут вкладывать деньги в развитие нашей страны, не станут посылать своих детей на ее защиту. И поэтому их надо вытравить из России». И далее: «Я не фашист. Я – национал-социалист! Мне плевать на негров. Приезжают, учатся, ну и пусть учатся, отучатся и уедут к себе. Я вовсе не против армян или молдаван, которые живут у себя дома. Им до меня нет дела, и мне до них… Я против тех, которые едут сюда, начинают заниматься грязными делами, барыжить и разлагать нашу культуру». Он считает себя патриотом и намерен в рядах скинхедов «заниматься освобождением России от оккупантов»246.

Еще один скинхед, сославшись на падение рождаемости у русских, с раздражением говорил о том, как дагестанцы якобы вытесняют русских из московского района Купчино, где живет его семья247. По словам одного из лидеров московских скинхедов С. Токмакова, иммигранты «с собой привозят только наркотики и СПИД. Каждый день они пристают к нашим женщинам и крадут их»248. От подростков-скинхедов можно услышать и такое: «Мы не любим негров и чеченцев, потому что они не такие, как мы и делают русским гадости»249.

А вот как понимает свое место в обществе другой московский скинхед: «Мы “чистим” город от разной грязи, мы, как санитары, работаем, причем абсолютно бесплатно. Так что истинно русские люди должны нам спасибо сказать»250. Ему вторит его собрат из Ханты-Мансийска: «По моему мнению, скины – истинные и единственные патриоты России. Мы – как общественные дружинники, но только вне закона из-за статьи о разжигании межнациональной розни. Мы идем на риск ради страны, стараясь очистить ее от людей, распространяющих оружие и наркотики. Мы против наркоманов, которые позорят нацию, и против чрезмерного употребления алкоголя, отупляющего ее. Мы нужны народу для защиты от эмигрантов, которые творят беспредел. Главная идея движения скинхедов – русское национальное единство. Россия – для русских и тех национальностей, которые здесь живут с древних времен. Мы против дагестанцев, чеченцев...». Говоря об иммигрантах, он заявил: «Они как вирус. А мы иммунная система организма, которая борется с болезнью»251. Все такие высказывания почти буквально воспроизводит известные нацистские изречения252. Подобным же образом совершавшие в 2002-2005 гг. нападения на узбекских и таджикских гастарбайтеров скинхеды Новосибирска называли себя «нацией чистых арийцев» и призывали «очистить область от нерусских»253.

  1. В. А. Шнирельман «Чистильщики московских улиц» (1)

    Документ
    Работа выполнена по проекту «Анализ распространенных стереотипов в молодежной среде, выработка и реализация мер по преодолению влияния их негативного аспекта» в рамках среднесрочной городской целевой программы «Москва многонациональная:
  2. В. А. Шнирельман «Чистильщики московских улиц» (2)

    Документ
    Работа выполнена по проекту «Анализ распространенных стереотипов в молодежной среде, выработка и реализация мер по преодолению влияния их негативного аспекта» в рамках среднесрочной городской целевой программы «Москва многонациональная:
  3. В. А. Шнирельман «чистильщики моско вских улиц»

    Книга
    Работа выполнена по проекту «Анализ распространенных стереотипов в молодежной среде, выработка и реализация мер по преодолению влияния их негативного аспекта» в рамках среднесрочной городской целевой программы «Москва многонациональная:
  4. Сергей Беликов

    Документ
    НАЦИ-боевики. Участие молодёжи в деятельности боевых террористических организаций как дестабилизирующий фактор межнациональных отношений в современной России.
  5. Бюллетень новых поступлений в Фундаментальную библиотеку январь 2008 г

    Бюллетень
    В бюллетень вошла учебная, учебно-методическая, научная и художественная литература, поступившая в Фундаментальную библиотеку в январе 2008 г. Материал расположен в систематическом порядке по отраслям знаний, внутри разделов – в алфавитно-хронологическом.
  6. Похоже, что в социальных и гуманитарных науках спрос на идеи есть всегда, и всегда есть неудовлетворенность их современным арсеналом. Вэтнологии и социально-кул

    Документ
    Похоже, что в социальных и гуманитарных науках спрос на идеи есть всегда, и всегда есть неудовлетворенность их современным арсеналом. В этнологии и социально-культурной антропологии за 20 лет с лишним лет моего руководства институтом
  7. Современный политический экстремизм: понятие, истоки, причины, идеология, организация, практика, профилактика и противодействие. Рук авт колл. Дибиров А. Н. З., Сафаралиев Г. К. Махачкала. 2009. С

    Реферат
    Дибиров А.-Н.З., Сафаралиев Г.К., Пронский Л.М., Ханбабаев К.М., Яхьяев М.Я., Баранов М.В., Барис В.В., Барис Е.В., Билалов Б.А., Бобков А.Н., Дибиров З.
  8. Слово о «голом (или не вполне голом) короле»

    Документ
    Цивилизационный подход рассматривается критически с точки зрения как научной методологии, так и его социальной значимости. Автор показывает, что этот подход не только не отвечает научным требованиям и страдает очевидной декларативностью,
  9. Этнологические и антропологические исследования в академической науке (1)

    Документ
    В 2003 г. Институт этнологии и антропологии РАН (ИЭА РАН) отметил 70-летие. К этой дате в журнале «Новая и новейшая история» была опубликована статья В.

Другие похожие документы..