Рабочая программа дисциплины «психология» Направление подготовки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени В. Г. БЕЛИНСКОГО

Принято

на заседании Ученого совета

естественно-географического факультета

Протокол заседания № ____

от «_____» ________________2011 г.

Декан

факультета ___________ И.Н. Столяров

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

___________________ Ю.А. Мазей

«_____» ___________________ 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ»

Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки «Биология»

Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр

Форма обучения – очная.

Пенза – 2011

  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины « Психология» являются:

    • формирование целостного представления о строении и функционировании психики человека,

    • знание о теоретических основах и закономерностях развития психики человека на разных этапах его онтогенеза.

    • формирование профессиональной направленности на взаимодействие и навыков анализа социально психологических явлений повседневной жизни и ситуаций, возникающих в педагогической деятельности

Задачи изучаемой дисциплины:

  1. Ознакомить студентов с миром психической реальности, природой и феноменологией психических процессов, явлений и состояний, а также с личностными особенностями человека.

  2. Сформировать у студентов научные представления о природе челове­ческой личности и основных закономерностях ее становления на разных этапах возрастного развития.

  3. Познакомить студентов с основными концепциями возрастной периодизации психического развития детей и подростков в отечественной и зарубежной психологии.

  4. Ознакомить студентов с основными отечественными и зарубежными теориями личности и теориями обучения.

  5. Показать значение и возможности психологии в области решения различных прикладных исследовательских и практических задач.

  6. Сформировать у слушателей понятия о психологических основах проектирования современных образовательных технологий.

  7. Познакомить студентов с наиболее значимыми приемами исследовательской работы.

  8. Повысить общую психологическую культуру студентов, создать в рамках системы учебных курсов условия для формирования у них навыков эффективного самопознания и общения.

  9. Сформировать у студентов навыки продуктивной работы с психоло­гическими понятиями, помочь им освоить важную для их профессионально­го роста научную терминологию.

  10. Способствовать становлению профессиональной педагогической грамотности и овладению общей культурой и технологией психолого-педагогического проектирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Психология» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б.3).

Для освоения дисциплины «Психология» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».

Освоение дисциплины «Психология» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Педагогика», «Основы специальной педагогики и психологии» и «Методика обучения и воспитания» и проведения педагогической практики студентов.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Психология»

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

Код комп.

Наименование компетенции

Структурные элементы компетенции

(в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть)

1

2

3

ОК-1

Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу,

восприятию информации, постановке

цели и выбору путей её достижения

Знать: теоретические основы, структуру и закономерности развития всех познавательных процессов; условия становления теоретического и эмпирического мышления и индивидуальные особенности познавательных стратегий образования.

Уметь: определять уровни и этапы психического развития, а также индивидуальные особенности познавательных процессов.

Владеть: способами, приемами и средствами формирования интеллекта детей и подростков и организации деятельности.

ОК-3

Способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества

Знать: психологию народов, механизмы межличностного восприятия (идентификация, обособление, рефлексия); особенности социально-психологических механизмов влияния (внушение, заражение, подражание, убеждение); особенности национального характера и традиций

Уметь: использовать механизмы и учитывать особенности этнокультуры, воздействующие на человека на разных этапах его социализации;

бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;

Владеть: способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;

способами составления социально-психологического портрета представителей конкретных общностей.

ОК-6

Способен логически верно строить устную и письменную речь

Знать: психологические закономерности построения разных видов речевой деятельности; механизмы вербальной коммуникации

Уметь: использоватьзакономерности построения речи в процессе обучения и воспитания

Владеть: средствами и приемами речевого влияния педагога

ОК-7

Готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе

Знать: основные аспекты общения (коммуникация, интеракция, социальная перцепция); понятия: группа, групповое давление, конформизм, групповая сплоченность, лидерство и руководство; стадии и уровни развития группы;

особенности межгруппового взаимодействия, социальной установки и реального поведения;

понятие межличностного конфликта.

Уметь: участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;

бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;

Владеть: различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;

ОК-9

Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

Знать: основные источники информации по психологии в сети Интернет

Уметь: осуществлять поиск и анализ необходимых материалов в сети

Владеть: способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

ОК-14

Готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям

Знать: психологические особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;

классификации групп, изучаемых социальной психологией, понятие большой социальной группы, признаки, отличающие большую группу от малой).

Понятие психологии наций. Национально-психологические особенности представителей некоторых народов. Проблема нации, национального характера. Особенности межэтнического общения. Возможности использования проблем межэтнических отношений в идеологии и политике.

Социальная установка и реальное поведение.

Уметь: учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

учитывать в педагогическом взаимодействии социальные и культурные особенности учащихся;

отслеживать и корректировать проявления этнических стереотипов и феномена этноцентризма.

Владеть: способами составления социально-психологического портрета представителей конкретных общностей;

бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;

ОПК-1

Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

Знать: исследования в области психологии труда учителя как многомерного пространства, состоящего из трех взаимосвязанных пространств: личности учителя, педагогической деятельности и педагогического общения.

Уметь: оценивать себя как участника диалога с позиций его эффективности;

осуществлять анализ ошибок и педагогических находок через анализ процессуальной и результативной сторон деятельности;

обобщать опыт, строить план профессионального развития.

Владеть: технологиями профессионального роста.

ОПК-2

Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

Знать: специфику различных образовательных концепций в исторической ретроспективе и на современном этапе развития науки.

Уметь:системно анализировать и выбирать образовательные концепции;

учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования;

Владеть: средствами и приемами реализации различных образовательных концепций и дидактических систем.

ОПК-4

Способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности

Знать: нормы межличностного общения и проявления общественных отношений;

Основы психологии межличностных отношений в профессионально-педагогическом общении

Уметь: критически оценивать конфликтное поведение участников образовательного процесса;

соблюдать правила и нормы профессионально-педагогической этики;

проектировать, организовывать процесс педагогического общения

строить программы социально-психологического сопровождения и поддержки субъектов образования

Владеть: конструктивными способами предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций между субъектами педагогического взаимодействия;

техниками эффективной коммуникации;

способами и средствами педагогического воздействия и взаимодействия;

ПК-2

Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

Знать: психологические основысовременных педагогических технологий

Уметь: учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности учащихся при организации учебно-воспитательного процесса

ПК-3

Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии

Знать: способы психологического и педагогического изучения обучающихся;

основные исследовательские методы в психологии;

процедуру получения, описания эмпирических данных в психологическом исследовании и способы их обработки и анализа;

Основные требования к научному исследованию в психологии;

Уметь: использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения профессиональных задач;

Соотносить теорию и результаты анализа эмпирического материала в психологическом исследовании;

Решать вопрос о надежности и обоснованности результатов психологического исследования.

Владеть: основными методами психологии (эксперимента, наблюдения, опросов и интервью, социометрии, метод обобщения результатов групповой деятельности) и конкретными методиками психологического исследования;

алгоритмом анализа и представления результатов исследования;

способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;

способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений;

средствами организации индивидуального и группового психодиагностического исследования;

некоторыми методами психокоррекции (в рамках своего предмета).

ПК-5

Готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса

Знать: способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

психологические особенности социального партнерства в системе образования;

понятие конфликта в социальной психологии, структуры и видов конфликта;

способы повышения перцептивной компетентности партнеров по общению в различных сферах практической деятельности

Уметь: бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;

использовать способы разрешения конфликта;

управлять деятельностью помощников учителя и волонтёров, координировать деятельность социальных партнеров;

Владеть: различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

навыками проведения психопрофилактических мероприятий и регулировании конфликтов;

навыками самоподачи и установления обратной связи с участниками межличностного взаимодействия;

способами регулирования социально-психологического климата в малой группе;

способами, формами и средствами построения эффективного взаимодействия с разными субъектами образования.

ПК-6

Способен организовать сотрудничество обучающихся и воспитанников

Знать: способы построения межличностных отношений в группах, учитывая возраст, гендерные различия, специфику различных молодежных субкультур.

Уметь: учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;

использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;

учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения,

Владеть: способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения

  1. Рабочая программа дисциплины «психология» Направление подготовки: 080100 Экономика

    Рабочая программа
    1. Цели и задачи дисциплины: Целью курса является формирование целостного представления о психологии как науке о закономерностях и механизмах личностного и профессионального (субъектного) развития человека, о сущностях и закономерностях
  2. Рабочая программа дисциплины Философия Направления подготовки

    Рабочая программа
    Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами
  3. Рабочая программа дисциплины «история» Направление подготовки (1)

    Рабочая программа
    1. Цели и задачи дисциплины: Целью курса является формирование у студентов систематического представления о ходе исторических событий в России, об их месте в контексте мировой истории.
  4. Рабочая программа дисциплины математика направление подготовки

    Рабочая программа
    Математика является не только мощным средством решения прикладных задач и универсальным языком науки, но также и элементом общей культуры. Поэтому математическое образование следует рассматривать как важнейшую составляющую фундаментальной
  5. Рабочая программа дисциплины психология направление (специальность) ооп 240700 Биотехнология

    Рабочая программа
    В процессе овладения дисциплиной выпускник формирует личностные качества, обеспечивающие саморазвитие и профессиональное самосовершенствование; активную жизненную позицию, умение нести ответственность за принятие своих решений.
  6. Рабочая программа дисциплины психология Направление ооп 031600 Реклама и связи с общественностью

    Рабочая программа
    Пререквизиты Русский язык и культура речи, Отечественная история, культурология, религиоведение, математика, компьютерные технологии, теория и практика массовой информации,
  7. Рабочая программа дисциплины психология направление

    Рабочая программа
    Данная программа предназначена для фундаментальной психолого-педагогической подготовки студентов. В ней отражен обязательный минимум содержания данной учебной дисциплины.
  8. Рабочая учебная программа дисциплины Психология Направление подготовки 031400 Культурология (1)

    Рабочая учебная программа
    Знание основ психологии позволяет также более эффективно решать проблемы, возникающие в процессе развития и функционирования семьи как важнейшего социального института современного общества.
  9. Рабочая учебная программа дисциплины Психология Направление подготовки 031400 Культурология (2)

    Рабочая учебная программа
    - стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, владение целостной системой знаний об основных закономерностях формирования и функционирования психики человека (ОК-1);

Другие похожие документы..