Учебное пособие по курсу «Русский язык и культура речи» для отделения «Международный туризм» географического факультета мгу

Учебное пособие по курсу

«Русский язык и культура речи»

для отделения «Международный туризм» географического факультета МГУ

(программа, задания, тексты, дополнительные материалы)

М.Ю. Сидорова

Тема 1. Язык: информация – коммуникация – культура

Теоретические знания: понятие о языке как о средстве создания, хранения, передачи информации и культуры и об универсальном средстве коммуникации; причины коммуникативных неудач; роль составляющих коммуникативного акта - говорящего/пишущего, слушателя/читателя, контекста и средства коммуникации в адекватной передаче сообщения.

Практические навыки: трансформация текста в таблицу (схему, график) и наоборот; умение предвидеть/определить причину коммуникативной неудачи в конкретной ситуации и устранить ее; умение извлекать из текстов знания о культурных особенностях народа и времени, чтение текстов, обладающих усложненной синтаксической структурой и насыщенных абстрактной лексикой.

Задания

Задание 1

Прочитайте текст. Максимально полно представьте его содержание в графической форме. Под графической формой понимаются таблицы, диаграммы, графики, схемы.

А. Украинский туристический рынок "набирает обороты"

В целом по Украине летний туристический сезон 2006 года характеризовался положительной динамикой. Общее количество туристов, обслуженных туроператорами и турагентами, увеличилось (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) на 17%, объем услуг - на 10%, платежи в бюджет - на 14%. Об этом заявил глава Государственной службы туризма и курортов Украины Анатолий Пахля. Как сообщили в пресс-службе Госслужбы, в частности, на Волыни увеличение количества туристов составило 7%. В Донецкой области за 9 месяцев количество обслуженных туристов выросло на 10% (по сравнению с аналогичным периодом 2005 года), в Николаевской - на 40%. Туристическими предприятиями Ровенской области обслужено на 1,3% больше туристов, чем за 9 месяцев 2005 года.

На Львовщине сегодня интенсивно развиваются культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, спортивный, религиозный, экологический, аграрный, горнолыжный и конгрессовый туризм. Комплексная реализация мероприятий развития туристической и рекреационной сфер показала позитивную динамику роста показателей: обслужено туристов на 10% больше, чем за аналогичный период 2005 года, экскурсантов - на 76%, объем предоставленных туристических услуг увеличен на 44%, поступления в бюджет - на 2%. В Ивано-Франковской области количество туристов увеличилось, за счет проведенных туристических и культурных мероприятий, почти в три раза. Позитивную и устоявшуюся динамику несет и туристический сезон в Закарпатской области - количество обслуженных туристов в регионе выросло в сравнении с аналогичным периодом 2005 года на 28 %. Объем предоставленных услуг за это время увеличился на 10%.

На Тернопольщине прирост отмечается и в экскурсионной деятельности (на 5-10%), хотя основное количество экскурсантов будет приходиться все-таки на осенний период. С начала года в оздоровительных заведениях региона отдохнуло 81 тыс. туристов. Еще около 90 тыс. туристов отдыхали в частном секторе и самостоятельно в палаточных городишках. В общем их в этом году обслужено на 20% больше. В Винницкой области также наблюдается рост количества обслуженных туристов на 20% и экскурсантов на 5%. В Запорожском области туристов обслужено на 26% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В Одесской области увеличение планируется на уровне 3%. В Севастополе количество туристов по сравнению с прошлым годом практически не изменилось (по материалам : ).

Б. Пензенская область строит гостиницы

Сравнительный мониторинг, проведенный на основании данных Пензенского областного Комитета государственной статистики и итогов работы туристской отрасли в 2002 г. выявил очевидные экономические предпосылки дальнейшего развития отрасли в регионе. Так, объем платных туристско-экскурсионных услуг в 2002 году составил 12,4 млн. рублей, и это 116,5% в сопоставимых ценах к 2001 году.

Санаторно-оздоровительные услуги за 2002 год составили свыше 188 млн. рублей, из них свыше 80 млн. оказано жителям области, остальные средства (свыше 108 млн. рублей) были представлены прибывшим из других регионов России. В частности, отдохнули и поправили свое здоровье в здравницах «Пензакурорт» более 2 тыс. москвичей. Услуги гостиниц, мотелей, кемпингов и других объектов размещения в Пензе и области составили свыше 105 млн. рублей, это на 55 млн. рублей больше, чем в 2001 году. Растет доля объема платных услуг в обслуживании экскурсантов музеями области. В 2002 году было обслужено более 710 тыс. посетителей, объем платных услуг составил 3065 тыс. руб.

Налоги на игорный бизнес, направленные в областной бюджет в 2002 г., составили свыше 6 млн. руб., что на 4,5 млн. руб. больше, чем в 2001 г. Загородными оздоровительными лагерями было принято из других регионов России около 21 тыс. детей и подростков. Продано путевок на сумму свыше 12 млн. рублей. А в целом в период летней оздоровительной кампании 2002 года всеми формами отдыха было охвачено 186054 человек, что на 30863 больше, чем в 2001 году.

В области наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества туристов, в том числе и иностранных. Иностранцев в 2000 г. приезжало 2340 человек, в 2001 г. - 101178 человек, в 2002 г. - свыше 11 тыс. человек.

Область предлагает и активно развивает такие виды туризма как экологический, сельский, курортный и событийный, активный и экстремальный, охота и рыболовство, деловой, въездной, водный. В Пензенской губернии начала возрождаться некогда популярная охота с борзыми собаками. В октябре 2002 г. в селе Каржимант Шемышейского района совместно с Пензенским региональным союзом охотников и рыболовов были проведены Всероссийские лично-командные состязания собак борзых пород по зайцу русаку, в которых приняло участие 280 человек из 17 регионов России.

С целью привлечения туристов в Пензенскую область открыт сайт, включающий разделы: отдых и туризм; заповедники, парки; музеи; монастыри, паломнические места; объекты спортивного и приключенческого туризма, охоты и рыбной ловли; санатории, профилактории, дома отдыха; туристические маршруты; детские оздоровительные лагеря; лагеря на базе здравниц; гостиницы; реестр турфирм и предпринимателей, занимающихся туристской деятельностью.

В 2002 г. в Пензе введена в эксплуатацию комфортабельная гостиница «Для Вас» с теннисным кортом, сауной, бильярдом, рестораном на 100 мест. В 2002 году в центре города возобновилось строительство туристического комплекса «Гостиный двор». В 2003 г. предполагается строительство гостиницы на 100 мест при государственном музее- заповеднике «Тарханы» в селе Лермонтове Белинского района; первой очереди базы отдыха с горнолыжной и лыжными трассами, сноуборд-парком, туристическими маршрутами в село Ива Нижнеломовского района.

В Пензенской области много внимания уделяется организации палаточных туристических лагерей и экспедиций. Летом 2002 г. они работали по следующим направлениям: гражданско-патриотические; этнографические; экологические; спортивно-туристические; трудовые; краеведческие; археологические; комплексные. Всего в прошлом году в палаточных лагерях отдохнули 2169 детей и подростков. Причем, отдых был весьма активным: ребята произвели очистку леса, уборку мусора на побережье Сурского водохранилища, трудились на сельхозработах. Вообще прошлым летом на территории Пензенской области было очищено и облагорожено более 140 родников и свыше 280 муравейников, сообщает RATA-News.

В. Аэрофлот подвел итоги деятельности за июнь и 6 месяцев 2006 года

Подведены итоги работы авиакомпании «Аэрофлот – российские авиалинии» за июнь и 6 месяцев 2006 года.

В июне 2006 г. авиакомпания перевезла 664,0 тыс. пассажиров (в т.ч. на чартерных рейсах 3,1 тыс.) и 12,3 тыс. тонн почты и грузов. Выполнены 1,994 млрд пассажирокилометров и 254,2 млн тоннокилометров.

Процент занятости пассажирских кресел составил 70,9%, что выше уровня прошлого года на 1,1%. Процент коммерческой загрузки составил 58,0%, что выше уровня прошлого года на 0,2%.

Объемы работ по сравнению с аналогичным периодом 2005 года составили: по пассажирообороту – 105,6,0% (+106,5 млн пкм), по тоннокилометрам – 105,3% (+12,9 млн ткм), по перевозке пассажиров – 106,6% (+41,4 тыс. пассажиров), по перевозке грузов – 98,3% (-207,8 тонн), по перевозке почты – 89,2% (-41,0 тонн).

За 6 месяцев 2006 г. Аэрофлот перевез 3,197 млн пассажиров и 66,8 тыс. тонн почты и грузов, выполнил 9,833 млрд пассажирокилометров и 1,297 млрд тоннокилометров.

Процент занятости пассажирских кресел составил 68,4%. Процент коммерческой загрузки составил 56,9%.

По сравнению с 2005 годом объемы работ увеличились, кроме перевозок почты и грузов, и составили: по пассажирообороту - 101,5 % (+144,0 млн пкм), по перевозке пассажиров - 104,0 % (+123,5 тыс. пассажиров), по тоннокилометрам - 100,4% (+4,8 млн ткм), по перевозке почты – 92,3% (-175,6 тонн), по перевозке грузов - 91,8 % (-5773,6 тонн).

Фактический налет часов по всем типам ВС по сравнению с 2005 годом увеличился на 0,9% (+1133 час.).

(По пресс-релизу компании Аэрофлот).

Г. Порядок проведения работ по классификации

7.1. Классификация гостиниц и других средств размещения проводится в три этапа:

первый этап - экспертная оценка соответствия гостиницы и другого средства размещения категории;

второй этап - аттестация гостиницы и другого средства размещения;

третий этап - экспертный контроль классифицированных гостиниц и других средств размещения.

7.2. Экспертная оценка соответствия гостиниц и других средств размещения категории проводится в следующем порядке:
- получение от заявителя заявки на классификацию;
- проведение экспертной оценки гостиницы и другого средства размещения и составление акта.

7.2.1. Заявка на классификацию направляется в ЦОС. К заявке прилагается анкета, содержащая сведения о номерном фонде и его структуре для определения объемов работ и их стоимости. Кроме того, в анкете должна содержаться информация о наличии документов, подтверждающих соответствие оказываемых услуг требованиям безопасности в части пожарной безопасности, соблюдения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических правил и норм и требований охраны окружающей среды.

7.2.2. Получив заявку и заполненную анкету, ЦОС заключает договор с заявителем на выполнение работ и поручает организацию работы по экспертной оценке соответствия гостиницы и другого средства размещения категории органу по классификации, который формирует экспертную комиссию для проведения работ по оценке соответствия гостиницы и другого средства размещения.

К работе экспертной комиссии могут привлекаться специалисты в области туризма, представители общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма.

Председатель экспертной комиссии проводит подготовительные работы: устанавливает сроки проведения экспертной оценки гостиницы и другого средства размещения, оповещает о них заявителя и членов экспертной комиссии.

7.2.3. Экспертная оценка гостиницы и другого средства размещения категории базируется на совокупности требований и критериев балльной оценки.
Категории гостиниц и других средств размещения обозначаются символом "звезда". Гостиницы и другие средства размещения классифицируются по пяти категориям. Высшая категория средства размещения - "пять звезд", низшая - "одна звезда".

7.2.4. Экспертная оценка соответствия гостиниц и других средств размещения категории включает в себя экспертную оценку гостиницы и другого средства размещения в целом и его номерного фонда.

Экспертная оценка соответствия гостиниц и других средств размещения одной из категорий проводится в три этапа:

первый этап - проводится предварительная экспертная оценка соответствия гостиницы и другого средства размещения установленным требованиям. По результатам предварительной экспертной оценки составляется протокол соответствия гостиницы и другого средства размещения одной из категорий;

второй этап - проводится балльная оценка гостиницы и другого средства размещения по критериям, соответствующим установленным требованиям. По результатам балльной оценки составляется протокол и указывается суммарное количество баллов;

третий этап - на основании вышеуказанных протоколов проводится окончательная экспертная оценка соответствия гостиницы и другого средства размещения определенной категории.

7.2.5. Одновременно с экспертной оценкой соответствия гостиницы и другого средства размещения проводится экспертная оценка соответствия номеров категориям, соответствующим установленным требованиям. Результаты экспертных оценок номеров оформляются протоколами.

Экспертная оценка соответствия номеров категориям проводится в три этапа:

первый этап - проводится предварительная экспертная оценка соответствия номера установленным требованиям. По результатам предварительной экспертной оценки составляются протоколы соответствия номеров категориям;

второй этап - проводится балльная оценка соответствия номеров по критериям, соответствующим установленным требованиям. По результатам балльной оценки составляются протоколы, в которых указывается суммарное количество баллов;

третий этап - на основании вышеуказанных протоколов проводится окончательная экспертная оценка соответствия номеров категориям.

7.2.6. Результаты работы экспертной комиссии оформляются актом.

Акт подписывают председатель и члены экспертной комиссии. Акт печатается в 3-х экземплярах.

К акту прилагаются вышеуказанные протоколы, подписанные членом экспертной комиссии, а также представителем заявителя в подтверждение факта ознакомления с протоколами.
Протоколы печатаются в 3-х экземплярах. Один экземпляр протоколов остается у заявителя.
В органе по классификации остается один экземпляр акта с протоколами.

7.3. Аттестация гостиницы и другого средства размещения проводится в следующем порядке:

- орган по классификации анализирует вышеуказанные документы и направляет два экземпляра акта и один экземпляр протоколов в ЦОС для заключения и передачи в Аттестационную комиссию;

- после принятия Аттестационной комиссией решения о присвоении гостинице и другому средству размещения категории сертификат категории с приложениями подписывается председателем Аттестационной комиссии и направляется в ЦОС для регистрации в реестре и направления заявителю с одним экземпляром акта с уведомлением о вручении не позднее 30 дней со дня принятия решения.

В ЦОС остается один экземпляр акта с протоколами.
Сертификат категории выдается на срок не более 5 лет.
В случае принятия решения об отказе в выдаче сертификата категории решение с обязательным указанием причин отказа направляется заявителю не позднее 30 дней со дня принятия решения Аттестационной комиссией.

7.4. Экспертный контроль классифицированных гостиниц и других средств размещения осуществляется в форме проверок и устанавливается на весь период действия сертификата категории.

Организация проведения проверок осуществляется органами по классификации.
Проверки могут быть двух видов:

очередные проверки;

внеочередные проверки.

Процедура проведения очередных экспертных проверок определяется Аттестационной комиссией при принятии решения об аттестации гостиницы и другого средства размещения.

При проведении проверки эксперты проверяют устранение несоответствий, выявленных в ходе предыдущих проверок, но не повлиявших на решение о выдаче/подтверждении действия сертификата категории, а также фиксируют несоответствия, возникшие за истекший период. По результатам проверки орган по классификации составляет акт экспертной проверки и направляет его в ЦОС для представления в Аттестационную комиссию, которая принимает решение о подтверждении сертификата категории. Решение передается в ЦОС для регистрации и направления заявителю с уведомлением о вручении.

Внеочередные проверки осуществляются по предписанию ЦОС в следующих случаях:

- наличие информации о претензиях к гостинице и другому средству размещения, имеющему сертификат категории, поступившей в Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма, в ЦОС или органы исполнительной власти в сфере туризма субъектов Российской Федерации;

- существенные изменения в технологии оказания услуг, в организационной структуре и кадровом составе гостиницы и другого средства размещения, которые могут повлиять на качество оказываемых услуг.

7.4.1. При отрицательных результатах экспертной проверки Аттестационная комиссия вправе принять решение о приостановлении или отмене действия сертификата категории. Решение передается в ЦОС для направления заявителю с уведомлением о вручении.

7.5. По окончании срока действия сертификата категории повторная классификация проводится в порядке, установленном в настоящей главе.

(«Система классификации гостиниц и других средств размещения» Федерального агентства РФ по туризму)

  1. Учебники и учебные пособия массового спроса проходят экспертизу и имеют грифы Министерства образования и науки РФ или соответствующих учебно-методических объединений

    Учебники и учебные пособия
    Издательство «Флинта» со своим логотипом – раскрытой книжкой под голубым шариком – появилось на книжном рынке в 1996 г. Сегодня во «Флинте» ежегодно выходит более 200 книг.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов отделения заочного обучения специальности

    Учебно-методический комплекс
    008 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫЙ ПЛАН 3 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК 5 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ 18 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ 3 ФИЛОСОФИЯ 5 Д) Сократ 31 КУЛЬТУРОЛОГИЯ 33 ЭКОНОМИКА 35 МАТЕМАТИКА 3 ИНФОРМАТИКА 39 ФИЗИКА 41 ХИМИЯ 44 БИОЛОГИЯ
  3. Учебный план 3 иностранный язык 4 отечественная история 18

    Документ
    4, 13 Проблемы современного естествознания 150 10 9 9 14 Психология 300 0 14 3,5 3,4 3,5 15 Педагогика 300 8 3,5 ,5, 3 1 Основы специальной педагогики и психологии 7 17 Теория и методика обучения биологии 33 18 18/4 8 ,7,7 8 18 Возрастная
  4. Учебный план 3 иностранный язык 4 отечественная история 17

    Документ
    7 Русский язык и культура речи 78 3 8 Социология 0 4 4 9 Философия 150 8 8 4 4 Экономика 100 4 8 1 Технологии самообразования 38 4 3 Безопасность жизнедеятельности 74 8 3 Математика 350 10 14 3 3 Информатика 00 8 1 Физика 00 8 1 Химия
  5. Книга под голубым шариком символизирует знание без границ. Во «флинте» (1)

    Книга
    Издательство «ФЛИНТА» существует на книжном рынке с 1996 г. Наш логотип – раскрытая книга под голубым шариком — символизирует знание без границ. Во «ФЛИНТЕ» ежегодно выходит более 200 книг.
  6. Книга под голубым шариком символизирует знание без границ. Во «флинте» (2)

    Книга
    Более 50 книг издательства стали победителями различных конкурсов. В 2006 году на Сибирской книжной ярмарке издательство «ФЛИНТА» награждено малой золотой медалью за высокий уровень дидактических материалов.
  7. Рабочий учебный план 1 курс Специальность: «государственное и муниципальное управление» 1 семестр 2 семестр

    Документ
    + Математика 18 1 + + Отечественная история 14 10 4 + + Информатика 1 + Введение в специальность 4 4 + Философия 18 14 4 + Документационное обеспечение управления 18 8 10 + + Правоведение 4 1 8 + Рус.
  8. Рабочая программа курса “английский язык” Для государственных университетов Специальность 012500 География

    Рабочая программа курса
    1.1. Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.
  9. Андросова М. П. Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста в условиях сельского доу

    Документ
    Абрамова Н.А. Управление развитием профессиональной компетентности будущих учителей коррекционно-развивающего образования. - Якутск: ИПК СВФУ, 2009. – 176 с.

Другие похожие документы..