Новое и традиционное в культурной жизни флорентийского городского общества XIV начала XV вв

На правах рукописи

Мельникова Татьяна Александровна

Новое и традиционное в культурной жизни
флорентийского городского общества
XIV—начала XV вв.

Специальность 07.00.03.—Всеобщая история
(средние века)

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата исторических наук

Саратов 2006

Работа выполнена в Саратовском государственном университете им. Н. Г. Чернышевского

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

Девятайкина Нина Ивановна

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Эльфонд Ирина Яковлевна

доктор исторических наук, профессор

Краснова Ирина Александровна

Ведущая организация: Ивановский государственный
университет

Защита состоится « 21 » декабря в 14 часов на заседании диссертационного совета Д.212.243.03 при Саратовском государственном университете им. Н. Г. Чернышевского по адресу: 410026 г. Саратов, ул. Астраханская, 83, 11 корпус СГУ, ауд. 516.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Читальный зал № 3

Автореферат разослан «______» ноября 2006 г.

Ученый секретарь
диссертационного совета Т. В. Мосолкина

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования.

Эпоха Возрождения, с которой оказалась тесно связана Флоренция и ее общество, несомненно, одна из самых ярких в истории западноевропейской цивилизации. Она не только явила миру целую плеяду творцов-художников и мыслителей-гуманистов, но по сей день способствует развитию научной мысли, формированию высокой культуры, остается великим учителем прекрасного.

При этом утвердилось отчетливое понимание, что для глубокого проникновения в явления культуры недостаточно анализа творчества и идей «великих индивидуумов», необходимо изучать и представления людей, не претендовавших на особые роли и оригинальность мышления. Иными словами, важно понимать, как рассуждали, чем руководствовались в своей повседневной жизни люди «обычные», одновременно являясь современниками мастеров Ренессанса, какой была та общественная и культурная среда, в которой эти мастера творили, насколько она их «вскармливала».

Объектом пристального внимания историков по-прежнему остается один из главных центров ренессансной культуры—Флоренция. Ведь именно в ней ранее, чем в других городах-государствах, сложились предпосылки для смены культурных эпох, зародились ренессансные гуманистические идеи, создавали свои величайшие творения писатели, художники, архитекторы, скульпторы. И в ней же необычайно интенсивно пульсировала общественная жизнь, втягивавшая в себя практически все взрослое мужское население, для которого заботы образования, воспитания, культуры оказались далеко не последними.

Данная работа представляет собой опыт комплексного анализа социально-психологической и культурной атмосферы Флоренции XIV—начала XV вв., культурных предпочтений, вкусов, интересов основного слоя ее населения—пополанства. Подобного исследования в научной литературе пока не предпринималось. От него возможно ожидать двойного результата: выявления характера и круга культурных ориентиров, забот и завоеваний флорентийских горожан, с одной стороны, и более глубокого уяснения социально-культурных истоков Ренессанса, с другой.

Предмет исследования.

Предмет исследования данной диссертации—комплекс основных факторов, влиявших на становление личности с самого момента рождения, а также на ее самоидентификацию в обществе. Под факторами подразумеваются, прежде всего, воспитание, образование, самообразование, а, кроме того, уровень общественного и индивидуального культурного развития.

Применительно к средневековому периоду каждый из обозначенных факторов—серьезная научная проблема с различной степенью изученности. Именно это обстоятельство заставило обратиться к очень широкому кругу научной литературы.

Степень изученности проблемы.

Всю изученную при написании диссертации литературу можно разделить по хронологии на несколько групп. К первой относятся работы второй половины XIX—начала XX веков, по преимуществу позитивистского плана. Среди западных исследований не потеряли значимости труды Я. Буркгардта, Ф. Монье, Н. Родолико, среди отечественных—А.Н. Веселовского, М.С. Корелина. Их работы дали первые серьезные результаты в изучении культурной среды, сложившейся в эпоху Ренессанса, внесли заметный вклад в понимание истоков и сущности самой культуры Возрождения. Главной заслугой позитивистов было накопление и систематизация колоссального материала, а также сама постановка важных с точки зрения данного диссертационного исследования вопросов.

В отдельную группу можно выделить работы 1920—30-х годов, поскольку их авторы применяли к предмету своего исследования отличные от позитивистских и марксистских подходы. Среди них—А.К. Дживелегов и Н. Оттокар1, с их новаторским обращением к социальной повседневности средневековой городской жизни.

В следующий период, 1940—60-е годы, четко обнаруживаются различия в путях развития отечественной и зарубежной историографии: как с точки зрения методологических подходов, так и в направлениях исследования одних и тех же проблем. Антропологический подход, разработанный зарубежными учеными, позволил им обратиться к изучению исторической психологии личности и общностей, при этом заметных результатов добились такие исследователи как И. Ренуар, А. Сапори, И. Ориго, Ж. Ле Гофф, К. Бек2.

В ходе научных споров о содержании и общественном значении Ренессанса шло накопление знаний о культуре эпохи в целом3, вводились в научный оборот памятники купеческой литературы, происходил поиск новых методик, в том числе—историко-социологических4.

В отечественной историографии 1940—60-х годов приоритетным оставалось изучение экономических проблем, однако исследования М.А. Гуковского и В.И. Рутенбурга1, своими ценными материалами открыли изучение вопроса о повседневных представлениях пополанов. Отдельные отечественные исследователи сделали в своих работах первые шаги в изучении социальной психологии флорентийских купцов2. Одновременно велась работа над переводами и научными изданиями сочинений купцов-писателей—Саккетти, Питти. В данный период выходят, вслед за книгами М.В. Алпатова, новые фундаментальные труды по истории искусства Возрождения3.

Основная заслуга историков-марксистов 1940—60-х годов с точки зрения интересующей нас проблемы состоит в том, что, изучая социально-экономическое развитие Италии в XIII—XIV вв., они поставили вопрос о формировании нового типа человека в городской среде, обозначили его духовные и психологические ориентиры.

Социокультурные проблемы стали главными для многих исследований 1970—80-х годов. Так, в зарубежной науке целый ряд ученых изучал характер взаимодействия культуры и общества, при этом они все чаще обращались к новейшим методам социологии и даже естественных наук4.

В тот же период в отечественной историографии появляются значимые работы, в которых для изучения обыденного сознания людей привлекались методы антропологии и социальной психологии. В разработку теоретических и методологических вопросов исторической науки неоценим вклад А.Я. Гуревича5.

Образ жизни флорентийского горожанина, его ментальные установки привлекали внимание Л.М. Брагиной и М.Л. Абрамсон6.

В 1970—80-е гг. выходит ряд монографий, в которых авторы освещали мировоззрение первых творцов эпохи Возрождения, прежде всего Данте, Петрарки1. Изучение новых представлений гуманистов о человеке позволило Н.В. Ревякиной впоследствии обратиться к их педагогическим теориям, а также к анализу городского образования XIV—XV вв. в целом2. Политические представления ранних гуманистов были в центре интересов И.Я. Эльфонд3.

Последние два десятилетия отмечены огромным интересом отечественной историографии к истории ментальностей и повседневных представлений, в рамках которой появилось наибольшее количество близких проблематике диссертации работ. Особенности купеческого мышления и деятельности, отношения пополанства к труду и отдыху, делам семейным, христианской догматике и нормам нравственности стали главной темой исследований И.А. Красновой4; в своих недавних статьях она обращается и к истории женщин5. Проблемы образования женщины, ее роли в семье и процессе воспитания детей активно поднимает Т.Б. Рябова6.

В середине 1990-х заметно возрастает число публикаций по вопросам средневекового образования и воспитания. Так, проблеме функционирования средневековых университетов, в частности, флорентийского, посвящен ряд статей и диссертация С.В. Нехаевой7.

К социальным проблемам ренессансного искусства, вопросам о социальном статусе живописцев и архитекторов, формировании их самосознания, обратились И.Е. Данилова, В.Н. Гращенков, В.П. Головин, А.В. Романчук, Ю.Е. Ревзина1.

С темой диссертации связан и ряд современных зарубежных работ: это обобщающие труды, посвященные истории Флоренции, искусству эпохи Возрождения2. Несомненную научную значимость имеет обширный труд Н. Орма, в котором всесторонне рассматривается проблема детства в средние века3. Кроме того, важный материал о восприятии Петрарки современниками содержит статья Д.Б. Трапп, посвященная иконографии первого гуманиста4. Интересные выводы о положении женщины в семье и ее образовании делает американский исследователь С. Хойнацки5.

Итак, каждый из обозначенных этапов дал значительный результат. В работах ученых конца XIX—первой половины ХХ века был обозначен круг фактов и свидетельств, позволяющий составить общее представление о культурном кругозоре и интересах горожан, начато введение в оборот нарративных источников, сочинений купцов и предпринимателей, обозначена новизна их социальных и психологических представлений. В трудах отечественных историков данные проблемы не рассматривалась как приоритетные, оставались «частным» интересом отдельных исследователей.

В 1950—1980-е гг. в рамках социокультурной проблематики в центре внимания зарубежных исследователей оказались менталитет разных слоев общества, в том числе, горожан, проблема взаимоотношения представителей творческой среды и социума. Отечественных историков в 1950—1960-е гг. занимали экономические вопросы, в 1970—1980-е гг.—преимущественно проблемы культуры Возрождения: его хронологические рамки, периодизация, истоки и сущность. В качестве одной из тем стал обозначаться вопрос о формировании нового типа личности.

В последние десятилетия историки начали активно обращаться к вопросам статуса творческой личности в обществе, ее самосознания. Однако духовная и культурная сторона жизни городского социума, степень восприятия им новых культурных веяний, характер отношения пополанской среды к творческим личностям Ренессанса не привлекли пока должного внимания, чем и объясняется выбор темы диссертации исследования.

Источниковая база исследования.

Основную группу источников составляют нарративные тексты: домашние и исторические хроники (Д. Виллани), дневники (Д. Морелли, Б. Питти), назидательные (П. да Чертальдо) и литературные (Ф. Саккетти) сочинения купцов-писателей XIV—начала XV вв., отдельные произведения гуманистов (Ф. Петрарка, Д. Боккаччо). В качестве дополнительных привлекаются сочинения XVI столетия (Д. Вазари, П. Джовио), визуальные и документальные источники,.

«Новая хроника, или история Флоренции» Джованни Виллани (1270-е-1348 гг.)1 недавно переведена М.А. Юсимом на русский язык, но далеко еще не до конца изучена в отечественной литературе. Сочинение состоит из двенадцати книг, из которых в рамках проблематики диссертации более всего интересны последние пять, поскольку содержат подробные сведения о событиях, современником которых был сам Виллани. Материалы «Хроники» также позволяют судить об образованности пополанства, уровне интереса к новой культуре, а главное—характере и особенностях общественно-культурной жизни Флоренции, кроме того, в ней содержатся первые из дошедших до нас сведений о Данте.

«Хроника»Бонаккорсо Питти (1354-1430 гг.)2 и «Записки» Джованни Морелли (1371-1444 гг.)3—памятники одного из главных жанров купеческой литературы, называемого в исторической науке записками (ricordi). Эти сочинения написаны в одну и ту же эпоху, на итальянском языке и обладают схожей структурой: в самом начале идет описание семьи и истории всего рода, а далее последовательно перечисляются обстоятельства торговых сделок вперемежку со сведениями личного и официального характера. В диссертации особое внимание было уделено сочинению Морелли. его «Записки»—своеобразный дневник, в котором он отмечает не только официальные события, но и глубоко личные переживания, размышления. Сочинение в полной мере пока не изучено, хотя содержит важный материал об уровне культурных запросов как самого автора, так и его ближайшего окружения. «Хроника» Питти также весьма богата сведениями для изучения кругозора, уровня образованности, эстетических запросов флорентийского пополана, ее отличает динамичный характер повествования, поскольку и сам автор был личностью активной, даже авантюрной.

Из сочинений назидательного жанра была привлечена «Книга о добрых нравах» Паоло да Чертальдо (60-е гг. XIV в.)1. Произведение показательно с точки зрения выявления проблем, вызывавших особый интерес и внимание у флорентийца: дела семьи, воспитание и устройство судеб детей, отношение к женщине, взаимоотношения в городском сообществе, отношение к власти. Оно позволяет составить представление о социально-этических ориентирах автора.

Весьма важные и интересные сведения о поведении творческих личностей XIV века в обществе, их самооценке, восприятии их рядовыми пополанами были выявлены в «Новеллах» Саккетти (1330/5-1400 гг.)2. Кроме того, новеллы позволяют понять степень значимости образования, характер эстетических запросов в повседневной жизни флорентийцев.

Сочинения Петрарки (1304-1374 гг.) содержат свидетельства о популярности его сонетов, инвектив, трактатов, писем, о характере их восприятия современниками3. Они также позволяют понять, какая культурная мода господствовала в это время в обществе, как рядовые горожане относились к книгам, предметам изобразительного искусства4. С данной точки зрения письма и диалоги первого гуманиста еще не изучены.

В рамках изучения повседневной жизни Флоренции XIV века богатые свидетельства о мировосприятии горожан, уровне их образованности, семейных отношениях, месте творческих людей в обществе содержит «Декамерон» Д. Боккаччо5, данные которого на этот счет также не оценены достойным образом.

Еще меньше в интересующем нас ракурсе пока привлекли к себе внимание биографии знаменитых людей: «трех венцов»—Данте, Петрарки, Боккаччо, а также архитекторов и живописцев—Джотто, Гиберти и Брунеллески, написанные их современниками (Д. Боккаччо), или авторами XVI столетия (Дж. Вазари6). Недавнее научное издание сочинения епископа Ночеры, гуманиста П. Джовио позволило уяснить, какие характеристики, данные знаменитым людям XIV в., превратились в устойчивые, главные, а какие вовсе исчезли из поля зрения1.

В целом ценность нарративных источников видится в том, что они содержат богатый материал не только о передуманном, но также о явлениях, бессознательных по природе, отражают образ мыслей и чувств автора, наблюдения, оценки, впечатления. В диссертации они изучались двояко: с одной стороны, как свидетельства культурной атмосферы, царящей во Флоренции, с другой—как источники по «истории людей». В таком ракурсе, в совокупности их данных, в рамках последовательного сравнительного анализа с использованием современных подходов, они еще не рассматривались, хотя в последние два десятилетия все активнее включаются в круг исследовательских интересов историков.

Объектом внимания в работе стали документальные сведения, прежде всего—о строительстве собора Санта Мария дель Фьоре, оформлении порталов Орсанмикеле (договоры, объявления о конкурсах, сведения о гонорарах и налоговых поступлениях); данные о сроках и условиях обучения детей в школах и студентов в университетах2.

Визуальные источники (исторические карты Флоренции, изображения ее архитектурных памятников) помогают уяснить расположение различных архитектурных объектов города, составить представление об их внешнем облике, соответственно, об эстетических вкусах горожан.

  1. Образ делового человека эпохи возрождения в сочинениях флорентийских купцов-писателей XIV xv вв

    Документ
    Эпоха Возрождения, с которой оказалась тесно связана Флоренция и ее общество, является одним из важнейших периодов в культурном развитии человечества, ибо именно в это время возникают основы принципиально новой культуры, возникает
  2. Источники по истории средних веков (V-XV вв.) Глава Сущность феодализма и проблема его происхождения в исторической науке

    Документ
    ОГЛАВЛЕНИЕПредисловиеВведение Глава 1. Источники по истории средних веков (V-XV вв.) Глава 2. Сущность феодализма и проблема его происхождения в исторической науке
  3. Конспект лекций по к ультурологии Для студентов всех специальностей

    План-конспект
    Понятие культуры может употребляться в нескольких значениях. Во-первых, оно может служить для обозначения какой-либо конкретной культурно-исторической общности,- характеризуемой определенными пространственно-временными параметрами
  4. Конспект лекций по дисциплине «Культурология» Для студентов всех специальностей

    План-конспект
    Слово “культура” происходит от латинского слова культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия.
  5. Хронология событий VI-XVII вв (2)

    Документ
    945-972 гг. - Святослав I Игоревич и Великая княгиня Ольга (945-957 гг.). (955/957 гг.). 955/957 гг. - путешествие княгини Ольги в Царьград и принятие ею христианства.
  6. Итоги 157 Становление русского мировоззрения (до XVI века) 167

    Реферат
    Каков исторический возраст и каково будущее русского народа, который не только самосохранился на грани выживания в невиданно суровых природно-климатических и геополитических условиях, но и освоил безбрежные просторы, построил огромное
  7. Начало Византия, I. Эпоха Семи соборов Византия, II. Великая схизма Обращение славян Церковь под властью ислама Москва и Санкт-Петербург Двадцатый век, I : Греки и арабы Двадцатый век, II : Православие и воинствующие атеисты Двадцатый век, III : Диаспора и миссия История Церкви Начало

    Документ
    Автор сугубо апологетический, для индоктринации в семинариях. Высшим авторитетом по православию для него является Вл. Лосский, чем сказано достаточно.
  8. Лекция. Соотношение понятий «искусство»

    Лекция
    Место художественной культуры в культуре в целом определяется существенными различиями между материальной, духовной и художественными формами деятельности.
  9. Монография развитие концепций царства, святости и войны за веру в трудах

    Монография
    В период Московской Руси были сформированы политическая и экономическая системы, свой типический человек и менталитет, отличные от Киевского периода. Но как и почему эти изменения произошли? Почему в Киевской Руси правителей называли

Другие похожие документы..