Новое и традиционное в культурной жизни флорентийского городского общества XIV начала XV вв

Методологическая база исследования.

В работе были использованы проблемный, сравнительно-исторический, историко-культурный методы, а также приемы анализа, выработанные исторической психологией, культурной антропологией и семиотикой. Проблемный метод позволил поставить ряд взаимосвязанных задач, которые решались в рамках отдельных разделов работы, но являлись частью всего поля исследования. С помощью историко-культурного метода разные сферы жизни (социально-экономические, политические, культурные) изучались как совокупность исторических условий, в которых формировалась городская общность и ее отдельные представители. Культурно-антропологический ракурс исследования позволил всесторонне изучить характер образовательно-эстетических предпочтений и ценностных ориентиров пополанства, их поведение как реакцию на общий уровень развития культуры.

В работе с источниками важную роль сыграли методы исторической психологии, эффективные при попытках восстановить «картину мира», представления человека иной эпохи. Культурно-семиотический подход при анализе текстов позволил выявить позицию их авторов. Этот метод оказался действенным и в процессе реконструкции системы представлений флорентийских пополанов, их жизненных историй.

Цель и задачи исследования.

Цель данной работы заключается в выявлении соотношения новых и традиционных черт в общественном и культурном развитии Флоренции XIV—начала XV веков, в уровне и содержании культурных вкусов, запросов и предпочтений пополанских кругов ее населения, в определении характера, «зон» взаимовлияния культурной городской среды и рождающегося Ренессанса. Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи:

-проанализировать (на макроисторическом уровне), истоки изменений социокультурного пространства города, выявить в каких сферах они проявились ярче, как соотносились развитие экономики и общественной жизни;

-уяснить, в чем состояли социокультурные функции коммунально-республиканской власти, каковы были механизмы их реализации, насколько в культурной политике отражались новые запросы городского социума;

-проанализировать (с точки зрения микроистории) этапы становления личности в пополанской среде: в кругу семьи, процессе школьного обучения и профессионального образования, самообразования;

-выявить, как новые городские реалии отразились на процессе воспитания пополанов, его целевой направленности, определить, что появилось нового в образовании, и в каком соотношении оно находилось с традиционными элементами;

-через анализ купеческих сочинений исследовать личность флорентийского горожанина как носителя индивидуальной культуры и как представителя городской общности;

-определить новое и традиционное в его книжных и художественно-эстетических предпочтениях;

-выявить степень распространения новых гуманистических идей среди разных групп флорентийского общества, проанализировать отношение к творчеству «трех венцов» Флоренции (Данте, Петрарки, Боккаччо);

-проанализировать, как процесс становления ренессансной культуры отразился на повседневной жизни пополанства, как и чем она способствовала формированию новых гуманистических и художественных идей.

Научная новизна.

Новизна данного исследования заключается в комплексном изучении характера и специфики культурных запросов флорентийских горожан, их литературных и художественных вкусов, а значит, и духовной атмосферы города, той самой почвы, на которой (или из которой) вырастал Ренессанс.

Впервые для уяснения одних и тех же вопросов параллельно и во взаимосвязи изучались сочинения купцов-писателей и гуманистов, при этом приоритетным был их анализ с точки зрения культурно-образовательного уровня авторов и (или) их современников.

Впервые в научный оборот в отечественной литературе вовлечены сочинение П. Джовио, ряд современных итальянских и англо-американских исследований.

Практическая значимость.

Положения и выводы диссертации могут быть использованы при дальнейшем исследовании особенностей повседневной жизни и мировосприятия итальянских горожан, а также изучении вопросов об истоках и сущности Ренессанса. Материалы работы могут быть задействованы в общих и специальных лекционных курсах по истории и культуре западноевропейского средневековья, при проведении семинарских занятий, написании дипломных работ.

Апробация работы.

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры истории средних веков исторического факультета СГУ (июнь 2006 г.). Отдельные ее положения изложены в 5 опубликованных статьях. Материалы диссертации представлялись в виде докладов на межвузовских студенческо-аспирантских конференциях (СГУ, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006 гг.), на Научном семинаре при кафедре истории средних веков исторического факультета СГУ (январь 2004 г, октябрь 2005 г., февраль 2006 г.), были использованы в преподавательской практике.

Структура работы

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения. Приложение включает в себя выполненный автором перевод избранных глав из сочинений Джованни Морелли и Паоло Джовио, и материалы визуальных источников (исторические карты Флоренции, изображения архитектурных памятников, портреты гуманистов).

Основное содержание работы

Во Введении содержится обоснование актуальности темы исследования, рассматривается степень изученности проблемы, дается характеристика источников, излагаются методологические принципы, цели и задачи исследования.

Первая глава «Флоренция XIV—начала XV веков: город и горожане» состоит из двух параграфов.

В первом параграфе «Особенности социальной стратификации и ментальных установок флорентийского общества» дана краткая характеристика социально-политического и экономического развития Флоренции второй половины XIII—начала XV столетия. Это позволило проследить, как происходило становление социального облика города, выявить, какие слои общества доминировали в политической жизни коммуны и влияли на ее дальнейшее экономическое развитие, кроме того, понять, какие из политических и экономических изменений повлияли на повседневную жизнь флорентийцев, их представления о личности и ее роли в обществе.

Отмечено, что с появлением раннекапиталистических элементов в городской промышленности Флоренции связан ее экономический расцвет в XIV веке, который проявился в развитии банковско-ростовщического дела, активном участии флорентийских купцов в крупной международной торговле шерстью и сукном. Усиление позиций пополанства в экономике предопределило его претензии на участие в политической жизни города. В результате длительной борьбы с городским дворянством флорентийским пополанам удалось завоевать власть в коммуне и законодательно закрепить ее.

Высокая социальная мобильность внутри флорентийского общества, республиканский строй коммуны, накопление пополанством материального богатства явились источниками уверенности в себе, внутренней свободы и жизненного оптимизма: «В любом твоем деле принимай решение, опираясь на хорошие и взвешенные мысли и советы твоих доброжелательных родственников и друзей»1. Все это позволило горожанам обратить свой взор и к духовным ценностям, современным культурным достижениям.

Во втором параграфе «Культурная политика Флорентийской коммуны» предпринята попытка выявить, как новая социально-психологическая атмосфера Флоренции, особенности ее политического строя, а также уровень благосостояния ее жителей находили свое отражение во внешнем облике города.

Почерпнутые из нарративных, документальных и визуальных источников данные об обстоятельствах строительства и особенностей внешнего облика самых величественных архитектурных сооружений (собора Санта Мария дель Фьоре, Дворца приоров, церкви Орсанмикеле, Лоджии деи Ланци) позволили сделать ряд выводов. Строительство Собора, церквей, общественных зданий, городских ворот и мостов, а также их украшение были заранее планируемыми и тщательно обсуждаемыми мероприятиями, то есть важной частью культурной политики коммуны. При этом обнаружены все основные ее составляющие: необходимая законодательная база, обеспечение финансирования проектов, осуществление административного и общественного надзора на всех этапах стройки, проведение организационных мероприятий (конкурсов, выборов архитекторов и проектов, членов строительных комиссий).

Внешний облик Флоренции изменился благодаря новым, грандиозным по своим размерам и красоте, зданиям и перепланировке центральной части города с учетом его потребностей и политических реалий. Вопрос о финансировании строительства решался по-разному (налоги, пожертвования, частные вложения), но никогда не в ущерб очень важному для флорентийцев принципу—красоте.

Культурная политика Флорентийской коммуны была, таким образом, прямым отражением и выражением настроений и возможностей пополанов (их материальных успехов, уверенности в собственных силах и завтрашнем дне, патриотизма), а также их художественных вкусов и запросов.

Вторая глава «Особенности воспитания и образования флорентийской молодежи XIV—начала XV веков» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе «Формирование нравственных основ личности: семья» была поставлена задача выяснить, какое участие в процессе становления личности принимала семья, какой родители видели свою роль в воспитании и судьбе своих детей, какова здесь роль традиций и новаций.

Как было выявлено (в основном по материалам сочинений Чертальдо и Морелли), в пополанской среде XIV века родители проявляли заботу о своем ребенке с момента его рождения. Отцы семейства прекрасно разбирались во всем, что касалось детской психологии: они знали о различных подходах к воспитанию девочек и мальчиков, старших детей и младших; учитывали будущие потребности и способности детей при выборе характера их образования, формирования деловых и житейских навыков.

Отмечено, что пополанам было не чуждо и проявление нежных чувств к своим детям: родители стремились отследить каждый этап их взросления и развития не только из желания контролировать все происходящее дома, в семье, но ради помощи советом и делом, общения с ними в радостные и трудные моменты. «Если у меня будут дети, я хочу самостоятельно их воспитывать, хочу видеть, как они взрослеют, хочу дать им напутствие и помочь им не совершать ошибок, хочу видеть, что хорошо, а что плохо, и хочу, чтобы они могли мне помочь, когда ко мне придет старость; и хочу, чтобы они мне приносили и радость, и горечь, чтобы иметь возможность исправлять ошибки и улаживать дела, когда это потребуется»1,—писал еще молодым Морелли, свою программу он выполнил сполна.

Заметный интерес флорентийцев к вопросам воспитания—несомненный показатель распространенного в пополанской среде внимания к проблеме личности, семейным ценностям. Пополаны-родители уже осознавали, что для юного поколения они являли собой пример поведения во всех сферах частной и общественной жизни, деловой активности: ведь именно в семье, и они это понимали, происходит формирование нравственных основ личности. Традиционным остается понимание гендерных ролей, новым становится личное и активное участие в воспитании, учет индивидуальных способностей и склонностей, практической направленности процесса.

Во втором параграфе «Флорентийские школы и культурный кругозор их учеников» ставилась задача проанализировать состояние школьной науки в XIV веке, выявить новые элементы в ее содержании, а значит понять, какую роль в процессе развития кругозора флорентийских пополанов играло обучение в школе.

Как показали источники и данные специалистов, во Флоренции XIV столетия действовало три типа городских школ: начальная, грамматическая и абака. Курс начальной и грамматической школ во многом был позаимствован из церковных программ, в то время как абака была непосредственным порождением города, его потребностей. Кроме того, вне зависимости от степени актуальности содержания школьных предметов, занятия во всех городских учебных заведениях проводились на итальянском языке. При этом главным методом обучения в них было осмысление и обсуждение предмета изучения, то есть, ценность обретал не сам факт учености, а умение пользоваться полученными знаниями, применять их в повседневной жизни и в деловой сфере.

Дети предпринимателей проходили обязательный курс практической коммерции, во время которого они получали знания о географии, мерах и весах различных стран, о принципах ведения деловой документации, заключении сделок. «Если ты обучаешься [управлять боттегой], то старайся как можно лучше делать дела, поручаемые тебе твоим маэстро, ибо в противном случае он возвратит тебя [отцу]»1. При этом пополаны стремились к действительно широкому кругу знаний: они понимали важность образования, полученного в школе, но еще более—самообразования, поскольку в их среде наравне с профессиональными навыками ценился литературный и художественный вкус.

Анализ нарративных и документальных источников позволил сделать ряд важных заключений. Во-первых, уже в XIV веке все население Флоренции (возможно, за вычетом низшей прослойки поденщиков) имело образование по крайней мере, в рамках начальной школы (учителя, как говорилось в договорах, обязывались обучать сыновей купцов «писать, читать и составлять письма и записки хорошо и в достаточной степени, подобно тому, как это делают торговцы»); значительная его часть дополняла его в школах более высокого уровня. Во-вторых, не довольствуясь знаниями, полученными в школе, пополаны активно начинают самостоятельно обращаться к книгам, приобщая к познавательным занятиям и членов семьи. Можно заключить, что именно по части содержания образования и по отношению к нему заключаются главные новшества, сочетавшиеся с базовой основой «семи свободных искусств».

В третьем параграфе «Флорентийский университет и его роль в культурной жизни коммуны» в центре внимания оказалось очень важное для средневекового города-государства событие—открытие университета. Главной задачей раздела было попытаться последить, как особенности социально-политической, экономической и культурной жизни Флоренции отразились в процессе возникновения и функционирования Студио.

Само появление университета (официально его открытие состоялось в 1348 году) стало возможным благодаря усилиям коммунальных властей, то есть, как и многое другое, было составной частью культурной политики республики. Изначально была создана специальная комиссия из восьми горожан, в чьи обязанности входило определить штат преподавателей, пригласить их, уладить вопросы с жалованием из городской казны. Но и в дальнейшем все дела университета остались частью общественной жизни. Например, выборы профессоров проходили с учетом мнения не столько студентов, сколько городского сообщества, которое следило и за тем, какие лекции читали преподаватели, и какое жалование им назначалось флорентийским правительством. Таким образом, горожане могли инициировать приглашение во Флоренцию какого-либо именитого ученого, выражать пожелания о повышении оплаты его труда.

Еще одним важным направлением коммунальной политики в сфере образования было проведение мер, направленных на поддержание материального положения студентов и профессоров. Ряд законов защищал их от возможного разорения из-за налогов, штрафов, необходимости приобретать дорогостоящие книги и предоставлял возможность приобретать все необходимое для учебного процесса, им, также как и торговцам книгами и учебными принадлежностями, предоставлялись финансовые льготы.

  1. Образ делового человека эпохи возрождения в сочинениях флорентийских купцов-писателей XIV xv вв

    Документ
    Эпоха Возрождения, с которой оказалась тесно связана Флоренция и ее общество, является одним из важнейших периодов в культурном развитии человечества, ибо именно в это время возникают основы принципиально новой культуры, возникает
  2. Источники по истории средних веков (V-XV вв.) Глава Сущность феодализма и проблема его происхождения в исторической науке

    Документ
    ОГЛАВЛЕНИЕПредисловиеВведение Глава 1. Источники по истории средних веков (V-XV вв.) Глава 2. Сущность феодализма и проблема его происхождения в исторической науке
  3. Конспект лекций по к ультурологии Для студентов всех специальностей

    План-конспект
    Понятие культуры может употребляться в нескольких значениях. Во-первых, оно может служить для обозначения какой-либо конкретной культурно-исторической общности,- характеризуемой определенными пространственно-временными параметрами
  4. Конспект лекций по дисциплине «Культурология» Для студентов всех специальностей

    План-конспект
    Слово “культура” происходит от латинского слова культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия.
  5. Хронология событий VI-XVII вв (2)

    Документ
    945-972 гг. - Святослав I Игоревич и Великая княгиня Ольга (945-957 гг.). (955/957 гг.). 955/957 гг. - путешествие княгини Ольги в Царьград и принятие ею христианства.
  6. Итоги 157 Становление русского мировоззрения (до XVI века) 167

    Реферат
    Каков исторический возраст и каково будущее русского народа, который не только самосохранился на грани выживания в невиданно суровых природно-климатических и геополитических условиях, но и освоил безбрежные просторы, построил огромное
  7. Начало Византия, I. Эпоха Семи соборов Византия, II. Великая схизма Обращение славян Церковь под властью ислама Москва и Санкт-Петербург Двадцатый век, I : Греки и арабы Двадцатый век, II : Православие и воинствующие атеисты Двадцатый век, III : Диаспора и миссия История Церкви Начало

    Документ
    Автор сугубо апологетический, для индоктринации в семинариях. Высшим авторитетом по православию для него является Вл. Лосский, чем сказано достаточно.
  8. Лекция. Соотношение понятий «искусство»

    Лекция
    Место художественной культуры в культуре в целом определяется существенными различиями между материальной, духовной и художественными формами деятельности.
  9. Монография развитие концепций царства, святости и войны за веру в трудах

    Монография
    В период Московской Руси были сформированы политическая и экономическая системы, свой типический человек и менталитет, отличные от Киевского периода. Но как и почему эти изменения произошли? Почему в Киевской Руси правителей называли

Другие похожие документы..