Теория культуры

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Стерлитамакская государственная педагогическая

академия

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Учебно-методический комплекс по специальности
«050301 Русский язык и литература» с дополнительной
специальностью «Культурология»

Утверждено Составитель:

на заседании кафедры канд. ист. наук, доцент

истории и культуры Маркелова Л.Н.

протокол №­­­ 5 от 26 февраля 2008г.

Зав. кафедрой истории и культуры Курсеева О.А.

Стерлитамак 2008

I. Пояснительная записка

Курс "Теория культуры" является одной из фундаментальных дисциплин в освоении гуманитарного знания. В соответствии с государственным учебным стандартом он направлен на овладение культурой как системой, выступающей мерой и способом формирования и развития сущностных сил человека. Знание о культуре поможет студентам осознать целостность мира человека, при этом выявить элементы культуры, утвердиться в мысли, что культурный процесс подчиняется определенным закономерностям и принципам функционирования. Рассмотрение свойств культуры в отрыве и изоляции друг от друга невозможно, поскольку не существует случайных культурных комплексов, а значимость культуры в первую очередь обусловлена ее ролью в формировании субъективности.

Цель курса – теоретическое изучение универсального контекста культуры, усвоение основных категорий, понятий культуры и методов их анализа. В рамках теории культуры представлен широкий спектр подходов, от теологического до марксистского, от рационалистического до эмотивистского, от технологического до символического, от креативистского до деструктивистского. Пути и принципы исследования культуры.

Современный мир достиг определенного прогресса на материально-практическом уровне, что привело к проникновению во все сферы жизнедеятельности прагматизма, утилитаризма, техницизма и крайних проявлений индивидуализма. Эти тенденции предопределили поиск путей гуманитаризации общества. Курс "Теория культуры" предназначен для студентов исторического и филологического факультетов, но может быть рекомендован и для студентов других специальностей так как способствует сближению и интеграции различных областей знаний, формированию ценностей картины мира и определению личностных приоритетов в соответствии с общественными ценностями.

В современном образовательном процессе теория культуры выступает с одной стороны как альтернатива технократическому мышлению, а с другой как основа социальной компетентности и профессионализма.

При изучении курса "Теория культуры" должны быть решены следующие задачи:

  • обеспечение студентов знаниями о специфике теории культуры, как фундаментальной теоретической дисциплины, исследующей высокоорганизованную структуру бытия человека во всем ее многообразии;

  • понимание принципов методологии науки о культуре, методов исследования;

  • уяснение студентами основных законов функционирования и развития культуры, овладение ими ее категориальным аппаратом;

  • понимание форм трансляции социального опыта через механизм освоения культурных ценностей;

  • осознание единства и многообразия культур преемственности и инноваций;

  • освоение многообразия подходов: аксиологического, антропологического, семиотического, социологического и понимание сущности.

Методика работы по курсу "Теория культуры" разнообразна и включает традиционные лекции и семинары, коллоквиумы, подготовку рефератов, докладов и сообщений по определенной тематике; широкое применение ТСО аудио - и видеосредств; посещение музеев, театров, художественных выставок.

Курс рассчитан на 54 часа, из них: 30 лекций и 24 семинара.

II. Тематический план

№ п/п

Тема занятий

Лекции

Семинары

I.

1. Введение в курс теория культуры. Предмет и методы.

2. Генезис культуры.

2

2

2

II.

Морфология культуры:

3. Организационная культура. Культура как структура.

4. Культура как система ценностей.

5. Понятие традиции в теории культуры.

6. Культура и социальный идеал.

2

2

2

2

2

2

III.

Культура познания и отражения мира.

7. Наука, философия, религия и культура.

8. Культура – природа, общество, человек.

2

2

2

2

IV.

Информационная культура.

9. Культура и язык.

10. Культура и образование

2

2

2

V.

Синкретические виды культуры.

11. Искусство в системе культуры. Игровые формы бытия.

2

2

VI.

Физическая культура.

12. Проблема физического в культуре.

2

2

VII

Типизация как метод исследования культуры.

13. Типология культуры. Проблема локальных цивилизаций и субкультурных образований.

2

2

VIII.

Динамика культуры.

14. Социальная динамика, ее уровни. Историческая динамика.

15. Проблемы модернизации и социокультурного прогресса.

16. Техника и техническая культура ХХ – н. ХХI в.

2

2

2

4

ИТОГО:

30

24

  1. Программа курса

Тема 1. Введение в курс теории культуры.
Предмет и методы

Предмет теории культуры, задачи курса. Разнообразие определений культуры как отражение сложности и многозначности самого феномена. Антропологическое понимание культуры как способа существования человека. Социологическое понимание культуры как фактора организации и образования жизни какого-либо общества. Философское понимание культуры как способа бытия человечества в мире. Необходимость межпредметного подхода. Современные научные представления о культуре.

Основные методы анализа культуры. Дескриптивно - классифицирующий метод исследования культуры. Цивилизационно-типологический, морфологический, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, семиотический, структуральный и другие современные подходы в теории культуры.

Роль теории культуры в современном образовательном процессе. Сближение и интеграция различных областей знания. Социальная компетентность как основа профессиональной культуры. Альтернатива технократического и гуманитарного мышления в культуре. Проблема целостности и принцип дополнительности в становлении современной картины мира. Гуманизм и профессиональная компетентность как необходимые условия цивилизационного прогресса.

Гуманизм как система идей, отстаивающих и обосновывающих высшую ценность личности. Принципы гуманизма: равенство, справедливость, человеколюбие.

Гуманистические перспективы развития в современной культуре. Экологическая этика. Этика ненасилия. Движение за права человека. Проблема гуманизма в условиях военных конфликтов.

Контрольные вопросы

  1. Охарактеризуйте предмет культурологии.

  2. В чем отличие культурологии от других наук, изучающих культуру?

  1. В чем специфика социогуманитарного знания?

  2. Как вы объясните, что в культурологии существуют различные теоретические подходы, направления, школы?

  3. В чем состоят основные теоретические задачи культурологии?

Рекомендательная литература

  1. Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие. – М., 1998.

  2. Давидович В.Е. Жданов Ю.А. Сущность культуры. – Р. – н/Д., 1979.

  3. Коган Л.Н. Теория культуры. – Екатеринбург, 1993.

  4. Культурология /Под ред. В.И. Добрынина – М., 1993.

  5. Культурология: Учеб. пособие. для студ. вузов /Под ред. Г.В. Драча – Р.остов– н/Д., 1995.

  6. Культурология: Учебник. для студентов техн. вузов /Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М., 1998.

  7. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. – М., 1983.

  8. Межуев В.М. Культура и история. – М., 1977.

  9. Радугин А.А. Культурология: Курс лекций. – М., 1997.

Тема 2. Генезис культуры

Понятие генезиса культуры. Биогенный период в развитии культуры. Его основные стадии.

Общая характеристика палеолита. Периоды палеолита. Возникновение человека: умелого, прямоходящего, разумного. Культурологическая концепция происхождения человека. Переходная форма. Формирование homo sapiens.

Первые материальные и духовные ростки культуры. Синкретичность первобытной культуры.

Предпосылки общественного разделения труда. Общая характеристика мезолита, неолита, энеолита. Развитие агрокультуры. Предпосылки возникновения крупных поселений.

Совершенствование членораздельной речи, абстрактного мышления, формирование норм нравственности, системы религиозных обрядов.

Развитие ремесла и искусства. Генезис первобытного рисунка.

Появление первых металлических орудий труда, оружия, изделий.

Матриархат. Патриархат. Возникновение объективных предпосылок к социальному расслоению общества.

Памятники первобытной культуры.

Этногенез и этническая история. Этнос и личность. Этнос как социокультурная единица. Концепция этноса. Эндо - и экзоэтнонимы. Идентификация самоназваний. Этнолингвистическая классификация народов. Этническая культура, этническое самосознание. Традиционная культура, народное искусство, фольклор.

Единство и многообразие культур. Этнокультурная общность. Понятие о разнообразном культурном пространстве. Особенности межэтнических коммуникаций. Этнокультурное влияние и ассимиляция. Этнические конфликты и принципы их разрешения.

Российская этнографическая школа. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева, Современные подходы к изучению этнических культур.

  1. Философия и теория культуры

    Документ
    И. Е. Карпович, кандидат филологических наук, зав. кафедрой гуманитарных дисциплин филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г.
  2. Программа дисциплины опд. Ф. 01 Теория культуры специальность 020600 (031401. 65) «культурология» Форма обучения очная (1)

    Программа дисциплины
    активное овладение языком и понятийным аппаратом современного культурологического знания и приобретение навыков самостоятельного анализа материала по актуальным культурологическим проблемам.
  3. Программа дисциплины опд. Ф. 01 Теория культуры специальность 020600 (031401. 65) «культурология» Форма обучения очная (2)

    Программа дисциплины
    В результате изучения дисциплины студент должен овладеть умением профессионально ориентироваться в различных областях современного культурологического знания; иметь квалифицированное представление о полидисциплинарном пространстве
  4. Программа государственного междисциплинарного итогового экзамена по «истории и теории культуры» для студентов-бакалавров (1)

    Программа
    Программа государственного экзамена по «Истории и теории культуры» рассчитана на выпускников социологического факультета дневной формы обучения по специальности «Культурология».
  5. Программа государственного междисциплинарного итогового экзамена по «истории и теории культуры» для студентов-бакалавров (2)

    Программа
    Синкретическая целостность первобытной культуры. Практически-духовный характер жизнедеятельности первобытного общества. Художественная и эстетическая грани первобытной культуры.
  6. Белик Андрей Александрович. Культурология. Антропологические теории культур ббк71. 1 Б 43 Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высше

    Литература
    Раздел 1 . Основные понятия . Предмет культурологии : ВведениеИсторический процесс как развитие культур . Основные подходы к изучению культур в XIX- начале XX века :Эволюционизм - Диффузионизм - Биологизм - Психологизм - Психоаналитизм - Функционализм
  7. Рабочая учебная программа дисциплины Теория культуры Направление подготовки 031400 Культурология

    Рабочая учебная программа
    Цели освоения дисциплины: личностная и фундаментальная профессиональная подготовка будущих культурологов через приобщение студентов к размышлениям о культурных ценностях: их смысле, составе и законах - с последующей интериоризацией,
  8. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «теория культуры» для магистров по специальности 031400 Составитель

    Учебно-методический комплекс
    Предмет теории культуры; основные категории и понятия теории культуры. Структура и функции культуры. Динамика культуры. Принципы типологии культуры. Культурогенез; культура и природа; культура и язык; культура и общество; социальное
  9. Культурология. Антропологические теории культур www lekcii at ua

    Документ
    СЛОВО cultura (лат.) означает "обработка", "земледелие", иначе говоря - это возделывание, очеловечивание, изменение природы как среды обитания.

Другие похожие документы..