Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2010-2011 учебном году

Министерство

ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

площадь Революции, д. 4, Челябинск, 454113

Тел. (351) 263-67-62, факс (3512) 63-87-05

E-mail: moin@, www.minobr74.ru

ОКПО 00097442, ОГРН 1047423522277

ИНН/КПП 7451208572/745101001

21 сентября 2010 г. №103/4461

Руководителям

муниципальных органов

управления образованием

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2010-2011 учебном году

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по информатике проводится в соответствии с Положением о всероссийской олимпиаде школьников (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.12.2009 № 695 «Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников»), Положением об организации и проведении школьного, муниципального, регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников в Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 23.08.2010 г. № 01-497 «Об утверждении Положения об организации и проведении школьного, муниципального, регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников в Челябинской области).

Организаторами школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике являются образовательные учреждения. Для проведения школьного этапа Олимпиады организатором указанного этапа Олимпиады – образовательными организациями - создаются оргкомитет и жюри школьного этапа Олимпиады.

Общее руководство проведением школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике и его организационное обеспечение осуществляет Региональный оргкомитет Олимпиады. Задачей оргкомитета является реализация права обучающихся образовательных организаций на участие в олимпиадном движении.

Оргкомитет школьного этапа Олимпиады по информатике утверждает требования к проведению указанного этапа Олимпиады, разработанные предметно-методическими комиссиями муниципального этапа Олимпиады с учётом методических рекомендаций центральных и региональных предметно-методических комиссий Олимпиады. Состав школьного оргкомитета Олимпиады формируется из представителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и учителей информатики общеобразовательных учреждений. В своей работе оргкомитет руководствуется также установленными организатором муниципального этапа Олимпиады сроками проведения школьного этапа Олимпиады и квотами на количество победителей и призеров. Школьный оргкомитет Олимпиады является координирующим органом по организации и проведению школьного этапа Олимпиады; анализирует, обобщает итоги Олимпиады и представляет отчёт о проведении Олимпиады в муниципальные органы управления образованием. Оргкомитет обеспечивает общую организацию соревнований и соблюдение утвержденных требований, выделяет необходимые для этого помещения, оборудованные соответствующими компьютерами и техническими средствами, обеспечивает установку на компьютерах нужного программного обеспечения, рассматривает конфликтные ситуации, возникшие при проведении соревнования, оформляет дипломы победителей и призеров Олимпиады, своевременно осуществляет необходимую информационную поддержку участников Олимпиады.

Методическое обеспечение школьного этапа Олимпиады осуществляют муниципальные предметно-методические комиссии Олимпиады.

Проверку выполненных олимпиадных заданий школьного этапа Олимпиады осуществляет жюри школьного этапа Олимпиады. Состав жюри школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике формируется из учителей информатики общеобразовательных учреждений. Жюри школьного этапа Олимпиады: оценивает выполненные олимпиадные задания; проводит анализ выполненных олимпиадных заданий; определяет победителей и призёров школьного этапа Олимпиады; рассматривает совместно с оргкомитетом апелляции участников; представляет в оргкомитеты аналитические отчёты о результатах проведения школьного этапа Олимпиады по информатике.

Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным муниципальной предметно-методической комиссией с учетом методических рекомендаций региональной и центральной предметно-методической комиссии по информатике. В состав комплекта материалов, передаваемых муниципальной предметно-методической комиссией в оргкомитет школьного этапа, входят:

- тексты олимпиадных задач;

- методика проверки решений задач, включая при необходимости комплекты тестов в электронном виде;

- описание системы оценивания решений задач;

- методические рекомендации по разбору предложенных олимпиадных задач.

Если при проведении школьного этапа Олимпиады предусматривается проверка решений участников в автоматическом режиме с использованием специализированной программной системы проведения соревнований, то муниципальная предметно-методическая комиссия предоставляет также дополнительные материалы, включая проверяющие программы, позволяющие для каждой задачи определять правильность полученного решения в автоматическом режиме. Все вопросы, связанные с установкой и использованием специализированной программной системы проведения соревнований в образовательной организации, должны решаться оргкомитетами школьного этапа Олимпиады до начала соревнований при поддержке со стороны муниципальной или региональной предметно-методической комиссии по информатике.

Комплект названных материалов должен передаваться в оргкомитет школьного этапа не позднее 7 календарных дней до начала соревнования, чтобы оргкомитет и жюри имели возможность подготовить необходимую для проверки решений компьютерную технику и программное обеспечение. При этом ответственность за неразглашение текстов олимпиадных задач и системы оценивания их решений до начала соревнований лежит на оргкомитете школьного этапа Олимпиады.

Организатор школьного этапа должен обеспечить участие в этом этапе любого школьника 8-11 класса, который изъявил добровольное желание в нем участвовать.

В случае невозможности проведения школьного этапа Олимпиады по информатике в какой-либо образовательной организации, из которой обучающиеся выразили желание в нем участвовать, возможно, проведение школьного этапа для таких обучающихся на базе других образовательных организаций этого муниципального образования по согласованию с органом местного самоуправления в сфере образования. О месте проведения школьного этапа Олимпиады все желающие должны быть информированы не менее чем за 10 календарных дней до его начала. Ответственность за предоставление возможности обучающимся участвовать в школьном этапе на базе выбранной для проведения состязания образовательной организации, в которой не обучаются данные участники, несут руководители тех образовательных организаций, в которых обучаются эти участники Олимпиады.

Возможным вариантом проведения школьного этапа Олимпиады по информатике является также объединение всех образовательных организаций муниципального образования и проведение этого этапа на базе рекомендованного органом местного самоуправления в сфере образования образовательного учреждения, например, муниципального учреждения дополнительного образования, высшего учебного заведения, центра дистанционного образования и т.п. Ответственность за участие обучающихся в проводимом таким образом школьном этапе Олимпиады лежит на образовательных организациях этого муниципального образования.

В соответствии с действующим Положением о всероссийской олимпиаде школьников школьный этап Олимпиады проводится ежегодно с 1 октября по 15 ноября. Конкретные даты проведения школьного этапа Олимпиады по информатике устанавливаются организатором муниципального этапа Олимпиады.

Поскольку школьный этап проводится в разных образовательных организациях муниципального образования по одним и тем же заданиям, подготовленным муниципальной предметно-методической комиссией по информатике, то в целях предотвращения преждевременного доступа к текстам заданий со стороны участников Олимпиады, а также их учителей и наставников, время начала соревнований во всех образовательных организациях этого муниципального образования должно быть таким, чтобы участники не смогли преждевременно ознакомиться с условиями олимпиадных задач, которые им будут предложены. Желательно устанавливать это время в первой половине учебного дня.

В школьном этапе Олимпиады по информатике принимают участие обучающиеся 8-11 классов образовательных организаций, выразившие желание участвовать во всероссийской олимпиаде школьников. Квоты на участие в школьном этапе Олимпиады не устанавливаются.

Ответственность за реализацию права участия любого обучающегося 5 - 11 классов во всероссийской олимпиаде школьников несет образовательная организация. В случае невозможности по какой-либо причине провести школьный этап в конкретной образовательной организации эта организация должна предоставить своим учащимся возможность участвовать в школьном этапе Олимпиады по информатике, проводимом на базе другой образовательной организации данного муниципального образования.

Форма проведения школьного этапа Олимпиады определяется муниципальной предметно-методической комиссией по информатике с учетом настоящих рекомендаций.

Центральная предметно-методическая комиссия по информатике рекомендует проводить школьный этап в один компьютерный тур. Длительность тура должна быть не менее трех часов (180 минут) и не должна превышать пяти астрономических часов (300 минут).

По усмотрению организаторов и жюри школьного этапа перед началом основного тура для всех участников может быть организован пробный тур, основное назначение которого – знакомство участников с компьютерной техникой и установленным на рабочих местах программным обеспечением, а также с Памяткой участника, которая подготавливается жюри перед началом соревнований. Пробный тур из рекомендательного должен стать обязательным, если во время проведения соревнований участники должны использовать в процессе решения задач специализированные программные среды или программные системы, позволяющие осуществлять проверку решений участников в автоматическом режиме.

При проведении школьного этапа используются олимпиадные задачи, подготовленные муниципальной предметно-методической комиссией по информатике в соответствии с методическими рекомендациями по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников 2010/2011 учебного года, утвержденными центральной предметно-методической комиссией по информатике. Комплекты задач для 8 и 9-11 классов разные. Количество задач в каждом комплекте должно быть не менее трех и определяется муниципальной предметно-методической комиссией по информатике.

За организацию рабочих мест участников школьного этапа, включая оснащение компьютерной техникой и установку необходимого программного обеспечения, несет ответственность организатор этого этапа Олимпиады. Требования к организации рабочего места участников школьного этапа определяет муниципальная предметно-методическая комиссия по информатике с учетом настоящих рекомендаций и общих требований к рабочему месту школьника (освещенности, площади, мебели, гигиеническим требованиям).

Рабочее место каждого участника школьного этапа Олимпиады должно быть оснащено персональным компьютером без подключения его к сети Интернет. Минимальные характеристики персонального компьютера должны быть не хуже следующих: процессор с частотой 1ГГц, объем оперативной памяти 256 Мбайт, объем жесткого диска 20 Гбайт. Для обеспечения равных условий для всех участников используемые во время соревнований компьютеры должны иметь одинаковые или близкие технические характеристики.

Все компьютеры участников школьного этапа и компьютеры, которые будут использоваться жюри при проверке решений задач, должны быть объединены в локальную компьютерную сеть. Выход в Интернет для участников Олимпиады во время очных туров должен быть заблокирован. В случае использования во время проведения тура Интернет-системы автоматической проверки решений участников, возможен выход в Интернет, но тогда должен быть открыт доступ только к сайту проведения соревнований.

Для проведения школьного этапа Олимпиады на персональном компьютере каждого участника должно быть инсталлировано только программное обеспечение, необходимое для решения задач Олимпиады, включая операционную систему. Центральная предметно-методическая комиссия по информатике рекомендует использовать для этого, помимо операционной системы, следующее программное обеспечение:

- Far Manager 1.7;

- Borland Delphi 7.0;

- Borland Pascal 7.0;

- Borland C++ 3.1;

- FreePascal 2.x.x;

- Microsoft Visual C/C++ 2005;

- GNU C/C++ 4.4.x (версия для Windows  MinGW);

- Codeblocks 8.х;

- Eclipse 3.5;

- Lazarus 0.9.28.x;

- Microsoft Visual Basic 2005.

Муниципальные предметно-методические комиссии могут сами определять состав программного обеспечения, необходимого для проведения школьного этапа. При этом необходимо иметь в виду тот состав программного обеспечения, который будет использоваться на последующих этапах Олимпиады, чтобы обеспечить преемственность этапов Олимпиады для претендентов на участие в них.

Следует отметить, что на все программное обеспечение, используемое при проведении школьного этапа, организаторы этого этапа должны иметь необходимые лицензии. FreePascal 2.x.x; GNU C/C++ 4.4.x, Eclipse 3.5, Lazarus 0.9.28.x и Codeblocks 8.х являются свободно распространяемыми программными продуктами и их можно загрузить с соответствующих сайтов. Методическую помощь в этом случае учреждениям образования должны оказывать муниципальные предметно-методические комиссии по информатике.

Ряд программных продуктов, которые можно использовать при проведении школьного этапа, входят в состав стандартного базового пакета программного обеспечения «Первая помощь», поставка которого была осуществлена во все российские школы. Если какие-либо продукты Borland в этом пакете отсутствуют, то по вопросу получения лицензионных прав на бесплатное использование этих продуктов во время проведения школьного этапа можно обращаться непосредственно в компанию Embarcadero Technologies (Sergey.Kozhevnikov@), которая обладает всеми правами на продукты Borland, и между этой компанией и центральной предметно-методической комиссией по информатике есть договоренность о поддержке всероссийской олимпиады школьников на всех ее этапах.

Что касается программного приложения, обеспечивающего работу специализированной системы проведения соревнований, включая автоматическую проверку решений участников, то за приобретение и установку такой системы несут ответственность организаторы школьного этапа Олимпиады. Всю необходимую методическую помощь в установке и использовании систем автоматической проверки решений задач должны оказывать муниципальные предметно-методические комиссии по информатике.

  1. Отчет учебно-методической работы по итогам 2010-2011 у г. Федорова В. М., зам директора по умр

    Содержательный отчет
    В 2010-2011 у.г. коллектив гимназии продолжил работу над методической темой «Личностно-ориентированное обучение и воспитание учащихся в развивающей образовательной среде сельской гимназии».
  2. Требования к проведению школьного этапа. Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2010-2011 учебном году.

    Документ
    В соответствии с приказом Управления образования № 165/4 от 7 октября 2010 г. «Об обеспечении организации и проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2010 – 2011 учебном году»
  3. Структура публичного отчета

    Содержательный отчет
    1.1. Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом – Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 6
  4. Законом РФ “Об основных гарантиях прав ребенка”

    Закон
    Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
  5. «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей»

    Документ
    Год Учителя… Разве мы могли подумать, молодые педагоги, что когда-нибудь будет объявлен год Учителя в России? Это действительно внимание первых руководителей и всего общества к святой профессии Учителя.
  6. Муниципальное (2)

    Документ
    Гимназия реализует общеобразовательные программы начального, основного общего и среднего ( полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную ( углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля.
  7. Публичный отчет моу сош №27 за 2010-2011 учебный год

    Публичный отчет
    МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27 г. Белгорода» была открыта в 1967 г. Школа размещена в типовом 4-х этажном здании. Расположена в северном микрорайоне города, ограниченного улицами Некрасова и Садовой.
  8. Анализ работы му «Информационно-методического центра Комитета по образованию Администрации города Мыски» за 2010-2011 учебный год

    Документ
    Миссия: Содействие комплексному развитию системы образования города Мыски, оказание реальной адресной помощи педагогам и руководителям образовательных учреждений города в развитии их профессионального мастерства, повышении творческого
  9. План работы Управления образования администрации Южноуральского городского округа на 2010 2011 учебный год

    Документ
    Анализ реализации плана работы Управления образования администрации Южноуральского городского округа на 2009 – 2010 учебный год и задачи на 2010 – 2011 учебный год

Другие похожие документы..