Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций»

СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Введение в курс истории туризма и гостеприимства.

Предмет и задачи курса «История туризма». Связь с другими науками. Определение туризма. Этимологическое значение слова «туризм». Туризм и путешествия. Основные этапы развития туризма. Законодательство и нормативно-правовые документы в сфере туризма и гостеприимства.

Тема 2. Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий.

Путешествия в древнем мире. Сведения о первых путешествиях. Путешествия в древнем Китае, Египте, Вавилоне, странах Востока. Их значения. Морские путешествия финикийцев. Географические открытия. Культура географических названий. Путешествия в древней Греции и древнем Риме. Зарождение элементов гостеприимства, гостиничного дела, сувенирного дела, отдельных услуг для путешественников. Лечебный и дачный отдых. Первые путеводители и реклама. Расширение географических познаний. Значение древних путешествий.

Тема 3. Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия.

Происхождение паломничества. Основные паломнические маршруты. Первые дома отдыха для пилигримов. Возрождение паломничества в наши дни. Рим, Иерусалим, Мекка – вечные маршруты паломников. Путешествия в 15 – 18 веках. Великие географические открытия и их роль в развитии путешествий и формировании туристских маршрутов Развитие международных дипломатических и культурных связей; формирование водных и сухопутных маршрутов между странами и континентами. Объекты интересов путешественников. «Гранд-туры». Возрождение их в наши дни. Развитие транспортных средств. Вопросы безопасности путешествий, первые элементы страхования.

Просветительские путешествия. Их роль в становлении современного туризма.

Тема 4. Развитие туризма в 19 – начале 20 веков. Зарождение туристских предприятий.

Становление капиталистических отношений, роль научно-технического прогресса в развитии туризма и путешествий. Революционные изменения в развитии транспорта. Строительство железных дорог Социальные завоевания трудящихся. Сокращение рабочего времени в пользу свободного в ряде европейских стран.

Стремление человека к общению с природой. Влияние романтизма на развитие путешествий. Создание первых альпийских клубов и специализированных туристских организаций. Их деятельность, цели, задачи и роль в развитии туризма.

Развитие морского транспорта и морских путешествий.

Элитарность туризма.

Строительство гостиниц. Элементы индустрии развлечений.

Развитие международного туризма. География туризма.

Формирование туристских потоков.

Тема 5. Появление первых туристских организаций. Значение деятельности Т. Кука.

Биографические данные. Первые шаги предпринимательской деятельности. Первые организованные поездки и путешествия. Расширение географии путешествий.

Создание первой туристской фирмы.

Разработка новых маршрутов. Первые международные туристские контракты. Маркетинговые исследования. Введение дорожных чеков. Издание путеводителей и туристских журналов с целью популяризации туризма. Расширение форм и видов туристских путешествий. Организация паломнических, деловых, спортивных, воздушных путешествий. Первый опыт турагентской и туроператорской деятельности. Вложение денег в строительство гостиниц и транспорта.

Значение деятельности Т. Кука в развитии организованного и предпринимательского туризма.

Особенности развития организованного туризма в США, Англии, Германии и др. странах до начала 20 века.

Первые шаги развития туристской инфраструктуры.

Формирование туристских потоков. Новые географические открытия. Расширение географии туризма.

Тема 6. Развитие туризма с начала 20 века до 50-х годов.

Элитарность туризма в начале века. Формирование международных курортов и центров туризма. Туристские путешествия до первой мировой войны.

Эволюция транспорта и путешествий.

Популярность железнодорожных путешествий. Фирменные туристские поезда.

Развитие морского транспорта и морских путешествий.

Развитие автомобильного транспорта. Преимущество автомобильных путешествий. Строительство « туристских хижин», мотелей, кемпингов; развитие индустрии проката автомобилей.

Первые воздушные путешествия.

Интерес к экскурсиям как форме досуга. Развитие экскурсионного туризма.

Развитие туризма после первой мировой войны. Оживление интереса к культурно-историческому наследию прошлого. Расширение социального состава туристов за счет введения ряда социальных гарантий и льгот. Развитие рекреационного, спортивного, горного, экскурсионного видов туризма. Развитие гостиничной индустрии. Создание гостиничных цепей.

Международные туристские обмены. Создание МКОАПТ и МКОТО. Зарождение массового социального туризма. Создание международного бюро по социальному туризму (БИТС).

Использование клирингов в международном туризме.

Развитие туризма после второй мировой войны. Создание МСОТО. Возрастание роли туризма как экономического и политического фактора в жизни общества.

Тема 7. Развитие туризма после второй мировой войны.

Расширение социального состава туристов, развитие массового туризма. Расширение туристских связей между государствами. Превращение туризма в индустрию досуга. Роль науки в развитии туризма. Необходимость подготовки квалифицированных кадров для предприятий туризма. Психология свободного времени в послевоенные годы. Развитие рекреационного аспекта туризма.

Стандартизация туристских услуг. Массовый конвейерный туризм. («Package – tour»)

Массовое создание туристских фирм, увеселительных заведений, строительство гостиниц. Туристские потоки в 50 – 60 годах. Расширение видов туризма.

Введение во всех европейских странах гарантированных оплачиваемых отпусков и государственных праздников, сокращение рабочего времени в пользу свободного. Изменения в структуре духовных ценностей в большинстве европейских стран. Развитие массового дифференцированного туризма. Научно-технические достижения в области транспорта. Возрождение железнодорожных путешествий. Развитие автобусного туризма. Расширение туроператорской и турагентской деятельности.

Тема 8. Развитие туризма в 70 – 90 годы. Современное состояние туризма.

Социально-экономические предпосылки развития туризма в 70 – 80 гг. Расширение географии туризма. Изменение структуры туристского спроса. Изменение социального аспекта туристского спроса. Изменение психологии свободного времени. Увеличение процента групппового туризма.

Увеличение мощности мировых туристских потоков и международных туристских обменов.

Структура международного и национального туристского рынка.

Развитие индустрии туризма. Лидирующая роль европейского континента и Северной Америки в развитии международного туризма.

Рост доходов от международного туристского обмена.

Расширение материальной базы отдыха.

Виды и формы международной туристской деятельности.

Факторы, благоприятствующие и сдерживающие развитие туризма. Перспективы развития туризма. Прогноз ВТО развития туризма до 2005 года.

Тема 9. История развития туризма в России. Основные этапы развития.

Основные этапы развития туризма в России. Предыстория российского туризма.

Первые сведения о русских путешественниках. Основные торговые пути. Раннегородские опорные пункты и сезонные стоянки как прообразы гостиных дворов. Первые гостиные дворы. Строительство дорог. Роль Киевской Руси и Новгорода в развитии путешествий на Руси. «Хождения» русских людей. Произведения древней русской литературы о путешествиях и их роли в жизни людей. «Хождения за три моря» Афанасия Никитина.

Путешествия в 16 – 17 веках. Освоение новых земель, вклад русских первопроходцев в развитие путешествий.

Развитие культуры путешествий в 18 веке. Заслуга Петра Первогов создании музейного дела в России, в формировании интереса людей к культурно-историческому прошлому, к просветительским путешествиям; становление лечебного туризма.

Начало развития экскурсионного дела в России. Деятельность Веньямина Генша.

Значение русских путешествий до начала 19 века для развития туризма.

Тема 10. Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в Российской империи в 19 начале 20 века.

Зарождение организованного туризма в России. Развитие экскурсионной деятельности и лечебно-оздоровительного отдыха. Экскурсионная деятельность для школьников. Формирование интереса к историко-культурному потенциалу России как основе познавательного туризма. Открытие музеев и их просветительская деятельность.

Активизация экскурсионной деятельности в связи с созданием Общества любителей естествознания, Общества любителей природоведения, Русского географического общества, экскурсионных бюро в ряде городов России.

Появление первых специализированных туристских обществ и объединений. Деятельность первых альпийских клубов на Кавказе, в Крыму по пропаганде горного туризм и организации туристско-экскурсионной работы.

Развитие предпринимательского туризма. Создание туристской фирмы Леопольда Липсона «Предпрятие для общественных путешествий во все страны света».

Организация русского туринг-клуба как первой туристской организации дореволюционной России, его деятельность по распространению туризма в России, связь с зарубежными туристскими обществами. Издание первых русских туристских журналов.

Интерес к просветительскому и паломническому туризму.

Формирование двух основных сегментов туристского рынка России до начала 19 века: элитарного туризма представителей имущих слоев и рекреационного туризма интеллигенции.

Создание РОТ. Устав Российского общества туристов. Цели и задачи Российского общества туристов. Заслуга в пропаганде организованного туризма.

Тема 11. Туристско-экскурсионная работа в 1917 – 1927 годах.

Поиск новых организованных форм туризма после Великой Октябрьской революции. Развитие туристско-экскурсионной деятельности под руководством Наркомпроса. Вовлечение в туризм и экскурсии широких слоев населения. Создание новых туристских маршрутов внутри страны. Поиски новых форм руководства туризмом. Создание ОПТ, утверждение Устава. Деятельность ОПТ по развитию массового туризма в стране. Создание первичных туристских ячеек. Введение льгот на транспорт для групповых путешествий и экскурсий.

Переход к массовой организованной туристско-экскурсионной работе. Организация детского туризма. Организация детских туристско-экскурсионных станций. Всесоюзное расширение географии туризма.

Создание акционерного общества «Советский турист».

Разработка мер по упорядочению приема зарубежных гостей в СССР.

Тема 12. Создание и деятельность ОПТЭ.

Деятельность ОПТЭ по развитию туризма в стране. Вовлечение в туризм различных социальных слоев населения. Укрепление и создание материальной базы туризма. Издание первых туристских журналов.

Всесоюзное совещание туристов в сентябре 1930г.

Создание организационно-управленческой системы туризма.

Положение о низовых туристских ячейках.

Работа по накоплению финансового фонда ОПТЭ.

Расширение всесоюзных туристских маршрутов. Удешевление обслуживания туристов. Расширение системы льгот для туристов.

Необходимость подготовки квалифицированных кадров для управления туризмом и практической деятельности во всех сферах туризма.

Дискуссии о дальнейшем развитии туризма, идеологизация туризма в 30-е годы. Накапливание негативных явлений в туризме.

Тема 13. Развитие туризма под руководством профсоюзов.

Ликвидация ОПТЭ и массовых добровольных туристских обществ. Возложение функций руководства туризмом на профсоюзы (ВЦСПС). Организация ТЭУ ВЦСПС и его функции. Административно-командная система в управлении туризмом. Создание низовых туристских организаций. Положение о значке « Турист СССР».

Развитие транспорта. Строительство железных дорог, морского транспорта, авиалиний.

Комплексная реорганизация структуры управления туризмом в 1937 – 1940 г.

Создание мощной системы отдыха в стране в годы первых пятилеток.

Развитие туризма после Великой Отечественной войны. Развитие туризма в 50-е годы. Увеличение объема туристских услуг. Создание бюро молодежного туризма « Спутник».

Переход управлением туризма в руки Центрального совета по туризму ВЦСПС. Активизация туристской деятельности в 60-е годы. Разработка новых всесоюзных маршрутов. Деятельность Центрального совета по туризму ВЦСПС по развитию плановых туристских путешествий. Развитие железнодорожных путешествий, авиапутешествий, морских круизов.

Монополия профсоюзов в распространении зарубежного и отечественного турпродукта

Быстрые темпы развития самодеятельного туризма в 60 – 70 годы. Расширение всесоюзной географии туризма. Основные факторы увеличение спроса на туристские услуги.

Тема 14. Современное состояние туризма в России.

Развитие туризма в 80-е годы. Расширение контактов с зарубежными партнерами. Организация детского и семейного отдыха. Развитие автотуризма. Развитие местных туристских маршрутов. Транспортные путешествия, организация туристско-экскурсионных поездов, кольцевых маршрутов, авиапутешествий. Развитие молодежного туризма.

Координальные перемены в экономике. Переходный этап развития туризма. Переход от метода административного регулирования туристского хозяйства к экономическим методам развития туристского рынка на новой законодательной основе. Постепенное превращение туризма в вид предпринимательской деятельности Создание российских туристских фирм и туристских ассоциаций. Повышение туристского спроса в первые годы экономических реформ.

Распад СССР. Сокращение туристского пространства. Снижение туристского спроса. Реорганизация туристских организаций в акционерные общества. Особенности современного российского туризма. Ориентация на развитие выездного туризма. Шоп-туры. Увеличение конкуренции между туристскими организациями и фирмами. География российского туризма. Перспективы развития туристского рынка в России.

  1. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций» (5)

    Учебно-методический комплекс
    Страноведение: учебно-методический комплекс для студентов специальности: «Менеджмент организации» (Сост. Л.В. Селиванова; ФГОУ ВПО «Тюменская академия культуры, искусств и социальных технологий», Институт сервиса и социально-культурных
  2. Учебно-методический комплекс для студентов специальностей 080507 «Менеджмент организации»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» включает в себя тематический план; содержание курса; задания для семинар­ских и практических занятий, самостоятельной работы студентов;
  3. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» (3)

    Учебно-методический комплекс
    Менеджмент туризма: учебно-методический комплекс для студентов специальности «Менеджмент организации». /Сост. Л.В.Селиванова; ФГОУ ВПО «ТГАКИиСТ», Институт сервиса и социально-культурных коммуникаций, кафедра менеджмента туризма и гостиничного бизнеса.
  4. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Основы менеджмента: учебно-методический комплекс для студентов специальности «Менеджмент организаций» / Сост. Л.Н. Захарова, Л.Н. Кошетарова, В.Е. Селиванов; ФГОУ ВПО «ТГАКИСТ», Институт сервиса и социально-культурных коммуникаций,
  5. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций» (3)

    Учебно-методический комплекс
    Стандартизация и сертификация в индустрии туризма и гостеприимства: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций»/ Сост.
  6. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций» (4)

    Учебно-методический комплекс
    Социально-экономическая география мира: учебно-методический комплекс/ автор-составитель И.В. Ивачев, А.Ю. Солодовников; ФГОУ ВПО «ТГАКИСТ», Институт сервиса и социально-культурных коммуникаций, кафедра менеджмента туризма и гостиничного бизнеса.
  7. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Менеджмент гостиничных предприятий: учебно-методический комплекс для студентов специальности «Менеджмент организации» / Составитель Е.М.Редькина; ФГОУ ВПО «ТГАКИСТ», Институт сервиса и социально-культурных коммуникаций, кафедра менеджмента
  8. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Организация обслуживания в гостиничных комплексах: учебно-методический комплекс для студентов специальности «Менеджмент организации» / Составитель Е.М.
  9. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цель курса «Маркетинг в туризме»: обучение студентов основам теорий и практики маркетинговой деятельности в туризме. Теоретические основы даются применительно к деятельности туристских фирм.

Другие похожие документы..