Учебно-методический комплекс по дисциплине История книжной графики фтд. 3

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы»

Социально-гуманитарный факультет

Кафедра культурологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

История книжной графики

ФТД.3

Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования № ________ от «___»_____200__ г.

Направление (специальность) 052700 Библиотечно-информационная деятельность

Индекс дисциплины

Наименование дисциплины и основные дидактические единицы

Всего часов

ФТД.3

Графика как вид искусства, история ее развития. Виды и место графики в современной жизни. Знания об истории книжной графики, особенностях ее становления. Анализ книжных изданий.

12

Модуль 1 «Нормативные материалы»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы»

Факультет Социально-гуманитарный

«Согласовано»

_________________

председатель УМК

Цилюгина И.Б.

«Утверждаю»

_______________

декан факультета

Бенин В.Л.

История книжной графики

Уфа-2008

Цели и задачи дисциплины

Целью программы является систематическое ознакомление студентов с историей двух самостоятельных, но тесно связанных видов пространственных искусств – графического и книжного.

Дисциплина ориентирует на культурно-образовательные виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

  • познакомить студентов с графикой как видом искусства, с историей ее развития, ее видами и местом графики в современной жизни;

  • освоение знаний об истории книжной графики, особенностей ее становления;

  • овладение умением анализировать книжные издания;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен:

  • знать особенности развития книжной графики; основные этапы эволюции печатной и рукописной графики; сходства и отличия развития книжной графики за рубежом, в России и республике Башкортостан; основные понятия курса; факторы, позитивно или негативно сказывавшиеся на результатах развития графики в книжном искусстве; современное понимание книжной графики, этимологию данного понятия; основные виды книжной графики в настоящее время.

  • уметь самостоятельно анализировать оформление книг; организовать одну из бесед о книжной графике; ориентироваться в жанрах и типах книжных изданий; ориентироваться в исторических предпосылках развития книжной графики, определять содержание понятий «графика», «гравюра», «ксилография», «офорт», «литография», «линогравюра»; пользоваться справочной и специальной литературой; анализировать работу книжных иллюстраторов; профессионально свободно владеть и уметь пользоваться понятийным аппаратом курса «Книжная графика» (композиция, шрифт, иллюстрация, свиток, кодекс, каллиграфия, орнамент, унциал, символ, минускул, эстамп, репродукция, плакат, электронная книга и др.).

  • владеть навыками построения плана эволюции в развитии мировой книжной графики от истоков до настоящего времени; самостоятельного поиска материалов о книжной иллюстрации прошлого и настоящего; проведения разбора книжной литературы с точки зрения графики, оформления.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

12

5

Аудиторные занятия

12

5

Лекции

12

5

Практические занятия (семинары)

-

Лабораторные работы

-

Самостоятельная работа

-

Курсовые работы/рефераты

рефераты

5

Вид итогового контроля: экзамен/зачет

аттестация

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

№ п/п

Тематический план

Лекции

Практические занятия, семинары

Лабораторные работы

1

2

3

4

5

1

Введение в предмет «Книжная графика». Основные понятия курса.

Х

-

-

2

Книга в странах Древнего мира.

Х

-

-

3

Начало и развитие европейской графики. Начало книгопечатания в Европе.

Х

-

-

4

Золотой век гравюры. Развитие книжной графики до XVIII века.

Х

-

-

5

Книжная графика в XVIII-XIX веках. Рождение плаката.

Х

-

-

6

Станковая графика. Детская книга, ее возникновение и развитие.

Х

-

-

4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Введение в предмет «Книжная графика». Основные понятия курса.

Предмет «книжная графика». Книжная иллюстрация как явление художественной культуры. Выразительные средства графики. Печатная графика (тиражная) – эстамп. Виды печатной графики. Резцовая, химическая, смешанная графика. «Пространство» книги.

Тема 2. Книга в странах Древнего мира.

Книга в Древнем Египте. Первая конструкция книги – свиток. Авторитет книги. Книга «Ам-Дуат».

Книга античности. Отличия от египетской книги. Появление кодекса. Вазопись как предшественница графики.

Древняя книга Китая. Применение бамбуковых планок и шелка. Появление каллиграфии. Фронтиспис как тип иллюстрации.

Книга Древней Индии. «Потхи» - предшественница современных книг.

Кенига средневековья. Дополиграфическая книга. Средневековая миниатюра. Книжное письмо в Ирландии, Италии (Каролингский минускул), Испании, Германии. Византийская книга.

Книга народов Востока. Искусство каллиграфии. Текст и украшения книг. Книжная миниатюра.

Тема 3. Начало и развитие европейской графики. Начало книгопечатания в Европе.

Книга «образцов». Мастера графики. Появление гравюры. Ксилография. Репродукции как главный стимул художественного развития и технического совершенствования. Цветная ксилография. Офорт.

Первые печатные книги (Г.Шедель). Антиква. Каноны в оформлении книг. Принципы издания. Первые книги на славянском языке.

Тема 4. Золотой век гравюры. Развитие книжной графики до XVIII века.

Совершенство репродукционной гравюры на металле. А.Карраччи, П.Рубенс, А.Ван Дейк, У.Хогарт, А.Ватто, Ж.Калло, Рембрандт. Аукционы рисунков. Архитектурная ведута.

Искусство книги в классическую эпоху. Творчество М.-С. Мериан. Изысканная роскошь книги во Франции. Особенности книжной иллюстрации в Германии. Наборный шрифт (гражданский) в России.

Тема 5. Книжная графика в XVIII-XIX веках. Рождение плаката.

Массовая печатная графика (сюжетная иллюстрация, картинки к журналам, эстампы). Литография. Появление карикатуры как жанра массовой печатной графики. Особенности книжной графики во Франции, Англии, России. Цветная литография. Создание «Общества русских аквафортистов». «Читательская революция». Скоропечатные машины. Особенности иллюстраций книги начала XX века. Шрифтовое оформление. Облик текстовых страниц. Орнаментация.

Появление фотографии как тиражного искусства. Цинкография. Многоцветная фотомеханическая репродукция.

Истоки возникновения плаката. Ж.Шере. Расцвет плакатного искусства.

Тема 6. Станковая графика. Детская книга, ее возникновение и развитие.

Новаторства У.Морриса. Гравюра на дереве. Мастера станковой графики. Особенности развития книжной графики в Англии, Франции, Италии, Мексике, России.

Книга XX века. Возрождение ксилографии. Конструктивизм в книжном искусстве. Фотокнига. «Дешевая» массовая книга. Советская книга (30-50 г.г.). Появление комикса. «Авторская» книга. Электронная книга. Функциональная графика.

Становление жанра «детская книга». Теория и практика становления детской книги с 30-х годов XX века до настоящего времени.

4.3. Лабораторный практикум не предусмотрен

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине История книжной графики фтд. 3 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Графика как вид искусства, история ее развития. Виды и место графики в современной жизни. Знания об истории книжной графики, особенностях ее становления.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «русский язык» (1)

    Учебно-методический комплекс
    В системе начального образования русский язык является основным учебным предметом. Обогащение активного словаря детей и усвоение основ грамматического строя являются необходимыми условиями развития логического мышления, эмоционального
  3. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент Кантимирова Р. И (1)

    Документ
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному
  4. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент Кантимирова Р. И (2)

    Документ
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Маркетинг» специальность: 080116 «Математические методы в экономике»

    Учебно-методический комплекс
    Область профессиональной деятельности: анализ и моделирование экономических процессов и объектов на микро, макро и глобальном уровнях; мониторинг экономико-математических моделей; прогнозирование, программирование и оптимизация экономических систем.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право» (1)

    Учебно-методический комплекс
    учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 030501 – «Юриспруденция» и направления 030500 – «Юриспруденция»
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право» (3)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу «Уголовное право» рассчитан на студентов и слушателей юридического факультета Ярославского Филиала Академии Труда и Социальных Отношений
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 00 «Мировая художественная культура»

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей: 030501 – «Юриспруденция», 230102 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления», 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 – «Финансы и кредит», 080102 – «Мировая экономика», 080 –
  9. Учебно методический комплекс по археологии для заочного отделения Составитель: ст преподаватель Денисов И. В

    Учебно-методический комплекс
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем

Другие похожие документы..