Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция, по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров

ивэсэп

ФИЛИАЛ НОУ ВПО “САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ

И ПРАВА” В Г. КИРОВЕ

ЮРИДИЧЕСКАЯ

ПСИХОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

по направлению: 030500 – «Юриспруденция,

по специальности: 030501 – «Юриспруденция»

Киров

2007

ББК 88.4

Ю 70

Юридическая психология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция, по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.-сост. А.В. Ермолин. – Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, 2007. – 38 с.

Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к изданию на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин, протокол № 2 от 31.10.2007 г.

Автор-составитель: канд. психол. наук, доцент А.В. Ермолин

Рецензенты: ст. прокурор-криминалист прокуратуры Кировской

области, старший советник юстиции О.Е. Манылов;

докт. психол. наук, профессор Е.П. Ильин.

Ответственный редактор: директор филиала НОУ ВПО

«СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, доктор

педагогических наук, профессор

И.М. Машаров

© филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП»

в г. Кирове, 2007

© Ермолин А.В., 2007

Требования ГОС

к обязательному минимуму

содержания учебной дисциплины

«Юридическая психология»

по направлению: 030500 – «Юриспруденция»,

по специальности: 030501 – «Юриспруденция»

Предмет, система и содержание юридической психологии; юридическая психология в системе научных отраслей знания. Понятие личности в психологии и правовой науке. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. Ощущение, восприятие. Понятие и виды памяти. Мышление. Воображение и его виды. Внимание. Эмоции. Чувства. Состояния тревожности, психической напряженности. Фрустрация. Аффект. Страдания. Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер и его свойства). Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ), ее подготовка и назначение, порядок проведения. Психология преступного поведения (психология преступления). Психология личности преступника. Психология преступного поведения (психология преступной группы). Общая социально-психо­логи­ческая характеристика профессиональной деятельности юриста. Психология личности юриста. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура). Психология допроса. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста. Психологические особенности судопроизводства.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На современном этапе общественного развития психологическая наука все глубже проникает во все сферы человеческой деятельности. Знание закономерностей психики позволяет человеку более эффективно организовывать свою деятельность, правильно строить свои отношения с другими людьми, выяснять причины нарушения норм в этих взаимоотношениях. Данные психологии используются при решении многих проблем, в том числе при совершенствовании работы юридических учреждений, правоохранительных органов, пенитенциарных учреждений.

На стыке психологических и юридических наук возникла новая отрасль знания – юридическая психология. Она включает в себя правовую психологию (психологию правовой социализации личности, формирование правосознания и законоисполнительного поведения, психологические аспекты правотворчества), психологию гражданско-правового регулирования и гражданского судопроизводства, криминальную психологию (психологию личности преступника и преступного поведения), а также психологию судопроизводства и исправительную психологию.

Знание основ юридической психологии значительно повышает общую и профессиональную культуру следователя, судьи, адвоката, способствует выработке и совершенствованию их деловых и интеллектуальных качеств, юридической и гражданской зрелости, правовой убежденности, осознанию социальной значимости своей профессии. Усвоение фундаментальных вопросов юридической психологии помогает лучше познать личностные особенности обвиняемых, свидетелей, потерпевших, истцов, ответчиков, наладить с ними необходимые контакты, построить рациональные отношения на доверии и взаимном уважении.

Основная цель курса – сформировать психологическую составляющую профессионального менталитета будущего специа­лис­та в области права. Указанную цель призваны реализовать следующие задачи:

  1. охарактеризовать сущность юридической психологии как научной и прикладной дисциплины, изучающей проявление и использование психологических закономерностей в сфере правового регулирования и юридической деятельности, а также ознакомить с ее современными достижениями и тенденциями развития;

  2. дать представление о проблемах юридической психологии и раскрыть возможные пути их решения;

  3. показать специфику психических закономерностей в правовом регулировании;

  4. сформировать психологические установки деятельности будущих юристов;

  5. раскрыть систему основных психологических понятий и категорий, необходимых для профессиональной деятельности в области права;

  6. воспитать потребность в самосовершенствовании личности и постоянном профессиональном развитии, получении профессионально значимых навыков и умений.

Учебная дисциплина «Юридическая психология» базируется на общей психологии. Однако по специфике изучаемых проблем и практической направленности она неразрывно связана с юридическими науками. Психологические понятия лежат в основе исходных уголовно-правовых понятий (вина, личность преступника, цели и мотивы преступления). Как пограничная между психологией и правоведением наука юридическая психология остается психологической, а не правоведческой дисциплиной, поскольку она использует методы и методологические принципы общей и социальной психологии. Структура же юридической психологии, круг исследуемых ею проблем определяется логикой правового регулирования.

Сложный и многоплановый курс юридической психологии призван обеспечить понимание будущими юристами социально-психологической сущности правового регулирования, психологических особенностей поведения человека в сфере отношений, регулируемых правом. Правовое регулирование является формой социальной регуляции, оно подчинено социальным и социально-психологическим закономерностям, знание которых важнейшее условие эффективного правотворчества, правоприменения и правоохранения.

Изучая юридическую психологию, будущий юрист познает психологические особенности отражения человеком правозначимых явлений, проблемы формирования правосознания индивида и социальных групп, закономерности взаимодействия человека со средой, особенности и условия формирования социально адаптированного и девиантного поведения личности, психологические факторы криминализации личности. Юридическая психология вооружает будущего специалиста в сфере права системным анализом поведения различных участников криминального события, структурным подходом к организации следственной и судебной деятельности.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

1) Иметь представление о:

  • природе психики человека;

  • специфике психических закономерностей в правовом регулировании;

  • механизмах психической регуляции поведения и деятельности.

2) Знать:

  • приемы анализа и оценки уровня развития собственных психологических возможностей;

  • язык юридической психологии и понятийный аппарат;

  • наиболее важные разделы юридической психологии.

3) Уметь:

  • анализировать психологические характеристики личности (потребности, мотивы, цели, темперамент, характер, установки, социальную направленность и др.) и деятельности различных субъектов правоотношений, их психические состояния в различных ситуациях правоприменения и правоохранения;

  • использовать навыки анализа психологических характеристик личности в интересах повышения эффективности собственной деятельности;

  • анализировать психологические феномены, имеющие правовое значение.

Виды занятий и методики обучения

Учебными планами подготовки юристов в Кировском филиале СПбИВЭСЭП предусмотрено изучение курса «Юридическая психология» в объеме 12 часов аудиторных занятий.

Основными формами получения знаний по курсу являются лекции, семинары, научно-исследовательская и самостоятельная работа.

Формы контроля

Оперативный контрольосуществляется во время проведения лекционных и семинарских занятий. Задачи оперативного контроля – проверить усвоение текущего и пройденного материала, выявить основные трудности и ошибки, которые могут возникнуть у студентов при первичном знакомстве с новыми понятиями.

Рубежный контроль осуществляется в форме проверки контрольных работ и собеседования по незачтенным работам (или работам, имеющим незначительные ошибки).

Итоговый контроль

Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусматривается зачет. К зачету допускаются студенты, получившие «зачет» по контрольной работе в установленные учебным планом сроки.

Методические рекомендации

по изучению дисциплины

При подготовке к семинарским занятиям, промежуточной и итоговой аттестации необходимо использовать лекционный материал, рекомендованную учебную, монографическую и научно-периодическую литературу, электронные материалы из Интернета, научно-практические комментарии и обобщения практики применения новейших достижений психологической науки в юридической деятельности.

Основным видом подготовки является разработка краткого конспекта (или развернутого плана) ответа по вопросам практического занятия; следует обратить внимание на уяснение необходимых терминов, а также на подбор возможных примеров из научной литературы, практики работы в правоохранительных органах.

Учебно-тематический план курса

Тема

Количество часов

Лекции

Семи­нары

Самост.

работа

Предмет, задачи, принципы, система и методы психологии

0,5

-

5

Понятие о психике. Эволюция психики и возникновение сознания как высшей формы психического отражения

0,5

-

5

Ощущение и восприятие

0,5

-

5

Мышление и воображение

0,5

-

5

Память

0,5

-

5

Эмоциональная регуляция поведения

0,5

-

5

Волевая регуляция поведения

0,5

-

5

Психология личности

0,5

1

5

Предмет, основные категории и понятия социальной психологии

0,5

-

5

Предмет, задачи, система, методы юридической психологии

1

-

2

Право как фактор социальной регуляции поведения человека

0,5

-

3

Психологические основы профессиональной деятельности и личности юриста

1

1

10

Психология следственной деятельности

-

-

5

Психология адвокатской деятельности

-

-

5

Психология прокурорской деятельности

-

-

5

Судебно-психологическая экспертиза

1

-

5

Предмет, задачи, принципы и проблемы криминальной психологии

1

-

10

Психологические основы судебной деятельности

-

-

5

Предмет, задачи, основные понятия и категории, методы исправительной (пенитенциарной) психологии

1

-

5

Всего:

10

2

100

  1. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (14)

    Учебно-методический комплекс
    История политических и правовых учений: учебно-мето­ди­ческий комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция«, по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.
  2. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (17)

    Учебно-методический комплекс
    Критерии оценки политико-правовых доктрин; становление и развитие политико-правовой идеологии; политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков; политические и правовые учения Нового времени; теория естественного
  3. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция» по специальности: 030501 «Юриспруденция» киров (2)

    Учебно-методический комплекс
    Уголовное право: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.-сост. Н.В. Гордеева, П.
  4. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (7)

    Учебно-методический комплекс
    Административное право России: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.
  5. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (9)

    Учебно-методический комплекс
    Коммерческое право: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция, по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.-сост. Т.Н.
  6. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 Юриспруденция, по специальности: 030501 Юриспруденция Киров (1)

    Учебно-методический комплекс
    Экологическое право: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – Юриспруденция, по специальности: 030501 – Юриспруденция / авт.-сост. В.А. Клочков.
  7. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 Юриспруденция, по специальности: 030501 Юриспруденция Киров (2)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и система экологического права; объекты экологических отношений; история правового регулирования экологических отношений; становление и основные этапы развития экологического права; нормы экологического права и экологические
  8. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (11)

    Учебно-методический комплекс
    История государства и права зарубежных стран: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт-сост.
  9. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 Юриспруденция, по специальности: 030500 Юриспруденция Киров

    Учебно-методический комплекс
    Информатика и математика: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.-сост.

Другие похожие документы..