Сборник статей Под редакцией В. В. Алеева москва 2008 ббк 74. 26(Рос) с 572

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:

ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ

МОСКВА

2008

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ОТДЕЛ СОДЕРЖАНИЯ И СТАНДАРТОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО

И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:

ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ

Сборник статей

Под редакцией В.В. Алеева

МОСКВА

2008

ББК 74.26(Рос)

С 572

Рецензенты:

И.Д. Демакова,

доктор педагогических наук, профессор (кафедра педагогики

и психологии ФГУ АПКиППРО)

Е.Н. Землянская,

доктор педагогических наук, профессор (кафедра педагогики
Московского педагогического государственного университета)

С 572

Содержание и технологии общего образования: передовой педагогический опыт средних общеобразовательных учреждений России: Сб. ст. / Под ред. В.В. Алеева.  М.: Федеральный институт развития образования, 2008.  169 с.

ISBN 978-5-85630-017-7

Описан педагогический опыт ряда общеобразовательных школ страны, показаны особенности преподавания дисциплин гуманитарного и естественно-математического блоков. Рассмотрена практика, связанная с применением интегрированного подхода к обучению, а также с реализацией концепции профильной подготовки, предусматривающей, в частности, индивидуализацию и дифференциацию обучения. Часть статей посвящена формам и методам организации внеурочной деятельности школьников. Рассмотрены некоторые методические аспекты в образовательной школе. Уделено внимание и таким вопросам, как развитие личностно значимых способностей, социализации воспитанников детских домов.

Книга адресована широкому кругу педагогической общественности  работникам органов управления образованием, институтов усовершенствования учителей, директорам, завучам и учителям общеобразовательных школ.

ББК 74.26(Рос)

ISBN 978-5-85630-017-7  Коллектив авторов, 2008

 Федеральный институт

развития образования, 2008

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сборник научно-методических статей посвящен проблеме передового педагогического опыта в общеобразовательных учреждениях России. Данный сборник подготовлен сотрудниками Отдела содержания и стандартов основного общего и среднего общего образования ФГУ «Федеральный институт развития образования».

Предметом изучения стал опыт как целых передовых коллективов общеобразовательных школ, так и отдельных педагогов, среди которых заслуженные учителя РФ, отличники народного просвещения, номинанты Премии Президента РФ в области образования.

Содержание статей охватывает большинство предметных областей, изучаемых в современной школе. Условно их можно разделить на два крупных профильных блока – гуманитарный и естественно-математический. Кроме того, в сборнике представлены статьи, обобщающие опыт педагогов школьного дополнительного образования.

Ценность представленного материала состоит в его объективности, фактологической достоверности, широте проблематики, охватывающей различные аспекты содержания, методики и технологии школьного обучения. Авторы попытались показать, как в ходе образовательного процесса тесно взаимосвязаны две стороны этой деятельности  обучение и воспитание.

Практической значимостью данного сборника является транслируемость описанного в нем педагогического опыта, возможность его широкого применения.

Выражаем надежду, что представленные материалы будут полезны широкому кругу педагогической общественности – представителям органов управления образованием, работникам институтов усовершенствования учителей, методистам, директорам, завучам, учителям общеобразовательных учреждений.

В.В. Алеев, ответственный редактор,

кандидат искусствоведения, доцент,

заведующий отделом содержания и

стандартов основного общего и среднего

общего образования ФГУ «Федеральный

институт развития образования»

ШКОЛА ДРУЖБЫ, ПАРТНЕРСТВА, ЕДИНОМЫСЛИЯ

В.В. Алеев, Е.В. Аржанова,

Н.М. Николаева, Т.К. Мухина

Самый лучший учитель для ребенка тот,

кто духовно общаясь с ним, забывает,

что он учитель, и видит в своем ученике

друга, единомышленника.

В.А. Сухомлинский

Москва, улица Правды, дом 1-а. Здесь в тихом старинном районе столицы расположена средняя общеобразовательная школа № 155. Сразу приковывает внимание обилие деревьев, плотно окружающих здание школы; просторные коридоры и классы, море света; скромная учительская, скромный кабинет директора – таков облик школы № 155.

Знакомимся с «визитной карточкой» учебного заведения: четыре заслуженных учителя РФ, четыре кандидата педагогических наук, двенадцать отличников народного просвещения, образования, три почетных работника общего образования РФ и номинант Премии Президента РФ в области образования (2007 г.).

Школа является федеральной экспериментальной площадкой НИИ семьи и воспитания Российской академии образования по программе «Воспитательный потенциал учебного процесса: мировоззренческие, гуманистические аспекты» (научный руководитель – д-р пед. наук, проф. Р.М. Рогова). Наконец, практически 100% выпускников ежегодно становятся студентами столичных вузов, причем преимущественно государственных.

Внушительные показатели, свидетельствующие о высоком уровне промежуточной и итоговой успеваемости, об участии и победах школьников в престижных олимпиадах; большое количество мероприятий, осуществляемых в рамках системы дополнительного образования, – все это, безусловно, создает оптимистическую расположенность к учебному заведению.

В оценке школы необходимо избрать максимально объективную позицию: ведь ни для кого не секрет, что нередко на практике торжественные бумажные отчеты и живой педагогический процесс – две совершенно разные ипостаси, подчас прямо противоположные друг другу. В ряде школ поражающие воображение результаты статистики есть следствие огромных учебных перегрузок, добровольно-принудительных занятий с репетиторами и т. д. В других школах высокий уровень успеваемости достигается за счет реального завышения отметок, создающего иллюзию общей радужной картины.

В поисках ответа на вопрос о «формуле успеха» погружаемся во внутреннюю жизнь школы.

Практическое знакомство начинаем 1 сентября на торжественной линейке. Учащиеся организованы в группы, каждая из которых имеет табличку с порядковым номером класса. В самом конце шеренги – необычная группа учащихся, образующая так называемый 12-й «А».

«По традиции наши выпускники, как правило, нынешние студенты вузов, приходят в первый день учебного года на торжественную линейку в школу. 12«А» класс существует только лишь 1 сентября», – говорит директор школы № 155 Елена Васильевна Аржанова.

Кто, или, точнее говоря, что заставляет ребят, опаздывающих на занятия в институты, непременно присутствовать в их теперь уже бывшей школе? На этот вопрос получаем следующие ответы выпускников: « Нам не хочется расставаться со школой», «Нам здесь было хорошо», «Здесь наш второй родной дом».

Кстати, возможно, поэтому во время последнего звонка, расставаясь со школой, выпускники исполняют своим наставникам песню, слова которой звучат как искренняя признательность и благодарность за их труд:

«Я оставил тебе свое сердце, свою душу,

Эй, ученик, остановись, не торопись, послушай:

Вот он звенит твой последний звонок,

Никто тебя больше не позовет на урок.

. . . . . . . . .

Здесь я пережил все: любовь и ненависть,

Поражения, победы и полеты ввысь.

Расставаться с тобой мне больно до слез,

Пойми меня, школа, я привязан к тебе всерьез.

. . . . . . . . . .

Мы не забудем об этом и пронесем через всю жизнь

Вашу философию и главную мысль:

«Делай добро, и оно обязательно вернется,

Даже если что-нибудь тебе не удается».

На жизненном пути своем не теряй лица,

На перекрестке с разумом доверься зову сердца.

И пусть твоя душа испепелит тревогу,

Ведь есть на свете люди, которые помогут!»

Знакомство со школой продолжаем во время учебной перемены. Радует мирное добрососедское сосуществование ребят младшего и старшего возраста. Резвое поведение первоклассников вызывает у подростков спокойное понимание и должное снисхождение. Тут же в коридоре некоторые школьники беседуют с учителями; пристального ока администрации не наблюдается.

Посещение в различных классах уроков литературы (учитель А.А. Глотова), истории (учитель Е.И. Чечулина), философии (учитель К.А. Аржанов), физики (учитель И.А. Стефанова) оставляет чувство органического единства содержания и приемов преподавания. Высокий профессионализм, свободные выходы за рамки программного материала, насыщенная динамика уроков, выражающаяся в оптимальном сочетании групповых и индивидуальных форм деятельности, привлечение междисциплинарных параллелей, взаимное уважение между учителем и учащимися делают занятия информативными и увлекательными.

Особое внимание обращаем на взаимоотношения учащихся и учителей. Пытаемся понять, что создает общую атмосферу творческого содружества и коллективного единения. Ведь совершенно очевидно, что стиль общения между участниками педагогического процесса не административно-показной, не «лакированный», рассчитанный на постороннюю публику. Ответы ребят естественные, свободные, в каждом из них просматривается собственная позиция, подкрепленная вескими аргументами.

«Рассматривая воспитание как процесс, осуществляемый при взаимодействии между собой воспитателя и воспитуемого, следует подчеркнуть, что речь идет о субъектно-субъектном общении… Воспитательная система S-S направлена на обеспечение не приспособления растущего поколения к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт, а целенаправленное развитие каждого ребенка как неповторимой человеческой индивидуальности, готовой осознанно принять общечеловеческие ценности, умеющей самостоятельно решать сложные нравственные проблемы в соответствии с образцами и нравственными идеалами общества»1.

Проблемы, связанные с воспитанием подростка, формированием его мировоззренческих позиций, развитием духовно-нрав­ственных качеств, на протяжении долгих лет являются приоритетными в работе всего педагогического коллектива школы № 155. Итогом практической деятельности, осуществляемой в этом направлении, стали многочисленные учебно-методические пособия и статьи учителей, многие из которых опубликованы в научных сборниках НИИ семьи и воспитания Российской академии образования. Вот лишь неполный перечень работ, вышедших за последние годы:

– Е.В.Аржанова, Т.К.Мухина. Самосознание личности: каким я вижу себя в современном мире (2001);

– И.Ю. Савкина. Воспитательный процесс в современной обще­образовательной школе: опыт инновационной деятельности (2001);

– И.Ю. Савкина. Формирование мировоззрения учащихся в процессе интегративного изучения литературы и истории (2002);

– Е.В. Аржанова. Особенности воспитательного потенциала изучения истории в основной школе (2004);

– Т.К. Мухина. Применение психологических данных в воспитании учащихся на уроках гуманитарного цикла (2004);

– Е.И. Чечулина. Воспитание учащихся в процессе изучения граждановедения (2004);

– Т.В. Романова. О роли учителя в побуждении подростка к самовоспитанию (2006);

– Е.В. Аржанова. Гуманистическое воспитание подростков в коррекционно-развивающих классах современной школы (2006).

«…Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе осуществляемой ими различной деятельности (учебной, производственной, занятий различными видами творчества, спорта и др.). Определяющей особенностью общения подростков является ярко выраженный личностный характер. У подростка начинает определяться его мировоззренческая позиция, нравственные нормы, идеалы и своя система оценочных суждений. Он пытается утвердить себя в обществе своих сверстников, товарищей, друзей, лиц противоположного пола. Если в этот период мы вмешиваемся в поведение подростков, чтобы рассеять заблуждения или искоренить недостатки, то делать это надо не запретами и приказами, а в искренних беседах, дружеских спорах и дискуссиях»2.

Дружеское общение между учителем и учеником – беседы, дискуссии и даже споры – является неотъемлемой чертой любого школьного мероприятия. Неизменной актуальностью и популярностью среди подростков пользуется проводимое в течение нескольких лет ток-шоу «Чужие письма» (его организатор и ведущая – учитель английского языка Р.Б. Аванесова). Проблемы, обсуждаемые в рамках ток-шоу, самые разнообразные: это проблема «отцов и детей», выбора профессии, проблема самоутверждения личности, взаимоотношений между сверстниками, дружбы и любви. Все затрагиваемые темы крайне близки большинству школьников среднего и старшего возраста. О важности проведения подобных мероприятий, к тому же, лишенных административной обязательности, свидетельствует и переполненный актовый зал школы.

Непременным условием ток-шоу является полная анонимность главного фигуранта, обратившегося со своей личной проблемой к организатору. Всем понятно: ученик, готовый, пусть даже анонимно, публично затронуть жизненно важный для него вопрос, не может решить его самостоятельно. В своих письмах-обращениях ребята откровенно пишут о волнующих их темах, связанных с доверием, проявлением честности и справедливости. Высоко ценя эти качества, подростки глубоко страдают от их нередкого отсутствия в поступках близких людей.

Как правило, помимо учащихся, к обсуждению приглашаются авторитетные специалисты – психологи, социологи, врачи и юристы.

Приведем важнейшие проблемные аспекты, затрагиваемые в ходе подобных встреч.

Проблемы взаимоотношений между сверстниками:

– на каких принципах строятся дружеские отношения в нашей жизни;

– возможно ли, чтобы дружба преследовала корыстные цели;

– ты дружишь потому, что твой друг хороший человек или потому, что он материально благополучен.

Проблемы дружбы и любви:

– что надо сделать, чтобы быть интересным человеку, который тебе нравится;

– что труднее: любить или быть любимым;

– всегда ли надо добиваться любви;

– что делать, если ты все же не можешь добиться расположения любимого человека.

И для автора письма, и для собравшихся в зале все необычно и волнующе: ведь идет откровенное обсуждение «всем миром» выдвинутой проблемы, высказываются самые разные мнения. Результаты подобных дискуссий интересны и полезны не только для тех, кто выдвинул проблему, но и для всех присутствующих. Об этом свидетельствуют прежде всего высказывания учащихся, а также та неподдельная эмоциональность, которая отличает поведение как ребят, так и взрослых.

В течении нескольких лет в школе № 155 ведется работа не только с учениками, но и их родителями. Внимание уделяется прежде всего многодетным и малоимущим семьям, детям-инвалидам и их родителям. В работе принимают участие также сотрудники медицинских учреждений и представители органов исполнительной власти. Специалисты проводят консультации по оказанию психологической помощи, рассматривают возможность материальной поддержки детей.

Повышенное внимание уделяется проблеме неполных семей. Одинокий родитель, зачастую не находя взаимопонимания со своим ребенком, не может ему помочь в решении жизненно важных вопросов, в результате чего происходит взаимонепонимание, ведущее к глубокому отчуждению. Для разрешения кризисных ситуаций на помощь приходит школа, психологическая служба которой проводит беседы с родителями о том, как улучшить отношения с ребенком, как добиться взаимопонимания и взаимоуважения; беседы об осознании родителем значимости своей родительской деятельности, усилении ответственности перед ребенком.

Организация работы групп продленного дня, ликвидация безнадзорности, вовлечение детей в кружки и секции также относятся к важнейшим задачам школы по социальной защите подрастающего поколения. В условиях системы дополнительного образования успешно функционирует 15 различных объединений, охватывающих туристско-краеведческое, художественно-эстетическое, культурологическое, социально-педагогическое, естественнонаучное и физкультурно-спортивное направления.

В рамках программы патриотического воспитания учащихся, усиления их гражданской ответственности в школе проводятся систематические уроки мужества, вахты памяти жертв фашизма, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны 19411945 гг., узниками концлагерей. В школьном музее военной истории и боевой славы, открытом в канун 60-летия победы над фашистской Германией, выступают ветераны боевых военных сражений. Дважды почетным гостем музея была дочь маршала Г.К. Жукова – М.Г. Жукова.

Подводя итог нашему описанию, заключаем, что «формула успеха» школы № 155» обусловлена не только инновационными методами обучения и прогрессивными воспитательными подходами, но и, прежде всего, живым естественным процессом дружеского понимания и уважения между школой и учеником, в условиях которого, по словам директора Е.В. Аржановой, «проблемы наших ребят – всегда являются проблемами школы».

  1. «нбрк»

    Библиографический указатель
    Л 64 Литература о Республике Коми за 2004 год: библиогр. указ. / Нац. б-ка РК; сост.: И.И. Табаленкова; Е.П. Ваховская. – Сыктывкар, 2008 (тип. ГУ «НБРК»).

Другие похожие документы..