Образовательный стандарт республики беларусь

Информационное обеспечение систем управления

Классификация информационных систем. Понятие информационного обеспечения и основные требования к нему. Структура информационной системы. Технологии проектирования информационных систем. Понятие о CASE-технологии. Модели жизненного цикла программного обеспечения. Основные функции и компоненты современных систем управления базами данных. Иерархические, сетевые, реляционные и постреляционные модели данных. Представление структур данных в памяти ЭВМ. Методы доступа к данным. Транзакции, блокировки и многопользовательский доступ к данным. Методы поиска по дереву, методы хеширования. Концептуальное моделирование. Семантическое моделирование. Диаграммы потоков данных. ER-диаграммы. Основные определения и принципы построения: понятие о сущности, наборе сущностей, ключе сущности и связи. Целостность данных. Реляционная модель данных. Основы теории нормальных форм. Реляционная алгебра. Реляционное исчисление. Основы проектирования реляционных систем управления базами данных. Системы управления локальными базами данных. Способы организации доступа прикладной программы к серверу базы данных. Инструментальные средства разработки приложений для локальных баз данных. Основы SQL. Современные тенденции развития систем управления базами данных.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

знать:

    • представление структур данных в памяти ЭВМ и методы обеспечения целостности данных;

    • современные тенденции развития систем управления базами данных и информационного обеспечения систем управления;

    • теорию реляционных баз данных, современные методы создания и проектирования реляционных баз данных, методы работы с реляционными базами данных;

    • принципы построения и реализации языков запросов баз данных;

    • инструменты и средства разработки клиентских приложений, использующих реляционные базы данных;

    • основы технологии «клиент-сервер» для баз данных;

уметь:

  • осуществлять концептуальное и логическое проектирование базами данных с разработкой DFD и ER-диаграмм для различных областей автоматизации;

  • создавать реляционные базы данных;

  • проектировать и работать с базами данных в системах управления базами данных Microsoft Ассеss.

Основы систем автоматизированного проектирования

Современные технологии проектирования. Принципы построения систем графического моделирования. Классификация систем автоматизированного проектирования. Двухмерные и трехмерные графические системы. Обмен графической информацией между различными системами автоматизированного проектирования. Системы автоматизированной разработки чертежей. Технические средства систем автоматизированного проектирования. Автоматизация конструкторского проектирования объектов и систем. Автоматизация технологического проектирования. Системы автоматизированного проектирования. CAD/CAM технологии проектирования. AutoCAD. Системы координат. Матричные преобразования координат. Представление кривых и поверхностей. Создание объёмных твердотельных примитивов. Типы структур хранения данных о 3D объектах: дерево CSG, структура данных B-Rep, структура декомпозиционной модели, воксельное представление, представление октантного дерева, ячеечное представление. Алгоритмы удаления невидимых линий и поверхностей. Алгоритм удаления невидимых граней. Алгоритм художника. Алгоритм удаления невидимых линий. Метод Z-буфера. Затушевывание. Трассировка лучей. Разработка прикладных программ на языке программирования систем автоматизированного проектирования AutoLisp. Доступ к данным чертежа и их изменение из Lisp-программы. Разработка диалоговых окон DCL. Создание параметрических трёхмерных моделей в среде AutoCAD Mechanical Desktop.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

знать:

  • существующие в настоящее время подходы, методы и средства систем автоматизированного проектирования;

  • методы и средства функционального, конструкторского и технологического проектирования объектов и систем;

  • основные тенденции и направления в теории и технике автоматизации проектирования;

уметь:

  • применять средства автоматизации для решения задач проектирования;

  • работать с пакетом систем автоматизированного проектирования AutoCAD;

  • писать приложения на языке AutoLisp для системы AutoCAD;

  • создавать параметрические трёхмерные модели в среде Mechanical Desktop.

Теория передачи информации

Этапы обращения информации. Системы передачи информации. Количество информации при равновероятности состояний источника сообщений. Энтропия ансамбля и объединения. Количество информации от опыта в общем случае. Энтропия эргодического источника. Избыточность и поток информации источника дискретных сообщений. Дифференциальная энтропия. Эпсилон–энтропия, эпсилон–производительность и избыточность источника непрерывных сообщений. Скорость передачи и пропускная способность непрерывных каналов. Информационные характеристики дискретных каналов без помех и с помехами. Кодирование информации при передаче по дискретному каналу без помех. Эффективное кодирование при известной и неизвестной статистике сообщений. Криптографическое закрытие информации. Методы замены. Шифрование перестановкой. Шифрование гаммированием. Стандарт шифрование данных DES. Криптографические системы с открытым ключом. Электронная цифровая подпись. Построение и использование хеш–функций. Закрытие речевых сигналов в телефонных каналах. Кодирование информации при передаче по дискретному каналу с помехами. Основные характеристики кодов. Систематические и рекуррентные коды.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

знать:

  • этапы обращения информации;

  • проблемы передачи информации;

  • методику расчета количества информации;

  • информационные характеристики источников и каналов связи;

  • методы криптографического закрытия данных и речи;

  • методы эффективного кодирования сообщений;

уметь:

  • проводить экспериментальные исследования источников сообщений и каналов связи;

  • находить рациональные режимы передачи информации;

  • кодировать сообщения эффективными кодами;

  • производить защиту информации от несанкционированного доступа.

Телемеханика

Основные понятия и определения. Виды модуляции: непрерывные, импульсные, дискретные, многопозиционные и сложные. Коды: неравномерные, равномерные, корректирующие, линейные, блоковые, рекуррентные, циклические. Организация каналов связи для передачи телемеханических сообщений. Проводные линии связи. Радиолинии. Оптические линии связи. Структуры линий связи. Расчет характеристик цифровых линий связи. Методы передачи сообщений. Системы телеуправления–телесигнализации: частотные, временные, кодовые, многофункциональные. Синхронизация и синфазирование систем. Системы телеизмерений с временным, частотным и кодовым разделением каналов. Адаптивные телеизмерительные системы. Системы телерегулирования. Информационные сети и передача данных. Системы передачи дискретной информации. Методы повышения эффективности систем передачи информации: применение обратных связей и дублирование, скремблирование, линейное кодирование, перемежение, широкополосные сигналы, сжатие сообщений, электронная цифровая подпись, треллис–кодирование. Технологии передачи сообщений по занятым каналам связи. Бортовые информационно–телеметрические системы. Многофункциональные системы телемеханики. Функциональные узлы и блоки устройств телемеханики. Промышленные системы телемеханики. Помехоустойчивость и эффективность систем телемеханики. Помехоустойчивость дискретных и непрерывных сообщений. Методы повышения помехоустойчивости. Элементы теории информации. Дискретные и непрерывные каналы с шумами и без шумов. Информационные характеристики систем телемеханики. Перспективы развития систем телемеханики.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

знать:

  • методы передачи сообщений;

  • способы организации каналов связи для передачи телемеханической информации;

  • принцип построения систем телемеханики;

  • функциональные узлы и блоки устройств телемеханики;

  • методики расчета помехоустойчивости передачи сообщений;

уметь:

  • спроектировать систему телемеханики для конкретных условий;

  • оценить достоверность передачи сообщений;

  • проводить экспериментальные исследования систем телемеханики;

  • находить эффективные методы передачи сообщений;

  • производить выбор элементной базы в зависимости от условий эксплуатации;

  • рассчитать информационные характеристики систем и энергетические параметры цифровых линий связи.

7.5.5 Цикл дисциплин специализации

Требования к знаниям и умениям по дисциплинам и курсам специализаций устанавливаются в соответствии с образовательной программой.

7.6 Требования к содержанию и организации практик

Практики (общеинженерная, технологическая, преддипломная) являются частью образовательного процесса подготовки специалистов, продолжением учебного процесса в производственных условиях и проводятся на передовых предприятиях, в учреждениях, организациях различных отраслей.

Практики направлены на закрепление в производственных условиях знаний и умений, полученных в процессе обучения в вузе, овладение навыками решения социально-профессиональных задач, производственными технологиями.

Практики организуются с учетом будущей специальности и специализации.

Практика общеинженерная

Ознакомление с аппаратно-программными средствами и информационными технологиями, используемыми в учебном процессе. Закрепление навыков использования ПЭВМ, операционных систем и языков высокого уровня, полученных при изучении курса «Алгоритмизация и программирование».

Освоение основных приемов алгоритмизации и программирования вычислительных и инженерных задач.

Ознакомление со структурой университета, факультета и кафедр, правилами внутреннего распорядка.

Практика технологическая

Изучение передовой технологии предприятий и направлений ее совершенствования, ознакомление с типовым технологическим оборудованием и его системами управления.

Изучение принципов автоматизации управления технологическими процессами, технических средств и систем управления, архитектуры современных управляющих мини– и микроЭВМ.

Приобретение практических навыков по эксплуатации и ремонту технологического оборудования, изучение способов его сопряжения с аппаратурой контроля и управления.

Практическое изучение правил технической эксплуатации и техники безопасности при обслуживании и ремонте устройств и систем управления применительно к конкретному рабочему месту.

Практикапреддипломная

Самостоятельное исследование актуальной научно–технической проблемы или решение реальной инженерной задачи по месту практики в организации, в ее структурном подразделении,

Изучение технической информации, патентов и литературы по теме дипломного проекта; выбор прототипа разрабатываемого в дипломном проекте аппаратно–программного средства контроля и управления; сбор и систематизация информации, необходимой для научно–обоснованных технических расчетов, технико–экономического обоснования проекта, разработки мероприятий, обеспечивающих экологическую безопасность, охрану труда и защиту интеллектуальной собственности.

8 Требования к обеспечению качества образовательного процесса

8.1 Требования к кадровому обеспечению

Научно-педагогические кадры вуза должны:

  • иметь высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и, как правило, соответствующую научную квалификацию (степень, звание);

  • систематически заниматься научной и научно-методической деятельностью;

  • не реже 1 раза в 5 лет проходить повышение квалификации.

8.2 Требования к учебно-методическому обеспечению

Учебно-методическое обеспечение подготовки специалиста должно соответствовать следующим требованиям:

  • все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены: учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий; учебной, методической, справочной и научной литературой; информационными базами и доступом к сетевым источникам информации; наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами;

  • обеспечивать доступ для каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, соответствующим по содержанию полному перечню дисциплин учебного плана;

  • иметь методические пособия и рекомендации по изучаемым дисциплинам и всем видам учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов.

Учебно-методическое обеспечение должно быть ориентированно на разработку и внедрение в учебный процесс инновационных образовательных систем и технологий, адекватных компетентностному подходу в подготовке выпускника вуза (вариативных моделей управляемой самостоятельной работы студентов, учебно-методических комплексов, модульных и рейтинговых систем обучения, тестовых и других систем оценивания уровня компетенций студентов).

8.3 Требования к материально-техническому обеспечению

Высшее учебное заведение должно:

  • располагать материально-технической базой, соответствующей санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение лабораторных, практических и научно-исследовательских работ, предусмотренных учебным планом;

  • соблюдать нормы обеспечения учебной и методической литературой;

  • обеспечить каждого студента возможностью работы на персональном компьютере не менее 50 часов в учебный год;

  • обеспечить доступ студентов и преподавателей к сети Интернет и локальным сетям вузов, оказывать поддержку развитию электронных учебных ресурсов по профилям подготовки студентов, а также проведению учебных занятий с использованием сетевых технологий

  • обеспечить материально-технические условия для самообразования и развития личности студента, для чего иметьсоответствующие нормативам читальные залы, компьютерные классы, залы для занятий физической культурой, в том числе во внеаудиторное время; пункты питания.

Оснащение оборудованием должно обеспечивать проведение лабораторных и практических работ по учебным дисциплинам в соответствии с учебным планом.

8.4Требования к организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов (СРС) организуется деканатами, кафедрами, преподавателями вузов в соответствии с Положением о самостоятельной работе студентов, утвержденным Министерством образования. Учебно-методическое управление (отдел) совместно с деканатами факультетов проводит координацию планирования, организации и контроля СРС в вузе. Самостоятельная работа осуществляется в виде аудиторных и внеаудиторныхформ по каждой дисциплине учебного плана. На основании бюджета времени в соответствии с образовательными стандартами, учебными планами, рабочими программами учебных дисциплин устанавливаются виды, объем и содержание заданий по СРС. По каждой учебной дисциплине разрабатывается учебно-методический комплекс (УМК) с материалами, помогающими студенту в организации самостоятельной работы, включающий:

– учебную программу дисциплины;

– учебную литературу (учебник, учебное пособие, курс лекций, задачник, руководство по выполнению лабораторных работ и справочник);

– задания для самостоятельной работы студентов, тренажеры;

– методические указания по самостоятельной работе, включая выполнение курсовых проектов (работ).

Расчет учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава, осуществляющего организацию самостоятельной работы студентов, проводится в соответствии с утвержденными Министерством образования Республики Беларусь примерными нормами времени для расчета объема учебной и учебно-методической работы.

Для оценки качества самостоятельной работы студентов осуществляется контроль за ее выполнением. Формы контроля самостоятельной работы студентов устанавливаются вузом (собеседование, проверка и защита индивидуальных расчетно-графических заданий, коллоквиумы, контрольные работы, защита курсовых проектов (работ), тестирование, принятие зачетов, устный и письменный экзамены, и т.д.).

8.5 Требования к организации идеологической и воспитательной работы

Высшее учебное заведение должно проводить последовательную работу по формиро­ванию у студентов ценностных ориентаций, норм и правил поведения на основе государст­венной идеологии, идей гуманизма, добра и справедливости. Выпускник должен обладать гражданской зрелостью, правовой и политической культурой, уважать закон и бережно от­носится к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина.

Идеологическая и воспитательная работа со студентами организуется в соответствии с нормативным и программно-методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса работы в высшем учебном заведении, правовую основу которого составляют Конституция Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь, Указы Президента Республики Беларусь в области молодежной политики, соответствующие государственные социально-значимые программы, требования и рекомендации Министерства образования Республики Беларусь.

Приоритетным направлением идейно-воспитательной работы в высшем учебном за­ведении является гражданско-патриотическое и идейно-нравственное воспитание обучаю­щихся.

Важнейшими принципами осуществления воспитательной работы со студентами являются:

  • согласованность требований к содержанию и методам обучения и воспитания сту­дентов, обеспечивающих учебную и социальную активность;

  • вовлечение студентов с учетом их интересов и возможностей на основе принципа самоуправления в социально-значимую работу, организацию учебно-воспитательного про­цесса, способствующих приобретению ими организационно-управленческих, коммуникатив­ных умений, опыта решения задач;

  • укрепление семьи и повышение ее престижа в обществе, осознание основных демо­графических проблем общества и формирование у молодежи установок здорового образа жизни;

  • духовно-нравственное воспитание, знание культурного наследия, профилактика правонарушений.

Формирование единого процесса воспитания должно быть построено через педагоги­ческое управление процессом развития личности и включать учебно-воспитательную работу, профессиональную направленность воспитательной работы выпускающих кафедр, проведение воспитательной работы социально-гуманитарными и общеобразовательными кафедрами, деятельность института кураторов учебных групп, воспитательную работу в сту­денческих общежитиях, развитие студенческого самоуправления, методическое обеспечение воспитательного процесса.

Высшее учебное заведение должно быть комфортным и безопасным для пребывания студентов, отличаться благоприятным морально-психологическим климатом, соблюдением действующих санитарно-гигиенических норм и правил, а также осуществлять общественно-­политические, культурные и спортивные мероприятия. Ведущая роль в идеологической и воспитательной работе принадлежит профессорско-преподавательскому составу и личному примеру преподавателя.

8.6 Общие требования к контролю качества образования и средствам диагностики

Для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям стандарта создаются фонды оценочных средств и технологий, включающие типовые задания, контрольные работы, критериально-ориентированные тесты достижений.

Оценка знаний студента на курсовых экзаменах, курсовых дифференцированных зачетах, при защите курсовых проектов (работ), сдаче зачетов по практикам, защите дипломных проектов (работ) производится по 10-балльной шкале. Для оценки знаний и компетентности студентов используются критерии, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.

Для контроля качества образования используются следующие средства диагностики:

  • типовые задания;

  • критериально-ориентированные тесты по отдельным разделам дисциплины и дисциплине в целом;

  • письменные контрольные работы;

  • устный опрос во время занятий;

  • составление рефератов по отдельным разделам дисциплины с использованием монографической и периодической литературы;

  • расчетно-графические работы;

  • коллоквиумы;

  • выступления студентов на семинарах по разработанным ими темам;

  • защита курсовых проектов (работ);

  • защита отчетов по производственным практикам;

  • письменный экзамен, устный экзамен;

  • защита дипломного проекта (работы).

9 Требования к итоговой государственной аттестации выпускника

9.1 Общие требования

9.1.1 Итоговая аттестация выпускника включает государственный экзамен по специальности и специализации, защиту дипломного проекта (работы), позволяющие определить теоретическую и практическую готовность выпускника к выполнению социально-профессиональных задач.

9.1.2 Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, проводятся в соответствии с образовательной программой первой ступени высшего образования, установленной настоящим стандартом

9.2 Требования к государственному экзамену

Государственный экзамен по специальности и специализации проводится на заседании Государственной экзаменационной комиссии.

Программа и порядок проведения государственного экзамена по специальности и специализации разрабатываются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.

9.3 Требования к дипломному проекту (работе)

Требования к структуре, содержанию, объему и порядку защиты дипломной проекта (работы) определяются вузом на основании настоящего образовательного стандарта и Положения об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденного Министерством образования.

Приложение

(информационное)

Библиография

Об образовании в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. № 1202-Х11 (в редакции Закона от 19 марта 2002 г. № 95-З).

Об основных направлениях развития национальной системы образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 1999 г. № 500.

Положение о ступенях высшего образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2002 г. № 1419 «Об утверждении Положения о ступенях высшего образования».

Руководители разработки стандарта

Ректор вуза-разработчика

Белорусского государственного университета

информатики и радиоэлектроники М. П. Батура

Руководитель коллектива

разработчиков А.П. Кузнецов

СОГЛАСОВАНО

Первый заместитель Министра образования

Республики Беларусь А И. Жук

Эксперты:

Председатель КНМС УМО вузов И.М. Жарский

Председатель УМО вузов

Республики Беларусь по образованию

в области информатики и радиоэлектроники М.П. Батура

  1. Образовательный стандарт республики беларусь (14)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования
  2. Образовательный стандарт республики беларусь (8)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  3. Образовательный стандарт республики беларусь (11)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  4. Образовательный стандарт республики беларусь (16)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза,
  5. Образовательный стандарт республики беларусь (22)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования
  6. Образовательный стандарт республики беларусь (31)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  7. Образовательный стандарт республики беларусь (32)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, издательско-полиграфический комплекс, инженер-программист-системотехник, информационная система, информационная технология, итоговая государственная аттестация, зачетная единица, знания, качество
  8. Образовательный стандарт республики беларусь (34)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования
  9. Образовательный стандарт республики беларусь (1)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная работа, зачетная
  10. Образовательный стандарт республики беларусь (2)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа,

Другие похожие документы..