Образовательный стандарт республики беларусь

5.1 Сфера профессиональной деятельности

Сфера профессиональной деятельности специалиста на основе совокупности естественнонаучных, фундаментальных, общепрофессиональных и специальных знаний:

  • информатизация и автоматизация производственных комплексов и технологических процессов;

  • разработка, тестирование и отладка технических и программных средств автоматического контроля и управления;

  • осуществление научных, опытно-экспериментальных и проектно-конструкторских работ в области информационных технологий и управления;

  • обучение и подготовка специалистов в области информационных технологий и управления.

5.2 Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности специалиста являются: автоматические и автоматизированные системы и средства контроля и управления, их математическое, информационное, техническое и программное обеспечение; способы и методы их проектирования, отладки, производства и эксплуатации в различных отраслях народного хозяйства.

5.3 Виды профессиональной деятельности

Выпускник вуза после адаптации до 1 года должен быть компетентен в следующих видах деятельности:

  • производственно-технологическая и эксплуатационная;

  • научно (экспериментально)-исследовательская;

  • организационно-управленческая;

  • инновационная.

5.4 Задачи профессиональной деятельности

Выпускник вуза должен быть компетентен решать следующие профессиональные задачи:

  • построение математических моделей технических систем, технологических процессов и производств как объектов автоматизации и управления;

  • разработка алгоритмического и программного обеспечения систем автоматизации и управления объектами различной физической природы;

  • создание современных аппаратно-программных средств исследования и проектирования средств и систем автоматизации и управления;

  • проектирование архитектуры аппаратно-программных комплексов автоматических и автоматизированных систем контроля и управления общепромышленного и специального назначений в различных отраслях народного хозяйства;

  • разработка функциональной, логической и технической организации автоматических и автоматизированных систем контроля и управления, их технического, алгоритмического и программного обеспечения на основе современных методов, средств и технологий проектирования;

  • тестирование и отладка аппаратно-программных комплексов;

  • подготовка аппаратно-программных комплексов систем автоматизации и управления и их передача на изготовление и сопровождение;

  • обучение персонала в рамках принятой организации процесса разработки и/или производства средств и систем автоматизации и управления;

  • выбор методов и средств измерения эксплуатационных характеристик средств и систем автоматизации и управления;

  • анализ эксплуатационных характеристик средств и систем автоматизации и управления с целью выработки требований по их модификации.

5.5 Состав компетенций

Подготовка специалиста должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций:

академических, включающих способность и умение учиться, знания и умения, приобретенные в результате изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом;

социально-личностных, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства, умение следовать им;

профессиональных, включающих знания и умения формулировать проблемы и решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.

6 Требования к уровню подготовки выпускника

6.1 Общие требования к уровню подготовки

6.1.1 Выпускник должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, дисциплин специализации для осуществления социально-профессиональной деятельности.

6.1.2 Выпускник должен уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества, знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей профессиональной деятельности и жизнедеятельности.

6.1.3 Выпускник должен владеть государственными языками (белорусским, русским), одним или несколькими иностранными языками, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию.

6.2 Требования к академическим компетенциям

Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями:

  • уметь работать самостоятельно и постоянно повышать свой профессиональный уровень;

  • применять полученные базовые научно-теоретические знания для решения научных и практических задач в области создания и совершенствования инновационных технологий автоматизированных производств и управления;

  • иметь навыки организации проведения исследования, информационного обеспечения, а также системного и сравнительного анализа;

  • осуществлять комплексный подход к решению профессиональных проблем;

  • разрабатывать бизнес-планы технологических задач;

  • использовать технические и программные средства компьютерной техники;

  • уметь создавать и использовать в своей деятельности объекты интеллектуальной собственности;

  • применять методы математической статистики при обработке данных эксперимента в своей области научных исследований;

  • уметь грамотно оформлять различные документы и излагать результаты исследований;

  • формулировать и выдвигать новые идеи.

6.3 Требования к социально-личностным компетенциям

Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции:

  • иметь высокую гражданственность и патриотизм, знать права и соблюдать обязанности гражданина;

  • иметь способность к социальному взаимодействию и межличностным коммуникациям;

  • знать и соблюдать нормы здорового образа жизни;

  • иметь способность к критике и самокритике;

  • уметь работать в коллективе;

  • использовать знания основ социологии, физиологии и психологии труда;

  • иметь способность находить правильные решения в условиях чрезвычайных ситуаций.

6.4 Требования к профессиональным компетенциям

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности, быть способным:

в производственно-технологической и эксплуатационной:

  • участвовать в разработке, изготовлении и эксплуатации средств и систем автоматизации и управления;

  • разрабатывать технические средства и программные продукты для систем автоматизации и управления, сопровождать их при внедрении;

  • осуществлять выбор аппаратно–программных средств для систем автоматического контроля и управления;

  • комплексировать технические и программные средства, создавать аппаратно–программные комплексы;

  • осуществлять тестирование и отладку аппаратно–программных комплексов;

  • разрабатывать программы и методики испытаний, проводить испытание аппаратно–программных средств и систем автоматизации и управления;

  • знать и выполнять постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы по производству и эксплуатации средств и систем автоматизации и управления;

  • знать технические характеристики и экономические показатели отечественных и зарубежных образцов программно–технических комплексов систем автоматизации и управления; стандарты и технические условия;

  • уметь работать в коллективе исполнителей; на научной основе организовать свой труд; соблюдать порядок и средства защиты интеллектуальной собственности;

  • владеть методами диагностики и тестового контроля средств и систем автоматизации и управления, методами анализа их характеристик;

  • контролировать соблюдение норм охраны труда, техники безопасности при пуско–наладочных работах, противопожарной безопасности;

  • обеспечивать обучение персонала правилам безопасности и осуществлять своевременную проверку знаний работников;

в научно (экспериментально)–исследовательской:

  • взаимодействовать со специалистами смежных профилей при разработке перспективных планов развития научных исследований в области информационных технологий и управлений;

  • осуществлять сбор, обработку и систематизацию научно–технической информации по направлению своей деятельности, применять современные информационные технологии;

  • изучать специальную литературу, анализировать достижения отечественной и зарубежной науки и техники по заданному направлению;

  • участвовать в научно–исследовательских и экспериментальных работах в создании современных аппаратно–программных средств автоматизации и управления;

  • выявлять научную новизну исследований, их практическую ценность, патентную чистоту принимаемых технических решений;

  • организовывать работу по подготовке научных статей, сообщений, докладов и заявок на изобретения; лично участвовать в этой работе;

  • рассчитывать экономическую эффективность внедряемых результатов научных и экспериментальных исследований при автоматизации управления в различных отраслях народного хозяйства;

в организационно-управленческой:

  • организовывать собственный труд и работу других исполнителей в соответствии с поставленными задачами, условиями и сроками их выполнения, планировать фонды оплаты труда;

  • контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину;

  • эффективно взаимодействовать со специалистами других подразделений и предприятий, разрабатывать и оформлять соответствующую документацию;

  • оценивать затраты труда, результаты и качество работы исполнителей;

  • анализировать работу по установленному заданию, оформлять отчеты, готовить материалы и информацию для руководства;

  • пользоваться глобальными информационными ресурсами;

  • владеть современными средствами телекоммуникаций.

  • работать с юридической литературой и трудовым законодательством;

в инновационной:

    • разрабатывать бизнес-планы создания новых технологий в области информатики и радиоэлектроники;

    • оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемых технологий;

    • проводить опытно-технологические работы при освоении новых информационных технологий, опытно-промышленную проверку и испытания программных средств;

    • составлять договора на выполнение научно-исследовательских работ, а также договора о совместной деятельности по освоению новых технологий;

    • готовить проекты лицензионных договоров о передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности.

7 Требования к образовательной программе и ее реализации

7.1 Состав образовательной программы

7.1.1 Образовательная программа должна включать: учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных и преддипломной практик, порядок выполнения курсовых и дипломных проектов (работ), программу государственной аттестации, которые должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.

7.1.2 Образовательная программа подготовки выпускника должна предусматривать изучение студентом следующих циклов:

    • социально-гуманитарных дисциплин;

    • естественнонаучных дисциплин;

    • общепрофессиональных и специальных дисциплин;

    • дисциплин специализации.

7.2 Требования к разработке образовательной программы

7.2.1 Максимальный объем учебной нагрузки студентов не должен превышать 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной работы.

7.2.2 Объем обязательных аудиторных занятий студентов, определяемый вузом с учетом специальности, специфики организации учебного процесса, оснащения учебно-лабораторной базы, информационного, учебно-методического обеспечения, должен быть установлен в пределах 24-36 часов.

7.2.3 В часы, отводимые на самостоятельную работу по учебной дисциплине, включается время, предусмотренное на подготовку к экзаменам.

7.2.4 При разработке учебного плана вуз имеет право изменять количество часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин – в пределах 5 %, для дисциплин, входящих в цикл, ‑ в пределах 10 % без превышения максимального недельного объема нагрузки студента и при сохранении требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте.

  1. Образовательный стандарт республики беларусь (14)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования
  2. Образовательный стандарт республики беларусь (8)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  3. Образовательный стандарт республики беларусь (11)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  4. Образовательный стандарт республики беларусь (16)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза,
  5. Образовательный стандарт республики беларусь (22)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования
  6. Образовательный стандарт республики беларусь (31)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  7. Образовательный стандарт республики беларусь (32)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, издательско-полиграфический комплекс, инженер-программист-системотехник, информационная система, информационная технология, итоговая государственная аттестация, зачетная единица, знания, качество
  8. Образовательный стандарт республики беларусь (34)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования
  9. Образовательный стандарт республики беларусь (1)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная работа, зачетная
  10. Образовательный стандарт республики беларусь (2)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа,

Другие похожие документы..