Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки

Примечание: к видам производственной работы на производственной практике относятся: производственный инструктаж, в т.ч. инструктаж по технике безопасности, выполнение производственных заданий, сбор, обработка и систематизация фактического и литературного материала, наблюдения, измерения и другие выполняемые обучающимся самостоятельно виды работ.

8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной практике

Образовательные и педагогические технологии, информационные технологии образования, E-портфолио.

9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на производственной практике

Для каждого этапа практики студентам предлагаются специальные учебно-профессиональные задания, которые соответствуют особенностям каждого этапа производственной практики. Задания и методические рекомендации по прохождению производственной практики студенты могут получить в кабинетах педагогики (ауд. 309), русского языка (ауд.307), и литературы (ауд. 308).

С целью учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов на педагогической практике подготовлены методические рекомендации:

  1. Мамаева С.В. Организация педагогической практики по русскому языку. – Красноярск, 2009.

  2. Педагогическая практика: Учебно-методическая разработка/ Сост.З.У.Колокольников, С.В.Митросенко, Т.И.Петрова, А.И.Шилов; Краснояр. Гос.ун-т.Красноярск 2004.

10. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)

10.1. Форма промежуточной аттестации по итогам 1 этапа производственной практики – летней педагогической практики в лагерях и на базах отдыха для детей дошкольного и школьного возраста

Защита отчета о летней практике производится на основе отчетной документации, которую студент представляет на кафедру педагогики и психологии по итогам практики:

- дневник педагогической практики, в котором описаны особенности воспитательного учреждения (местонахождение, тип учреждения, общее количество и возраст детей, организационные моменты, преподавательский состав); коллектива ребят, с которыми работал студент (список детей, возраст, краткая характеристика) виды деятельности, выполняемые студентом ежедневно;

- отчет о проведенном мероприятии по следующей схеме: тема, цель, задачи, материалы и оборудование, форма проведения, предварительная работа, план, сценарий мероприятия; самоанализ воспитательного дела

- характеристика студента – практиканта с отметкой, заверенная подписью руководителя и печатью воспитательного заведения, при котором студент проходил практику.

- отчет в форме сочинения, размышления, отчета-анализа и т.п.

- видеофильм или фоторепортаж/фотогазета (для отчета на итоговой конференции).

2) итоговая конференция по педагогической практике (отчет обучающегося об итогах педагогической практики и отзыв работодателя).

По результатам аттестации выставляется зачет дифференцированный.

10.2. Форма промежуточной аттестации по итогам 2-3 этапов производственной практики (педагогической) в образовательных учреждениях общего среднего образования – зачет дифференцированный.

Учет и оценка работы практикантов

По окончании педагогической практики студенты проходят собеседование с методистами, предоставляя при этом следующую документацию:

• Отчет о прохождении практики;

• Дневник педагогических практик студента;

• Тематическое и поурочное планирование;

• Разработки 2-х проведенных зачетных уроков (по русскому языку и по литературе) с дидактическими материалами к ним;

• Разработку внеклассного мероприятия с дидактическим материалом.

По окончании 3-его этапа производственной практики студенты пакет указанных отчетных документов дополняют следующим:

• характеристика студента – практиканта с отметкой, заверенная подписью руководителя и печатью образовательного учреждения, в котором студент проходил практику. В характеристике должны быть указаны отметки за проведение уроков русского языка, уроков литературы, а также - за деятельность студента как классного руководителя.

Предварительные итоги педагогической практики студентов на основе рекомендаций учителей и решения педагогического совета подводятся сразу после окончания практики в форме конференции.

На основании представленных документов, оценки итогов практики учителем, педагогическим советом методисты выставляют итоговую оценку за педагогическую практику в ведомость.

Итоги педагогической практики подводятся на заключительной конференции на факультете.

Критерии оценки работы студентов в период

производственной практики (педагогической)

Оценка учебной и внеклассной работы по предмету:

Отметка "ОТЛИЧНО" ставится:

- если урок или внеклассное занятие проведены на высоком научном и организационно-методическом уровне;

- если на нем обоснованно выдвигались и эффективно решались образовательно-воспитательные задачи, рационально применялись разнообразные методы обучения и приемы активизации учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, поддерживалась хорошая дисциплина;

- если студент проявил глубокое знание психолого-педагогической нормы и творческую самостоятельность в подборе учебного и дидактического материала при построении, проведении и анализе занятий.

Отметка "ХОРОШО" ставится:

- если учебное или внеклассное занятие проведено на достаточном учебно-методическом уровне;

- если на нем успешно решались образовательные и воспитательные задачи, однако недостаточно эффективно использовались отдельные методические приемы активизации учащихся;

- если студент проявил знание психолого-педагогической теории,

самостоятельность в подборе учебного и дидактического материала, однако допустил незначительные ошибки в построении и проведении занятия.

Отметка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится:

- если студент в реализации образовательно-воспитательных задач допускал ошибки;

- недостаточно эффективно применял психолого-педагогическую теорию, методы и приемы обучения;

- слабо активизировал познавательную деятельность учащихся; не всегда мог установить контакт с ними; при анализе занятий не видел своих ошибок и недостатков.

Отметка "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится:

- если на занятии не были выполнены образовательно-воспитательные задачи;

- допускались серьезные ошибки при изложении учебного материала;

- не обеспечивалась дисциплина учащихся;

- если студент обнаружил слабое знание психолого-педагогической теории и не критически отнесся к своей работе.

Оценка внеклассной воспитательной работы

Отметка "ОТЛИЧНО" ставится, если студент :

- выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объем воспитательной работы, требуемый программой практики;

- обнаружил умения, опираясь на психолого-педагогическую теорию, правильно определять и эффективно осуществлять основную воспитательную задачу, способы и результаты ее решения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- проявлял в работе самостоятельность, творческий подход, педагогический такт.

Отметка "ХОРОШО" ставится, если студент:

- полностью выполнил намеченную на период практики программу воспитательной работы;

- обнаружил умения, опираясь на психолого-педагогическую теорию, определять основную воспитательную задачу и способы ее решения;

- проявлял инициативу в работе, однако в проведении отдельных видов воспитательной работы допускал незначительные ошибки.

Отметка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится, если студент:

- выполнил программу внеклассной воспитательной работы, однако не проявил глубокого знания психолого-педагогической теории и умения применять ее;

- допускал ошибки в планировании и проведении отдельных внеклассных занятий;

- не учитывал в достаточной степени возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Отметка "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится, если студент :

- не выполнил программу внеклассной воспитательной работы;

- обнаружил слабое знание психолого-педагогической теории, неумение применять ее для выделения и реализации воспитательных задач; устанавливать правильные взаимоотношения учащихся и организовывать педагогически целесообразную их деятельность.

Итоговая конференция

Итоговая конференция проводится после завершения каждого этапа производственной практики. На конференции проводится выставка наглядных пособий, изготовленных практикантами, дидактического материала, образцов отчетной документации.

На итоговой конференции методисты и студенты высказывают свое мнение по качеству проведенной педпрактики (проведенных уроков иностранного языка, информатики, а также воспитательных мероприятий), вносят предложения по ее улучшению и совершенствованию.

Примерный перечень вопросов, рассматриваемых практикантами в выступлениях на итоговой конференции:

1. Что дала производственная практика студенту, как будущему учителю русского языка и литературы?

2. Какие трудности испытывал студент при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям?

3. Достаточно ли теоретических знаний, практических умений и навыков получают студенты до практики в институте?

4. Какую помощь получали практиканты от своих методистов?

5. Какова оценка опыта по организации и проведению классного часа, тематического вечера и т.п.

6. Опыт применения на уроках русского языка и литературы различных методических приемов и их эффективность.

7. Опыт организации и проведения общественно полезной трудовой деятельности, профориентационной работы.

В выступлениях необходимо вносить предложения по совершенствованию организации и проведению производственных практик. Студент может предложить и свою тему выступления на итоговой конференции.

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики

10.1. Основная литература

  1. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе. – М.: Академия, 2001

  2. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования. – СПб., 2001.

  3. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М.: Дрофа, 2006

  4. Грачёва И.С. Уроки русской литературы: Книга для учителя и учащихся. – СПб.: Сага, 2002

  5. Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 240 с.

  6. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. / Под ред. И.А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.

  7. Лавлинский С.П. Технология литературного образования: Коммуникативно-деятельностный подход: Учебное пособие. – М.: Прогресс-Традиция : Инфра-М, 2003

  8. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.

  9. Мамаева С.В. Организация педагогической практики по русскому языку. – Красноярск, 2009.

  10. Методика преподавания литературы: Хрестоматия-практикум: для студ. высш. пед. учеб. заведений / Авт.-сост. Б.А. Ланин. – М.: Академия, 2003

  11. Настольная книга учителя русского языка: Справочно-методическое пособие. – М.: АСТ : Астрель, 2002.

  12. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. Е.А. Быстровой. – М.: Дрофа, 2004

  13. Педагогическая практика: Учебно-методическая разработка/ Сост.
    З.У. Колокольников, С.В. Митросенко, Т.И.Петрова, А.И.Шилов.- Краснояр. гос.ун-т., Красноярск - 2004.

  14. Саранцев Г.И. Дидактические аспекты исследования урока в школе. // Педагогика. - №1. - 2006. - С.32-39.

  15. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. пособие / под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М.: Академия, 2005

  16. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование. - №2. – 2003. – С. 58-64.

  17. Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе. Типы, структура, методика: учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: Дрофа, 2007

10.2.Дополнительная литература

  1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учебник. – М.: Владос, 2002.

  2. Алексеева И.А. Русский язык: Методика и практика преподавания. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2002.

  3. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учебное пособие. – М.: Академия, 2001

  4. Ворожбитова А.А. Начальное лингвориторическое образование: Методика преподавания русского языка: Таблицы, схемы, алгоритмы. – М.: Флинта : Наука, 2002.

  5. Воронов В.В. Технология воспитания. – М.: Школьная Пресса, 2000

  6. Воспитательная работа в школе: Пособие для директоров и педагогов / Сост. Г.С. Семёнов. – М.: Школьная Пресса, 2002

  7. Гадалова В.В. Теория и практика урока русского языка. - М., 2002.

  8. Гац И.Ю. Методика русского языка в задачах и упражениях. – М., 2007.

  9. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М.: Просвещение, 1997.

  10. Организация воспитательной работы в школе: Пособие для директоров общеобразоват. учреждений / Сост. Г.С. Семёнов. – М.: Школьная Пресса, 2002

  11. С.И. Райский Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. –М., 2006.

10.3. Internet-ресурсы

  1. Виртуальная школа: http://www.vschool.ru/

  2. Поколение.ru: /

  3. Учитель.ru: /

  4. Родитель.ru: /

  5. Московский центр Федерации Интернет Образования: /som. На сайте действует сетевое объединение методистов по всем предметам школьного курса.

  6. : /

  7. Школьник: Коллекция ссылок по школьным предметам для каждого класса, методикам преподавания, дистанционному образованию и экстернату, программному обеспечению, досугу подростков.

  8. Рубрикон: / Информационно-энциклопедический проект. Здесь молено получить свободный доступ к полным электронным версиям важнейших энциклопедий и словарей, изданных за последние сто лет в России.

Современные технологии обучения

  1. Развивающее обучение в школе «Бакалавр»  система Эльконина: http://rо.bacalavre.ru/

  2. «Учитель.ru» и другие сопутствующие сайты (Федерация Интернет Образования): /

  3. Институт новых технологий в Москве (ИНТ): /int

Издания и издательства

  1. Учительская газета:

  2. Первое сентября: http://www.1september.ru/

  3. Курьер образования: /

  4. Образование в современной школе: /ezh_otch/ezh_mes_jur.htm

  5. Лицейское и гимназическое образование:

Библиотеки

  1. Электронная библиотека СФУ:

  2. Библиотека Максима Мошкова:

  3. Научная электронная библиотека: /

  4. Русская виртуальная библиотека: /index.html

  5. Российская государственная библиотека: /

  6. Библиотека по естественным наукам: http://ben.irex.гu/ben_nn.htm

  7. Библиотека конгресса США: http://lcweb.loc.gov/z3950/gateway.html

  8. Библиотека МГУ им. М. В. Ломоносова: /

  9. Университетская библиотека:

12. Материально-техническое обеспечение производственной практики

Исходя из возможностей баз практики. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к электронным ресурсам, реализующим потребности студента-практиканта в основных изданиях по изучаемым дисциплинам, учебной и учебно-методической литературе, поддерживающим процесс прохождения производственной практики.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПООП ВПО по направлению 050100.62 профилю подготовки 050100.62.10 Русский язык и литература.

Разработчики

Доц. кафедры русского языка и литературы Гуйс И.Н.._______________

Доцент кафедры русского языка и литературы Мамаева С.В. _______

Доцент кафедры педагогики и психологии С.В.Митросенко ________

Программа одобрена на заседании учебно-методической комиссии филологического факультета

(Наименование уполномоченного органа вуза (НМС, Ученый совет)

протокол № 5_ от 22 марта 20 11 года

Председатель методической комиссии факультета

ст. преподаватель кафедры

русского языка и литературы Мазурова Н.А. _________

Декан филологического факультета

доцент кафедры русского языка и литературы Бахор Т.А.___________ __

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 031300 «Журналистика»

    Основная образовательная программа
    Результатом освоения основной образовательной программы по направлению «Журналистика» является овладение студентами авторской, редакторской, проектно-аналитической,
  2. Основные образовательные программы высшего профессионального образования направление подготовки

    Дипломная работа
    УГАЭС – единственное высшее учебное заведение в регионе, которое готовит кадры для сферы малого и среднего предпринимательства, сервиса, ресторанного, гостиничного и туристического бизнеса, текстильной и легкой промышленности республики.
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (47)

    Основная образовательная программа
    Примерная основная образовательная программа разработана для направления подготовки магистров 131 «Нефтегазовое дело». В РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина проводится подготовка магистров по 25 программам.
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (48)

    Основная образовательная программа
    способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (63)

    Основная образовательная программа
    утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337 (постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 г. № 1136) и приказом от 25 января 2010 г.
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (83)

    Основная образовательная программа
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (108)

    Основная образовательная программа
    Примерная основная образовательная программа (ПООП) подготовки магистров разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки — «Инноватика».
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (138)

    Основная образовательная программа
    - умеет выстраивать стратегию устного и письменного общения на изучаемом иностранном языке в соответствии с социокультурными особенностями изучаемого языка (СК-3).
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (146)

    Основная образовательная программа
    Выпускник по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности должен обладать следующими компетенциями:
  10. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (265)

    Основная образовательная программа
    Примерная основная образовательная программа (ПООП) магистратуры разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 261100

Другие похожие документы..