Программа вступительных испытаний в фгоу спо «Ленинградский технический колледж» по русскому языку для поступающих на базе среднего (полного)

ПРОГРАММА

вступительных испытаний в ФГОУ СПО
«Ленинградский технический колледж»

по русскому языку

для поступающих на базе среднего (полного)
общего образования в 2010 году

Пояснительная записка

Данная программа содержит основные разделы русского языка, соответствующие
программам общеобразовательной школы. Она призвана помочь абитуриентам,
поступающим в колледж успешно пройти приемные испытания.

Программа состоит из четырех разделов, частично обобщающих знания и умения, ранее
приобретенных абитуриентами, и реализующих обязательный минимум содержания среднего
(полного) общего образования по русскому языку.

Первые три раздела, посвященные фонетике, лексике и грамматике
русского языка, направлены на систематизацию и углубление знаний абитуриентов
по русскому языку, на владение ими орфоэпическими, лексически
ми, грамматическими нормами литературного языка, на стабилизацию их
орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Фонетика, орфоэпия, орфография

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных знаний и умений по
фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога.
Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной
речи.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.
Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное
средство.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному
принципам русской орфографии.

Фонетический разбор.

Лексика и фразеология

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы,
антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова,
старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее
употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы.
Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас;
архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в
художественной речи.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением
и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.
Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Лексические и фразеологические словари.
Лексико-фразеологический разбор.

Грамматика, орфография, пунктуация

Морфемика и словообразование русского языка. Выразительные
словообразовательные средства
Словообразовательный разбор.

Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение частей речи, их
грамматические формы и синтаксические функции. Нормативное употребление форм слова

Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при
написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.

Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения; виды
осложнения простого предложения; типы сложных предложений; предложения с прямой речью.
Способы оформления чужой речи, цитирование.

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное
богатство русской речи.

Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль
пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания.
Авторское употребление знаков препинания.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложения, предложения с
прямой речью.

Выразительные средства грамматики. Грамматическая синонимия как источник богатства
и выразительности русской речи.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
абитуриентов

Абитуриенты должны знать общие сведения о русском языке, о лингвистике как науке;
признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка.

Абитуриенты, применяя полученные знания, должны уметь: создавать высказывания на
лингвистическую тему в устной и письменной форме; оценивать предложенное высказывание на
лингвистическую тему; анализировать особенности употребления единиц языка в устной и
письменной речи с точки зрения соблюдения норм и требований выразительности речи; соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические,
орфографические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях; владеть приемами
редактирования текста (использовать возможности лексической и грамматической синонимии,
устранять неоправданный повтор слов, неуместное употребление слов и выражений и т.п.);
передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде плана, тезисов, конспектов,
аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно использовать цитирование, анализировать
текст с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей и использования изобрази-
тельно-выразительных средств языка. (

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА|

Для подготовки квс1лтпггать11ьсУ1Экзал1ена1М

Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителя. -М.,
2002.

Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов.

-СПб., 1998.

Власенков А.И. Русская словесность: Интегрированное обучение русскому языку и
литературе. 9-11 классы. - М., 2000.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию
«Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 классы». -М., 2002.

Горшков А.И. Русская словесность.-М, 1997.

  1. Краевой центр содействия занятости учащейся молодёжи и трудоустройству выпускников учреждений нпо, спо ставропольского края.

    Интернет справочник
    Данный справочник содержит информацию об учебных заведениях начального и среднего профессионального образования Ставропольского края с указанием их адресов, факультетов и специальностей, условий приема и обучения в них.
  2. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности 080112 «Маркетинг»

    Содержательный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 080112 «Маркетинг» ведется в Воронежской государственной академии с 2005 года.
  3. Отделение общего среднего образования.

    Документ
    Азбука нравственности в картинках :Рабочая тетрадь: 1 класс: пособие для учащихся /под ред. Э.П. Козлова - М: ИОСО РАО "Филология", 2001.- 4 п.
  4. Отделение общего среднего образования

    Документ
    Азбука нравственности:1 кл: Книга для чтения с учащимися: Пособие для учителей /под ред. Э.П. Козлова - М.: ИОСО РАО "Филология", 2001– 10 п.
  5. Справочник для поступающих (1)

    Интернет справочник
    Постоянно меняющийся мир, динамика его в сторону мифолого-символической интерпретации окружающей действительности, глубокая трансформация культурных традиций всех этносов, всех народов, доминирование виртуального над реальным, формирование
  6. Справочник для поступающих (2)

    Интернет справочник
    Постоянно меняющийся мир, динамика его в сторону мифолого-символической интерпретации окружающей действительности, глубокая трансформация культурных традиций всех этносов, всех народов, доминирование виртуального над реальным, формирование
  7. Отчет по итогам самообследования государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления»

    Содержательный отчет
    Самообследование государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления» (ГБОУ СПО РО «НКПТиУ») проведено на основании
  8. Публичный отчет о результатах деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Пензенской области

    Публичный отчет
    Публичный отчет о результатах деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Пензенской области «Пензенский колледж управления земельными ресурсами и бизнеса» в 2011-2012 учебном году
  9. Рассматриваются вопросы изучения и использования русской речи в современном вузе по следующим направлениям (2)

    Документ
    Р 89 Русская речь в современном вузе: Материалы Седьмой международной научно-практической интернет-конференции /Отв. ред. д.п.н., проф. Б.Г. Бобылев. 20 ноября 2010-10января 2011 г.

Другие похожие документы..