Одна из главных задач моей программы совпадает с остальными программами воспитание грамотного слушателя. Ясчитаю, что для того, чтобы дети научились разбираться в музыке, необходимо

Вместо вступления…

Хочу сразу успокоить тех учителей, которые работают по программе Д. Б. Кабалевского, что я не собираюсь отвергать ни эту, ни другие программы по музыке.

В настоящий момент существуют несколько программ по музыке для средних школ с грифом Министерства образования: программа Кабалевского, а также программы Алиева, Л. В. Школяр и коллектива ИХО, Сергеевой и Критской (лаборатория музыки ИХО). Все эти авторы и ныне (кроме Д. Б. Кабалевского) работают в Москве. Большинство из них в Институте Художественного Образования (ИХО) Академии образования России. Есть ещё программа Терентьевой (г. Санкт-Петербург).

Думаю этого, вполне достаточно хотя бы для того, чтобы выбрать программу по своему вкусу.

То, что я предлагаю вам, уважаемые друзья, это разработки уроков по авторской программе "Музыкальная гостиная". Эти уроки первоначально предназначались для дополнительного музыкального воспитания ребят в средней школе. Поэтому я не хотел дублировать никакую из программ. Мои поурочные планы можно было бы использовать для второго урока музыки в школе.

Потом, когда выяснилось, что второго урока музыки по программе не будет, а некоторые мои классы посещали только мой урок, мне пришлось кое-что подкорректировать и постараться сделать так, чтобы мой урок мог при необходимости и заменить программный урок музыки.

Одна из главных задач моей программы совпадает с остальными программами – воспитание грамотного слушателя.

Я считаю, что для того, чтобы дети научились разбираться в музыке, необходимо заинтересовать учеников, а, кроме того, познакомить их в первую очередь с теми музыкальными инструментами, на которых чаще всего исполняется музыка.

Именно поэтому в 1-м классе главная задача моих уроков – знакомство с музыкальными инструментами. Первое полугодие я посвящаю знакомству с инструментами разных народов мира (через музыкальные сказки). Второе же полугодие посвящено знакомству с инструментами симфонического оркестра.

Очень много в 1-м классе мы слушаем классической музыки, но практически не говорим о композиторах (я только называю фамилии, чтобы ребята понемногу хоть некоторые из них запоминали), а больше внимания уделяю именно инструментам, которые мы слышим.

Ребята приходят в школу после детского сада, они ещё достаточно малы, не умеют долго слушать, внимание рассеянное. Именно поэтому очень часто приходится менять форму урока: слушание, беседа, исполнение, разучивание и т. д.

Всё первое полугодие идём в СтрануМузыки через сказки, в которых совершаются истинные чудеса при помощи музыкальных инструментов. Это своеобразный мостик в большой и сложный мир музыки, куда мы должны прийти вместе – я и ребята. Какой смысл идти одному, теряя по пути одного за другим своих учеников, которым вдруг стало скучно? Нужно очень чутко реагировать на своих учеников. Мне кажется главное на первом этапене убить интерес детей к музыке. Этот интерес у них есть! И моя задача его усилить и развивать дальше, постепенно усложняя программу.

Если хоть одному ребёнку на моём уроке стало скучно – это для меня сигнал, что я что-то делаю не так. Может быть, слишком сложно говорю, а может быть, и слишком примитивно (это порой не нравится ребятам ещё больше, когда с ними начинают "сюсюкаться"!) Необходимо доверять своим ученикам!

Ребята с большим увлечением слушают музыкальные истории о музыкантах и инструментах.

Во втором полугодии мы последовательно начинаем знакомиться с составом симфонического оркестра. Для начала что такое "оркестр"? Затем узнаем, сколько групп инструментов в оркестре, а уже потом знакомимся с каждым инструментом в отдельности. Как он выглядит, как он звучит.

Я убедился в том, что программа 1-го класса очень здорово готовит ребят к дальнейшему знакомству с музыкой. Хорошо разбираясь в музыкальных инструментах, различая их по звучанию, детям легче и интереснее слушать любое классическое сочинение. Поэтому, начиная во втором классе знакомство уже с творчеством композиторов, не нужно возвращаться хотя бы к вопросу о том, какой инструмент исполняет музыку. И когда речь идёт о том, что композитор в детстве играл на скрипке или на трубе, учился играть на литаврах или на флейте, ребятам легко, они уже хорошо знают эти инструменты.

Уважаемые коллеги! На этом своё небольшое вступление к программе 1-го класса я заканчиваю, именно потому, что предлагаю познакомиться с материалом двух статей о программе "Музыкальная гостиная", которые я написал специально для конференций в Москве.

Первая статья была написана перед поездкой в декабре месяце 1999 года в Москву для участия в Международной научно-практической конференции "Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития". Конференция проводилась Российской Академией образования, Союзом композиторов России и многими другими организациями и была посвящена 95-летию со дня рождения Д. Б. Кабалевского.

Вторую статью я написал перед поездкой в Москву в мае 2001 года. Тогда Институт художественного образования проводил Совещание при Президиуме российской Академии образования по вопросам музыкального воспитания и образования.

Именно для участия в этом совещании я написал вторую статью "Музыкальная гостиная". В ней я постарался обобщить опыт работы и упор сделал именно на программу 1-го класса.

Я желаю вам, дорогие коллеги, приятного и полезного прочтения. Очень бы хотелось верить, что данные статьи и разработки уроков для первого класса пригодятся вам в работе, хотя бы частично.

Хочу отметить важную особенность моей программы – количество уроков в месяц всегда четыре, в не зависимости от того есть каникулы, или нет! Именно поэтому у меня 16 уроков в 1-м полугодии, и 20-ть во втором.

Успехов вам!

Урок "Музыкальная гостиная".

(Из опыта работы в средней школе)

Стоит ли ещё раз говорить о том, что урок музыки раз в неделю – это явно недостаточно для того, чтобы действительно научить детей разбираться в потоке музыкального материала как классического, так и современного. Кроме того, урок музыки часто не может решить многочисленных проблем в силу "привязанности" к программе и в силу недостаточной технической оснащённости самого урока.

Можно ли научить ребёнка понимать и любить классическую музыку, предлагая ему записи на пластинке, где шумы и хрипы звучат громче самой музыки, в то время как дома у того же ребёнка есть возможность слушать музыку на музыкальном центре с лазерным диском? Думаю, что ответ напрашивается сам собой.

И поэтому, когда мне в августе 1997 года предложили работать в школе № 53 с 1-м "А" классом по собственной программе, я нисколько не колебался и согласился практически сразу. Учитель класса Зося Леонидовна и родители будущих учеников на первом же родительском собрании решили, что было бы очень неплохо, чтобы их дети получали дополнительно сверх школьной программы ещё один урок музыки.

И вот, "обозвав" свой урок "музыкальной гостиной", я приступил к работе. Сегодня, проработав с детьми три с половиной года (сейчас это уже 5-й "А" класс), имею полное право поделиться собственным опытом.

Хочу сразу отметить, что с 1987 по 1996 годы параллельно с преподаванием в музыкальном училище я работал учителем музыки в с\ш № 7 города Владивостока. Работал по программе Д. Б. Кабалевского. То, что мне предложили в с\ш № 53 должно было отличаться от просто уроков музыки.

Первое, что я для себя решил окончательно и бесповоротно, это было то, что мои новые ученики будут слушать музыку только отличного качества. Поэтому на каждый урок я приносил из дома переносной музыкальный центр "Panasonic" и компакт-диски. И это сыграло свою положительную роль.

Кроме того, тщательный отбор музыкальных произведений. В первом классе мы очень много слушали музыку Эдварда Грига и Петра Ильича Чайковского. Это были первые композиторы, с которыми познакомились мои ученики.

Вообще, поскольку мне пришлось составлять собственную программу, я решил, что первое полугодие 1-го класса будет называться "К музыке через сказку". Всё первое полугодие мы знакомились с музыкальными инструментами разных народов мира. Опять же через сказки. В этом мне очень помог комплект открыток "Волшебные инструменты".

Во втором полугодии("Симфонический оркестр") мы познакомились с музыкальными инструментами симфонического оркестра. Мои ученики узнали о том, что такое "оркестр", сколько в оркестре групп инструментов и какие это инструменты. Я рассказывал ребятам истории о создании музыкальных инструментов, мы слушали звучание этих инструментов, естественно прослушивали немало музыкальных произведений.

Программа второго класса предполагала знакомство с жизнью и творчеством композиторов разных стран. И говоря о композиторах и о созданных ими произведениях, я убедился, что ребятам проще воспринимать материал, уже достаточно много зная о музыкальных инструментах.

Второй класс мы начали с разговора о весёлой, очень понятной ребятам музыки Йозефа Гайдна. Затем мы достаточно много говорили о жизни и творчестве А. Вивальди, В. Моцарта, М. Мусоргского и многих других композиторов.

И всякий раз, рассказывая о том или ином композиторе, я ставил перед собой главную цель – говорить только то, что может быть наиболее интересно моим ученикам. Я старался никогда не называть Моцарта просто великим композитором. Рассказывая об этом удивительном ребёнке (именно о детстве композиторов говорю особенно трепетно и много, потому как это наиболее близко детям, в отличие от просто слов: "великий", "гениальный" и т. п.) я старался заинтересовать учеников личностью Моцарта и уже потом, через музыку, они воспринимали его не просто как композитора, но и как человека.

В связи с этим вспоминаю один забавный случай. Это было ещё во втором классе. Мы на уроках музыкальной гостиной достаточно много поём, хотя заниматься чисто хоровой работой у меня, к сожалению, нет времени, да и петь приходится часто под фонограмму или без сопровождения (в нашем кабинете нет инструмента). Но, тем не менее, я считаю пение одной из важнейших частей моего урока. Да и ребятам очень нравится петь. Вот в связи с тем, что мои ученики знают много разных детских песен, их постоянно используют в качестве детского хора на многочисленных школьных праздниках и концертах. Практически ни один концерт не обходится без их участия. Неоднократно ребята получали высокие оценки на смотрах художественной самодеятельности в районе.

И вот однажды, перед очередным выступлением в школе (кажется, это был смотр художественной самодеятельности) в класс пришла, завуч-организатор и, настраивая ребят на выступление, пообещала, что если дети хорошо споют, то она обязательно чем-нибудь их отблагодарит. "Что вы хотите, ребята" – спросила она. Ребята задумались, а я, полагая, что все дети сладкоежки (как, впрочем, и многие взрослые) подсказал завучу, что неплохо было бы преподнести классу большой вкусный торт к чаепитию. Но дети оказались более "изощрёнными" и почти в один голос закричали: "Мы хотим на экскурсию в Венецию!". Видели бы вы глаза завуча! Да и я сам, не ожидал такого ответа. А дело в том, что буквально перед этим выступлением мы несколько уроков говорили о музыке Антонио Вивальди и, в связи с этим, о Венеции.

Хочу ещё сказать о том, что обязательно хоть раз в полугодие провожу открытые уроки. В первую очередьэто уроки для родителей. Приходят, как правило, почти все, и тогда особенно тесно становится в кабинете. Но наблюдать за родителями сплошное удовольствие. Они не просто слушают, но и порой пытаются участвовать в уроке, поднимая руки.

В третьем классе мы с ребятами не только продолжили знакомство с творчеством композиторов, но и стали более подробно говорить о музыкальных жанрах, таких как балет, опера, симфония и т. д.

Начали учебный год с музыки Иоганна Себастьяна Баха (моё глубокое убеждение в том, что именно к третьему классу ребята "созрели" для восприятия музыки этого удивительно интересного и сложного композитора), затем много говорили о музыке Бетховена и опять Чайковского (но уже не балеты-сказки, а симфоническая музыка), слушали музыку Сергея Прокофьева, Карла Орфа и т. д.

Кроме того, много говорили о главном музыкальном инструментечеловеческом голосе. В связи с этим слушали музыку хоровую и вокальную. На уроках мы познакомились с различными хоровыми составами, узнали названия человеческих голосов в музыке (сопрано, меццо-сопрано, тенор, баритон и бас). Много слушали замечательной вокальной и хоровой музыки Генделя и Баха, Моцарта и К. Орфа и других.

На уроках музыкальной гостиной мы не только поём и слушаем музыку, а ещё иногда играем в музыкальные игры. Учимся говорить о музыке. Это очень важно, уметь рассказать о том, какая музыка по характеру, что интересного ребята в ней услышали.

Иногда предлагаю ученикам следующую ситуацию: "Ребята! Представьте, что к вам в гости пришёл ваш друг композитор. Он показал новое своё сочинение и попросил придумать название к этой музыке. Давайте поможем ему!". После этого мы слушаем какое-то музыкальное произведение, и ребята предлагают варианты своих названий. Им такая форма работы очень нравится. Польза в этом несомненная. Ведь для того, чтобы назвать музыку, ребёнок должен проанализировать музыкальное сочинение со всех сторон.

Ещё моим любимым ученикам нравится тестирование. Например, пишу на доске пять фамилий композиторов, прослушиваем произведение и, затем, ребята пытаются угадать, какой композитор мог сочинить эту музыку (это ли не попытка разбираться в музыкальных стилях и в эпохах). Мне очень отрадно, что большинство моих учеников достаточно грамотно и точно справляются с этим заданием. Кроме того, работает весь класс одновременно!

В этой связи ещё один пример. Пишу на доске пять фамилий (Бах, Вивальди, Чайковский, Прокофьев и Моцарт) и ставлю для прослушивания 1-й номер из кантаты Карла Орфа "Кармина Бурана". Никогда мы ещё не слушали эту музыку. Но, обязательно предупреждаю ребят, что среди фамилий на доске может и не быть автора данного сочинения. После прослушивания, я указкой показываю поочерёдно на фамилии, написанные на доске. Ребята должны поднять руки, когда, по их мнению, я указываю на фамилию автора этого музыкального сочинения. Задание очень сложное, я это прекрасно понимаю. Но мне безумно интересно, что уже умеют мои ученики. И вот результат. Ни один из ребят не поднимает руку, когда я указываю на фамилии Моцарта и Чайковского, Прокофьева и Вивальди. Часть класса вообще не поднимает руки, а часть класса реагирует на фамилию Баха. Я считаю, что это здорово. Хвалю и тех, и других. Потому что те, кто поднял руку на фамилии Баха, выбрали наиболее близкого автора.

Вы знаете, я с огромным удовольствием работаю со своим 5-м "А" классом. Это совершенно обычный класс. Обычные дети, не отобранные, а самый обычный класс средней школы. Но это удивительные дети! Учителя и родители отмечают, что этот класс отличается от других. Они какие-то другие. Наверное, в этом заслуга МУЗЫКИ!

Бегут ко мне с кассетами и просят записать музыку Баха и Вивальди, Гайдна и Чайковского. Дома родителям рассказывают о том, что знают сами. Когда ребята узнали, что я буду писать статью о нашем уроке "Музыкальная гостиная", они тоже захотели сказать несколько слов. Мы с Зосей Леонидовной предложили ребятам написать дома небольшое сочинение на тему: "Почему мне нравится урок "Музыкальная гостиная".

  1. Глен Чарльз Кук

    Документ
    Гаррет – блестящий детектив, способный раскрыть любое преступление в мире магии, готовый идти на риск и даже в самых отчаянных ситуациях не теряющий спасительной иронии.

Другие похожие документы..