Учебно-методический комплекс по дисциплине «стратегический менеджмент»

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,

БИЗНЕСА И ПРАВА

Пивоваров И.В.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«СТРАТЕГИЧЕСКИЙ

МЕНЕДЖМЕНТ»

(для студентов Колледжа рационального обучения)

Ростов-на-Дону

2010

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Стратегический менеджмент» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и предназначен для студентов Колледжа рационального обучения специальностей 080501.51 «Менеджмент (по отраслям)», 080802.51 «Прикладная информатика (по отраслям)», 080106.51 «Финансы (по отраслям)».

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Менеджмент и маркетинг» (протокол № 1 от 28.08.10) и утвержден учебно-методическим советом «Экономика и управление» Института управления, бизнеса и права (протокол № 1 от 10.09.10).

Учебно-методический комплекс включает рабочую программу курса, план лекций, содержание практических работ, план самостоятельной работы, план изучения дисциплины по модулям, структуру и содержание контроля знаний по дисциплине.

Составители: к.э.н. Пивоваров И.В.

Рецензенты: д.э.н. СавватеевЕ.В. (ИУБиП),

к.т.н. Караблин О.В. (РВИРВ).

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

  1. Рабочая программа

5

1.1 Цели и задачи изучения дисциплины, требования к уровню освоения программы

5

1.2 Содержание аудиторной и самостоятельной работы

6

1.3 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8

2. План лекционных занятий

10

3. Содержание практических занятий

17

4. План самостоятельной работы студентов

77

5. Учебные проекты (курсовые и контрольные работы)

78

5.1 Тематика учебных проектов

78

5.2 Рекомендации по выполнению учебных проектов

81

6. Контроль знаний студентов

83

6.1 Структура и балльная оценка

83

6.2 Вопросы рейтингового тестирования и примеры тестовых заданий

84

6.3 Вопросы к экзамену

90

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Стратегический менеджмент» является специальной дисциплиной, входящей в программу подготовки специалистов, и рассчитан на студентов, изучивших обще-профессиональные и социально-экономические дисциплины, являющиеся для него базовыми.

Целью изучения дисциплины является теоретическая и практическая подготовка студента в области разработки и реализации стратегии предприятия: стратегического анализа макро- и микросреды, оценки конкурентоспособности предприятия, постановки стратегических целей и задач организации, определения миссии фирмы, выбора стратегических альтернатив, управления реализацией стратегии, стратегического и оперативного контроллинга.

В условиях рыночной экономики руководитель предприятия, как частного, так и государственного лишен «привилегии стратегической безответственности», должен самостоятельно, в зависимости от складывающейся на том или ином рынке конъюнктуры, принимать основополагающие, долговременные и оптимальные стратегические решения. В этой связи, актуальность изучения дисциплины «Стратегический менеджмент», как концепции управления предприятием в условиях изменяющейся внешней среды, особенно важна.

1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

1.1 Цели и задачи изучения дисциплины, требования к уровню освоению программы

Целью изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» являетсятеоретическая и практическая подготовка студента в области разработки и реализации стратегии предприятия.

Достижение данной цели требует выполнения следующих задач:

  • изучить общетеоретические положения концепции стратегического управления организациями в условиях изменяющейся внешней среды;

  • сформировать практические навыки стратегического управления.

В процессе изучения дисциплины студенты должны:

  1. Получить представление о:

- о концепциях различных школ стратегического управления;

- о процессе стратегического менеджмента;

- о важности стратегического управления в системе менеджмента предприятия в современных рыночных условиях.

  1. Знать:

- основные задачи стратегического менеджмента;

- этапы разработки миссии компании;

- требования, предъявляемые к формулировке целей;

- основные уровни стратегической пирамиды;

- основные конкурентные силы;

- виды конкурентных стратегий;

- виды наступательных и оборонительных стратегий;

- виды стратегий в зависимости от ситуации в отрасли и положения компании на рынке;

- виды стратегии диверсификации;

- виды стратегии вертикальной интеграции;

- основные задачи реализации стратегии.

  1. Уметь:

- оценивать конкурентную силу предприятий и строить конкурентный профиль;

- проводить SWOT-анализ;

- составлять карту стратегических групп;

- оценивать конкурентоспособность компании по издержкам;

- определять вид используемой стратегии организации.

  1. Овладеть компетенциями:

- умение формулировать миссию и стратегические цели;

- умение разрабатывать стратегию организации;

- умение решать задачи по реализации стратегии.

    1. Содержание аудиторной и самостоятельной работы

Тема 1.Стратегические проблемы развития организации, стратегия предприятия, стратегическое управление

Сущность, предмет, цели, задачи, функции стратегического менеджмента. Методологические основы стратегического менеджмента. Этапы развития стратегического подхода. Содержание и структура стратегического менеджмента. Стратегическое планирование как основа стратегического менеджмента. Этапы стратегического планирования. Содержание и взаимосвязь основных понятий стратегического менеджмента. Принципы стратегического менеджмента.

Тема 2. Формирование миссии, стратегических целей и стратегии предприятия

Миссия организации. Разработка стратегического видения и миссии организации. Понятие и определение бизнеса. Определение сферы деятельности. Формулирование миссий для функциональных подразделений. Цели организации. Установление целей организации. Управленческая ценность установленных целей. Понятия и виды целей. Направления установления целей. Иерархия целей. Цели роста. Требования к целям. Фазы установления целей. Способы установления целей. Основные понятия стратегии. Изучение стратегических альтернатив. Выбор стратегии. Стратегическая пирамида. Корпоративная стратегия. Деловая стратегия. Функциональная стратегия. Операционная стратегия.

Тема 3. Ситуационный анализ

Анализ внешней среды прямого воздействия: потребители, поставщики, конкуренты. Анализ внешней среды косвенного воздействия: социальные, экономические, политические, международные, технологические факторы. Методы анализа общей ситуации. Основные экономические характеристики отрасли. Анализ конкурентной среды. Движущиеся силы. Карта стратегических групп. Анализ конкурентов. Ключевые факторы успеха. Привлекательность отрасли. Анализ состояния организации. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон. Анализ эффективности действующей стратегии. Сила и слабость организации, возможности и угрозы. Анализ конкурентной позиции организации. Стратегические проблемы организации.

Тема 4. Стратегический маркетинг

Стратегия лидерства по издержкам. Стратегия широкой дифференциации. Стратегия оптимальных издержек. Сфокусированная стратегия. Сформулированная стратегия. Наступательные стратегии. Оборонительные стратегии. Стратегия вертикальной интеграции. Стратегия для конкуренции в новых отраслях. Стратегия для конкуренции в отраслях, находящихся в состоянии стагнации. Стратегия для конкуренции в раздробленных отраслях. Стратегия для конкуренции на международных рынках. Стратегия фирм находящихся на вторых ролях. Стратегия для слабого бизнеса. Корпоративные стратегии диверсификации. Стратегия узкой специализации. Необходимые предпосылки для стратегии диверсификации. Сущность диверсификации. Оценка диверсификации. Стратегии диверсификации. Диверсификация в родственные отрасли. Стратегии диверсификации в не родственные отрасли. Стратегии продажи и ликвидации бизнеса.

Тема 5.Стратегический потенциал организации

Реализация стратегического плана. Основные задачи выполнения стратегии. Управление процессом выполнения стратегии. Создание организации для выполнения стратегии. Отбор кадров. Формирование организационной структуры в соответствие со стратегией. Стратегические преимущества и недостатки различных организационных структур управления. Увязка бюджета со стратегией. Создание поддерживающих политик и процедур. Инсталляция поддерживающих систем. Система материального поощрения. Искусство мотивации. Вознаграждения и поощрения. Создание корпоративной культуры, поддерживающей стратегии организации. Истоки и сила корпоративной культуры. Создание соответствия между стратегией и культурой. Установка системы ценностей и этических норм. Осуществления стратегического лидерства. Управления на основе контактов с персоналом. Контроль реализации стратегического плана, оценка результатов, внесение корректировок.

Табл.1.1- Учебно-тематический план

темы

«Менеджмент (по отраслям)»

«Финансы (по отраслям)»

«Прикладная информатика (по отраслям)»

Всего

Ауд. раб.

Лекции

Прак. зан.

Сам. раб.

Всего

Ауд. раб.

Лекции

Прак. зан.

Сам. раб.

Всего

Ауд. раб.

Лекции

Прак. зан.

Сам. раб.

1

10

8

4

4

2

9

7

5

2

2

12

8

6

2

4

2

11

9

4

5

2

9

7

5

2

2

14

10

8

2

4

3

17

15

10

5

2

10

8

6

2

2

14

10

8

2

4

4

17

15

10

5

2

10

10

6

2

2

18

14

12

2

4

5

17

13

8

5

4

9

6

4

2

3

18

14

12

2

4

Итого

72

60

36

24

12

47

36

26

10

11

76

56

46

10

20

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «стратегический менеджмент» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Менеджмент и маркетинг» (протокол № 1 от 28.08.10) и утвержден учебно-методическим советом «Экономика и управление» Института управления, бизнеса и права (протокол № 1 от 10.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине Стратегический менеджмент Специальность (1)

    Учебно-методический комплекс
    Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности; стратегия предприятия, стратегическое управление, стратегический маркетинг; ситуационный анализ; формирование стратегических целей и стратегии предприятия; стратегия
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине Стратегический менеджмент Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «стратегический менеджмент» для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»

    Учебно-методический комплекс
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента»

    Учебно-методический комплекс
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История менеджмента»

    Учебно-методический комплекс
    учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 080507 – «Менеджмент организации»
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Рекламный менеджмент»

    Учебно-методический комплекс
  8. Учебно методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента. История менеджмента» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент организации».

    Документ

Другие похожие документы..