Программа учебной дисциплины “История экономики России: советский период” вузовского компонента цикла сд (по выбору)

Санкт-Петербургский государственный университет

Экономический факультет

Рассмотрено и рекомендовано

на заседании кафедры истории экономики и экономической мысли

Протокол № ____от «____» ____ 2006 г.

Заведующий кафедрой

_____________________________

проф. Г.Г. Богомазов

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

__________________________

проф. И.П. Бойко «____»___________200­­6 г.

Программа учебной дисциплины

“История экономики России:

советский период”

вузовского компонента цикла СД (по выбору)

Направление 080100 – "Экономика"

Составитель: _____________________________ к.э.н., доцент Сошнева Е.Б.

Рецензент:________________________________ д.э.н., профессор Г.Г. Богомазов

Санкт-Петербург

2006

  1. Организационно-методический раздел

I.1. Цель специального курса: курс предназначен для подготовки магистрантов по направлению 521603 – "Экономическая история и история экономической мысли" и предполагает углубленное изучение экономических проблем и процессов в России советского периода.

I.2. Задачи курса:

- ознакомить аудиторию с концепциями экономического развития России;

  • выработать представление об основных этапах экономического развития общества, связи экономики, политики, материальной культуры;

  • привить навыки исследования исторических фактов и их интерпретации в свете исторической реальности:

  • привить представление о целостном развитии экономики России, зависимости настоящего от прошлого.

I.3. Место курса в профессиональной подготовке:знания по специальному курсу "История экономики России: советский период» необходимы для изучения таких дисциплин, как «Экономическая теория», «Мировая экономика», «Международные отношения».

I.4. Требования к уровню освоения содержания курса:

– знать основные этапы экономического развития России советского периода;

– уметь интерпретировать историко-экономические факты;

– получить навыки работы с историко-экономической литературой.

  1. Объем и распределение часов курса по видам занятий:

Всего аудиторных занятий

34

из них - лекций

17

- практические занятия (семинары)

17

Самостоятельная работа магистранта

Итого (трудоемкость дисциплины)

Распределение часов курса по разделам и темам

№№

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

(трудоемкость)

Аудиторные занятия (час.)

Самостоятельная

работа

Лекции

Семинары

Раздел I. Становление советской экономики

1.

Экономика Российской империи накануне и во время Первой мировой войны

1

1

-

-

2.

Экономические причины социальных революций в Российской империи в 1917 г.

14

2

2

10

3.

Построение нового типа российской экономики

14

2

2

10

4.

Курс на социалистическую экономику

13

1

2

10

Раздел II. Экономика России в Великой Отечественной войне

5.

Состояние народного хозяйства России накануне Великой Отечественной войны

12

1

1

10

6.

Вступление Советского Союза в Великую Отечественную Войну

12

1

1

10

7.

Перелом в Великой Отечественной Войне – экономические предпосылки

12

1

1

10

8.

Экономика победившей страны

13

1

2

10

Раздел III. Экономика России в послевоенный период

9.

Восстановление народного хозяйства и изменения в экономике

12

1

1

10

10.

Политическая "оттепель" и ее влияние на экономику страны

14

2

2

10

Раздел IV. Модернизация российской экономики

11.

Поиск путей модернизации советской экономики

13

2

1

10

12.

Социально-экономические предпосылки перестройки

20

2

2

16

Всего часов

150

17

17

116

III. Форма текущего, промежуточного и итогового контроля:

текущий контроль - устный опрос, обсуждение докладов, выступлений.

Итоговый контроль – зачет (дифференцированный).

IV. Содержание курса

Раздел I. Становление советской экономики

Тема 1. Экономика Российской империи накануне и во время Первой мировой войны

Структура народного хозяйства Российской империи накануне Первой мировой войны: основные характеристики. Изменения в экономике Российской империи в связи со вступлением в войну. Влияние войны на состояние экономики. Российская экономика в мировой хозяйственной системе.

Тема 2. Экономические причины социальных революций в Российской империи в 1917 году.

Народное хозяйство Российской империи к 1917 году. Структура валового национального продукта. Финансовая и денежная политика правительства. Причины снижения внутреннего потребления населения. Структура собственности в аграрном секторе. Динамика сельского населения. Структура городского населения. Проблемы формирования промышленного капитала в Российской империи. Экономические лозунги буржуазной революции. Действия Временного правительства в сфере экономики. Введение продразверстки и карточного распределения продовольствия.

Тема 3. Построение нового типа российской экономики

Экономические предпосылки социалистической революции. Лозунги РСДРП в предреволюционный период. Экономические функции государства пролетарской диктатуры. Национализация собственности. Период военного коммунизма. Отношения города и деревни. Отказ от политики продразверстки. ГОЭЛРО. Переход к новой экономической политике. Структура народного хозяйства России после образования СССР.

Тема 4. Курс на социалистическую экономику

Свертывание НЭПа и ориентация на централизованное государственное планирование. Командно-административная система регулирования экономических отношений. Индустриализация, коллективизация и культурная революция – главные цели социалистического хозяйства. Место народного хозяйства России в экономике СССР в 30-е годы XX века. Пятилетние планы развития экономики.

Раздел II. Экономика России в Великой Отечественной войне

Тема 5. Состояние народного хозяйства России накануне Великой

  1. Программа учебной дисциплины История стран Латинской Америки федерального (вузовского) компонента цикла гсэ (ЕН, опд, сд, дс, фд) (1)

    Программа
    Познакомить студентов с основными этапами истории региона; категориями и понятиями, позволяющими определить особенности его развития. На основе изучения истории отдельных стран региона студенты знакомятся как с общими проблемами региона,
  2. Программа учебной дисциплины История стран Латинской Америки федерального (вузовского) компонента цикла гсэ (ЕН, опд, сд, дс, фд) (2)

    Программа
    Познакомить студентов с основными этапами истории региона; категориями и понятиями, позволяющими определить особенности его развития. На основе изучения истории отдельных стран региона студенты знакомятся как с общими проблемами региона,
  3. Программа учебной дисциплины История стран Северной Европы федерального (вузовского) компонента цикла гсэ (ЕН, опд, сд, дс, фд)

    Программа
    Проследить общий путь развития скандинавских стран и Финляндии в Новое и Новейшее время, выявив при этом закономерности и особенности этого процесса у конкретных стран данного региона.
  4. Программа учебной дисциплины Основные проблемы истории стран Запада в современной историографии федерального (вузовского) компонента цикла гсэ (ЕН, опд, сд, дс, фд)

    Программа
    В пределах выделенных для чтения лекций часов (36 час.) на ма­териалах по истории ведущих стран Запада (Зап. Европа и Сев. Амери­ка) всесторонне охарактеризовать студенту Восточного ф-та СПбГУ основные этапы, процессы и события европейской
  5. Программа учебной дисциплины историческая география федерального (вузовского) компонента цикла гсэ (ЕН, опд, сд, дс, фд)

    Программа
    Цель курса - познакомить студентов с основными принципами и методами исторической географии как отрасли исторической науки, изучающей характерные черты географической пространственной стороны исторического процесса, показать ее место
  6. Методические рекомендации для студентов по программе учебной дисциплины “разработка и технология производства рекламной продукции”

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации для студентов по программе учебной дисциплины “Разработка и технология производства рекламной продукции” составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
  7. Рабочая программа учебной дисциплины теория менеджмента: история управленческой мысли Направление подготовки 080200 менеджмент (1)

    Рабочая программа
    История управленческой мысли системно и комплексно рассматривает исторические аспекты эволюции теории и практики менеджмента в рамках хозяйственной деятельности человека.
  8. Рабочая программа учебной дисциплины теория менеджмента: история управленческой мысли Направление подготовки 080200 менеджмент (2)

    Рабочая программа
    Цель учебного курса «Теория менеджмента: история управленческой мысли» – обеспечение подготовки выпускников–бакалавров по направлению «Менеджмент» для решения ряда профессиональных задач и приобретение необходимой квалификации для
  9. Рабочая программа учебной дисциплины “ финансы и кредит” Направление 521600 “Экономика”

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 521600 “Экономика” для соискателей степени «бакалавр экономики».

Другие похожие документы..