Итоги учебно-методической работы в 2004/2005 учебном году и задачи на новый учебный год Анализ выполнения задач учебно-методической работы за 2004/2005 учебный год 2

Итоги учебно-методической работы в 2004/2005 учебном году

и задачи на новый учебный год

1. Анализ выполнения задач учебно-методической работы за 2004/2005 учебный год 2

2. Учебная работа 6

2.1. Планирование, организация и результаты учебной работы 6

2.2. Итоги успеваемости 9

2.3. Организация и прохождение практики 13

2.4. Итоги работы государственных аттестационных комиссий 17

2.5. Анализ состояния и обеспеченности учебно-материальной базы 26

3. Методическая работа 31

3.1. Планирование и организация методической работы 31

3.2 Разработка рабочих учебных планов 47

3.3. Разработка методического сопровождения учебного процесса 51

3.4. Итоги эксперимента по внедрению системы зачетных единиц 52

3.5. Обеспечение образовательного процесса учебными программами 54

4. Система обеспечения качества подготовки специалистов 54

4.1. Контроль учебного процесса 55

4.2. Введение института внешних экспертов 56

4.3. Внедрение системы тестирования – контроль качества знаний 59

4.4. Проведение рейтинга ППС и студентов 59

5. Учебно-воспитательная работа 60

5.1. Введение института кураторства 60

6. Нерешенные задачи 2004/2005 учебного года: 61

7. Основные задачи учебно-методической работы на 2005-2006 учебный год 62

8. Приложения

1. Анализ выполнения задач учебно-методической работы за 2004/2005 учебный год

Задачи, поставленные Учёным советом ГУ-ВШЭ на 2004/2005 учебный год, в основном выполнены. Направления развития Университета, изложенные в Концепции развития ГУ-ВШЭ, реализуются в учебном процессе.

1.1. Лицензирование и аттестация образовательных программ

В течение учебного года проведено лицензирование образовательных программ:

  • 020400 «Психология» (специальность), прил. № 5 к лицензии (приказ Минобразования от 09.02.2005 № 301);

  • 523100 «Бизнес-информатика» (магистратура), прил. № 7 к лицензии (приказ Минобразования от 18.05.2005 № 1263);

  • 030600 «Журналистика» (бакалавриат), прил. № 8 к лицензии (приказ Минобразования от 03.06.2005 № 1394).

С сентября 2005 года ведётся подготовка к предстоящей аттестации отдельных образовательных программ:

- 062200 «Логистика» (специальность), решение Ученого совета ГУ-ВШЭ от 29.04.2005 № 13, первый выпуск специалистов состоялся в 2005 году;

- 521000 Психология (бакалавриат), решение Ученого совета ГУ-ВШЭ от 25.03.2005 № 12, первый выпуск бакалавров в 2006 году.

Заявления о проведении аттестации находятся на рассмотрении Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации.

1.2. Изменения организационной структуры учебного блока в 2004/2005 учебном году

В 2004/2005 учебном году организационная структура учебного блока ГУ-ВШЭ включала в себя 10 факультетов, отделение деловой и политической журналистики и МИЭФ, 91 кафедру (76 выпускающих, 6 общеуниверситетских, 9 базовых).

В 2004/2005 учебном году проведен набор на 1 курс нового факультета философии.

Создано 7 новых кафедр:

  • на факультете государственного и муниципального управления 2 кафедры: Местного самоуправления и Государственной и муниципальной службы;

  • на факультете права 2 кафедры: Международного частного права и базовая кафедра Федеральной антимонопольной службы;

  • на факультете бизнес-информатики 2: кафедра компании SAP (программные решения для управления бизнесом), кафедра управления эффективностью бизнеса (базовая кафедра компании ЛАНИТ);

  • на факультете социологии: кафедра фонда «Общественное мнение».

В 2004/2005 учебном году студенты обучались по 8 направлениям и 10 специальностям. В бакалавриате было открыто 2 новых направления: «Журналистика» и «Философия».

Впервые произведен набор магистров на направление: «Бизнес-информатика»по 4 магистерским программам:

  • Моделирование и оптимизация бизнес-процессов;

  • ИТ-консалтинг;

  • Проектирование и внедрение информационных систем;

  • Информационная бизнес-аналитика.

Впервые произведен набор магистров на направление «Экономика» по магистерской программе Институциональная экономика и экономическая политика по специализациям:

  • «Институты и организации»,

  • «Микроэкономика и теория организации рынков».

По магистерской программе «Финансы» по специализациям:

  • «Финансовые рынки»,

  • «Стратегическое управление финансами фирмы».

1.3. Разработка методических и нормативных документов

В 2004/2005 учебном году были разработаны следующие методические и нормативные документы:

«Положение о порядке восстановления студентов на места с оплатой стоимости обучения на договорной основе» (приказ ГУ-ВШЭ от 23.12.2004 г. № 31-07/484),

«Положение о кураторах курсов и групп ГУ-ВШЭ» (приказ ГУ-ВШЭ от 27.12.2004 г. № 31-07/489),

«Положение об итоговой государственной аттестации выпускников Государственного университета – Высшей школы экономики» (приказ ГУ-ВШЭ от 28.12.2004 г. № 31-07/490),

«Порядок расчета и реализации системы зачетных единиц (кредитов) и студенческих рейтингов в ГУ-ВШЭ в 2004/2005 учебном году» (приказ ГУ-ВШЭ от 04.02.2005 г. № 31-07/35),

«Положение об организации и проведении практики студентов в Государственном университете – Высшей школе экономики» (приказ ГУ-ВШЭ от 16.03.2005 г. № 31-07/87),

«Правила приема в магистратуру в ГУ-ВШЭ в 2005 году» (приказ ГУ-ВШЭ от 17.03.2005 г. № 31-07/88),

«Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов и аспирантов ГУ-ВШЭ» (приказ ГУ-ВШЭ от 21.03.2005 г. № 31-07/91),

«Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ» (приказ ГУ-ВШЭ от 11.04.2005 г. № 31-07/155),

«Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану студентов Государственного университета - Высшей школы экономики, одновременно обучающихся в зарубежных вузах» (приказ ГУ-ВШЭ от 12.04.2005 г. № 31-07/157),

«Положение об организации мастер - классов в Государственном университете – Высшей школе экономики» (приказ ГУ-ВШЭ от 01.06.2005 г. № 31-07/242),

«Порядок применения дисциплинарных взысканий при нарушениях академических норм в написании письменных учебных работ в Государственном университете – Высшей школы экономики» (приказ ГУ-ВШЭ от 02.06.2005 г. № 31-07/248),

«Правила приема в аспирантуру в 2005 году» (приказ ГУ-ВШЭ от 15.06.2005 г. № 31-07/261),

«Положение о преподавании вторых иностранных языков в ГУ-ВШЭ» (приказ ГУ-ВШЭ от 20.06.2005 № 31-07/268),

«О внесении изменений в Положение о факультете ГУ-ВШЭ и Положение об Ученом совете факультета ГУ-ВШЭ» (приказ ГУ-ВШЭ от 05.07.2005 г. № 31-07/285),

«Положение о подготовительных курсах для поступления в аспирантуру ГУ-ВШЭ в 2005 году» (приказ ГУ-ВШЭ от 07.07.2005 г. № 31-07/290),

«Положение о поощрении авторов лучших выпускных квалификационных работ и их научных руководителей в ГУ-ВШЭ» (приказ от 12.07.2005 г. № 31-07/298),

«О переходе к новой системе преподавания английского языка в ГУ-ВШЭ» (приказ ГУ-ВШЭ от 19.07.2005 г. № 31-07/306),

«Положение о конкурсе научно – исследовательских работ студентов Государственного университета – Высшей школы экономики» (приказ ГУ-ВШЭ от 19.07.2005 г. № 31-07/307),

«Концепция преподавания иностранных языков в Государственном университете – Высшей школы экономики» (приказ ГУ-ВШЭ от 30.09.2005 г. № 31-07/386),

    1. Учебно-методические и научные публикации, участие в методических мероприятиях.

В ходе реализации плана методической работы на 2004/2005 учебный год кафедрами факультетов ГУ-ВШЭ была проведена следующая работа:

  • разработано 276 программ новых учебных дисциплин;

  • издано 177 учебников и учебно-методических пособий, из которых 87 с грифами Минобразования РФ, УМО и другими грифами (Приложения 8-9);

  • подготовлено к изданию 130 учебников и учебных пособий, из которых 8 с грифами Минобразования РФ и УМО, (Приложения 10-11);

  • опубликовано 1075 научных публикаций вне ГУ-ВШЭ;

  • подготовлено 752 учебно-методических рекомендаций и разработок.

Преподаватели ГУ-ВШЭ выступали с докладами на 17 симпозиумах (6 международных), на 9 конгрессах (5 международных), на 19 форумах и интернет-форумах (7 международных), на 400 конференциях (123 международных), 247 семинарах (20 международных), участвовали в Ломоносовских, Сорокинских, Мильнеровских. чтениях, организованных МГУ, в 3–х межвузовских дискуссиях, в 3 венчурных ярмарках. Было организовано 5 летних школ, 24 круглых стола, 8 рабочих совещаний, 7 открытых лекций.

1.5. Динамика численности студентов

Общее количество студентов на начало 2004/2005 учебного года составляло 5879 (на 6 учебных групп и на 738 человек больше по сравнению с 2003-2004 учебным годом), в том числе:

  • бакалавров и специалистов 5252 студента, 190 учебных групп (на 647 человек и

больше, чем в 2003-2004 учебном году),

  • магистров 627, 27 учебных групп (на 91 человек больше, чем в 2003-2004 учебном году).

1.6. Кадровое обеспечение учебного процесса

На 2004/2005 учебный год было утверждено 728 ставок профессорско-преподавательского состава, что на 72 ставки больше по сравнению с 2003/2004 учебным годом. К концу учебного года их количество возросло до 757 ставок.

Количество профессорско-преподавательского состава ГУ-ВШЭ по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 57 единиц (23 профессора, 26 доцентов, 15 старших преподавателей, преподавателей стало на 7 единиц меньше).

В течение учебного года проводилась работа по повышению квалификации ППС в виде стажировок, обучения на курсах (иностранного языка, тестирования). 106 преподавателей прошли повышение квалификации, в т.ч. 36 за рубежом, получено 24 сертификата и удостоверения, защищено 6 кандидатских, 4 докторских диссертаций (Приложение 12).

Введена надбавка ППС к заработной плате за академическую работу.

1.7. Межвузовская конференция об итогах эксперимента по использованию системы зачётных единиц в ГУ-ВШЭ

В рамках двух экспериментов, связанных с образовательным процессом, предусматривающих использование рейтинговой системы оценки успеваемости студентов и системы зачётных единиц в учебном процессе 23 ноября 2004 г. в ГУ-ВШЭ состоялась Межвузовская научно-методическая конференция "Проблемы введения системы зачетных единиц в вузе".

В конференции приняли участие более 60 вузов России, включая представителей министерства образования и науки РФ, из них с докладами выступило более 20 человек.

По итогам конференции выпущен сборник докладов и выступлений, который в электронном виде разослан всем участникам. Постановление участников конференции и материалы переданы в Министерство образования и науки РФ в качестве отчёта по эксперименту.

1.8. Состояние контроля и качества учебного процесса

В рамках контроля качества учебного процесса проведены следующие мероприятия:

      • контроль качества преподавания микро- и макро- экономики, в том числе – с привлечением внешних экспертов;

      • контроль качества написания письменных студенческих работ по экономике и социологии, в том числе – с привлечением внешних экспертов;

      • организация проверок проведения контроля знаний студентов (экзаменов и зачетов);

      • осуществлена плановая и внезапная проверка работы 3-х факультетов и 9-ти кафедр.

1.9. Разработка концепций, направленных на повышение качества образования

Разработана и утверждена решением Ученого совета ГУ-ВШЭ (протокол от 27 мая 2005 г. № 14) новая концепция изучения иностранных языков в ГУ-ВШЭ, которая с 1 сентября 2005 введена в действие на всех факультетах ГУ-ВШЭ, кроме МИЭФ и факультета мировой экономики.

1.10. Переход к системе “4+2” и новые форматы обучения

За отчётный период проведен анализ возможностей перехода к системе "4+2", разработан и прошел предварительное обсуждение проект концепции “4+2”, где учтены возможные варианты развития образовательных программ высшего профессионального образования, имеющих пятилетние программы обучения.

Значительно увеличилась в рабочих учебных планах численность курсов по выбору и факультативов. В отчётном учебном году 211 студентов были аттестованы по общевузовским факультативам, проводимых в рамках ИГИТИ.

1.11. Совершенствование работы со студентами и выпускниками

За отчётный период в Университете проведена определенная работа по усилению управляемости как самостоятельной подготовкой так и внеучебной работой студентов. Это связано, прежде всего, с введением обязательных присутственных часов для ППС на кафедрах, расширением офисных площадей для ППС, а также введением института кураторства.

1.12. Развитие учебно-материальной базы и внедрение информационных технологий

В прошедшем учебном году в ГУ-ВШЭ введено 452,87 кв.м. дополнительных учебных площадей, 639,8 кв.м. офисных площадей для деканатов, кафедр и ППС. Оборудовано дополнительно 1 полупоточная, 6 семинарских и 2 языковых аудитории, 3 компьютерных класса, 19 методических кабинетов и лабораторий.

В целом за прошедший учебный год проделана значительная работа по реализации концепции развития ГУ-ВШЭ, что позволило университету ещё больше утвердиться в категории «Лучшие вузы России» и войти в тройку лидеров среди экономических вузов России по рейтингу, проводимому Министерством образования и науки РФ.

  1. Информационно-аналитическая карта (паспорт) общеобразовательного учреждения раздел I (4)

    Документ
    1.4. Банковские реквизиты: Казначейство Р/счет 402048109 387 БИК 04252 1 ГРКЦ ГУ БАНКА РОССИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОКПО 33272662 ОКАТО 2541437 ИНН 3803204744 КПП 380401001.
  2. «о состоянии законодательства самарской области в 2007 году»

    Закон
    Совет Федерации Федерального Собрания страны ежегодно готовит Доклад «О состоянии законодательства в Российской Федерации», активно внедряет мониторинг законодательства и правоприменительной практики – как на федеральном уровне, так
  3. Рассмотрено Принято «Утверждаю»

    Образовательная программа
    Создание современной образовательной среды, обеспечивающей условия для формирования и совершенствования всесторонне развитой, конкурентоспособной личности, которая сможет реализовать свои способности, склонности и потребности в избранной
  4. Приказ №72/1 от 31 августа 2009г. Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» с п. Шалушка

    Образовательная программа
    Создание современной образовательной среды, обеспечивающей условия для формирования и совершенствования всесторонне развитой, конкурентоспособной личности, которая сможет реализовать свои способности, склонности и потребности в избранной
  5. Пояснительная записка (в т ч. таблица блоков программы ) I. Программа занятости для обучающихся 1 ступени

    Пояснительная записка
    Сегодняшний день представляет новые возможности для образовательной деятельности людей. Органичной становится потребность в конструктировании множественности образовательных траекторий, для которых характерна вариативность методик,
  6. Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2014 года правительство российской федерации постановление

    Документ
    В целях создания условий для устойчивого социально-экономического развития Курильских островов (Сахалинская область) Правительство Российской Федерации постановляет:
  7. Доклад за 2007-2008 у г. О деятельности моу «кутанинская сош имени А. А. Иванова-кюндэ» сунтарского улуса, республика саха (якутия)

    Доклад
    В 1931 году открылась начальная школа, заведующий – Петров Михаил Николаевич (1922-31, 1933-36 г.г.) Иванов Степан Ксенофонтович (1931-33г.г., 1936-41 г.
  8. Программа дисциплины дпп. 08 Экономическая теория шифр дисциплины и ее название в соответствии с учебным планом (Компетентностный подход) для специальности (направления) (1)

    Программа дисциплины
    - формирование умений и навыков анализа основных экономических явлений на микро и макроуровнях, понимания целей и задач экономической политики государства.
  9. Программа дисциплины дпп. 08 Экономическая теория шифр дисциплины и ее название в соответствии с учебным планом (Компетентностный подход) для специальности (направления) (2)

    Программа дисциплины
    Проводящиеся в России экономические преобразования порождают все новые проблемы, к решению которых должны быть готовы выпускники высших и средне специальных учебных заведений.
  10. Программа тренинга 3 Список участников тренинга для юристов 5

    Программа
    Постановление пленума Верховного Суда Российской Федерации №5. О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации

Другие похожие документы..