Инструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2009 / 2010 учебном году» I

Департамент образования, культуры и молодежной политики

Белгородской области

Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Инструктивно-методическое письмо

«О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2009 / 2010 учебном году»

I. Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Изучение физики является необходи­мым не только для овладения основами одной из естественных наук, являющей­ся компонентой современной культуры. Без знания этого предмета в его истори­ческом развитии человек не поймет ис­торию формирования других составля­ющих современной культуры. Изучение физики необходимо человеку для фор­мирования миропонимания, для разви­тия научного стиля мышления. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электро- магнитные и квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и в повседневной жизни.

Изучение физики по программам среднего (полно­го) общего образования, как на базовом, так и на профильном уровнях, осуществляется на основе физических теорий: механика, молекулярно-кинетическая теория, термодинамика, электродинами­ка, квантовая теория.

II. Основными документами, регламентирующими деятельность учителя физики в 2009 / 2010 учебном году, являются:

- федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования;

- федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы основного и среднего (полного) общего образования по физике;

- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по физике.

Эти документы опубликованы в сборниках:

● Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

● Физика. Естествознание. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2007.

● Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2007.

● Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2008.

III. Региональным базисным учебным планом на изучение курса физики в 7 – 9 классах основной школы выделено по 2 часа в неделю (210 часов за 3 года). В 10 – 11 классах старшей школы преподавание физики ведётся на двух уровнях: базовом ипрофильном. На базовом уровне для изучения физики выделяется 2 часа в неделю (140 часов за 2 года); на профильномуровне – 5 часов в неделю (350 часов за 2 года обучения).

На базовом уровне физика изучается в классах химико-биологического, биолого-географического, информационно-технологического, агротехнологического профилей, а также в непрофильных классах, т.е. в классах универсального (общеобразовательного) профиля.

В классах социально-экономического профиля, филологического, социально-гуманитарного, оборонно-спортивного и в других профильных классах, где базовым учебным предметом является Естествознание, на изучение физики в 10-11 классах необходимо выделить 2 часа в неделю согласно программе базового уровня.

Обучение физики на профильном уровне осуществляется в классах физико-математического, физико-химического, индустриально-технологического профилей.

При любом профиле обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике и ее практическим приложениям, образовательное учреждение может увеличить число часов на изучение физики путем предоставления возможности выбора элективных курсов по физике.

Учитель физики имеет широкую возможность в отборе содержания физического образования в зависимости от условий функционирования образовательного учреждения и потенциальных возможностей и способностей обучаемых, а также особенностей своей методической системы.

Учебно-методическое обеспечение преподавания физики в 2009/2010 учебном году формируется на основе Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2009/2010 учебный год.

Региональный перечень содержит только те учебники, которые прошли экспертизу в РАН и РАО РФ и рекомендованы (допущены) Министерством образования РФ.

Информация об учебно-методических комплектах для преподавания физики в 7-11 классах, включённых в региональный перечень учебников на 2009/2010 учебный год, представлена ниже.

Основное общее образование. Изучение физики в основной школе реализуется на основе использования следующих учебников.

Линия А.В. Пёрышкина :

- Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2004-2008 гг.

- Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2004-2008 гг.

- Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2004-2008 гг.

Этим учебникам соответствует авторская программа Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкина, опубликованная на стр. 104 – 115 в сборнике:

● Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2008.

Составляя тематическое и поурочное планирование, учителю рекомендуется использовать пособия:

- Гутник Е.М. Рыбакова Е.В. Физика. 7 класс. Тематическое поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина. – М.: Дрофа, 2004.

- Гутник Е.М. и др. Физика. 8 класс. Тематическое поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина – М.: Дрофа, 2004.

- Гутник Е.М. и др. Физика. 9 класс. Тематическое поурочное планирование. - М.: Дрофа, 2004.

- Физика. 7 – 9 классы: поурочные планы по учебнику А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутник / авт.-сост. С.В. Боброва. – Волгоград: Учитель, 2007.

- Сборник: Рабочие программы по физике. Календарно-тематическое планирование. Требования к уровню подготовки учащихся по физике. 7 – 11 классы. / Авт.-сост. В.А. Попова. – М.: Издательство «Глобус», 2008 (Стр. 5 – 37, 7 – 9 классы).

Линия Н.М. Шахмаева:

- Шахмаев Н.М. и др. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю.И. Дика. – М.: Мнемозина, 2006.

- Шахмаев Н.М. Физика. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.М. Шахмаев, А.В. Бунчук – М.: Мнемозина, 2007.

- Шахмаев Н.М. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.М. Шахмаев, А.В. Бунчук. – М.: Мнемозина, 2008.

Этим учебникам соответствует программа (автор В.А. Коровин), опубликованная на стр. 53 – 61 в сборнике:

● Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2008.

Тематическое и поурочное планирования к учебникам Шахмаева Н.М. и др. имеются в пособии:

- Программа курса физики и поурочное планирование. 7 – 9 классы / сост. С.А. Тихомирова. – М.: Мнемозина, 2007.

Планируя учебную деятельность на уроках физики в 7 – 9 кл., учитель может руководствоваться следующими методическими пособиями:

- Физика. 7 – 11 классы: развёрнутое тематическое планирование / авт.-сост. Г.Г. Телюкова. – Волгоград: Учитель, 2007.

- Полянский С.Е. Поурочные разработки. Физика. 7 – 9 классы. – М.: ВАКО, 2004.

При изучении физики в основной школе рекомендуется использовать:

- Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.

Среднее (полное) общее образование. Для изучения физики в 10 – 11 классах на базовом (2 часа в неделю) и профильном (5 часов в неделю) уровнях в 2009 – 2010 учебном году рекомендуется использовать следующие учебники:

п/п

Авторы, название учебника, год издания

уровень обучения

Класс

Издательство

7.

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. . Физика. 10 класс. 2003-2007

базовый

2 ч

10

Просвещение

профильный

5 ч

8.

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М.

Физика. 11 класс. 2003-2007

базовый

2 ч

11

Просвещение

профильный

5 ч

9.

Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика. 10 класс. 2007

базовый

2 ч

10

Мнемозина

10.

Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика. 11 класс. 2008

базовый

2 ч

11

Мнемозина

11.

Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Эвенчик
Э.Е. и др. под ред. Пинского А.А.,
Кабардина О.Ф. Физика 2004-2007

профильный

5 ч

10

Просвещение

12.

Глазунов А.Т., Кабардин О.Ф., Малинин
А.Н. и др. под ред. Пинского А.А.,
Кабардина О.Ф. Физика. 2004-2007

профильный

5 ч

11

Просвещение

Линия Мякишева Г.Я. обеспечена программой (авторы программы В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова) и учебно-тематическим планированием: ● Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы / Саенко П.Г. и др. – М.: Просвещение, 2007.

● Шилов В.Ф. Физика: 10 – 11 кл.: поурочное планирование: кн. для учителя / В.Ф. Шилов. – М.: Просвещение, 2007.

В книге содержится поурочное планирование к учебникам Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б., Сотского Н.Н. для 10 класса и Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б. для 11 класса. В виде таблиц в пособии представлено примерное распределение учебных часов по темам курса физики за 10 и 11 классы при изучении предмета по 2 ч в неделю, 3 и 5 ч в неделю. Дано подробное поурочное планирование для изучения физики по 3 ч в неделю.

Линия Тихомировой С.А. представлена в региональном перечне учебников впервые. Учебники отличаются интересным и доступным изложением курса физики на базовом уровне, содержание соответствует образовательному стандарту, в каждом параграфе изложение материала сопровождается цветными рисунками, чего нет в других учебниках физики, выпускаемых другими издательствами. Имеется программа на 2(3) часа в неделю и учебно-тематическое планирование для 10 и 11 классов, выпущенная издательством «Мнемозина» в 2008 году. Материалы учебников позволят ученикам, желающим сдавать ЕГЭ по физике, на достаточно хорошем уровне подготовиться к вступительным экзаменам в вузы.

Линия учебников под ред. ПинскогоА.А., Кабардина О.Ф. включена в региональный перечень в качестве второй линии для изучения предмета на профильном уровне. Учебники содержат последовательное изложение материала в соответствии с образовательным стандартом, имеется программа, методическое пособие для учителя, дидактический материал по проведению физического практикума, чего нет для учебников других авторов, и сборник задач, позволяющий на высоком уровне готовить учащихся к участию в олимпиадах различного уровня и к подготовке к ЕГЭ. Учебники этой линии уже не один год используются в некоторых образовательных учреждениях области, учащиеся которых занимают призовые места на региональных и всероссийских олимпиадах.

Линия обеспечена программой и поурочным планированием:

● Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы / Саенко П.Г. и др. – М.: Просвещение, 2007.

В учебном процессе рекомендуется использовать следующие пособия:

- Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике: базовый и профильный уровни: для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений / Н.А. Парфентьева. – М.: Просвещение, 2007.

- Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы: пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.

  1. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2009 / 2010 учебном году» I (1)

    Инструктивно-методическое письмо
    I. Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.
  2. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2009 / 2010 учебном году» I (2)

    Инструктивно-методическое письмо
    Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электро- магнитные и квантовые явления.
  3. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2010 / 2011 учебном году»

    Инструктивно-методическое письмо
    Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании научной картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.
  4. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2009-2010 учебном году» Основные документы, определяющие содержание обучения предмету «Биология»

    Инструктивно-методическое письмо
    Учебная дисциплина «Биология» - одна из основных базовых дисциплин в структуре содержания основного общего и среднего (полного) образования, неотъемлемая составная часть естественно-научного образования на всех ступенях школы.
  5. II. Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя физики.

    Документ
    Физика ― наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.
  6. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011-12 учебном году»

    Инструктивно-методическое письмо
    Содержание и организация преподавания русского языка в 2011-2012 учебном году базируются на федеральном компоненте государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (2004 г.
  7. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2009-2010 учебном году»

    Инструктивно-методическое письмо
    «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2009-2010 учебном году»
  8. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году» вступление

    Инструктивно-методическое письмо
    «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году»
  9. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» в 2009-2010 учебном году

    Инструктивно-методическое письмо
    В 2009-2010 учебном году обучение биологии в общеобразовательных учреждениях области осуществлялось в условиях завершения реализации программы модернизации Российского образования.

Другие похожие документы..