Методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 0710401 «Социально-культурная деятельность» Пермь 2009

ФГОУ ВПО «Пермский государственный институт искусства и культуры»

Факультет культурологии

Кафедра социально-культурной деятельности

КУРСОВАЯ РАБОТА

Методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 0710401 «Социально-культурная деятельность»

Пермь 2009

ББК Ч 48

Утверждено научно-методическим Советом

ФГОУ ВПО «Пермский государственный институт искусства и культуры»

Утверждено на заседании кафедры социально-культурной деятельности.

Протокол № 2 от «22» октября 2008 г.

Составители:

канд. социол. наук, доцент Боронникова Г. А.,

старший преподаватель Безверхняя В. В.,

старший преподаватель Мельникова Н. С.,

зав. научно-методическим кабинетом Бударина И. Н.

Настоящее методическое пособие содержит основные требования по организации, выполнению и защите курсовых работ для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность».

ББК Ч 48

Оглавление

Требование к структуре и содержанию курсовой работы……………..............

4

Требование к оформлению работы……………………………………………...

8

Оформление таблиц………………………………………………………………

9

Сокращения……………………………………………………………………….

10

Цитирование………………………………………………………………………

11

Оформление сносок………………………………………………………………

12

Оформление библиографического описания использованных источников.....

12

Защита курсовой работы…………………………………………………………

18

Методические указания по подготовке курсовых работ по отдельным дисциплинам………………………………………………………………………

19

Методические указания по выполнению курсовой работы «Социально-культурная деятельность: история»……………………………………………..

19

Методические указания по выполнению курсовой работы «Социально-культурная деятельность: теоретические основы»…………………………….

19

Методические указания по выполнению курсовой работы «Технологические основы социально-культурной деятельности»…………....

21

Методические указания по выполнению курсовой работы «Технологические практикумы социально-культурной деятельности»……...

25

Методические указания по выполнению курсовой работы «Проектирование социально-культурных процессов»……………………………………………..

29

1.Структура социально-педагогического проекта……………………………..

31

2.Проект создания общественного объединения……………………….............

33

3.Структура проектного обоснования шоу-акций……………………………...

34

4.Структура проектного обоснования концепции организации………………

36

5.Этапы проектирования тура…………………………………………………...

39

6.Структура проекта рекламной кампании………………………………..........

40

7.Проектирование избирательных кампаний…………………………………..

41

8.Этапы разработки региональной программы развития туризма…...……….

43

9. Структура региональной программы развития культуры…………………..

47

Приложения………………………………………………………………..............

51

Образец обложки………………………………………………………………….

51

Образец титульного листа………………………………………………………..

52

Образец оглавления……………………………………………………………….

53

Тематика курсовых работ по дисциплине «Социально-культурная деятельность: история»…………………………………………………………...

54

Тематика курсовых работ по дисциплине «Социально-культурная деятельность: теоретические основы»…………………………………………..

56

Тематика курсовых работ «Технологические основы социально-культурной деятельности»………………………………………………....................................

58

Тематика курсовых работ «Технологические практикумы социально-культурной деятельности»………………………………………………...............

60

Темы курсовых работ по дисциплине «Проектирование социально-культурных процессов»…………………………………………………………...

62

Унифицированные требования к оформлению курсовой работы……...............

64

Структура презентации……………………………………………………………

65

Образец паспорта проекта………………………………………………………..

66

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа является одним из важнейших видов учебного процесса и выполняется студентами в соответствии с учебными планами.

Ее выполнение требует от студента не только знаний общей и специальной литературы по теме, но и умения проводить социологические, социально-педагогические исследования, увязывать вопросы теории с практикой, делать обобщения, выводы и предложения.

Тематика курсовых работ ежегодно пересматривается и утверждается на кафедре одновременно с утверждением графика их написания.

Студенту предоставляется право выбора темы курсовой работы, однако для охвата всей тематики курса можно ограничивать число студентов по отдельным темам (например, на одну тему – не более трех студентов).

Студенты заочного отделения выполняют работу на материалах учреждений социально-культурной сферы, где они работают или проходят практику; студенты дневного обучения используют материалы, полученные на практических занятиях по учебным дисциплинам, а также во время прохождения практики.

Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и отдельных ее вопросов, состоящей из нескольких частей:

  1. обложка;

  2. титульный лист;

  3. оглавление;

  4. введение;

  5. основная часть;

  6. заключение;

  7. список использованных источников;

  8. приложения.

Титульный лист – обязательный элемент курсовой работы (оформляется по образцу Приложения 2). С титульного листа начинается нумерация страниц, но страницы на нем не ставят.

Сведения, помещаемые на титульном листе, регламентированы государственным стандартом «Стандарты по издательскому делу» (ГОСТ 7.60.-2003). При оформлении титульного листа следует придерживаться требований стандарта, указав наименование высшего учебного заведения, факультет, кафедру, где выполнялась работа, фамилию, имя, отчество студента, название работы, инициалы, фамилию, ученую степень и ученое звание научного руководителя, город и год выполнения работы.

В оглавлении курсовой работы указываются названия глав, параграфов (см. Приложение 3).

Во введении формулируются и обосновываются:

а) актуальность исследования, т.е. его значимость для решения сегодняшних проблем общества и людей, для улучшения развития социально-культурной деятельности, возрождения традиционных направлений и форм СКД и выработки новых и т.д.;

б) степень разработанности проблемы – обзор литературы с приведением историографии вопроса и основных точек зрения авторов;

в) объект исследования, например, социально-культурная деятельность людей пожилого возраста;

г) предмет исследования, т.е. какой именно аспект, какую сторону мы собираемся исследовать в данном объекте, например, содержание и особенности социально-культурной деятельности людей пожилого возраста или любительские объединения ветеранов и т.д.;

д) цель исследования – это то, ради чего проводится исследование;

е) основные задачи исследования – то, что делается ради достижения цели или приближения к ней. Они обычно совпадают с планом (но более подробно) и описывают, что именно вы хотите сделать в своей работе. Например, охарактеризовать психологические особенности людей пожилого возраста и их влияние на СКД и т.д.;

ж) гипотеза исследования – это научно-обоснованное предположение о структуре объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Это то, что вы хотите проверить и доказать, например, обращение учреждений культуры к людям пожилого возраста, выработка различных моделей досуга, приемлемых для различных социальных групп людей пожилого возраста, широкое вовлечение их в СКД поможет ослабить социальную напряженность в обществе, особенно во взаимоотношениях между разными поколениями и т.д.;

з) методы исследования – указывают все методы, которые применял студент в своей работе, например, контент-анализ, наблюдения, беседы, анкетирование, опрос, интервью, тестирование, эксперимент и т.д.;

и) базы исследования – какие конкретно учреждения культуры (или другие учреждения), население какого региона послужили базой для исследования;

к) методологическая база исследования должна включать в себя идеи, концепции, взгляды различных ученых на изучение исследуемой в работе проблемы;

л) научная новизна и практическая значимость работы – где и как могут быть применены результаты работы, например, разработанные автором рекомендации, предложения и выводы могут быть использованы (или уже используются) в деятельности учреждений культуры, центров и клубов общения (конкретизировать, если уже использованы), для построения теории СКД и т.д.;

м) положения, выносимые на защиту – основные утверждения по главам (как правило, два-три), которые студент должен защитить;

Объем введения должен составлять примерно одну десятую часть от общего объема курсовой работы (проекта) – 2-3 страницы.

Основная часть делится на главы и параграфы. В первой главе рассматриваются теоретические понятия и проблемы исследуемой темы, создается ее теоретическая модель.

Затем в следующей главе описывается и анализируется исследование проблемы в конкретном регионе, при этом в обязательном порядке студент проводит самостоятельное исследование. Без него работа считается рефератом и не принимается к защите. Надо привести программу исследования и его обоснование: что хотели узнать (основную гипотезу), почему выбрали именно эти методы, после чего приводятся полученные фактические данные и делается их анализ. Объем основной части – не менее 20 страниц

Примерная структура практической главы. Во второй главе приводится характеристика выбранного региона и методика его исследования, например, общее количество населения и пожилых людей; дифференциация по возрасту и социальному статусу среди пожилых людей; источники и размеры доходов, основные рабочие и досуговые занятия, традиции; соотношение домашних и организованных форм СКД; количество учреждений культуры и доля в них клубов, коллективов пожилых людей, количество участников; основные модели досуга, досуговые потребности и возможности их удовлетворения и т.д.

В каждой характеристике указываются методы и источники получения информации, например, статистический отчет (конкретно указать чей и за какой год, где хранится), анкетирование (в приложении приводится анкета, а в тексте ссылка на нее, подробное описание среди кого, когда и как проводилось анкетирование, как обрабатывались результаты и т.д., то есть обосновывается достоверность исследования).

Кроме того, выделяются и анализируются имеющиеся проблемы в данном регионе, например, однообразие форм и скудность модели досуга пожилых людей и т.д.; факторы и условия, приведшие к возникновению проблемы и влияющие на ее разрешение; как соотносятся проблемы исследуемого региона с общими, в чем совпадают или не совпадают, какие появляются новые и почему.

Далее предлагаются пути решения проблем и их обоснования (проект, программа, план, перечень мероприятий, методические рекомендации по совершенствованию деятельности организации социально-культурной сферы) и т. д. Приводится собственное обоснование в виде результатов анкетирования, опроса, логического вывода и т.д.

В заключении делаются общие выводы и даются конкретные рекомендации по улучшению СКД (данной группы населения в конкретном регионе или др., согласно теме). Объем заключения – не менее 2-2,5 страниц.

Список использованных источников составляется по правилам библиографического описания (ГОСТ 7.1.-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»).

В приложении собираются материалы, использованные в процессе написания курсовой или иллюстрирующие мысль автора: тексты и таблицы обработки анкет, опросов и т.п., афиши, фотографии, планы работ, сценарии, вырезки и т.д.

  1. Методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 080105 «Финансы и кредит»

    Информационно-методическое пособие
    об этапах развития и становления элементов финансовой системы государства от основания древнерусского государства Киевская Русь до настоящего времени;
  2. Экономика и планирование городского хозяйства учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности городской кадастр

    Учебно-методическое пособие
    В условиях становления рыночных отношений, затрагивающих все сферы функционирования общественного организма, меняется образ жизни людей и, прежде всего, - горожан.
  3. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030501 Нижний Новгород

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030501 – юриспруденция / переработано с учетом изменений законодательства к.ю.
  4. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности городской кадастр Объем занятий

    Учебно-методическое пособие
    Оценка городских земель как неотъемлемая часть оценки недвижимости имеет большое значение в аудиторской деятельности. Современные требования к уровню подготовки и квалификации аудиторов порождают необходимость привлечения их внимания
  5. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Социальная педагогика» Под общей редакцией

    Учебно-методическое пособие
    для студентов, обучающихся по специальности050708 «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Социальная педагогика»
  6. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология»

    Учебно-методическое пособие
    Ф91 Консультативная психология: теория и практика. Учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». – Саратов: Изд-во Сарат.
  7. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» омск

    Учебно-методическое пособие
    Чистякова Г.А., Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании: Уч.-метод.пособие / Г.А. Чистякова, И.С. Метелёв. – Омск: Типография «С-Принт», 2007.
  8. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности менеджмент организации 080507 Объем занятий: всего

    Учебно-методическое пособие
    Пособие содержит тематический план, основные разделы курса, планы семинарских занятий, литературу, вопросы для самоконтроля знаний. Предназначено для студентов экономической специальности 080507 – Менеджмент организации.
  9. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности Бухгалтерский учет, анализ и аудит экономического факультета Объем занятий: всего 40 час

    Учебно-методическое пособие
    Одной из составляющих частей теоретической и практически ориентированной подготовки студентов по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» является учебный курс «История иммиграции в Россию и на Северный Кавказ», относящийся

Другие похожие документы..