Учебно-методический комплекс для всех специальностей и направлений подготовки Москва 2010 г

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРОГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра Российской и мировой истории

Одобрено УМС

Юридического факультета

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ

И МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Учебно-методический комплекс

для всех специальностей и направлений подготовки

Москва

2010 г.

Автор-составитель:

Косорукова М. И., к. и. н., доцент.

Учебно-методический комплекс по истории российской и мировой культуры составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерной программой по дисциплине по всем специальностям и направлениям.

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является дисциплиной по выбору для изучения, а также может изучаться как факультативная дисциплина.

© Российский государственный торгово-экономический университет, 2010

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение………………………………………………………………………….…….4

  1. Цели и задачи дисциплины …………………………………..…….…………..…..4

  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины………………..…5

2.1. Инновационные технологии, используемые в преподавании курса

«История мировой культуры».……….............................................................6

  1. Объем дисциплины ………………………………………………..…………....….7

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………..…...7

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы ………...……..9

4. Содержание курса ………………………………...…………………………….....12

5. Семинарские занятия ……….………………………..……………………….......32

5.1. Темы семинарских занятий.........................................................................32

6. Задания для самостоятельной работы студентов ……………………………….51

6.1.Методические указания по написанию рефератов……………………….51

6.2. Примерный перечень рефератов..… ………………………….…………..52

6.3. Другие виды самостоятельной работы…………………………………....52

7. Вопросы для подготовки к зачету ……………………………………………...61

8. Тестовые задания……………………………………………………………..…..63

9.Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………………..98

9.1. Методические указания по лекционному курсу ………………………….98

9.2 Литература, рекомендуемая студентам для подготовки к занятиям.......112

9.3. Методическое обеспечение дисциплины……………………………...…123

9.4. Материально-техническое и информационное обеспечение

дисциплины ….....................................................................................................…123

10. Рабочая тетрадь ……………………….…………………………………..........125

11. Словарь терминов и понятий………………………………...…………………127

Приложение 1. …………………………………………………………………….... 152

Темы студенческих конференций ………………………………………….…..152

ВВЕДЕНИЕ

Культура — одна из важнейших областей общественной жизни, духовно-творческий потенциал общества. В современном мире в условиях дальнейшей интеграции народов и стран, роста контактов в различных областях общественной жизни роль культуры как уникальной формы общения между людьми значительно возрастает. В этой связи знание культуры для современной молодежи, в том числе и студенческой, становится крайне важным.

Мировая история, представая как череда войн, насилия, борьбы за власть, вместе с тем разворачивается «золотой цепью» культурных свершений, создания непреходящих материальных и духовных ценностей: величественных храмов и дворцов, произведений искусства, научных теорий, моральных норм. Культура разных эпох объединяет континенты и поколения, прошлое, настоящее и будущее.

Знание истории мировой культуры расширяет кругозор человека, делает его образованным и интересным не только для окружающих, но и для самого себя. Изучение культуры вырабатывает нестандартный, творческий взгляд на реальность, делает более продуктивной деятельность в любой профессиональной сфере.

Учитывая, что к проблемам культуры в той или иной степени обращаются

разные научные дисциплины, и прежде всего такие как философия, история, социология, курс «История российской и мировой культуры» опирается на достижения этих наук.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель настоящего курса заключатся в том, чтобы представить в целостном виде содержание современных знаний о культуре, рассмотреть развитие культур стран Востока, Запада и России с древности до современности, показать место и роль отечественной культуры в системе мировой цивилизации, познакомить студента с категориальным аппаратом данной дисциплины, помочь студенту ориентироваться в современной духовной жизни, ее состоянии и тенденциях развития.

Основные задачи курса заключаются в следующем:

- выявить специфику предмета «Истории российской и мировой культуры» и методологию ее преподавания;

- дать необходимые представления об общих закономерностях развития культуры и специфики ее проявления в разные исторические эпохи в разных регионах нашей планеты;

- сформировать навыки и умение самостоятельно оценивать достижения культуры на основе изучения конкретно-исторических форм ее проявления;

- пробудить интерес и уважение к истинным ценностям российской и мировой культуры, научить уважительно относиться к обычаям и традициям различных народов, одновременно почитая наследие своей отечественной культуры.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение дисциплины начинается с прослушивания лекций, читаемых в соответствии с учебным планом. Студенту необходимо конспектировать основные положения и рекомендации преподавателя по работе над данной темой. Основным этапом изучение темы является самостоятельная работа по рекомендованной литературе, список которой к каждой теме указан в данном методическом пособии.

Курс «Истории российской и мировой культуры» имеет достаточно сложный понятийный аппарат. Поэтому целесообразно вести собственный словарь исторических, политических, культурных терминов. При работе над темой необходимо иметь справочники, словарь иностранных слов и т.д.

При подготовке к семинарам студент должен фиксировать непонятные вопросы для последующего их изложения и обсуждения на занятиях. Выступления студентов должны быть четко структурированы, аргументированы, ясным и грамотным изложением.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- основные понятия курса и ориентироваться в терминологии;

- структуру, функции культуры, ее эволюцию, основные теории культуры;

- роль культуры как важнейшего фактора общественного развития;

- формы и типы культур, основные культурно-исторические центры, закономерность их функционирования и развития, формы, средства и методы культурной деятельности;

- основные стили и направления в художественной культуре;

- основные исторические факты, даты, события и имена деятелей культуры.

-особенности истории культуры России, ее место в системе мировой куль-

туры.

Студент должен уметь:

- объяснить феномен культуры и роль социально значимого опыта человеческой деятельности в формировании культуры;

- оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, анализировать причины взлета и падения культур тех или иных народов;

- выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к культурному наследию и культурным процессам современности.

- сопоставлять, сравнивать достижения в культуре различных эпох и народов;

- прослеживать преемственность в смене культурных эпох, взаимосвязь и взаимовлияние различных культур;

- самостоятельно разбираться в стилях и направлениях искусства.

Студент должен приобрести навыки:

- практического использования полученных знаний по учебному курсу в различных условиях деятельности;

- работы с источниками информации (альбомами репродукций памятников мировой и отечественной культуры; научными статьями, посвященными творчеству выдающихся деятелей культуры и т. д.).

2.1. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ

В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИЛИНЫ

«ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ И МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

Инновационные технологии в учебном процессе по дисциплине «История российской и мировой культуры» обеспечивают интенсивное усвоение знаний студентами, увеличивает их вовлеченность в процесс изучения материала и способствует практическому применению теоретических знаний. Инновационные технологии не заменяют лекционные и практические занятия, а используются в качестве дополнения к ним.

К инновационным технологиям относятся такие формы работы как дискуссия, диспут, доклад, интерактивная панель, исследовательский метод обучения и др. Проводятся практически на каждом семинарском занятии.

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свои мнения по проблеме, заданной преподавателем. Дискуссии по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике.

Диспут – публичный спор, активная форма работы со студентами. Обычно посвящается обсуждению злободневных проблем.

Доклад (презентация) – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы, вопросы программы.

Интерактивная панель – мультимедийное средство обучения в аудиториях, оборудованных проектором и экраном. Панель работает также как интерактивная доска, давая возможность преподавателю в ходе занятий управлять демонстрацией наглядного материала и делать пометки поверх изображения.

Исследовательский метод обучения – организация обучения на основе познавательной поисковой деятельности студентов путем постановки преподавателем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения (студенческий исторический кружок, научные доклады студентов на итоговых конференциях). Исследовательский метод обучения стимулирует творческий поиск, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности и самообразовании.

Коллоквиум – форма учебного занятия, в ходе которой преподаватель контролирует усвоение студентами сложного лекционного курса, а также процесс самостоятельной работы студентов в течение семестра. На коллоквиум выносится узловые, спорные или особо трудные темы. Преподаватель имеет возможность узнать, понимают ли студенты его лекционный курс. На коллоквиуме обсуждаются самостоятельно изученный студентами материал.

Круглый стол – эффективный способ для обсуждения сложных и актуальных на текущий момент вопросов. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога

Мультимедийные средства – комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих работать с разнородными данными (графикой, текстом, звуком, видео и др.), организованными в виде единой информационной среды (студенческие научные конференции).

Обучение проблемное – обучение, предполагающее создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность студентов по их разрешению, в результате чего происходит творческое владение знаниями, навыками и развитием мыслительных способностей.

Презентация- способ наглядного представления учебной информации с использованием аудиовизуальных средств. Презентация на базе информационно- коммуникативных технологий, как правило, содержит в себе текст, иллюстрации к нему и демонстрируется на проекционном экране. Одновременное использование: а) авторского комментирования основных идей доклада, б) текстовых выдержек из него и в) ярких, точно подобранных или созданных иллюстраций делает выступление студента не только интересным, но и запоминающимся.

Пост-тест – тест на оценку, позволяющий проверить знание студентов по пройденным темам

Проблемное изложение – педагогический метод, при котором лекция становится похожа на диалог, преподавание имитирует исследовательский процесс. Эта методика позволяет заинтересовать студента, вовлечь его в процесс обучения (выдвигаются первоначально несколько ключевых постулатов по теме лекции. изложение выстраивается по принципу самостоятельного анализа и обобщения студентами Учебного материала). Эффективность метода состоит в том, что отдельные проблемы могут подниматься самими студентами, тем самым преподаватель добивается от аудитории «самостоятельного решения» поставленной проблемы.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Дисциплина «История российской и мировой культуры» общим объемом 75 часов (из них 34 часов аудиторных занятий) изучается в течение одного семестра. Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских занятий, активная самостоятельная работа. Форма итогового контроля для студентов всех специальностей (очная форма) — зачет.

Рассмотрено на примере специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговли)»

Очная форма обучения

Специальности

Виды учебной работы

080502

семестра

4

Аудиторные занятия

34

Лекции

18

Семинарские занятия

16

Самостоятельная работа

41

Всего часов на дисциплину

75

Вид итогового контроля

Зачет – 4

сем.

  1. Учебно-методический комплекс (для студентов специальности 080102 «Мировая экономика») Москва 2011

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методическом комплексе приводятся рекомендации по изучению дисциплины «Финансы». Дисциплина «Финансы» входит в раздел общепрофессиональных дисциплин.
  2. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 080102 Мировая Экономика

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Международные перевозки» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080102 – Мировая экономика.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Декоративно прикладное творчество»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс включает программу курса, планы семинарских занятий, виды самостоятельной работы и другие учебно-методические разработки для студентов очной и заочной форм обучения, вопросы для зачета, экзаменационные
  4. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций» (5)

    Учебно-методический комплекс
    Страноведение: учебно-методический комплекс для студентов специальности: «Менеджмент организации» (Сост. Л.В. Селиванова; ФГОУ ВПО «Тюменская академия культуры, искусств и социальных технологий», Институт сервиса и социально-культурных
  5. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070503. 65 «Музейное дело и охрана памятников» и031501. 65 «Искусствоведение»

    Учебно-методический комплекс
    XXI столетие провозглашено ООН веком туризма, т.к. он на современном этапе стал важным фактором развития личности, взаимопонимания между людьми и народами в целом.
  6. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401. 65 «Культурология», специализация 020604 «Культура региона» (очная форма обучения)

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Молодежные субкультуры Тюменской области» является элементом профессиональной подготовки в области культурологического знания, формирует базовые представления о динамике развития инновационного элемента культуры Тюменской области
  7. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 071401 «Менеджмент социально-культурной деятельности»

    Учебно-методический комплекс
    Организация туризма: учебно-методический комплекс для студентов специальности «Менеджмент социально-культурной деятельности». /Сост. Л.В.Селиванова; ФГОУ ВПО «ТГАКИиСТ», Институт сервиса и социально-культурных коммуникаций, кафедра
  8. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций» (3)

    Учебно-методический комплекс
    Стандартизация и сертификация в индустрии туризма и гостеприимства: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций»/ Сост.
  9. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций» (6)

    Учебно-методический комплекс
    История туризма: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций»/ Сост. И.Н. Приходько; ФГОУ ВПО «ТГАКИСТ», Институт сервиса и социально-культурных коммуникаций, кафедра менеджмента туризма и гостиничного бизнеса.

Другие похожие документы..