Образовательная программа «Занимательная математика»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3

Образовательная программа

«Занимательная математика»

Для учащихся 13-15 лет

Срок реализации программы

2 года

Составитель:

учитель математики

Торбова Ольга Николаевна

г. Рассказово

2008 г

Паспорт программы.

Образовательная программа «Занимательная математика»

Руководитель программы: Торбова Ольга Николаевна

Организация-исполнитель: МОУ «Лицей г. Рассказова Тамбовской области»

Адрес организации-исполнителя: ул. Красноармейская, дом 14

Телефон 24-4-69; факс 24-4-69

Составитель программы: Торбова Ольга Николаевна

Программа реализуется в «МОУ Лицей г. Рассказова Тамбовской области»

Возраст детей: 13-15 лет

Срок реализации- 2 года

Направленность: познавательная

Вид программы - модифицированный

Уровень реализации - основное среднее образование

Уровень освоения – общекультурный

Способ освоения содержания образования – креативный

Пояснительная записка

Одна из важнейших задач модернизации российского образования – воспитание самостоятельной, творчески мыслящей личности. На уровне дополнительного образования эта задача может быть решена при условии заинтересованности учащихся такой наукой как математика, понимания особенностей её развития, представления о различных методах и приёмах решения нестандартных задач.

Данная дополнительная образовательная программа направлена на развитие познавательных способностей учащихся и активизации их творческого потенциала, на углубление, расширение знаний и применения их в практической жизни.

Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что программа «Занимательная математика» предусматривает развитие самостоятельности в выборе решений, программа содержит материал, на основе которого формируется способность школьников применять знания на практике для решения различных задач.

Актуальность программы

Развитие сообразительности, смекалки и самостоятельности мышления необходимо любому человеку, если он желает преуспевать и достигнуть гармонии в жизни, в то же время, решение олимпиадных задач служит хорошей подготовкой к будущей научной деятельности. Каждый культурный человек должен быть знаком с логическими задачами, головоломками, играми, известными уже несколько столетий или даже тысячелетий во многих странах мира.

Новизной этой программы является то, что она расширяет, углубляет знания школьников по математике, включает в себя большое количество нестандартных задач, для решения которые необходимо проявлять различные способности и нестандартные подходы. Эти задачи, интересные сами по себе, служат материалом для описания ряда общематематических идей решения задач. Для решения некоторых из них достаточно смекалки, логики и пространственного воображения. Другие задачи требуют опыта, интуиции и наблюдательности. Чтобы решить наиболее трудные задачи потребуется умение организовать работу над задачей.

Цель программы:

- формирование математической культуры школьников и развитие их творческого потенциала.

Основные задачи:

1. Образовательные:

- расширение и углубление знаний школьников по математике.

2. Развивающие:

- развитие аналитического и образного мышления школьников;

- развитие исследовательской деятельности.

3. Воспитательные:

- повышение интереса школьников к математике;

- воспитание самостоятельно, творчески мыслящей личности.

Срок реализации программы

Программа реализуется 2 года.

Занятия проводятся в виде кружковых занятий, рассчитанных на 90 минут, которые позволят более тщательно изучить темы и отработать знания на практических занятиях.

Ожидаемые результаты.

Данный курс позволяет подготовить учащихся к олимпиадам по предмету, учит школьников самостоятельно применять различные методы и приёмы при решении задач, а также способствует повышению уровня общей математической подготовки.

Форма подведения итогов – учебно-исследовательская конференция.

Учебно-тематический план образовательной программы

«Занимательная математика»

на 144 часов.

Кол-во часов

Тема раздела «Задачи на разрезание»

Цели и задачи

1 год

1

2

Вводное занятие.

Как решать нестандартные задачи.

Критерии оценки работы участника олимпиады.

Учащиеся знакомятся с различными идеями и методами решения задач, критериями оценивания работ на олимпиадах и знакомятся с поисковыми методами решения задач.

2

2

Задачи на разрезание на клетчатой бумаге.

Развивать комбинаторные навыки, представления о симметрии.

3

2

Задачи на разрезание на клетчатой бумаге.

Развивать комбинаторные навыки, представления о симметрии.

Научиться разрезать прямоугольник на части, из которых можно сложить квадрат или прямоугольник.

4-5

4

Пентамино.

Развитие комбинаторных навыков учащихся.

6-7

4

Трудные задачи на разрезание.

Разрезание фигур более сложной формы с границами, являющимися дугами.

8-9

4

Разбиение плоскости.

Сплошные разбиения прямоугольников.

10-11

4

Паркетажи.

Научиться покрывать плоскость различными фигурами, или доказывать, что это невозможно.

12-13

4

Танграм.

Познакомить учащихся с китайской головоломкой «Танграм».

14-15

4

Задачи на разрезание в пространстве.

Развивать пространственное воображение, научиться строить развертки пространственных тел.

16-17

4

Задачи на раскраску.

Научиться доказывать , что некоторые задачи на разрезание не имеют решений, с помощью удачно выбранной раскраски.

18-19

4

Задачи с раскраской в условии.

Развивать комбинаторные навыки, формировать понятие об оптимальном решении.

20-21

4

Стереометрия многогранников в пространстве.

Развивать пространственное воображение, познакомиться со свойствами правильных многогранников.

22-23

4

Превращение фигур

Научиться разрезать геометрические фигуры на части, необходимые для составления другой фигуры.

24-25

4

Геометрия превращения квадрата.

Научиться разрезать квадрат на части, чтобы из полученных частей можно было составить требуемую фигуру.

26-27

4

Превращение фигур

Научиться разрезать фигуру на части, чтобы из полученных частей можно было составить требуемую фигуру.

28-29

4

Равносоставленные фигуры.

Научиться доказывать, что площади фигур равны, разрезая их на определенные части и доказывая, что эти фигуры равносоставлены.

30-31

4

Площади фигур.

Научиться доказывать равенство фигур.

32-36

10

Исследовательская работа.

Создание проекта с наиболее понравившимися задачами.

2 год

Тема раздела « Классические идеи решения олимпиадных задач»

1

2

Поиск родственных задач.

Учащиеся учатся находить и решать более простые «родственные» задачи.

2

2

«Причесывание задач»

Преобразование задач к удобному для решения виду.

3-4

4

Доказательство от противного.

Формируется навык решения задач методом от противного.

Учащиеся знакомятся с основными теоремами равносильности.

5-6

4

Четность.

Рассмотрение задач, в которых величина имеет определённую четность.

Решение задач на «инварианты» и «делимость».

7-8

4

Обратный ход.

Отработка навыка решения задач с обратимыми операциями.

9

2

Подсчет двумя способами.

Учащиеся отрабатывают навыки решения задач, в которых при составлении уравнений некоторую величину выражают двумя способами.

10-11

4

Соответствие.

Составление взаимно однозначного соответствия.

12

2

Графы.

Решение задач с помощью графов.

13-14

4

Графы.

Решение задач с помощью графов.

15

2

Инварианты.

Решение задач с помощью инвариантов.

16

2

Метод крайнего.

Рассматривание метода минимального контрпримера.

17

2

Уход на бесконечность.

Решение задач в ситуациях ухода в бесконечность.

18

2

Принцип Дирихле.

Рассмотрение принципа Дирихле.

Решение задач с использованием принципа Дирихле.

19-20

4

Принцип Дирихле.

Рассмотрение принципа Дирихле.

Решение задач с использованием принципа Дирихле.

21

2

Индукция.

Рассмотрение полной и неполной индукции в решении задач. Решение задач на индукцию.

22

2

Индукция.

Рассмотрение полной и неполной индукции в решении задач. Решение задач на индукцию.

23

2

Делимость и остатки.

Решение задач на делимость.

24

2

Делимость и остатки.

Решение задач на делимость.

25

2

Алгоритм Евклида.

Нахождение НОД.

26

2

Алгоритм Евклида.

Нахождение НОД.

27

2

Покрытия, упаковки и замощения.

Решение задач на замощение.

28

2

Покрытия, упаковки и замощения.

Решение задач на замощение.

29

2

Игры.

Рассмотрение понятий выигрышной и ничейной стратегии.

30

2

Игры.

Решение задач на игру двух соперников.

31

2

Процессы и операции.

Решение задач на процессы.

32

2

Процессы и операции.

Решение задач на процессы.

33-34

4

Создание буклета «Мои любимые задачи»

35-36

4

Учебно-исследовательская конференция.

Решение различных олимпиадных задач.

Содержание образовательной программы

  1. Программа дополнительного образования «Занимательная математика»

    Программа
    Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных
  2. Образовательная программа начальной школы муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №76

    Образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - Стандарт) к структуре основной
  3. Образовательная программа начального

    Образовательная программа
    Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 11» представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующих два аспекта ее деятельности: специфику содержания
  4. Образовательная программа на 2009 2012 годы Председатель Управляющего совета

    Образовательная программа
    Савинская средняя школа была построена в 1983 году, до этого школа была восьмилетней и располагалась в деревне Крохово. В школе обучаются дети из 7 деревень, расположенных на территории Савинского сельского поселения: Ванюки, Песьянка,
  5. Образовательная программа маоу «сош г. Зеленоградска» на 2011-2012 учебный год г. Зеленоградск 2011 год

    Образовательная программа
  6. Основная образовательная программа начального общего образования (17)

    Основная образовательная программа
    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ГОРОДА ЖУКОВСКОГО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
  7. Основная образовательная программа начального общего образования моу «Доваторовская сош»

    Основная образовательная программа
    Образовательная программа начального общего образования МОУ «Доваторовская СОШ» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной
  8. Основная образовательная программа начального общего образования бюджетного общеобразовательного учреждения «лицей №74» Омск-2011

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 74» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
  9. Рабочая учебная программа методика преподавания математики по основной образовательной программе подготовка бакалавра направления 050100 (1)

    Рабочая учебная программа
    Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки _050100 Педагогическое образование. Профиль подготовки «Начальное образование»

Другие похожие документы..