Конспект книги талеб Нассин Николас. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. М.: Издательство КоЛибри, 2009. 528с. Аннотация

Талеб_Чёрный лебедь.doc

КОНСПЕКТ КНИГИ

Талеб Нассин Николас. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. М.: Издательство КоЛибри, 2009.—528с.

Аннотация

За десятилетие человечество пережило ряд потрясений: 11 сентября 2001 г., война в Осетии, мировой финансовый кризис. Эти события казались невозможными, пока они не произошли. Сорокадевятилетний ливанец, выпускник Сорбонны Нассим Талеб называет такие непредсказуемые происшествия Черными лебедями.

Он убеждён: они движущая сила истории, и чтобы преуспеть, надо научиться их "приручать". Сраэу после выхода этой книги автор продемонстрировал свою "не-теорию" на практике: на фоне финансового кризиса компания Талеба заработала полмиллиарда долларов. Однако, "Черный лебедь" — не учебник по экономике.

\005\

Содержание

Пролог. О птичьем оперении 009

часть I. Антибиблиотека Умберто Эко, или О поиске подтверждений 028

Глава I. Годы учения эмпирика-скептика 031

Глава 2. Черный лебедь Евгении 059

Глава з- Спекулянт и проститутка 063

Глава 4. Тысяча и один день, или Как не быть лохом. 081

Глава 5- Доказательство-шмоказательство! 100

Глава 6. Искажение нарратива 117

Глава 7. Жизнь на пороге надежды. 053

Глава 8. Любимец удачи Джакомо Казакова: проблема скрытых свидетельств 174

Глава 9. Игровая ошибка, или Неопределенность "ботаника" 207

часть II. Нам не дано предвидеть 225

Глава ю. Предсказательный парадокс 228

Глава и. Открытие на основе птичьего помета 271

Глава 12. Эпистемократия, мечта 310

Глава 13- Живописец Апеллес, или Как жить в условиях непредсказуемости 326

часть III. Серые лебеди Крайнестана 343

Глава 14- Из Среднестана в Крайнестан и обратно 345

Глава 15. Кривая нормального распределения, великий интеллектуальный обман 3бб

Глава16. Эстетика случайности 402

Глава 17. Безумцы Локка, или "Гауссовы кривые" не к месту 432

Глава 18. Неопределенность "липы" 449

часть IV, заключительная 459

Глава 19- Серединка на половинку, или Как свести концым с концами при Черном лебеде 459

Конец 464

Эпилог. Белые лебеди Евгении 466

Словарик 469

Библиография 474

\007 - 008\

Посвящается Бенуа Мандельброту, греку среди римлян

\009\

Пролог

О птичьем оперении

До открытия Австралии жители Старого Света были убеждены, что все лебеди — белые. Встреча с первым черным лебедем удивила орнитологов, но эта история важна по другой причине. Она показывает, в каких жестких границах опыта происходит наше обучение и как относительны наши познания.

\010\

Одно-единственное наблюдение может перечеркнуть аксиому. Для её опровержения хватило одной чёрной птицы. И вот я выхожу за пределы логико-философского вопроса в область реальности. То, что мы будем называть Черным лебедем, — это событие, обладающее следующими тремя характеристиками.

  1. Оно аномально, потому что ничто в прошлом его не предвещало.

  2. Оно обладает огромной силой воздействия.

  3. Сама наша человеческая природа заставляет нас придумывать объяснения случившемуся послетого, как оно случилось.

Проанализируем эту триаду: <исключительность, сила воздействия и ретроспективная предсказуемость>**.

Эти редкие Черные лебеди объясняют почти все, что происходит на свете, — от успеха идей до динамики исторических событий и деталей нашей личной жизни. С тех пор как мы вышли из плейстоцена — примерно десять тысяч лет назад, — роль Черных лебедей значительно возросла.

Особенно интенсивный ее рост пришелся на время промышленной революции, когда мир начал усложняться, а повседневная жизнь - сошла с наезженной колеи.

** Ожидаемое отсутствие события — тоже Черный лебедь. Обратите внимание, что по законам симметрии крайне невероятное событие — это эквивалент отсутствия крайне вероятного события.

\011\

Подумайте, как мало помогли бы вам знания о мире, если бы перед войной 1914 года вы вдруг захотели представить дальнейший ход истории. Например, вы бы могли предвидеть приход Гитлера к власти и вторую мировую войну? А стремительный распад советского блока? А распространение Интернета?

Мода, эпидемии, привычки, идеи, возникновение художественных школ — всё следует "чернолебяжьей" динамике. Буквально всё значимое.

Сочетание малой предсказуемости с силой воздействия превращает Черного лебедя в загадку, но книга не об этом. Она о нашем нежелании признавать, что он существует!

Я имею в виду не вас, и меня, а почти всех представителей общественных наук, которые вот уже больше столетия тешат себя надеждой, что их методами можно измерить неопределенность: применение неконкретных наук к проблемам реального мира дает смехотворный эффект.

Мне довелось видеть, как это происходит в области финансов. Спросите своего "портфельного управляющего", как он просчитывает риски. Он наверняка назовет вам критерий, исключающий вероятность Черного лебедя — то есть такой, который можно использовать для прогноза с тем же успехом, что и астрологию (мы ещё увидим, как интеллектуальное надувательство облачают в математические одежды).

И так - во всех гуманитарных сферах. Главное, о чем говорится в книге, — наша слепота по отношению к случайности, особенно крупномасштабной.

\012\

Почему же мы считаем гроши, но забываем про миллионы? Почему сосредоточиваемся на мелочах, а не на значительных событиях?

И почему чтение газеты уменьшает наши знания о мире?

Жизнь определяется кумулятивным эффектом ряда значительных потрясений. Можно проникнуться сознанием роли Черных лебедей, не вставая с кресла. Вот вам упражнение.

Возьмите собственную жизнь. Перечислите значительные события, технологические усовершенствования, происшедшие с момента вашего рождения, и сравните их с тем, какими они виделись в перспективе. Сколькие из них прибыли по расписанию? Взгляните на свою личную жизнь, на выбор профессии или встречи с любимыми, на отъезд из родных мест.

А часто ли эти события происходили по плану?

{V: После обеда мы уже начинаем составлять «эффективный план» на следующий день (неделю, месяц). К вечеру выясняется, что почти всё, что мы запланировали вчера на сегодня, не выполнено («не очень удачный день»), но уж завтра-то – точно всё будет успешней, ведь уже готов великолепный план. Затрашние успехи мало чем будут отличаться от сегодняшних, но мы прогнозируем, планируем, «хитрим»…}

ЧЕГО ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ

Логика Черного лебедя делает то, чего вы не знаете, гораздо более важным, чем то, что вы знаете. Многие Черные лебеди явились в мир и потрясли его именно потому, что их никто не ждал.

Возьмем теракты 11 сентября 2001 года: если бы такого рода опасность можно было предвидетьто сентября, ничего бы не произошло. Вокруг башен ВТЦ барражировали бы истребители, в самолетах были бы установлены пуленепробиваемые двери и атака бы не состоялась. Могло бы случиться что-нибудь другое. Что именно? Не знаю.

\013\

Не странно ли, что событие случается именно потому, что оно не должно было случиться? Как от такого защищаться? Странно, что в подобной стратегической игре то, что вам известно, может не иметь никакого значения.

Это относится к любому занятию. Взять хотя бы "тайный рецепт" феноменального успеха в ресторанном бизнесе. Если бы он был известен, кто-нибудь уже бы его изобрел.

Чтобы обскакать всех, нужно выдать такую идею, которая вряд ли придет в голову нынешнему поколению рестораторов. Она должна быть абсолютно неожиданной. Чем менее предсказуем успех предприятия, тем меньше у него конкурентов и тем больше вероятная прибыль. То же относится к любому бизнесу.

То же относится и к научным теориям — никому не интересны банальности. Успешность начинаний обратно пропорциональна предсказуемости результата.

Эксперты и "пустые костюмы"

Неспособность предсказывать аномалии ведет к неспособности предсказывать ход истории.

\014\

Но мы ведем себя так, будто можем предсказывать исторические события, или даже хуже — будто можем менять ход истории. Мы прогнозируем дефициты бюджета и цены на тридцатилетний срок, не понимая, что не можем знать, какими они будут следующим летом.

Совокупные ошибки в прогнозах столь чудовищны, что, когда я смотрю на их список, мне хочется ущипнуть себя, чтобы убедиться, что я не сплю. Удивителен не масштаб неверных прогнозов, а то, что мы о нем не подозреваем.

Это особенно беспокоит, когда мы ввязываемся в конфликты: войны непредсказуемы по самой своей природе (а мы этого не знаем). Из-за непонимания связей между провокацией и действием мы можем с легкостью спровоцировать своим агрессивным невежеством появление Черного лебедя — как ребенок, играющий с набором химических реактивов.

Неспособность к прогнозам в среде, кишащей Черными лебедями, означает, что профессионалы, считающие себя экспертами, на самом деле таковыми не являются. Если посмотреть на их послужной список, станет ясно, что они разбираются в своей области не лучше, чем человек с улицы, но опаснее затуманивают нам мозги математическими моделями.

Поскольку Черные лебеди непредсказуемы, следует приспособиться к их существованию (вместо того чтобы наивно пытаться их предсказать). Мы можем добиться многого, если сосредоточимся на «умудрённом незнании», то есть на очертаниях того, чего мы не знаем. Можно также настроиться на ловлю счастливых Черных лебедей, по возможности идя им навстречу.

\015\

В некоторых областях — например в научных исследованиях — ставить на неизвестное только и приходится, потому что при проигрыше потери малы, а при выигрыше прибыль огромна. Мы увидим, что, вопреки суждениям обществоведов, почти все открытия и изобретения не являлись результатом стратегического планирования — они были всего лишь Черными лебедями.

Ученые и бизнесмены должны как можно меньше полагаться на планирование и как можно больше импровизировать.

Я не согласен с последователями Маркса и Адама Смита: свободный рынок работает потому, что позволяет человеку "словить" удачу на пути азартных проб и ошибок, а не получить её в награду за прилежание. То есть мой вам совет: экспериментируйте по максимуму, стараясь поймать как можно больше Черных лебедей.

Обучение обучению

Мы слишком зацикливаемся на известном, мы склонны изучать подробности, а не картину в целом. Какой урок люди извлекли из событий и сентября? Что-нибудь поняли? Нет. Осознали ли, что традиционное знание в корне ущербно? Нет. Чему же они научились?

Они теперь следуют жесткому правилу: держаться подальше от потенциальных мусульманских террористов и высотных зданий. Мне часто напоминают, что важно предпринимать практические шаги, а не "теоретизировать" о природе знания.

\016\

История с линией Мажино хорошо иллюстрирует правильность нашей теории. После Первой мировой войны французы построили стену укреплений вдоль линии немецкого фронта, чтобы предотвратить повторное вторжение; Гитлер же просто её обогнул. Французы оказались слишком прилежными учениками истории. Они перемудрили с конкретными мерами.

Обучение тому, что мы не обучаемся тому, что мы не обучаемся, не происходит само собой.

Проблема — в структуре нашего сознания: мы не постигаем правила, мы постигаем только факты. Метаправила (например, правило, что мы склонны не постигать правил) усваиваются плохо. Мы презираем абстрактное, причём - страстно. Почему? Здесь необходимо перевернуть традиционную логику с ног на голову и продемонстрировать, насколько она неприменима к нынешней, сложной и становящейся все более рекурсивной* среде.

Но вот вопрос: для чего предназначены наши мозги? Такое ощущение, что нам выдали неверную инструкцию по эксплуатации.

Наши мозги, похоже, созданы не для того, чтобы анализировать? Если бы они были запрограммированы на это, нам в нашем веке приходилось бы не так тяжело.

* Под рекурсивностьюя имею в виду то обстоятельство, что в мире возникает все больше пружин, становящихся причиной того, что события становятся причиной других событий (например, люди покупают книгу, потомучто другие люди ее купили), давая непредсказуемый результат, который даёт победителю всё. Мы живем в среде, где информация распространяется слишком быстро, увеличивая размах подобных эпидемий. По той же логике события могут случаться потому, чтоони не должны случиться. Наша интуиция настроена на среду с более медленной передачей информации.

\017\

Вернее, мы все просто вымерли бы, а я уж точно сейчас ни о чем бы не рассуждал, ибо мой склонный к самоанализу, задумчивый предок был бы съеден львом, в то время как его недалекий, но с быстрой реакцией родич уносил ноги.

Мыслительный процесс отнимает много времени и энергии. Наши предки больше ста миллионов лет провели в бессознательном состоянии, а в тот кратчайший период, когда мы использовали свои мозги, мы занимали их столь несущественными вещами, что от этого и проку-то не было. Опыт показывает, что мы думаем не столь много, как нам кажется.

  1. Новые поступления в библиотеку балтийской международной академии

    Документ
    Grāmata paredzēta pieredzējušiem zinātniekiem, praktizējošiem juristiem, augstāko mācību iestāžu juridisko fakultāšu studentiem, maģistrantiem un doktorantiem, kā arī Latvijas diplomātiem, baņķieriem un starptautiskās komercoperācijās
  2. Истории Казахстана «Утверждено»

    Документ
    Данная дисциплина является элективным курсом, поэтому типовая программа отсутствует. Данная программа является авторской и составлена ст. препод. Тулегеновой М.
  3. Приказ №18-п от «30» июля 2010 г. Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку

    Документ
    4. Предмет государственного контракта: поставка книжной продукции для нужд Федерального государственного учреждения культуры «Российская государственная библиотека для молодежи»
  4. О проведении открытого аукциона в электронной форме (16)

    Документ
    Поставка печатных изданий на бумажных и электронных носителях Государственному бюджетному учреждению культуры Новосибирской области «Новосибирская государственная областная научная библиотека» в количестве 7 078 наименований / 10 249 экземпляров.
  5. Бюллетень новых поступлений в нб согу за период с 05. 2011 по 10. 2011гг

    Бюллетень
    Концепции современного естествознания : учеб.пособие / под общ.ред.С.И.Самыгина. - Изд.12-е. - Ростов-н/Д : Феникс, 2010. - 412с. - (Высшее образование).
  6. Черкаський інститут банківської справи Університету банківської справи (1)

    Документ
    Гавриленко, О.П. Екогеографія України [Текст] : навч.посібник/ О. П. Гавриленко. -К.: Знання, 2008. -646 с. -(Вища освіта ХХІ століття) Примірники: всього:1 - ЧЗ(1)
  7. Учебно-методический комплекс для специальности 030602 «Связи с общественностью» Согласовано: Рекомендовано кафедрой

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Религиоведение» составлен в соответствие с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине по специальности 030602 – «Связи с общественностью».
  8. Справочник по программным продуктам

    Интернет справочник
    Фирма "1С" предлагает сборник кратких описаний программных продуктов, которые можно приобрести через партнеров фирмы "1С". При подготовке использована собственная информация фирмы "1С" и материалы фирм-разработчиков.
  9. Топики 16. 12. 2011

    Топик
    2) Отработка формата collaborative open research – открытого исследовательского проекта, выполненного на основе инициативы, кооперации и сотрудничества профессионалов и на средства самих профессионалов (возможно с привлечением средств

Другие похожие документы..