Учебно-методический комплекс дисциплины телефонное консультирование Для специальностей

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Перечень основной литературы

  1. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. Теория и практика психологический помощи [Текст]/ А.Н. Моховиков. - 2-е изд., перераб. и доп. под ред. В. Е. Кагана - М.: Смысл, 2001. – С. 494

  2. Практика телефонного консультирования: хрестоматия [Текст]/ Ред.-сост. А.Н Моховиков. - 2-е изд., доп. – М.: Смысл, 2005. - 463с.

  3. Хэмбли Г. Телефонная помощь [Текст]/ Г. Хэмбли; пер. с англ. Н.А. Речкуновой. – Спб.: Питер, 2002. – 12с

  4. Чурилин И.В. Особенности психологического консультирования при работе на ТД [Текст]/ И.В. Чурилин. – М.: Наука, 2002г. –210с

Перечень дополнительной литературы

  1. Бифрендерс И. Расширение деятельности добровольцев по предотвращению случаев самоубийств: учебное пособие [Текст] / И. Бифрендерс; Пер. с англ. С.П. Давыдова. — Лондон, -2004. – 145с.

  2. Бобровницкая, М.М. Особенности личностных проблем детей и подростков, обратившихся на телефон доверия : автореф. дис. канд.псих. наук (05.27.01) [Текст]/ Мария Михайловна Бобровницкая; МП ГУ. – Москва, 2004. – 20 с.

  3. Боучек, Я. Психотерапия при оказании скорой психиатрической помощи по телефону [Текст] / Я. Боучек, И. Пилярж; Пер. с франц. В.Ж. Тригубовой. - СПб.: ,2006. - 90-93с.

  4. Лис 3. Психотерапевтическая помощь по телефону при пограничных состояниях [Текст]/ З. Лис // Тр. Ленингр. науч.-исслед. психоневрол. ин-та им. В.М. Бехтерева. - Л., 2003. – №2. – С. 116 -118.

  5. Литвиненко В.М. Пациенты службы ТД и особенности психотерапевтической работы [Текст]/ В.М. Литвиненко. – М.: Наука, 2000г. – 302с.

  6. Проблемы линий экстренного психологического консультирования. Материалы конференции РАТЭПП за 2002-2005гг.– СПб.: РАТЭПП, 2006. – 110с.

  7. Содержание и организация деятельности центров экстренной психологической помощи ТД: научно-методическое пособие [Текст]/ под. ред. О.В. Галустовой. – М.: Наука, -2009г. –258- 357с.

  8. Содружество линий телефонной помощи. [Текст]/ под. ред. и предсисл. В.Е Кагана. – М.: Академ-книга, - 2003 – 119 -229с.

  9. Телефон Доверия: организационно-методический сборник [Текст]/ под ред. Н.В. Самойленко -. Кемерово: «Кузбасс», 2004г. – 107с

  10. Хэмбли Г. Руководство для тех, кто желает помогать другим по телефону [Текст]/ Г. Хэмбли; пер. с англ. Н.А. Речкуновой. – Спб.: Питер, 2002. – 204с

Методические указания студенту по подготовке к лекциям и практическим занятиям

Уважаемые студенты!

Изучение данной дисциплины приходится по учебному плану на 9 семестр вашего обучения. Это блок дисциплин, которые носят название – дисциплины специализации которые формируют углубленные представления о профессиональной деятельности и расширяют спектра профессиональных возможностей для будущего трудоустройства.

Данный курс поможет вам в формировании базовых представлений об основных этапах консультирования, концепциях психологического консультирования его моделях и принципах, а так же вопросах профессионального самоопределения консультанта

Помимо ознакомления слушателей с основами психологического консультирования предполагается также формирование базовых консультативных навыков. Таких как применение основных теоретических концепции (терапевтические теории личности) и в консультировании абонента, умение отличать информационные виды консультирования от психотерапевтического консультирования.

Данный курс позволит не только систематизировать полученные теоретические знания, укрепить исследовательские навыки, но и даст возможность ориентироваться в новом предметном поле.

Подготовка студентов в данном курсе осуществляться в виде лекционного курса и практических занятий. Причем каждое занятие включает в себя как теоретическую, так и практическую часть. Качественную подготовку именно в практической области студенты могут получить только при непосредственном тренинге навыков работы, отработки техник оказания консультационной помощи «на телефоне доверия».

Активное восприятие материала связано с умением правильно проанализировать свою работу и работу коллег, поэтому данному процессу также уделяется достаточно времени. Студентами самостоятельно отрабатываются техники работы, частные проблемы телефонного консультирования. Результаты и процесс работы впоследствии обсуждаются и анализируются. Однако, перед началом изучения каждой частной проблемы телефонной помощи, теория предлагается в сжатом виде. Методпм работы на семинарских и практических занятиях стали: метод минилекции, общегрупповые упражнения, обсуждения в группе, ролевые игры с обратной связью, моделирование фрагментов консультативных сессий в малых группах, упражнения в парах.

Технические средства обучения и контроля: показ видеоматериалов с психотерапевтическими и консультационными сессиями различных зарубежных и отечественных психологов и психотерапевтов.

Активные методы обучения: ролевые игры (профессиональные навыки консультанта), разбор сессии (анализ исходов консультирования).

Материальное обеспечение дисциплины: раздаточный материал (списки навыков консультирования, возможных исходов консультирования, стенограммы сессий).

Тематический план семинарских и практических занятий.

семинарское занятие №1. История развития психологического консультирования

Список вопросов для обсуждения:

  1. Практическая и теоретическая психология: сходства и различие.

  2. Внеклиническая психотерапия, коррекционная психология и психологическое консультирование: сравнительный анализ

  3. Цели и задачи психологического консультирования.

  4. Условия успешного консультирования.

  5. Организационные проблемы психологического консультирования.

  6. Ролевое кольцо: клиент - заказчик - посредник - подрядчик-исполнитель (консультант), спонсор. Понятие разделения ответственности.

  

   Контрольные вопросы:

  -- Отличие практической и академической психологии

  -- Сходство и различия внеклинической психотерапии и телефонного психологического консультирования

  -- Действующие лица в телефонном психологическом консультировании

  -- Что означает "разделение ответственности"? Между кем?

Литература

Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. - М., 2009.

Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию.? М., 2006.

семинарское занятие №2 Психологическое консультирование и его специфика

  1. Главная цель телефонного психологического консультирования

  2. фасилитация личностного роста клиента с точки зрения возникновения у него чувства перспективы, наделения/развития его способности к анализу и видению ситуаций в различных ракурсах, умения разрабатывать различные стратегии поведения и осознанно им следовать.

  3. Основные виды и модусы консультирования: очное, заочное, экстренное ,краткосрочное ,долгосрочное, индивидуальное ,семейное ,групповое.

Литература

Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. - М., 2009.

Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии.2008. № 5.

Гулина М.А. Психологическое консультирование в социальной работе // Психология: итоги и перспективы (30 лет факультету психологии СПбГУ) / Под ред. А.А. Крылова. Тезисы научно-практич. конференции. СПб, 1996б.

семинарское занятие №3 Основные подходы в практике психологического консультирования:

  1. психодинамические теории и глубинная психология,

  2. бихевиоральное направление,

гуманистическое направление.

Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии.1990. № 6.

Братченко С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред.Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М., 2007.

Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию.? М., 2006.

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. ?М., 2008.

семинарское занятие №4. Беседа (интервью) как основной метод индивидуального телефонного психологического консультирования

  1. Консультирование как беседа и как диалог.

  2. Классификации типов бесед: а) по целям и содержанию: анамнестическая, диагностическая и <рекомендующая>; б) по характеру организации: полностью контролируемые, частично контролируемые и свободные.

  3. Основные стадии беседы <(интервью): 1) знакомство и достижение взаимопонимания; 2) сбор информации о контексте запроса, первичная идентификация проблемы и оценка потенциальных личностных ресурсов клиента; 3) определение желательного результата; 4) заключение <контракта> на совместную работу и выработка альтернативных решений; 5) обобщение предыдущих этапов и переход от обучения к , действиям; 6) завершающий этап.

  4. Заполнение карты приема и фиксация процесса консультирования.

   Контрольные вопросы:

  -- Какие вы знаете методы психологического консультирования?

  -- Почему беседа является ведущим методом психологического консультирования?

  -- Что такое "активное слушание"?

Василюк Ф.Е. Психология переживания .- М., 2004

Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию.? М., 2006.

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. ?М., 2008.

Петровская Л.А. Компетентность в общении. ?М., 2009.

семинарское занятие № 5 -- Основные направления и формы телефонного психологического консультирования

  

  1. Индивидуальное (интимно-личностное) консультирование,

  2. психолого-педагогическое консультирование,

  3. семейное консультирование, и консультирование семейных пар. Семейная терапия и семейное консультирование. Конструктивная и деструктивная семья. Диагностические методы, применяемые в семейном консультировании. Принципы и правила семейного консультирования.

  4. бизнес-консультирование Коучинг.

  5. рофориентационное консультирование.

  

Контрольные вопросы:

  -- Какие вы знаете направления и формы психологического консультирования?

  -- Каковы их особенности?

  -- От чего зависит выбор направления и формы психологической консультации?

  -- Личность психолога-консультанта и личность клиента

  

Литература

1.Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. - М.,2003.

2.Хембли Г. Телефонная помощь. Руководство для тех, кто желает помогать другим по телефону. - Одесса., 2002.

3. Гулина М.А. Психологическое консультирование в социальной работе // Психология: итоги и перспективы (30 лет факультету психологии СПбГУ) / Под ред. А.А. Крылова. Тезисы научно-практич. конференции. СПб, 1996б.

семинарское занятие № 6  

  1. Клиент. Ожидания клиента.

  2. Классификация типов клиентов. "Трудные" клиенты.

  3. Границы компетентности психолога-консультанта и работа со смежными специалистами.

  4. Феномен "сгорания" психолога-консультанта. Признаки "сгорания"

  

   . Контрольные вопросы:

  -- Чем клиент отличается от пациента?

  -- Что делать консультанту с "трудными" клиентами?

  -- Почему качества личности имеют важное значение для психолога-консультанта?

Литература

    1. Крылов А.А., Гулина М.А. Теоретические основания и практические особенности психокоррекционной работы // Актуальные проблемы психологической теории и практики (Экспер. и прикл. психология; Вып. 14). СПбГУ, 2005.

    2. Нельсон-Джонс Р. Психологическое консультирование. Спб., 2009.

    3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. ?М., 2008.

    4. Петровская Л.А. Компетентность в общении. ?М., 2009.

 

  семинарское занятие №7 Структура и этапы психологической консультации

  

  1. Запрос, уточнение запроса.

  2. Формирование раппорта. Формирование позитивных целей клиента.

  3. Исследование барьеров. Совместная выработка альтернатив.

  4. Принятие решения клиентом и установка на изменения.

  5. Критерии эффективности консультации. Завершение консультации.

  

   Контрольные вопросы:

  -- Что значит "уточнение запроса"?

  -- Каковы критерии эффективности консультации?

  -- Каковы критерии завершения консультационной сессии?

.Хембли Г. Телефонная помощь. Руководство для тех, кто желает помогать другим по телефону. - Одесса., 1992.

Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии.1988. № 5.

Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию.? М., 1996.

Практическое занятие № 8 Практические навыки консультирования и их интеграция в групповом и парном взаимодействии:

словарь чувств, отражение чувств, парафразирование, рефлексия собственных переживаний, рефрейминг, обратная связь, понимание как принятие, эмпатия, невербальная коммуникация.

Практическое занятие №9 0тработка с этапов (стадий) процесса консультирования и их практическая отработка:

построение и поддержание контакта, исследование запроса клиента, различие между проблемой и ситуацией, понятие о психологическом диагнозе и контракте, изменение контракта. Консультирование как процесс, возможные стратегии и оценка эффективности. Завершение работы.

семинарское занятие № 10 Работа с кризисными состояниями

  1. Кризисные состояния, суицидальные состояния, острое горе, насилие.

  2. Кризисная интервенция.

  3. Подготовка к практике на телефоне экстренной психологической помощи под супервизорским наблюдением.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти / Пер. с франц. - М., 1992.

Скотт Дж..Г. Конфликты. Пути их преодоления / Пер. с англ. - Киев, 1991.

Хембли Г. Телефонная помощь. Руководство для тех, кто желает помогать другим по телефону. - Одесса., 1992.

Практическое занятие № 11 Работа с частными проблемными ситуациями

Ситуация: Вам известно, что Ивана Семеновича не так давно сбила машина, за рулем которой находился человек кавказской национальности. Иван Семенович испытывает сильные расистские чувства в связи с этим происшествием. Дневной стационар посещает в целях общения, игры в шахматы и лечения поврежденной после аварии ноги.

Каковы будут ваши как телефонного консультанта слова в ответ на следующее обращение 70-тилетнего Ивана Семеновича: “При советской власти, в былые времена все по-другому было. Беженцев не было, переселенцев. Всяких грязных туберкулезных оборванцев. Советская власть обо всех заботилась. И Пенза была чистым, уютным местом. А сейчас!? Полно всяких узбеков, цыган, китайцев. Занимают рабочие места, все рынки оккупировали, продают свой ширпотреб, наркотой торгуют. Тьфу! Сейчас я бы не находился здесь, если бы этот гад меня не переехал. По улицам опасно ходить. Того и гляди какой-нибудь цыган или армянин тебя собьет или китайским гриппом заразит”.

Практическое занятие № 12 Работа с частными проблемными ситуациями

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины психология консультирования Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология консультирования» (ОПД.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины психология семьи Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология семи» (ОПД.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины психология общения Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Психология общения» входит в состав дисциплин специализации по направлению «Социальная психология» основной образовательной программы, учебного плана по специальности «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины «психологическое консультирование» для студентов психологического факультета Специальность 031900, квалификация специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Настоящая программа, разработана для студентов факультета «Специальная психология и специальная педагогика», изучающих курс «Психологическое консультирование».
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины социальная психология для студентов исторического факультета Специальность, квалификация специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Курс “Социальная психология” разработан на основе государственного стандарта и предназначен для изучения студентами исторического факультета и включает в себя изучение таких разделов как “Введение в социальную психологию”, “ Личность
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы для студентов психологического факультета Специальность 020400, квалификация специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Программа курса «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 350500 – «Социальная
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля, курса) «информационный консалтинг»

    Учебно-методический комплекс
    Программа опережающего профессионального обучения и повышения квалификации работников сферы сервиса (программа ОПОиПК) «Консалтинговый сервис» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины «основы психологии семьи и семейного консультирования, дпп. Ф. 14» для специальности 050703. 65 «Педагогика и психология»/ 050704. 52 «Дошкольное образование»

    Учебно-методический комплекс
    7.2.2. Группы методов психодиагностики, позволяющие студентам самостоятельно осуществить сбор информации (психодиагностическое поле профориентологии) .
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (3)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология лиц с нарушениями речи [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.И. Трубникова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.

Другие похожие документы..