Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену по курсам «История русского театра»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство культуры Российской федерации

Министерство культуры Новосибирской области

Новосибирский государственный театральный институт

Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену

по курсам

«История русского театра»

«История зарубежного театра»

«История искусства драматического театра»

Часть II

Вопросы, планы ответов и содержательная часть

(исторический и фактический материал по истории театра, а также фрагменты из театроведческих статей и монографий).

для специальности 070201

«Актерское искусство»

Квалификация: «Актер драматического театра и кино»

Составители:

В.Н. Лендова,

Г.К. Журавлева

О.С. Ефременко,

Д.А. Флеенко

Новосибирск

2011

Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену

по курсам

«История зарубежного театра»

«История русского театра»

«История искусства драматического театра»

составлены в соответствии с государственным стандартом по театральному образованию и тематическим планом учебных программ Новосибирского государственного театрального института

Материалы представлены на обсуждение кафедры Истории театра, литературы и музыки НГТИ в апреле 2011 года

Рецензенты: проректор НГТИ Кузин В.И.,

зав. кафедрой ИТЛиМ НГТИ Шатина Л.П.

Материалы утверждены

на заседании кафедры

« »_____________________200___

Оглавление

I.

Вопросы к экзамену:

по истории русского театра

по истории зарубежного театра

4

12

II.

Материал по истории зарубежного театра

Литература для подготовки к экзамену

17

134

III.

Материал по истории русского театра

Приложение:

Пять великих режиссеров русского театра…

138

178

I.Вопросы к экзамену

А. Вопросы по истории русского театра

  1. Создание русского профессионального театра. Становление русской актерской школы в конце XVIII – первой половине XIX века.

  2. Создание русского репертуара во второй половине ХVШ – первой четверти ХIХ вв.

  3. А.С. Пушкин. Новаторство трагедии Борис Годунов и ее сценическая история.

  4. Н. В. Гоголь. Особенности художественного метода: формирование новой русской комедии. М. С. Щепкин в пьесах Гоголя.

  5. А.Н. Островский. Особенности драматургического метода. Анализ одной из пьес. Актеры Малого театра в пьесах Островского.

  6. А.П. Чехов. Новый тип драмы (анализ одной из пьес).

  7. Чехов на сцене МХТ. Актер в чеховском репертуаре.

  8. М.А. Булгаков на сцене МХТ: сценическая история спектаклей «Дни Турбиных» (1926), «Мертвые души» (инсценировка романа Н.В. Гоголя, 1932), «Мольер» («Кабала святош», 1936), «Последние дни» (1943).

  9. Театральная реформа К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Актер «школы Станиславского» в спектаклях МХТ.

  10. В.Э. Мейерхольд: режиссерская модель театра XX века. «Лес» Островского, «Ревизор» Гоголя и Мейерхольд.

  11. Е.Б. Вахтангов. Спектакль «Принцесса Турандот» – образец «игрового театра».

  12. А.Я. Таиров. Художественная программа «Камерного театра». Творчество А. Коонен.

  13. Г.А. Товстоногов. Режиссерский метод в спектаклях БДТ.

  14. А. В. Эфрос. Основные черты режиссуры. Новое в постановках классики.

  15. Ю.П. Любимов: «политический, поэтический, метафорический» Театр драмы и комедии на Таганке.

  16. Театр «Современник». Новый тип актера в спектаклях 60 – 70-х гг.

  17. Советская драматургия 60 – 70-х: В.С. Розов, А.Н. Арбузов, А.М. Володин, А.В. Вампилов и др. (на примере творчества одного драматурга).

  18. История Новосибирского государственного театра «Красный факел»

  19. История Новосибирского академического молодежного театра «Глобус»

  20. «Новая драма - 2» в российском театре рубежа ХХ – XXI веков: направления, литературные особенности, театральное воплощение.

Учебники по истории русского театра

Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца ХУШ века. М., 1977.

Данилов С.С. Русский драматический театр Х1Х века. Т. 1. Первая половина Х1Х века. Л; М.,1957.

Данилов С.С., Португалова М.Г. Русский драматический театр Х1Х века. Т.2. Вторая половина Х1Х века. Л. 1974.

История русского драматического театра от его истоков до конца ХХ века. Ответственный редактор Н.С. Пивоварова. М.: “ГИТИС”. 2005.

Вопрос 1

Создание русского профессионального театра. Становление русской актерской школы в конце XVIII – начале ХIХ вв.

Предпосылки создания профессионального театра в России: театр при Алексее Михайловиче, Петре I, Анне Иоанновне.

Сухопутный шляхетный корпус (1732) – колыбель русского театра.

Труппа Ф.Г. Волкова в Ярославле. Указ Елизаветы Петровны о создании «Русского для представления трагедий и комедий театра» (1756).

Становление русской актерской школы (Ф.Г. Волков, И.А. Дмитревский, А.С. Яковлев, Е.С. Семенова).

Вопрос 2

Создание русского репертуара во второй половине ХVШ – первой четверти ХIХ вв.

Формирование драматургии классицизма. А.П. Сумароков (1717-1777).

Трагедии и комедии А.П. Сумарокова. Значение творчества А.П. Сумарокова для возникновения национального театра.

Политические трагедии Я.Б. Княжнина (1740-1791) («Вадим Новгородский», 1789).

Возвращение традиции классицизма в творчестве В.А. Озерова (1769-1816): трагедия «Димитрий Донской» (1807). Особенности драматургической манеры Озерова: элементы сентиментализма и предромантизма в трагедиях «Эдип в Афинах» (1804), «Фингал» (1805).

Д.И. Фонвизин (1745-1792): у истоков реализма.

Вопрос 3

А.С. Пушкин и театр. Новаторство трагедии “Борис Годунов” и ее сценическая история.

Зрительский опыт А.С. Пушкина (1799-1837) и театральное окружение. Размышления поэта о судьбах развития русского театра (статьи А.С. Пушкина «Мои замечания об русском театре»,1820 г. и <О народной драме и о «Марфе Посаднице» М.П. Погодина>,1830 г.) Анализ Пушкиным основных драматургических систем (Расин и Шекспир). Требования к драматическому писателю.

«Борис Годунов» (1825). Исторические источники трагедии. Новизна авторской позиции Пушкина-историка. Проблема народа и власти. Центральные образы. Отношение к трагедии современников. Сценическая судьба.

Вопрос 4

Н.В. Гоголь. Особенности художественного метода: формирование новой русской комедии. М.С. Щепкин в пьесах Гоголя

Драматургия Н.В. Гоголя (1809-1852).

Театрально-эстетические взгляды Гоголя (назначение театра, задачи общественной комедии, роль автора).

Новаторство драматургии Гоголя: комическое как «смех сквозь слезы»; прием обобщения и укрупнения в создании драматургии общей ситуации (Манн Ю.В.); обновление природы конфликта: однородный мир комедии; замена любовного «механизма» на социальный (см: «Театральный разъезд после представления комедии»).

Идея о подложности жизни, о потерянной цели – секрет природы его трагического смеха.

Смех как «единственное честное и карающее лицо» (Ап. Григорьев). Темы «пошлости пошлого человека» и «борьбы с чертом».

Амбивалентность понятия «маленький человек».

Художественный метод Н.В. Гоголя как сочетание реализма и фантастики. Грани гротескного мира Н.В. Гоголя на примере одной из пьес.

История создания «Ревизора» (1836).

Анализ кольцевой композиции пьесы через действие, мотивы и интриги. Образная система комедии. Городничий и Хлестаков. Принципиальность пустоты и наивности Хлестакова. Немая сцена. Первые постановки комедии в Петербурге и Москве (1836). Отношение к ним Гоголя.

М.С. Щепкин (1788-1863) в пьесах Гоголя. Биографические сведения. Широта творческого диапазона актера. Щепкин и Гоголь. Городничий. Неудача в роли Подколесина («Женитьба»). Утешительный («Игроки») – образец мастерства Щепкина играть без слов, «изумительный дар говорить лицом, движением руки, взглядом на публику».

Вопрос 5

А.Н. Островский. Особенности драматургического метода. Анализ одной из пьес. Актеры Малого театра и Александринки в пьесах Островского

Утверждение реализма на русской сцене в творчестве А.Н. Островский (1823-1886).

Спор Н.А. Добролюбова и Ап.А. Григорьева о смысле творчества драматурга.

Периодизация творчества Островского.

Островский – сатирик и поэт русской жизни. Русский мир в «пьесах жизни» Островского.

Глубина осмысления дореформенной и послереформенной действительности в пьесах «Свои люди – сочтемся» (1849), «Доходное место» (1856), «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Бешенные деньги» (1870), «Лес» (1870), «Бесприданница» (1878).

Женская тема и мир театра в пьесах Островского. Анализ одной из пьес.

Актеры Малого театра и Александринки в пьесах Островского: П.М. Садовский, О.О. Садовская, Л.П. Никулина-Косицкая, С.В. Васильев, М.Н. Ермолова; А.Е. Мартынов, Ю.Н. Линская.

А.Н. Островский сегодня.

Вопрос 6

А.П. Чехов. Новый тип драмы (анализ одной из пьес).

А.П. Чехов (1860-1904). Биографические сведения.

Новаторство Чехова-драматурга и эволюция его театральной концепции. Равноценность духовного и предметно-телесного, человека и природы.

Проблема героя – «группа лиц без центра» (В.Э. Мейерхольд).

Особенности чеховского символизма. Проблема жанра.

Постановка пьес А.П. Чехова на домхатовской сцене: «Чайка» – режиссер Е.П. Карпова, В.Ф. Комиссаржевская – Нина Заречная в Александринском театре (1896).

Вопрос 7

Чехов на сцене МХТ. Актер в чеховском репертуаре.

Премьера «Чайка» во МХТе (1898) – открытие чеховской драматургии и современной театральной системы. Форма чеховского спектакля МХТ. Одухотворение предметной среды и звуковой партитуры. Музыкальная гармония постановки исполнения. Актерский ансамбль как эмоциональная общность.

Премьера «Дяди Вани» (1899).

Премьера «Трех сестер» (1901).

Премьера «Вишневого сада» (1904). Разногласия К.С. Станиславского с А.П. Чеховым. Драматургический и сценический жанр.

Вопрос 8

М.А. Булгаков на сцене МХТ: сценическая история спектаклей «Дни Турбиных» (1926), «Мертвые души» (инсценировка романа Н.В. Гоголя, 1932), «Мольер» («Кабала святош», 1936), «Последние дни» (1943).

М.А. Булгаков (1891-1940) и МХАТ:портрет художника под прессом идеологии.

Чеховский канон «Дней Турбинных». Художественный руководитель К.С. Станиславский, режиссер И.Я. Судаков, художник Н.П. Ульянов. Обновление традиции психологического реализма. Алексей Турбин – Н.П. Хмелев, Елена – В.С. Соколова, Мышлаевский – Б.Г. Добронравов, Лариосик – М.М. Яншин, Шервинский – М.И. Прудкин.

«Мертвые души» Н.В. Гоголя (1932, инсценировка М.А. Булгакова, режиссеры В.Г. Сахновский и Е.С. Телешева, М.А. Булгаков. Художник В.А. Симов). Роль К.С. Станиславского в пересмотре жанровых параметров инсценировки и режиссерской концепции. Чичиков – В.О. Топорков, Ноздрев – И.М. Москвин, Собакевич М.М. Тарханов, Плюшкин – Л.М. Леонидов, Манилов – М.Н. Кедров, Коробочка – А.П. Зуева.

«Мольер» Булгакова: судьба художника в тоталитарном обществе. История создания постановки. Запрет спектакля. Мольер – В.Я. Станицын, Людовик ХIY – М.П. Болдуман.

«Последние дни» (1943). Роль художника П. Вильямса в сценическом воплощении пьесы.

Вопрос 9

Театральная реформа К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Актер «школы Станиславского» в спектаклях МХТ.

Театральная реформа К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко: «Нам предстояла большая работа во всех частях сложного театрального аппарата: в области артистической, режиссерской, костюмерной, декорационной, административной, финансовой и проч., и проч.» (К.С. Станиславский).

Художественная этика актера «школы Станиславского». Способ присутствия актера в роли: поиск «зерна» и задачи роли, глубина «второго плана», подтекст роли. Полиритмия мизансцен. На примерах И.М. Москвин – царь Федор в спектакле «Царь Федор Иоаннович» (1898), М.П. Лилина – Наташа в спектакле «Три сестры» (1901), К.С. Станиславский – Астров «Дядя Ваня» (1899), О.Л. Книппер-Чехова – Раневская «Вишневый сад» (1904).

Вопрос 10

В.Э. Мейерхольд: режиссерская модель театра ХХ века. «Лес» Островского, «Ревизор» Гоголя и Мейерхольда

Вс. Э. Мейерхольд: основные этапы творческого пути до 1917 года. Театр и революция.

Мейерхольд в 1920-е годы. Организация ТИМа (1923) как театра экспериментального поиска.

«Лес» А.Н. Островского, 1924. Оформление В.Ф. Федорова (1891-1970) по плану В.Э. Мейерхольда. Драматургия пьесы и спектакля. Монтажная организация многоуровневой сценической структуры. Контрапункт социальной сатиры и лирической стихии. Жонглирование актера социальными и театральными масками: игра с вещами и воображаемыми предметами Аксюша – З.Н. Райх, Счастливцев – И.В. Ильинский. Гурмыжская – Е.А. Тяпкина.

«Ревизор» Н.В. Гоголя, 1926. Оформление В.П. Киселева (1895-1984) по плану В.Э. Мейерхольда. Мейерхольд и Гоголь. Драматургия пьесы и спектакля. «Курс на трагедию». «Музыкальный реализм». «Скотство» – «в изящном облике «брюлловской натуры». Композиция текста. Символическая метафора сценического пространства, принципов мизансценирования и актерского исполнения. Хлестаков – Э.П. Гарин, Городничий – П.И. Старковский, Анна Андреевна – З.Н. Райх, Марья Антоновна – М.И. Бабанова.

Вопрос 11

Е.Б. Вахтангов. Спектакль «Принцесса Турандот» - образец игрового театра

  1. Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену по курсам «История русского театра» (1)

    Материалы для подготовки
    составлены в соответствии с государственным стандартом по театральному образованию и тематическим планом учебных программ Новосибирского государственного театрального института
  2. Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История искусства музыкального театра» Часть II

    Материалы для подготовки
    10. Новое поколение советской режиссуры в театре 1960-х годов. О.Н. Ефремов, Ю.П. Любимов, Г.А. Товстоногов, А.В. Эфрос. Подробно об одном из выдающихся деятелей советского театра.
  3. Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История искусства музыкального театра» (2)

    Материалы для подготовки
  4. Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История искусства музыкального театра» (1)

    Материалы для подготовки
    Часть II Вопросы, планы ответов и содержательная часть (исторический и фактический материал по истории театра, а также фрагменты из театроведческих статей и монографий).
  5. Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История русского театра»

    Материалы для подготовки
    Культовая основа древнегреческого театра. Значение религии Диониса в становлении древнегреческого театра. Календарный цикл дионисийских празднеств как театральный сезон (Великие Дионисии, Малые Дионисии, Линнеи).
  6. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.
  7. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов .
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история русской литературы» для специальностей: 05030101 Русский язык и литература

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература рубежа XIX – ХХ вв. Основные направления, поиски в области художественной формы (проза, драматургия, поэзия). Феномен русского декаданса и его вклад в историю русского искусства.
  9. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для дневного отделения Составители: к и. н., доцент

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем

Другие похожие документы..