Учебно-методический комплекс Для студентов факультета журналистики Минск

Л. П. Саенкова

Культурология

Учебно-методический комплекс

Для студентов факультета журналистики

Минск

БГУ

2007

Аннотация

Данный учебно-методический комплекс представляет структурированное содержание курса культурологии. В нем дается краткое изложение лекций, программа практических занятий и контролируемой самостоятельной работы студентов, а также методические материалы. В курсе лекций по данной дисциплине представлены основные этапы и закономерности культурно-исторического процесса от первобытности до наших дней, раскрывается сущность понятия «культура», структуры и функций культуры, излагается суть основных культурологических концепций.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, преподавателей, кругу читателей, интересующихся проблемам культуры.

Введение

Следуя мысли известного английского историка, философа Арнольда Тойнби, можно утверждать, что из всех социальных структур именно культура «представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации». Именно культура является сутью всех аспектов деятельности человека – от материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа. Она определяет общественную и индивидуальную жизнь человека – труд, досуг, мышление, образ жизни, быт, отношения между людьми. Культурой определяется уровень гуманистического содержания жизни общества.

Пониманием сущностного, глубинного смысла культуры объясняется статус дисциплины «Культурология» в системе современной подготовки специалистов практически для всех областей человеческой деятельности. Культурология как интегративная социогуманитарная дисциплина предлагает целостное, новое понимание проблем взаимоотношений человека с миром, являясь методологической основой такого знания. Культурологическое знание имеет важный практический смысл, связанный с реализацией человеком своих возможностей, с управлением многообразных социокультурных сфер. Современная жизнь требует от специалистов решения не изолированных познавательных и практических задач, а комплексного подхода в осмыслении и оптимизации самых разных областей социокультурной практики.

Курс «Культурология» занимает значимое место и в системе подготовки журналистов. Во-первых потому, что дает целостное представление о разных исторических эпохах с точки зрения их культурной насыщенности; во вторых, этот курс обладает определенным воспитательным потенциалом, позволяя научным образом понять мир ценностей и смыслов; в-третьих, помогает выработать как мировоззренческие, так и методологические основы для будущей профессиональной работы.

В рамках данного курса студенты изучают культуру как необходимое условие естественной целостности любого общества, как время и пространство смысла. Учебно-методическая проблема в преподавании этой дисциплины на факультете журналистики состоит в том, чтобы, с одной стороны, не ограничиться повторением известного, пройденного, а с другой – не превратить этот курс в некую абстрактную дисциплину, основанную на изложении отвлеченных понятий. Важно, чтобы интегративные знания о развитии культуры человечества давали возможность прозревать глубинные смыслы человеческого бытия, сущностное наполнение современной действительности. Исходя из этого, были определены следующие задачи: дать целостное представление о культуре, ее сущности, особенностях, структуре, функциях; познакомить с многовековой историей мировой и отечественной культуры; помочь выработать ценностные ориентиры в понимании как своей, так и других культур, осознания себя субъектом культурного творчества.

Предметом курса является ценностное содержание деятельности людей в разные исторические периоды. Курс культурологии дает понимание того, что любой аспект жизнедеятельности людей без культуры невозможен так же, как невозможна без культуры сама жизнь человека.

Модуль 1

Культурология. Конспект лекций

Тема 1. Предмет и структура культурологии.

Определение понятия «культура»

1.1. Культурология как научная дисциплина

Культурология – это интегративная социо-гуманитарная научная дисциплина, которая сегодня является необходимой составляющей профессиональной подготовки специалистов во всех областях человеческой деятельности. Разработка стратегии деятельности в любой области должна базироваться на интегративном гуманитарно ориентированном знании. Культурология – научная дисциплина, дающая целостное и принципиально новое видение проблем взаимоотношения человека с миром, является методологической основой такого знания.

Культурология как наука оформилась во второй половине ХХ в., хотя исследование культуры началось гораздо раньше. До середины XIX столетия этим занимались исключительно философы и историки, затем культура стала предметом исследования в других науках – археологии, этнографии, психологии, социологии, филологии, антропологии. Одной из первых работ, в которой культура рассматривалась как системное целое стала книга английского историка-этнографа Эдварда Тэйлора «Первобытная культура» (1817 г.). В конце XIX в. были предприняты первые попытки создания собственно культурологии. В частности, такие попытки имели место в Германии, где в рамках новой науки рассматривалась главным образом религия. Однако в полном смысле – и по названию, и по сути – культурология появилась только в ХХ столетии. Значительный вклад в ее становление внес американский ученый Лесли Уайт, книга которого называлась «Наука о культуре» (1949). Его заслуга состояла в том, что он четко поставил вопрос о необходимости определения предмета культурологии, тех явлений, которые должны входить в ее компетенцию. Обобщая сделанное до него, Уайт предложил выделить в культуре три подсистемы: технологическую, социальную, идеологическую. Пол первой понимались орудия производства, это тот вид культуры, который опосредует отношения между человеком и природой. Вторая охватывает межчеловеческие отношения: экономические, политические, нравственные. Содержание третьей подсистемы составляют идеи, верования, мифы и знания. Это была первая классификация видов культуры.

В ХХ в. с наибольшей очевидностью обозначилась потребность в специальном межпредметном исследовании культуры. Это связано с изменившейся социокультурной средой. Научно-технические революции в минувшем столетии сделали общества чрезвычайно динамичными системами, стимулируя радикальные изменения социокультурных связей и форм человеческого общения. В ХХ в. стали наиболее очевидны инновации, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию. Усложнение и интенсификация социокультурной жизни, сопровождающиеся разрушением традиций и норм, стремительное, всеохватывающее распространение массовой культуры обусловливают значительные масштабы современного кризиса личности. Весь комплекс этих причин стимулировал развитие наук о человеке, обществе, культуре. Собственно культурологическая проблематика актуализировалась в русле начавшегося со второй половины ХХ в. процесса смены научных парадигм, который был обусловлен осознанием тесной взаимозависимости всех составляющих человеческого бытия, глубиной противоречивости этой зависимости и необходимостью изучения сложных гетерогенных систем, одной из которых выступает культура. Культурология – интегративная область знания, рожденная потребностями современной эпохи на стыке (культур-) философии, (культур-) психологии, культурной и социальной антропологии, этнологии, социологии. Актуальность культурологии (культуроведения) обусловлена прежде всего возрастающей ролью гуманитарного познания. Гуманитарно-культурные ценности оказались чрезвычайно необходимыми для развития человеческого рода, общества и отдельного человека. Культурология непосредственно связана с определением феномена гуманитарной культуры, с проблематикой гуманистики ХХ, XXI и, возможно, последующих столетий.

1.2. Виды культурологии

В настоящее время существует множество представлений о культурологии. Представления детерминируют тот или иной подход в изучении культуры. Первым является философия культуры, которую можно определить как общую теорию культуры. Философская культурология ставит перед собой задачу осознания, осмысления и объяснения культуры через ее наиболее общие и существенные черты. В ней дается определение и понимание сущности культуры, обосновываются ее отличия от природы, соотношения с цивилизацией и другими явлениями. Предметом изучения философской культурологии является структура, функция, роль культуры в жизни человека и общества.

Вторым видом является историякультуры. Главная ее задача – дать конкретные знания о той или иной культуре. Ее предметом может быть мировая, национальная или региональная культура или какая-нибудь эпоха. Третьим видом является социологическая культурология. Она исследует реальное функционирование либо культуры в целом, либо имеющихся в ней субкультур: молодежной, женской, городской, сельской. В социологической культурологии исследуются происходящие сдвиги и изменения в культуре, их динамика.

Четвертым видом является психологическая культурология. Ее предметом являются индивидуальные особенности отношения к культуре, своеобразие поведения человека в рамках того или иного культурного поля. В западных странах широкое распространение получила этническая или этнологическая культурология, именуемая также культурной антропологией. Она изучает традиции и обычаи, обряды и ритуалы, мифы и верования, а также весь уклад жизни традиционных обществ и так называемых архаических народов.

До недавнего времени большое влияние имела филологическая культурология, в которой та или иная национальная культура изучается через призму языка и литературы. В последнее время широкое распространение получила структурно-семиотическая концепция культуры, опирающаяся на новейшие лингвистические, семиотические методы.

1.3. Понятие культуры

Культурология – наука, которая находится в стадии становления, поскольку в ней нет еще достаточно разработанных понятий, категорий и терминологического аппарата. Тем не менее развитие культурологии идет весьма интенсивно. На это указывает и рост числа определений понятия «культура». Трудно назвать какое-либо другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Вполне привычно звучат такие понятия, как «культура поведения», «культурный человек», «культура чувств», «физическая культура», «духовная культура». В обыденном сознании культура служит оценочным понятием.

Американские культурологи Альфред Кребер и Клайд Клакхон в их совместном исследовании, посвященном определениям культуры, отметили неизменно возрастающий интерес к этому понятию. Так, если по их подсчетам, с 1871 по 1919 гг. было дано 7 определений культуры (первое принадлежит английскому этнографу Эдварду Тэйлору: «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества»), то с 1920 по 1950 гг. они насчитали 157 определений данного понятия. В наши дни существует более полутысячи определений. Чем можно объяснить такое многообразие трактовок? Прежде всего тем, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. Культура при этом рассматривается с самых разных точек зрения.

Термин «культура» восходит к латинскому слову cultura. Само понятие возникло в период римской античности, в нем обычно подчеркивается отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. В поэтическом трактате «Земледелие» римский писатель Марк Порций Катон (234–149 гг. до н. э.) впервые по отношению к возделыванию земли употребил слово «cultura», обозначив им процесс воздействия человека на природу с целью ее изменения. Автор заметил, что своим трудом земледелец вносит в мир природы человеческое начало, выращивая растения, в которые вложен не только труд, но и знание. Этот смысл слова расширился. Обточенный водой камень принимает другую форму, но, обработанный человеком камень воплощает в себе человеческие цели, волю и желания. Для римлян противоположностью понятия «cultura» было понятие «natura» (природа).

Первое значение этого термина – возделывание, обработка, уход. В первоначальном смысле зафиксирована связь с аграрными работами: обработка земли. Первоначально слово «культура» обозначало «возделывание земли, обработка сада, уход за растениями», т. е. земледелие. Уже в этом понятии зафиксирована важная особенность – единство человека и его деятельности. Понятие «cultura» в отличие от понятия «natura» (природа) означает «созданное», «внеприродное». Любой предмет культуры есть результат усилий человека, направленных на обработку, возделывание того, что дано природой. Культура не существует вне человека. (Пчела создает совершенную форму – соты, паук плетет не менее совершенное орудие лова – паутину, но это не есть явления культуры, поскольку все это появляется на уровне инстинктов. Здесь нет сознательного отношения, есть реализация природного начала.) Объектом воздействия может стать и сам человек. Об этом говорил римский оратор Цицерон (106–43 гг. до н. э.). Образование, воспитание – есть не что иное, как овладение культурой. У греков существовало понятие «пайдейа», которым они обозначали особые качества эллина, отличающие его от варвара. Варвар груб, жесток, разрушителен, в нем заметно его природное состояние. Эллин – человек, в котором воспитаны особые качества гражданина полиса: чувство гордости за свое государство, состояние свободы, владение красивым языком, поклонение богам, общественный образ жизни. «Пайдейа» – это воспитанность, образованность, состояние гармонии. По греческому мировосприятию, микромир, микрокосмос отдельного человека должен находиться в гармонии с космосом, который понимается как упорядоченность всего мира. Эллин, обладающий «пайдейа», соразмерен космической гармонии. Критерий образованности воплощали в себе и Академия Платона, и школа Аристотеля – Ликей. Противоположностью paideia было состояние дикости, не «обработанное» гармоничным общественным порядком. Таким образом, если римляне в осмыслении человека противопоставили понятия «natura» и «cultura», говоря о воздействии на окружающий мир, то Греция и восточный мир противопоставили природное и культурное начала в самом человеке. До сих пор сохранились римские и греческие представления о культуре, соответственно, и о жизни человека.

Есть свои представления о культуре и на Востоке. В китайской культуре со времен Конфуция полагали, что есть качество, свойственное особо благородным людям – «жэнь» (человеколюбие), без которого не может быть ни правителя, ни мудреца, ни человеческого достоинства. В Индии понятие «дхарма» означало высший закон, познание которого предполагало слияние человека с космосом, отрешение от земной суеты. В исламском Востоке есть понятия «джахилийа» (неведение, незнание) и «ильм» (просвещенность), «джахиль» (необузданный, жестокий, дикарь) и «халим» (спокойный, добродетельный).

В Европе долгое время понятие «культура» требовало пояснения: agri cultura – обработка земли, jurus cultura – выработка законов и правил поведения, cultura literare – выработка правил письменности и т. д. Только в XVII в. немецкий юрист Самюэль Пуфендорф (1632–1694) употребил это понятие как самостоятельный научный термин, а в XVIII в. немецкий ученый И. Гердер начал исследовать своеобразие разных эпох и народов.

В слове «культура» есть корень «культ». Культура иногда трактуется как культ, почитание, поклонение, прежде всего в религиозном смысле. Обобщая существующие точки зрения на культуру, можно сказать, что слово «культура» имеет три основных значения: 1) возделывание, обработка, творчество; 2) образование, воспитание, развитие; 3) поклонение, почитание.

В широком смысле слова под культурой понимаются все достижения человечества, все, созданное человеком. Культура предстает как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир. В настоящее время понятие культура означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Такое деление восходит к Цицерону, который первым отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая «возделывание души».

Материальная культура охватывает сферу материального производства и его продукты – технику, технологию, средства связи и коммуникации, производственные сооружения, дороги и транспорт, жилища, предметы быта, одежду и т. д. Духовная культура включает сферу духовного производства: религию, философию, мораль, искусство, науку. Внутри духовной культуры часто выделяют художественную культуру. Между материальной и духовной культурой есть единство: они обе являются результатом деятельности человека, у истоков одной и второй находится духовное начало (проекты, архитектура). Однако есть и существенные различия: в художественных произведениях главным является не материальная оболочка, а духовное содержание, тогда как в предметах материального мира не всегда есть духовное начало. Эти различия на каких-то этапах развития могут войти в противоречие.

Подобный конфликт случился в ХХ в., когда материальная культура стала все больше доминировать над духовной.

  1. Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений специальности (032401. 65) «Реклама»

    Учебно-методический комплекс
    Автор-составитель: Мамонова Л.А. Деловое общение. Учебно-методический комплекс (для студентов очного и заочного отделений) специальности (032401.65) «Реклама».
  2. Учебно-методический комплекс для студентов 3 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» сокращенной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    Комплексные мультимедийные средства в образовании 44 4 Зачет 3 Управление образовательными системами 7 4 Зачет 4 Современные средства оценивания результатов обучения 8 Зачет 5 Социальная психология 00 К/р Экз.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов 5 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» полной образовательной программы Тобольск

    Учебно-методический комплекс
    3 Этнология 10 4 Психолого-педагогическая коррекция 00 Зачет 5 Психотерапия 18 10 Основы психологии семьи и семейного консультирования 0 К/р Экз.
  4. Учебно-методический комплекс для студентов II III курсов филологического факультета по специальностям: «Русский язык и литература»

    Учебно-методический комплекс
    Настоящий Учебно-методический комплекс (УМК) по предмету «История зарубежной литературы XIX века» составлен на основе типового Учебного плана Министерства образования и науки РФ (2004 г.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов II iii

    Учебно-методический комплекс
    «050301.00 Русский язык и литература. Чувашский язык и литература», «033 .00 (050302.65) Родной (татарский) язык и литература. Русский язык и литература»,
  6. Учебно-методический комплекс для всех специальностей и направлений подготовки Москва 2010 г

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по истории российской и мировой культуры составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерной программой по дисциплине по
  7. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» (4)

    Учебно-методический комплекс
    УМК-МПИ: Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» на 2011-2012 и 2012-2013 учебный год. Автор-составитель: Исаков Владимир Борисович, доктор юридических наук, профессор.
  8. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» (5)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разъясняет цели и задачи магистерской программы «Правовая информатика», содержит программы учебных курсов, концепция методологического семинара, тематику магистерских диссертаций и рекомендации по их написанию,
  9. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «История, теория и философия права»

    Учебно-методический комплекс
    УМК-ИТФ: Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «История, теория и философия права» на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор Анастасия Сергеевна Туманова: М.

Другие похожие документы..