Учебно-методический комплекс По дисциплине Юридическая психология вид дисциплины: спецкурс (наименование дисциплины) (общий курс, спецкурс, курс по выбору и т п.)

Сибайский институт (филиал)

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

Утверждено

на заседании кафедры

уголовного права и процесса

протокол № от2008г.

Зав. кафедрой_______________Ярмухаметова Г.З.

Учебно-методический комплекс

По дисциплине Юридическая психология вид дисциплины: спецкурс

(наименование дисциплины) (общий курс, спецкурс, курс по выбору и т.п.)

Специальность Юриспруденция

(наименование специальности)

Учебно-методический комплекс разработал:

Кувандыкова Луиза Камилевна,

ассистент

(Ф.и.о., должность, ученая степень, звание) Учебных часов по учебному плану:

Всего: 56__, в том числе:

лекций 28__________________

практических 28______________

зачетов_______________________

самостоятельная работа

студентов 55________________

Методические указания и рекомендации по дисциплине

«Юридическая психология» для студентов 4 курса

юридического факультета по специальности «Юриспруденция»

1.1. Цель преподавания дисциплины.

Юридическая психология: для нашего времени характерно значительное развитие психологической науки, проникновение ее во все сферы человеческой деятельности, использование психологии в решении многих проблем, в том числе вопросов совершенствования работы правоохранительных органов, создание профессиограммы юридических профессий. Решение этих вопросов требует психологического анализа личности и юридической деятельности, опирающегося на изучение основных психологических явлений, процессов, состояний, их особенностей в правовой сфере, что можно объединить общим понятием - психологическая культура юриста. Она предполагает наличие у всех работников органов правоохранения развитой системы психологических знаний, наличие навыков и приемов, обеспечивающих высокую культуру общения.

Исходя из вышеизложенного, «юридическая психология» ставит перед собой следующие цели:

- раскрыть теоретические понятия узловых вопросов предмета;

- научить студентов самостоятельно работать с литературой по юридической психологии;

- ознакомить студентов с основами общей психологии применительно к юридической.

1.2. Задачи изучения дисциплины

Общей задачей юридической психологии является научный синтез юридических и психологических знаний, раскрытие психологической сущности категорий права. К частным задачам юридической психологии относятся:

- психологическое исследование личности преступника, раскрытие мотивации преступного поведения,

- разработка социально-психологических основ профилактики преступлений,

- исследование психологических закономерностей различных видов правоохранительной деятельности (следователя, прокурора адвоката судьи)

- исследование психологических закономерностей деятельности исправительных учреждений в целях разработки системы мер по исправлению и перевоспитанию осужденных,

- разработка рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства работников правоохранительных органов по профессиональной ориентации, профконсультации кандидатов, желающих работать в указанных органах.

1.3.Перечень дисциплин, усвоение которых студентам необходимо для изучения данной дисциплины.

Юридическая психология тесно связана с такими дисциплинами учебного плана, как общая психология, педагогика и психология, основы анатомии и физиологии человека, криминальная психология, уголовное право и процесс.

Требования

к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки юриста по специальности 030501-Юриспруденция

Код

Наименование дисциплины и её краткое содержание

Всего часов

ОПД.Ф.24

Юридическая психология

Предмет, система и содержание юридической психологии; юридическая психология и системе научных отраслей знания. Понятие личности в психологии и правовой науке. Психологические методы изучения личности субъектов правопримени­тельной деятельности. Ощущение, восприятие. Понятие и виды памяти. Мышление. Воображение и его виды. Внимание. Эмоции. Чувства. Состояния тревожности, психической напряженности. Фрустрация. Аффект. Страдания. Индивиду­ально-психологические особенности личности (темперамент, характер и его свойства). Предмет, основания, поводы на­значения судебно-психологической экспертизы (СПЭ), её подготовка и назначение, порядок проведения. Психология пре­ступного поведения (психология преступления). Психология личности преступника. Психология преступного поведения (психология преступной группы). Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. Психология личности юриста. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста. Обще­ние в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура). Психология допроса. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста. Психологические особенности судопроизводст­ва.

156

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КУРСУ «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

П/П

Тема занятия

форма занятий

лекция

семинар

1.

Тема 1. Предмет, задачи и методы юридической психологии, ее краткая история.

4

4

2.

Тема 2. Познавательные процессы.

2

2

3.

Тема 3. Психология личности.

2

2

4.

Тема 4. Криминальная психология.

2

2

5.

Тема 5. Психология предварительного расследования и отдельных следственных действий.

6

6

6.

Тема 6. Судебно-психологическая экспертиза.

2

2

7.

Тема 7. Психологические особенности судебной деятельности.

4

4

8.

Тема 8. Психология личности юриста.

2

2

9.

Тема 9. Превентивная и постпенитенциарная психология.

4

4

Итого:

28

28

Программа курса по «Юридической психологии» для студентов 4 курса

юридического факультета по специальности "Юриспруденция"

Тема 1. Предмет, задачи и методы юридической психологии, ее краткая

история.

Вопросы:

  1. Предмет юридической психологии и её задачи.

  2. Методы юридической психологии.

  3. Развитие юридической психологии в России.

Контрольные вопросы:

  1. Значение юридической психологии.

  2. Взаимосвязь юридической психологии с другими отраслями права.

  3. Определить основные методы используемые в юридической психологии.

  4. Значение психологической школы в развитие юридической психологии.

Темы для написания докладов:

  1. Развитие зарубежной юридической психологии.

  2. Система юридической психологии.

Развитие представлений о юридической психологии. Научные представления о связи юридической практики и психологии возникли в связи с работой следователей и в начале этого столетия стали именоваться «психологией следственной деятельности» или «судебной психологией». Время шло, психология стала использоваться в других сферах юридической деятельности, а система юридико-психологических знаний продолжала именоваться «судебной психологией». Только в 60-х годах профессором А.Р. Ратиновым, которому принадлежит приоритет в возрождении и развитии юридико-психологических знаний в постсталинское время «хрущевской оттепели», было предложено новое название — «юридическая психология», официально включенное в 1969 г. в перечень научных специальностей. По ней стали присуждаться и ученые степени кандидата и доктора наук. Это было не простым переименованием старых знаний, а принципиально новым пониманием сущности и возможностей психологии в юридической практике и, стало быть, новым представлением о предмете этой отрасли научного знания.

Однако и после этого было немало сторонников старого понимания круга юридико-психологических знаний и старого названия. Книги с названием «Судебная психология» продолжали появляться до конца 80-х годов, а учебная дисциплина «Судебная психология» существует до сих пор во многих юридических образовательных учреждениях страны. Рецидивы старого обнаруживаются и в ряде новых книг под названием «Юридическая психология», большую часть которых составляют сведения по психологии следственной деятельности.

Интегративный характер предмета юридической психологии. Система научных знаний, находящаяся на стыке юридических и психологических наук, иначе как юридической психологией именоваться просто не может. Это определяет и интегративную сущность самой реальности и интегративный характер знаний о ней, являющихся юридико-психологическими. Закономерные связи, феномены и механизмы, обнаруживающиеся и действующие при соприкосновении юридической и психологической реальностей, и выступают основой предмета юридической психологии. Возникает, однако, потребность уточнить область распространения этих знаний. Если проанализировать расхождения имеющихся точек зрения на предмет юридической психологии, то можно сказать, что они относятся больше к «юридической части» предмета, чем к психологической.

Предметом юридической психологиивыступает психологическая реальность (психологические феномены, психологические закономерности и психологические механизмы) в деятельности юридических органов, государственных, хозяйственных и общественных организации в их влияниях на правовую систему и зависимостях от нее, а также юридически значимых сторон образа жизни, поведения и правоотношений граждан и их групп. Короче: предмет юридической психологии — психология людей в отношениях с системой права.Судебная реформа в России 1864 г., служившая стимулом развития отечественной юридической психологии. Трактовка преступного поведения человека как биологического явления (Ч. Ломброзо). Критика этой трактовки АФ. Кони и др. Развитие психологии в начале ХХ-сто летая. Труды ИМ Сеченова, В.М Бехтерева, СВ. Познышева, С.С, Корсакова, В.П Сербского, послужившие основой юридической психологии как самостоятельно-научной дисциплины.

  1. Публичный доклад муниципального автономного общеобразовательного учреждения (3)

    Доклад
    Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Набережные Челны «Гимназия №77» утверждён постановлением Руководителя Исполнительного комитета от 03.
  2. Публичный отчет директора моу «сош №95» по итогам общеобразовательной и финансово хозяйственной деятельности в 2010/2011 учебном году Полное наименование: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №95»

    Публичный отчет
    В 2011 году школа прошла государственную аккредитацию и получила государственный статус «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» (свидетельство №616 от 22.
  3. Департамент по молодежной политике, физической культуре, спорту Администрации Томской области

    Документ
    Физическая культура, здравоохранение и образование / Материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти В.С.Пирусского.- Томск, Томский государственный университет, 2009.
  4. Учебно-методический комплекс для студентов юридического факультета Омгу им. Ф. М. Достоевского (всех форм обучения) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Криминалистика: учебно-методический комплекс (для студентов юридического факультета) / Сост. М.И. Курбатова, В.С Максимов. - Омск: Омский гос. ун-т, 2007.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов юридического факультета Омгу им. Ф. М. Достоевского (всех форм обучения) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юристов ОмГУ. В нем представлены программа дисциплины «Криминалистика», нормативные акты и литература,
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине (умк). Требования к составу и содержанию, рекомендации по разработке (1)

    Учебно-методический комплекс
    четкое определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программе данной специальности; фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач дисциплины;
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине (умк). Требования к составу и содержанию, рекомендации по разработке (2)

    Учебно-методический комплекс
    отражение в содержании учебной дисциплины современных достижений науки, культуры и других сфер общественной практики, связанных с данной учебной дисциплиной;
  8. Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Разработанный Учебно-методический комплекс по дисциплине «Судебная психиатрия» включает пояснительную записку, рабочую учебную программу, нормативные источники и литературу (основную и дополнительную), вопросы, выносимые на лекции
  9. Паспорт Программы развития Информационная справка о школе

    Документ
    - принцип формирования открытого пространства для всех субъектов образовательного процесса – учащихся, родителей, педагогов, консультантов, партнеров,

Другие похожие документы..