Учебник для студентов всех специальностей и направлений подготовки высших учебных заведений

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТУЛЬСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Е.Д. Грязева, М.В. Жукова, О.Ю. Кузнецов, Г.С. Петрова

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ

УЧЕБНО-НАУЧНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СТУДЕНТОВ:

психофизиологические

и организационно-методические основы

Учебник для студентов

всех специальностей и направлений подготовки

высших учебных заведений

Тула

Тульский государственный университет

2011

УДК 378.091.313

ББК 74.584.

Г 928

Грязева Е.Д., Жукова М.В., Кузнецов О.Ю., Петрова Г.С.

Самостоятельная учебно-научная деятельность студентов: психофизиологические и организационно-методические основы: Учебник для студентов всех специальностей и направлений подготовки высших учебных заведений. – Тула: Изд-во ТулГУ; 2011. – 248 с.

Рецензенты:

БАЛБЕКО Анатолий Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, почетный работник высшей школы Российской Федерации, директор Межотраслевого института профессиональной переподготовки специалистов Московской академии государственного и муниципального управления;

ДАВЫДОВ Николай Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Московского института права;

ЧЕСНОКОВ Николай Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, академик РАЕН, проректор по связям с государственными и общественными организациями, заведующий кафедрой теории и методики легкой атлетики Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.

Кафедра теории и методики профессионального образования Тульского государственного университета (заведующий кафедрой – ПЕТРОВИЧЕВ Владимир Матвеевич, доктор педагогических наук, профессор, академик РАПО).

Печатается по решению библиотечно-издательского совета

Тульского государственного университета

Учебник в доступной форме излагает основы знаний о нейрофизиологии и психологии познавательной деятельности человека, структуре и функциях мышления, механизмах его физиологического обеспечения, гигиене умственного труда, а также разъясняет основные методические требования к самостоятельной учебной и учебно-научной деятельности студентов по подготовке к практическим занятиям и написанию различного работ текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Кроме того, популярно и подробно представлены и прокомментированы новейшие нормативные и методические требования к оформлению и защите учебно-научных письменных работ.

Учебник рассчитан на студентов всех специальностей и направлений подготовки высших учебных заведений.

© Е.Д. Грязева, М.В. Жукова,

О.Ю. Кузнецов, Г.С. Петрова

© Издательство ТулГУ, 2011

ISBN 978-5-7679-1837-9

Уважаемые студенты и читатели!

В жизни государства и людей происходят постоянные изменения, причем это не случайные изменения, а образующие определенные тенденции. В последние годы образование, особенно профессиональное, эти изменения претерпевает особенно быстро.

В современных условиях стремительного развития всех отраслей науки и техники, появления инновационных технологий и материалов, бурной информатизации общества содержание образовательных программ зачастую не успевает за развитием интеллектуального прогресса. Нередко знания, получаемые студентом в процессе обучения в вузе, морально устаревают к моменту окончания ими высшего учебного заведения. В этих условиях сегодня практически невозможно получить профессиональные знания на всю жизнь. Нельзя гнаться за количеством предоставляемых знаний, которые потом в практической жизни и трудовой деятельности не пригождаются. Пришло время качества знания, которые потом будут пополняться всю жизнь.

В связи с этим в современном профессиональном образовании актуальным становится принцип «Обучение через всю жизнь» (или «Lifelonglearning»). Сегодня цель обучения – предоставить каждому человеку простор и сферу деятельности, необходимые для развития его инициативы и формирования самостоятельного суждения. «Обучение через всю жизнь» подразумевает, что все люди способны к обучению, развитию своих потенциальных возможностей, получению знаний, причем в любом возрасте.

Вместе с тем, такие возможности люди должны развивать в себе сами, – ими не обладаю в равной степени от рождения. Основу программ беспрерывного образования в его современной редакции составляет ориентация на развитие отдельных личностей и совместное обеспечение этого развития благодаря снятию возрастных, социальных и организационных ограничений. Во многих странах, где осознали, что без системы постоянного обновления знаний и компетенции работников невозможно строить инновационную экономику, уже давно создают условия для массового участия взрослого населения в программах дополнительного профессионального обучения и переподготовки. В Австрии в них задействовано 89 процентов жителей страны, в Дании – почти 80, Финляндии – 77, Швеции – 71 процент. Каждый американский инженер ежегодно учится или повышает квалификацию 120 часов, то есть, как минимум, месяц.

Для реализации принципа «Обучение через всю жизнь» недостаточно директивных заявлений и призывов, – обучающиеся сами должны уметь обучаться. К сожалению, современная отечественная средняя школа не настроена на то, чтобы «учить учиться», и молодые люди, поступив в университет, где они впервые серьезно и постоянно должны заниматься решением проблемы «самообучения», не умеют этого делать, ищут «простые» пути не получения знания и практических навыков профессиональной деятельности, а представления преподавателям ответов на поставленные перед ними учебные вопросы.

К сожалению, отсутствие умений заниматься самостоятельной учебной работой не только интеллектуально обедняет студента во время его обучения в высшем учебном заведении (объем самостоятельной работы в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования составляет не менее половины всего объема учебной нагрузки современного студента), но и становится препятствием для дальнейшего самообразования молодого специалиста после получения высшего профессионального образования на пути «обучение через всю жизнь».

Сегодня активная самостоятельная работа студентов по освоению ими своей будущей профессии параллельно с аудиторными теоретическими и практическими занятиями становится неотъемлемой и чрезвычайно важной частью образовательного процесса в каждом высшем учебном заведении. По сути, при сознательном и творческом осуществлении этой деятельности каждый обучающийся оттачивает навыки своей профессии, которые так или иначе потребуются ему в будущем, станут залогом его конкурентоспособности на рынке труда. И наоборот, леность и отказ от самостоятельной учебной работы и, следовательно, собственного самосовершенствования неизбежно приведут к застою в развитии личности, оставят нерадивого студента за бортом бурно развивающегося мира, лишат его возможности сделать успешную профессиональную карьеру.

В последние два десятилетия мир кардинально изменился, что вызвало необходимость в формировании у студентов навыков самостоятельной учебно-познавательной деятельности, причем не только в сфере их будущей профессии. Сегодня каждый студент, как, впрочем, и не только студент, должен знать, как правильно самостоятельно находить, обрабатывать и использовать необходимую научную, общественно-политическую и научно-профессиональную информацию, соблюдая при этом этические принципы, не нарушая при этом норм права и не нанося ущерба собственному здоровью.

Решение данной задачи потребовало создания принципиально новой методики самостоятельной учебной и учебно-научной деятельности обучающегося (независимо от его возраста!) как в высшей школе, так и в последующей жизни. В ее основу легли сведения из различных областей гуманитарного знания – психологии, медицины, педагогики, философии, социологии.

Перед Вами учебник, являющийся плодом труда коллектива московских и тульских авторов. Он поможет читателю понять себя, узнать много нового о механизмах человеческого сознания, психофизиологических процессах получения и обработки человеческим мозгом информации, некоторых физиологических основах учебной деятельности, организации и культуре индивидуальной познавательной деятельности и интеллектуального труда, языке научных текстов, нормативах и правилах подготовки и оформления учебных и учебно-научных письменных работ. Словом, Вы сможете узнать много о том, что поможет при обучении в любом высшем учебном заведении и в процессе «обучения через всю жизнь».

Михаил Васильевич Грязев,

ректор Тульского государственного университета,

доктор технических наук,

профессор

От авторов

Все мы – и преподаватели, и студенты – являемся свидетелями и участниками масштабных модернизационных перемен, которые переживает государство и общество. Бурное развитие естественнонаучного и научно-технического прогресса, появление новых и более совершенных образцов техники и промышленного оборудования, а также массовая компьютеризация населения и повсеместное внедрение новых коммуникационных технологий, не только значительно облегчили труд и быт людей физически, но и существенно ускорили темп их жизни, информационно насытили бытование человека, тем самым усложнив его существование интеллектуально. За какие-то четверть века Россия из страны тотального дефицита (как товарного, так и информационного) превратилась в страну с неограниченными возможностями потребления, единственным регулятором разумности которого является обладание индивидом достоверной информацией. Умение работать с все возрастающим потоком сведений, анализировать их, отбирать все нужное и существенное, отсеивать все наносное – конъюнктурное и рекламное, а также грамотно применять полученную информацию в практической жизни – на работе и в быту в настоящее время является главным критерием при оценке субъективного уровня интеллектуального развития и профессиональной подготовленности современного специалиста. Сегодня каждый руководитель среднего звена (именно на их подготовку традиционно ориентирована отечественная системы высшего профессионального образования) должен не только иметь базовые знания в сфере своей деятельности, полученные на студенческой скамье, и активно применять их при выполнении трудовой функции, но также постоянно расширять и пополнять их, самосовершенствоваться как профессионал, ибо только таким образом он сможет успешно конкурировать своей сфере производства или оказания услуг, а также на рынке труда. Следовательно, умение грамотно работать с общей и специальной информацией является одним из важнейших критериев профессионального мастерства работника, занятого в области общественного или производственного управления (менеджмента), в сфере социальных услуг и на государственной или муниципальной службе, словом, там, где обычно трудятся специалисты с высшим профессиональным образованием.

Качественно новые условия все убыстряющейся жизни большинства жителей нашей страны и требования рынка труда заставили российское общество пересмотреть взгляды на казалось бы традиционные ценности, одной из которых еще с советских времен являлось обучение в высшей школе и сопутствующее ему получение определенных специальных знаний как своеобразная гарантия для каждого молодого человека его стабильной и обеспеченной будущей жизни и обеспеченной старости. Сегодня в отличие от предыдущей исторической эпохи одно наличие документа о высшем профессиональном образовании не гарантирует производственной или социальной карьеры, успешного трудоустройства и относительного материального достатка, как это было еще двадцать-тридцать лет назад. В настоящее время работодатели при приеме на работу требуют от соискателей не только наличие базовых профессиональных знаний и документов, их подтверждающих, но и уже имеющегося опыта работы, рассматриваемого ими как своеобразная гарантия наличия у кандидата на должность сформированных навыков соответствующей трудовой деятельности. Иными словами, наличие у индивида определенного набора и количества знаний, полученных в высшей школе, может быть вполне достаточно, но только на первых шагах профессиональной карьеры, а дальнейшее повышение его производственного, материального и социального статуса будет напрямую зависеть главным образом от расширения производственного опыта и усвоения новых специальных знаний. Таким образом, перед каждым современным студентом жизнь ставит задачу не только получить за время обучения максимальный объем знаний по избранному направлению подготовки или специальности, но и выработать навык самостоятельного поиска, интеллектуальной переработки и практического применения новой и постоянно появляющейся профессиональной информации (в первую очередь это касается будущих специалистов среднего управленческого звена – служащих органов государственной власти и местного самоуправления, производственных и социальных менеджеров, объективно вынужденных организовывать свою деятельность и деятельность подчиненных им структур в условиях перманентного и динамичного изменения отечественного законодательства, административной и судебной практики).

Смена условий интеллектуальной деятельности человека на основе информатизации и компьютеризации общества существенно изменило субъективную эмоциональную ценность знания для современного студенчества. Еще какие-то двадцать лет назад их родители часами просиживали в библиотеках, от руки заполняли конспектами необходимых для учебы и будущей работы сведений толстые общие тетради. Для них каждая крупица профессионального знания являлась результатом организационно сложного и психологически тяжелого труда, результат которого, однако, имел огромный положительный эмоциональный заряд, когда знание являлось субъективной интеллектуальной собственностью и нравственной ценностью каждого человека. Сегодня же с помощью компьютера и электронных средств Интернет поиск, обработка и представление пользователю необходимых сведений, материалов и данных осуществляются автоматически, не требует от него затрат времени и сил, интеллектуального напряжения, а поэтому обладание ими утратило субъективную ценностную эмоциональную оценку обладания результатом собственного познавательного труда. По сути, знание сегодня объективно трансформировалось в информацию – постоянно обновляемый возобновляемый ресурс материального производства, свободный и легальный доступ к которому превратился из личностно ориентированного достижения в обыденную возможность практически для каждого человека, умеющего работать с компьютером.

  1. Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Для студентов всех специальностей и направлений

    Методические указания
    История (в переводе с греческого языка – исследование, узнавание, рассказ) – это наука, изучающая прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.
  2. Рабочая программа Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов всех специальностей и направлений подготовки очной и заочной формы обучения Составил: Кузнецов В. И., Малахов А. Н

    Рабочая программа
    Рабочая программа Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов всех специальностей и направлений подготовки очной и заочной формы обучения
  3. Программа итогового междисциплинарного экзаменА для студентов всех форм обучения направления подготовки 1510 00-Конструкторско-технологическое обеспечение (1)

    Программа
    Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования регистрационный номер 273 тех/дс от 27 марта 2 года по направлению 151 – Конструкторско-технологическое обеспечение
  4. Программа итогового междисциплинарного экзаменА для студентов всех форм обучения направления подготовки 1510 00-Конструкторско-технологическое обеспечение (2)

    Программа
    Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования регистрационный номер 273 тех/дс от 27 марта 2 года по направлению 151 – Конструкторско-технологическое обеспечение
  5. Учебно-методический комплекс для студентов 1-4 курсов основной группы отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки Тюмень-2010

    Учебно-методический комплекс
    А.К. Ковалевский Физическая культура: учебно-методический комплекс для студентов 1-4 курсов отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки
  6. Учебно-методический комплекс «Политология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Для студентов всех специальностей и всех форм обучения

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.
  7. Учебно-методический комплекс для всех специальностей и направлений подготовки Москва 2010 г

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по истории российской и мировой культуры составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерной программой по дисциплине по
  8. Учебника для студентов педагогических специальностей вузов

    Список учебников
    Учебное пособие представляет собой своеобразный конспект учебника "Педагогика", за который в 2 г. И.Ф.Харламову присуждена Государственная премия Республики Беларусь.
  9. Учебно-методический комплекс для студентов специальной медицинской группы 1-4 курсов отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки

    Учебно-методический комплекс
    А.К. Ковалевский Физическая культура: учебно-методический комплекс для студентов специальной медицинской группы 1-4 курсов отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки

Другие похожие документы..