Учебник для студентов всех специальностей и направлений подготовки высших учебных заведений

Как уже было сказано выше, формирование любой осознаваемой поведенческой функции человеческого организма базируется на комплексном сочетании пяти начал – темперамента, а также психического, нейродинамического, энергетического и двигательного компонентов деятельности функциональной системы поведенческого рефлекса. Естественно, результат сформированности каждого действия напрямую зависит от степени субъективного развития каждого из этих компонентов у индивида, на чем следует остановиться более подробно.

Темперамент – характеристика индивида со стороны динамической особенностей его психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний. В его структуре можно выделить три главных компонента: общую психическую активность индивида, его двигательные проявления и его эмоциональность. Общая психическая активность индивида характеризует «динамические» особенности личности, ее тенденции к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Степени активности распределяются от вялости, инертности и т.п. до предельной энергичности, стремительности действий. Двигательный, или моторный, компонент определяется его значением как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить быстроту, силу, резкость, ритм, амплитуду и ряд других признаков мышечного движения (часть из них относится и к речевой моторике как основе познавательной деятельности и второй сигнальной системы организма). Третий компонент темперамента – эмоциональность – характеризует особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Основные моменты «эмоциональности» – впечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность – также оказывают существенное воздействие на интенсивность и эффективность познавательного процесса у обучающегося. Впечатлительность выражает степень аффективной восприимчивости субъекта, степень интенсивности его реагирование на ситуацию, быстроту перехода от одного эмоционального состояния к другому, степень его эмоциональной импульсивности; импульсивность – быстроту, с которой эмоция становится побудительной силой индивидуальных поступков и действий; эмоциональная лабильность – скорость, с которой данное эмоциональное состояние прекращается или сменяется другим.

Теоретическое и экспериментальное обоснование ведущей роли центральной нервной системы в динамических особенностях поведения и организации мышления впервые дал И.П. Павлов, выделивший три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств он выделил основные комбинации в виде четырёх типов высшей нервной деятельности: сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы рассматривается как темперамент сангвиника; сильный, уравновешенный, но инертный – как темперамент флегматика; сильный, но неуравновешенный – как темперамент холерика; слабый – как темперамент меланхолика. Из этого можно сделать вывод, что первичное формирование темперамента индивида определяется его биологическими (наследственными) свойствами, но в процессе воспитания и самовоспитания, в условиях интенсивного обучения и целенаправленных тренировок, а также под воздействием социальной среды основные свойства нервной деятельности человека могут корректироваться в ту или иную сторону, что, однако, не приведет к кардинальному изменению темперамента и, как следствие, – индивидуального порядка формирования функциональных систем поведенческих и мыслительных рефлексов. Поэтому, узнав свой темперамент, студент может только приспособится к учебной деятельности через комплекс адаптивных действий, связанных с заранее продуманной тщательной организацией своего труда.

Темперамент, будучи генотипическим явлением, оказывает существенное влияние на функционирование человеческого организма в каждый конкретный период его жизненного цикла, включая время получения профессионального образования в высшем учебном заведении. Наиболее тесно он связан с индивидуальной нейродинамикой – комплексом субъективных особенности протекания процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе и соответствующей им по развитости структуре нервной системы человека. Свойства нервной системы и темперамента имеют генотипическую природу и практически не изменяются при жизни, но человек с любым темпераментом способен к любым социальным достижениям, в том числе и в учебной деятельности, но достигается это разными путями. Для людей с разным типом темперамента одни условия являются более благоприятными для успешного обучения, а другие – неблагоприятными. Организационные формы обучения в современной высшей школе более благоприятны для людей с сильной и подвижной нервной системой (т.е. для сангвиников и холериков), поэтому среди них больше тех, кто хорошо учится, чем среди имеющих слабую и инертную нервную систему (флегматиков и меланхоликов). Последним необходимо вырабатывать компенсаторные приемы освоения учебного процесса, чтобы приспособиться к требованиям деятельности, не релевантным (психологически несоответствующим) их темпераменту.

Представители последних двух типов темперамента имеет специфические трудности в обучении. Так, выделяют следующие трудности студентов со слабой нервной системой (меланхоликов): длительная, напряженная работа; ответственная, требующая нервно-психического или эмоционального напряжения самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа, особенно при дефиците времени; работа в условиях, когда преподаватель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа (ситуация письменного ответа гораздо благоприятнее); работа после неудачного ответа, оцененного преподавателем отрицательно; работа в ситуации, требующей постоянного отвлечения (на реплики преподавателя, на вопросы других студентов); работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой; работа в шумной, неспокойной обстановке; работа у вспыльчивого, несдержанного преподавателя и т.п. У студента с инертной нервной системой (флегматика) трудности возникают в следующих ситуациях: когда предлагаются одновременно задания, разнообразные по содержанию и способам решения; когда материал излагается преподавателем в достаточно высоком темпе; когда время выполнения работы строго ограничено; когда требуется частое отвлечение от основного задания на дополнительные виды работ, на ответы преподавателю или товарищам; когда продуктивность усвоения материала оценивается на начальных этапах его постижения или заучивания; когда необходимо дать быстрый ответ на неожиданный вопрос и т.п.

Однако это совсем не означает, что меланхолики и флегматики совсем не предрасположены к обучению, они имеют свои преимущества перед холериками и сангвиниками. В частности, студенты со слабой нервной системой (меланхолики) успешно могут действовать в ситуациях, требующих монотонной работы, при необходимости действовать по схеме или шаблону; они способны хорошо организовать самостоятельную работу, тщательно спланировать ее и контролировать результаты, добиваясь максимальной безошибочности; они не перескакивают с одного на другое, не забегают в нетерпении вперед, совершая все в строгой последовательности. За счет тщательной подготовительной работы они способны самостоятельно проникать в более глубокие связи и отношения в учебном материале, часто выходя при этом за пределы учебной программы; охотно используют графики, схемы, таблицы и наглядные пособия. Есть свои преимущества и у «инертных» (флегматиков): они способны работать долго и с глубоким погружением, не отвлекаясь на помехи; отличаются высокой степенью самостоятельности при выполнении заданий; обладают более развитой долговременной памятью. Как и «слабые», они способны к длительной монотонной работе, тщательному планированию и контролю своей деятельности. Однако студентам, обладающим таким темпераментом, следует помнить, что при несистематическом характере учебной и научной работы, свойственном более чем 60 процентам современных российских студентов, лица с сильной нервной системой имеют преимущества, поскольку способны к мобилизации и авральной подготовке к сдаче экзамена, а «слабые» не справляются с перегрузкой и зачастую отчисляются.

Скорость нейродинамических процессов в организме человека во многом определяется энергетическим обеспечением процессов передачи нервных импульсов вследствие межклеточного взаимодействия нейронов (нервных клеток). От физиологического состояния клеток «проводящих путей» во многом зависит скорость моторных (двигательных) реакций человеческого организма, его интеллектуальная активность, физическая и умственная работоспособность в конкретный момент времени. В основе жизнедеятельности всех клеток человеческого организма, включая клетки головного мозга и нейроны, проводящие нервные импульсы, лежит их обеспеченность необходимыми для их биологического существования химическими веществами, поступающими в них с кровью из окружающей среды. Головной мозг человека является главным потребителем энергетических ресурсов: имея массу от 2 до 3 процентов массы тела, он одномоментно потребляет 30 процентов крови, содержащейся в ней кислорода и иных необходимых для жизнедеятельности веществ. Поэтому в правильной организации интеллектуального развития и последующей умственной деятельности индивида чрезвычайно важную роль играет состояние сердечнососудистой и пищеварительной систем его организма, без нормального функционирования которых будет невозможна его активная мозговая деятельность. Не вдаваясь в описание сугубо специфических вопросов биохимии человеческого организма, для понимания содержания которых будет необходимо написать отдельный учебник, отметим, что энергетическая обеспеченность мозговой деятельности и связанные с ней физиологические аспекты умственного утомления и восстановления, напрямую связаны с расходования и пополнения запасов АТФ или аденозинтрифосфорной кислоты, находящихся в каждой клетке организма. Расходование запасов АТФ связано с каталитическими реакциями распада или катаболизмом, а их накопление – в внутриклеточным анаболизмом, эффективность которого непосредственно влияет на нейронную проводимость и связанные с ней мозговые процессы. В связи с этим следует особо подчеркнуть, что однообразная, рутинная и монотонная деятельность (например, зубрежка терминов, формул, иностранных слов без их практического осмысления), равно и как психосоциальная ригидность (однотипность) поведения влекут за собой не только формирование устойчивых функциональных систем условных поведенческих рефлексов, но и являются причиной резкого снижения АТФ в клетках задействованных нейронных «проводящих путей», вследствие чего постепенно уменьшается их энергообеспеченность и, следовательно, работоспособность, для восстановления которых требуется переключение человека на другой вид деятельности, чтобы задействовать его иные функциональные системы и дать возможность восстановиться задействованным ранее. Осознанный отказ от смены устоявшихся стереотипов действия или поведения рано или поздно приведет к функциональным изменениям в нервной системе и психике, а далее – к возможной дегенерации личности.

Важное место в поддержании энергетического обеспечения нейрофизиологии мозговой деятельности занимает гигиена умственного труда, некоторые аспекты которой здесь будет уместно упомянуть. Система организации учебного процесса в отечественной общеобразовательной и высшей школе традиционно представляет собой самый высокий образец гигиенически грамотно организованной интеллектуальной деятельности, которые должны быть перенесены и на самостоятельную учебно-научную деятельность студентов: периодические перерывы на 5-10 минут в конце каждого часа работы, регулярное проветривание помещений, работа без посторонних источников шума и при постоянном освещении – все это не праздные требования физиологов, а результат многовекового опыта организации образовательного процесса. Опытным путем, на основе вековых наблюдений было установлено, а затем (в 70-е гг. ХХ века) – доказано инструментальным эмпирическим путем, что регулярные краткосрочные перерывы качественно повышают работоспособность (до 30 процентов), аэрация (проветривание) помещений – снижает утомляемость (на 10-15 процентов), в результате чего работоспособность студентов находится приблизительно на одинаковом уровне на протяжении всего учебного дня.

Еще одной основой формирование любой осознаваемой поведенческой функции человеческого организма является двигательный компонент функциональной системы условного поведенческого рефлекса. Как мы уже писали выше, мозговые центры второй сигнальной системы располагаются в непосредственной близи отдельных центров первой сигнальной системы, в первую очередь, – двигательного центра, который иннервирует деятельность мускулатуры. Никакая информация извне не может быть нами принята и никакая информация от нас не может быть передана без совершения организмом человека определенных двигательных (моторных) действий. Например, чтение текста и восприятие любой иной визуальной информации требует корректировки положения глаз, которую осуществляют мышцы глазного яблока, устное общение с другим человеком – напряжения мышц языка, голосовых связок и гортани, и даже слушание аудиальной или звуковой информации все равно требует от человека мышечных усилий, т.к. он непроизвольно поворачивает голову к источнику звука. Иными словами, человеческое мышление всегда сопровождается определенной мускульной деятельностью, и этот феномен имеет достаточно простое объяснение: потоки крови в организме распределяются пропорционально физическим действиям, осуществляемым его отдельными органами, но дополнительное «питание» поступает не только к одним работающим мышцам, но и к нервным центрам головного мозга, которые иннервируют деятельность мышц в соответствии с имеющимися в долговременной памяти интегральными образами и функциональными системами. Таким образом, мышление – это не только чисто интеллектуальный процесс восприятия, отражения и хранения информации, это еще и динамический процесс, характеризующейся управлением «обеспечивающими» мышцами из области бессознательного, что составляет содержание психического компонента формирования мыслительного навыка. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что познавательная и двигательная деятельность индивида находятся между собой в неразрывной взаимосвязи, при этом моторная активность является определяющей для интеллектуальной деятельности, т.к. стимулирует ее энергетическое обеспечение.

Психический компонент формирования мыслительного навыка связан не только с иннервацией мышц, способствующих восприятию или репродукции информации, из сферы бессознательного, но и с управлением мышцами из области сознания в случаях, когда вырабатывается новый двигательный навык, особенно в сфере профессиональной деятельности. Наиболее ярко это проявляется при освоении целенаправленных (осознаваемых) координированных движений и формировании на их основе сложных поведенческих условных рефлексов, что наиболее часто встречается при управлении сложными механизмами (автомобилями, летательными аппаратами, системами вооружений), в сфере спорта (особенно в командных играх, единоборствах, стрельбе), в военной и правоохранительной деятельности. С физиологической точки зрения психический компонент состоит из двух взаимосвязанных разнонаправленных потоков нервных импульсов от периферийных рецепторов к головному мозгу (или афферентный анализ) и от мозга к периферийным мышцам (или эфферентные командные импульсы к рабочим органам). Эти потоки нервных импульсов является не одномоментными, а происходят в каждое мгновение моторного действия, в результате чего в соответствующем отделе головного мозга происходит анализ поступающей информации и координируется деятельность мышечных волокон, а также всех иных систем и отделов организма, обеспечивающих это действие (в первую очередь, сердечнососудистой и дыхательной). Каждое действие, пока оно не получило своего отражения в сознании и не закрепилось в качестве условного рефлекса на основании формирования соответствующей функциональной системы, управляется непосредственно сознанием, когда формируется устойчивый условный рефлекс и в соответствии с ним адаптируются к выполнению действия соответствующие мышцы, то управление действием переходит в область бессознательного (например, читая текст слева направо, мы «водим» глазами по строчкам, сами того не замечая, а когда говорим, мы не задумываемся над тем, как мы говорим, наши мысли заняты тем, что мы говорим). Переход тех или иных компонентов познавательной деятельности в сферу бессознательного с точки зрения физиологии приводит к оптимизации энергозатрат на ее адекватное осуществление.

  1. Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Для студентов всех специальностей и направлений

    Методические указания
    История (в переводе с греческого языка – исследование, узнавание, рассказ) – это наука, изучающая прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.
  2. Рабочая программа Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов всех специальностей и направлений подготовки очной и заочной формы обучения Составил: Кузнецов В. И., Малахов А. Н

    Рабочая программа
    Рабочая программа Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов всех специальностей и направлений подготовки очной и заочной формы обучения
  3. Программа итогового междисциплинарного экзаменА для студентов всех форм обучения направления подготовки 1510 00-Конструкторско-технологическое обеспечение (1)

    Программа
    Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования регистрационный номер 273 тех/дс от 27 марта 2 года по направлению 151 – Конструкторско-технологическое обеспечение
  4. Программа итогового междисциплинарного экзаменА для студентов всех форм обучения направления подготовки 1510 00-Конструкторско-технологическое обеспечение (2)

    Программа
    Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования регистрационный номер 273 тех/дс от 27 марта 2 года по направлению 151 – Конструкторско-технологическое обеспечение
  5. Учебно-методический комплекс для студентов 1-4 курсов основной группы отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки Тюмень-2010

    Учебно-методический комплекс
    А.К. Ковалевский Физическая культура: учебно-методический комплекс для студентов 1-4 курсов отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки
  6. Учебно-методический комплекс «Политология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Для студентов всех специальностей и всех форм обучения

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.
  7. Учебно-методический комплекс для всех специальностей и направлений подготовки Москва 2010 г

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по истории российской и мировой культуры составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерной программой по дисциплине по
  8. Учебника для студентов педагогических специальностей вузов

    Список учебников
    Учебное пособие представляет собой своеобразный конспект учебника "Педагогика", за который в 2 г. И.Ф.Харламову присуждена Государственная премия Республики Беларусь.
  9. Учебно-методический комплекс для студентов специальной медицинской группы 1-4 курсов отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки

    Учебно-методический комплекс
    А.К. Ковалевский Физическая культура: учебно-методический комплекс для студентов специальной медицинской группы 1-4 курсов отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки

Другие похожие документы..