Учебник для студентов всех специальностей и направлений подготовки высших учебных заведений

навыков познавательной деятельности

В зависимости от того, к какому типу организации высшей нервной деятельности относится человек, – «мыслительному» («левополушарный» индивид» или «художественному» («правополушарный» индивид), наука различает его когнитивные или познавательные стили. Так, человек «мыслительного типа» наделен подвижностью нервных процессов, обладает эмоциональной стабильностью и экстраверсией, т.е. склонностью к деятельности, направленной вне его личности, в социум. И наоборот, человек «художественного типа» характеризуется инертностью нервных процессов, невротизмом (чувственностью, повышенной нервной возбудимостью) и интраверсией, т.е. склонностью к деятельности, направленной на самопознание, самосовершенствование и созерцание мира. Указанные совокупности индивидуальных особенностей психики и поведение конкретного человека составляют его личный тип высшей нервной деятельности или темперамент. Темперамент, в свою очередь, является одним из пяти компонентов, наряду с психическим, нейродинамическим, энергетическим и двигательным, которые обеспечивают эффективность познавательной деятельности человека.

Итак, любая деятельность, в т.ч. мыслительная или интеллектуальная, начинается с ее мозговой организации (здесь под мозговой организацией понимается физиологическую деятельность мозга, обеспечивающую нейронную проводимость нервных импульсов и являющуюся материальной основой рефлекторных функциональных систем, в соответствии с которыми реализуются поведенческие акты). Вся когнитивная (познавательная) деятельность человека непосредственно связана с так называемой «второй сигнальной системой действительности» (по И.П. Павлову), которая формируется на основе первой или конкретно-наглядной, но возникает как следствие социализации индивида и развитием у него навыков мышления, которые, в свою очередь, всегда словесно, ибо язык – это основа межличностной коммуникации и материальная оболочка передаваемой от человека к человеку информации. В процессе развития цивилизации у людей путем весьма длительных повторений образовались временные связи между определенными сигналами (слышимыми звуками, видимыми знаками и т.п.) и движениями губ, языка, мышц гортани, с одной стороны, и реальными раздражителями или представлениями о них, с другой. Так на базе первой сигнальной системы (биологической) возникла вторая (познавательная). В процессе индивидуального развития, чтобы вторая сигнальная система начала успешно функционировать, необходимо обязательное общение ребенка с другими людьми и приобретение навыков устной и письменной речи, на что требуется ряд лет и определенного комплекса педагогических воздействий. Если ребенок рождается немым или теряет слух до того, как научится говорить, то заложенная у него возможность устной речи не используется и атрофируется, вследствие чего ребенок остается немым, хотя будет способен произносить отдельные нечленораздельные звуки. Точно также если не обучить человека чтению и письму, то он навсегда остается неграмотным. Аналогичным образом он может утрачивать определенные моторные навыки, например, каллиграфического письма, если не будет постоянно тренироваться в письменной речи. Все это свидетельствует о решающем значении влияния социальной среды на формирование у конкретного индивида второй сигнальной системы. Последняя связана с деятельностью все коры головного мозга, однако некоторые ее области имеют принципиальное значение в осуществлении речи как единственно возможного способа существования и передачи в среде людей информации. Эти области коры мозга нейрофизиологами называются ядрами анализаторов речи.

Так как речь явилась средством общения людей в процессе их совместной социальной и трудовой деятельности, то двигательные анализаторы речи сформировались в мозге человека в процессе цивилизационного развития в непосредственной близости от ядра общего двигательного анализатора и оказались связаны с последним множеством нейронов (нервных клеток), обеспечивающих энергетическое взаимодействие обеих ядер. Всего в процессе мышления, т.е. восприятия и передачи словесной и иной кодированной с помощью общепонятных человеку символов информации, задействованы четыре корковых центров речи: слуховой (акустический) центр речи; зрительный (оптический) центр речи; двигательный (артикуляционный) центр устной речи; двигательный центр письменной речи.

Двигательный центр артикуляции речи (речедвигательный анализатор) находится в задней части нижней лобной извилины в непосредственной близости от нижнего отдела моторной зоны. В нем происходит анализ раздражений, приходящих от мускулатуры, участвующей в создании устной речи. Эта функция связана с анализом нервных импульсов, поступающей с мышц губ, языка, гортани, находящимся в нижнем отделе передней центральной извилины, чем и объясняется близость речедвигательного центра к двигательному центру указанных мышц. При его поражении или функциональной неразвитости в процессе социализации у человека сохраняется способность производить простейшие движения речевой мускулатуры, кричать и даже петь, что утрачивается возможность произносить слова – двигательная афазия (фазис – речь). Также возникает вокальная амузия – неспособность составлять музыкальные фразы и аграмматизм – неспособность составлять из слов законченные предложения. Эта физиологическая особенность строения мозга человека объясняет, почему так важно в процессе обучения целенаправленно учиться грамотно и связно говорить: тем самым не только тренируются мышцы устной речи, но и формируются и развиваются корковые структуры головного мозга, отвечающие за управление речью, тренируются нейронные связи речедвигательного и мускульного анализаторов.

Так как развитие устной речи связано с органом слуха, то в непосредственной близости к звуковому анализатору в ходе цивилизационного развития человечества как биологического вида выработался слуховой анализатор устной речи, наличие которого свойственно исключительно людям. Его ядро помещается в задней части верхней височной извилины. Благодаря формированию и развитию этой части мозга конкретный индивид может воспринимать различные сочетания звуков как слова, которые означают различные предметы или явления и становятся их сигналами или интегральными образами. С помощью слухового центра устной речи человек контролирует свою речь и воспринимает чужую, а при его поражении или неразвитости у него сохраняется способность слышать звуки, но утрачивается способность понимать или произносить слова, возникает так называемая «словесная глухота» или сенсорная афазия, а также «музыкальная глухота», когда больной не может знать и помнить музыкальных мотивов, а музыкальные звуки воспринимаются им как беспорядочный шум. Поэтому следует указать на необходимость саморазвития не только монологической, но и диалогической речи, а также музыкального самообразования, что в совокупности будет способствовать тренировке указанного центра устной речи.

На более высокой ступени своего социального развития человечество научилось не только членораздельно и логически связно говорить, но и писать. Письменная речь, равно как и работа на компьютере, требует от индивида определенных движений руки и ее кисти при написании или наборе букв и других знаков, что связано с деятельностью общего двигательного (моторного) центра головного мозга, с которым соседствует двигательный анализатор письменной речи. Деятельность этого мозгового центра связана с восприятием, анализом и генерацией нервных импульсов, иннервирующих работу мышц, обеспечивающих при письме или компьютерном наборе совершение ранее заученных движений правой и левой руки, а при его поражении или неразвитости хотя и сохраняются все виды движений, но утрачивается индивидуальная способность тонких движений, необходимых для начертания букв, символов и других знаков (так называемая аграфия). Разновидностью аграфии является также утрата индивидом разборчивости написания текста от руки при постоянном пользовании компьютером, что становится все более часто встречающимся явлением у современных школьников и студентов, что с тревогой уже отмечают некоторые зарубежные психиатры. Поэтому нынешним студентам, имеющим дело с компьютером практически с начальной школы, очень важно, чтобы не допустить деградации данной области мозга и ослаблению выполняемой ей психической моторной функции, не просто присутствовать на лекционных занятиях и записывать их содержание на различные электронные звукозаписывающие устройства, как это сегодня нередко имеет место быть, но и конспектировать их от руки, тренируя тем самым соответствующие двигательные (моторные) и психические навыки. В противном случае через несколько поколений человечество утратит способность создавать рукописные тексты, как полвека назад уже потеряла способность к каллиграфическому письму от руки при переходе от перьевых к шариковым ручкам: теперь каллиграфия является разновидностью художественного искусства, когда в начале ХХ века это было доступно практически всем гимназистам. Данный пример прекрасно иллюстрирует факт того, что развитие орудий труда может быть причиной не только эволюции человечества как биологического вида, но и инволюции (угасания).

Все звуковые центры при внутриутробном развитии ребенка во время беременности его матери закладываются в обоих полушариях головного мозга, но развиваются только с одной стороны (у правшей – слева, у левшей – справа), и функционально оказываются ассиметричными, чем во многом объясняется лучшая восприимчивость информации одним ухом по сравнению с другим. Развитие у человека только одного центра слуха объясняется нейропсихологами тесной связью между речью и трудом, в совокупности оказывающими решающее влияние на физиологическое и функциональное развитие мозга. Поэтому осознанное формирование и развитие студентом в процессе обучения как можно большего числа профессиональных и бытовых навыков, выполняющихся физически (включая физические упражнения), будет являться гарантией интеллектуального развития. И наоборот, сведение студентом процесса своего обучения только к восприятию учебной информации и активному использованию компьютерной техники и информационных технологий без выработки комплекса физических умений и навыков, необходимых в трудовой сфере, при уклонении от занятий физической культурой, неизбежно приведет к его не только функциональной (биологической), но и умственной деградации. Это будет тот случае, когда образование идет не на пользу, а во вред обучающемуся.

Важное место в восприятии информации человеком занимают два мозговых центра – оптической, отвечающий за зрение вообще и способность видеть, и зрительный письменной речи (они оба располагаются в затылочной доле головного мозга). При этом следует особо подчеркнуть, зрение имеет принципиальное значение в общей моторике человека: поскольку зрительные нервные импульсы (раздражения) с сетчатки глаз всегда сочетаются с их положением, устанавливаемых сокращением мышц глазных яблок, то правильное чтение информации во многом определяет общую динамику мышц головы и шеи во время учебных и самостоятельных занятий. Оптический центр каждого полушария мозга связан не только с сетчаткой глаз, но и с полями зрения, расположенными в соименных половинах сетчатки (например, левое полушарие связано с внешней или латеральной половиной левого глаза и внутренней или медиальной половиной правого, и соответственно наоборот, зрительный центр правого полушария – с внутренней половиной левого и наружной половиной правого глаза). Этим объясняются требования учебной гигиены – сидеть перед книгой или компьютером прямо, располагать текст или монитор перпендикулярно взгляду, не читать лежа (особенно на боку), не есть во время работы и др. Функция зрительного центра письменной речи заключается в обеспечении способности воспринимать (читать) буквы или символы и составлять из них слова, предложения и формулы, а также руководить деятельностью мышц рук и кистей при написании текста от руки или его компьютерном наборе. При неразвитости или поражении зрительного центра письменной речи развивается разновидность аграфии – индивидуальная неспособность правильно записать логически сформулированную мысль, фразу или предложение.

Анализаторы устной и письменной речи воспринимают слова как некие кодированные словесные сигналы, являющиеся своеобразными «пусковыми механизмами» для функциональных систем (моторных условных рефлексов) или интегральных образов предметов и явлений психической деятельности человека. Как уже было сказано выше, они образуют так называемую вторую сигнальную систему каждого взрослого индивида, проявляющуюся в форме отвлеченного абстрактного мышления (общие представления, частные понятия и определения, умозаключения, обобщения), свойственного исключительно человеку. Так, слово «стол» или «табурет» вызывают у нас конкретные смысловые ассоциации с образами определенных видов предметов, хранящимися в индивидуальной памяти, тогда как уточненные образы, например, «венский стул» или «барный табурет» конкретизируют наше представление уже до абстрактной группы вещей (индивидуально обособленных предметов), обладающих специфическими признаками, качествами или свойствами. Таким образом, чем больше словарный запас индивида, тем более точно он сможет описать или охарактеризовать конкретный предмет или явление, а поэтому главным условием успешного результата получения профессионального образования является формирование у студента как можно большего количества интегральных образов понятий, особенно в профессиональной сфере, составляющих терминологию будущей профессиональной деятельности.

Однако данное условие будет невыполнимо по чисто физиологическим причинам, если обучающийся будет стремиться получать только теоретические знания, не уделяя должного внимания практическим занятиям. Дело в том, что вторую сигнальную систему индивида морфологически образуют не одни только описанные выше мозговые центры: так как функция речи является самой молодой в структуре формирования человечества как биологического вида, то она наименее локализована и присуща всей коре головного мозга. Поскольку кора головного мозга человека формируется в процессе его индивидуального развития по периферии (центробежно), то наиболее поверхностные слои коры имеют отношение ко всей второй сигнальной системе. Эти слои состоят из астрономически громадного числа нервных клеток (более 100 млрд.) с короткими отростками, благодаря которой создается возможность формирования неограниченного количества функциональных систем условных рефлексов, самых широких психологических ассоциаций, что и составляет содержание мыслительной деятельности мозга человека. И чем активнее и плодотворнее будет творческая и познавательная деятельность студента, тем больше будет задействовано нервных клеток и тем выше станет, развит его интеллектуальный и двигательный (моторный) потенциал. Это объясняется тем, что устная и письменная речь для человека невозможны без развития мозговых центров первой сигнальной системы (общего двигательного, целенаправленных скоординированных движений, статического или вестибулярного, обонятельного, вкусового и др.), которые есть как у людей, так и у животных. Иными словами, вторая сигнальная система функционирует не отдельно от первой, а в тесной связи с ней, точнее – на ее основе, так как аналитические или ассоциативные мыслительные процессы объективно не могут существовать без наличия конкретно-наглядного общебиологического мышления (анализа физических ощущений и комплексов подобных ощущений, т.е. восприятия). На основе восприятия только человек способен постоянно формировать образы постоянно меняющегося окружающего мира, т.е. отражать его в своем сознании и в соответствии с имеющимся у него индивидуальным и социальным опытом, который формируется в процессе обучения, что в психологической науке получило понятие отражения. Отражение – это формирование в индивидуальном сознании конкретного индивида в форме субъективных образов окружающего реального мира, существующего независимо от сознания. Поскольку отражение невозможно без использования индивидуального опыта человека, то главной задачей студента в период обучения является его максимальное приобретение. Следовательно, целью освоения высшего профессионального образования должно являться не только получение знаний, но и формирование двигательных навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности, без которых невозможно закрепить в памяти содержание трудовых функций.

  1. Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Для студентов всех специальностей и направлений

    Методические указания
    История (в переводе с греческого языка – исследование, узнавание, рассказ) – это наука, изучающая прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.
  2. Рабочая программа Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов всех специальностей и направлений подготовки очной и заочной формы обучения Составил: Кузнецов В. И., Малахов А. Н

    Рабочая программа
    Рабочая программа Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов всех специальностей и направлений подготовки очной и заочной формы обучения
  3. Программа итогового междисциплинарного экзаменА для студентов всех форм обучения направления подготовки 1510 00-Конструкторско-технологическое обеспечение (1)

    Программа
    Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования регистрационный номер 273 тех/дс от 27 марта 2 года по направлению 151 – Конструкторско-технологическое обеспечение
  4. Программа итогового междисциплинарного экзаменА для студентов всех форм обучения направления подготовки 1510 00-Конструкторско-технологическое обеспечение (2)

    Программа
    Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования регистрационный номер 273 тех/дс от 27 марта 2 года по направлению 151 – Конструкторско-технологическое обеспечение
  5. Учебно-методический комплекс для студентов 1-4 курсов основной группы отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки Тюмень-2010

    Учебно-методический комплекс
    А.К. Ковалевский Физическая культура: учебно-методический комплекс для студентов 1-4 курсов отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки
  6. Учебно-методический комплекс «Политология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Для студентов всех специальностей и всех форм обучения

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.
  7. Учебно-методический комплекс для всех специальностей и направлений подготовки Москва 2010 г

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по истории российской и мировой культуры составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерной программой по дисциплине по
  8. Учебника для студентов педагогических специальностей вузов

    Список учебников
    Учебное пособие представляет собой своеобразный конспект учебника "Педагогика", за который в 2 г. И.Ф.Харламову присуждена Государственная премия Республики Беларусь.
  9. Учебно-методический комплекс для студентов специальной медицинской группы 1-4 курсов отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки

    Учебно-методический комплекс
    А.К. Ковалевский Физическая культура: учебно-методический комплекс для студентов специальной медицинской группы 1-4 курсов отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки

Другие похожие документы..