Учебник для студентов всех специальностей и направлений подготовки высших учебных заведений

Учение о межполушарной асимметрии стало теоретической основой возникновения теории функциональной асимметрии человеческого тела в целом, согласно которой неодинаковость двигательной активности рук, ног, лица, половин тела человека обозначается как моторная асимметрия, а неравнозначность восприятия материальных объектов, расположенных справа и слева от средней плоскости тела – как сенсорная асимметрия. Наконец, специализация полушарий мозга в осуществлении различных форм психической деятельности рассматривается как психическая асимметрия и обозначается как главная асимметрия человека. Обеспечиваемые разными половинами мозга, психические процессы организуются в пространстве и времени не сходно: правое мозговое полушарие сопряжено в основном с чувствительной сферой, левое – с двигательной. В настоящее время наиболее распространен взгляд на преобладающую роль левого или правого полушария в управлении теми или иными психическими функциями. Так, человек с превалированием левополушарных функций тяготеет к теории, имеет больший словарный запас и активно им пользуется, ему присуща двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события. «Правополушарный» человек тяготеет к конкретным практическим видам деятельности, он медлителен и неразговорчив, но наделен способностью тонко чувствовать и переживать, склонен к созерцательности и воспоминаниям. Здесь можно провести некоторую аналогию в оценке индивидуально-типологических свойств высшей нервной деятельности (по И.П. Павлову): «левополушарный человек» представляет собой «мыслительный тип» с преобладанием второй (речевой) сигнальной системы; «правополушарный» – «художественный тип» с доминированием первой сигнальной системы конкретных образов. Однако большинство здоровых людей – это двуединство этих крайних проявлений индивидуального поведения и психики.

Общая функциональная асимметрия человеческого тела и психическая межполушарная асимметрия мозга напрямую влияют на организацию мыслительного процесса в процессе познавательной деятельности индивида. Мы уже писали о том, что любой творческий труд человека связан с первоначальным переживанием первой стадии формирования какой-либо новой доминантной констелляции или доминанты, именуемой еще тенденцией максимализации, которая происходит на фоне уже существующих иных доминант, с которыми она должна коррелировать (т.е. соответствовать и взаимодействовать). Первые стадии доминанты соответствуют появлению целевых сознательных действий: ориентировки и выбора стратегии познания, что физиологически обеспечивается процессами вероятностного прогнозирования и выработки программы действия, за которые «отвечает» главным образом левое полушарие мозга. Завершающая стадия формирования доминанты соотносится с механизмом реализации привычных навыков и выполнения операций на основе уже сложившихся стереотипных программ действий, которыми «управляет» в основном правое полушарие. При этом ранее сформированные доминанты на фоне новой сохраняют свою значимость, но утрачивают яркую эмоциональную окраску и постепенно уходят в область автоматизации постоянно растущего арсенала приобретаемых навыков, что еще называется тенденцией минимизации, в основе которой лежит безусловный рефлекс (инстинкт) экономии сил и энергии. Иными словами, максимум физической и психической энергии человек тратит на приобретение и освоение нового опыта, тогда как при его дальнейшем использовании в повседневной жизни и профессиональной деятельности он бессознательно стремится к минимизации энергозатрат собственного организма. Все действия, которые человек совершает как бы «на автомате» (ест, используя вилку или ложку, зажигает спичку, завязывает шнурки, спускается по ступенькам лестницы и т.д.), по своей нейрофизиологической сути являются условными рефлексами, регулируемыми устойчивыми функциональными системами, формирующими область бессознательного, и их воспроизведение не требует активного участия сознания. Следовательно, формирование и активное использование нового навыка деятельности на основании вновь полученного знания автоматически выводит его в область бессознательного, освобождая сознание для приема, переработки и воспроизведения новой информации. Вот почему так важно в учебном процессе не только осваивать профессиональные знания, но и активно учиться применять их на практике: чем шире спектр вновь приобретенных умений и навыков (регулирует правое полушарие мозга), тем более широкое поле сознания открывается для получения нового знания (задействуется левое полушарие).

Моделирование потребностного будущего – высшее отражение активности мозга, который постоянно сталкивается с динамически переменчивой ситуацией, ставящей его перед объективной необходимостью выработки свойств вероятностного прогнозирования. Наиболее важным звеном в системе адаптивных (приспособленческих) свойств человеческого организма и в динамике эволюционных преобразований поведения индивида является его способность к формированию субъективных планов и программ поведения. Психологическая программа любого поведенческого акта – это персонализированная модель того, что вероятностно произойдет с организмом человека в будущем, которую можно рассматривать как целенаправленное формирование логики, алгоритма, функциональной структуры предстоящего поведенческого акта. Подобная функциональная структура опирается на прошлый жизненный опыт, записанный в памяти с вероятностью, равной единице, и актуальное настоящее, куда входит не только изменчивая среда, но и сам организм индивида с его потребностями. В результате в сознании планируется будущий поведенческий акт, в котором организм должен с той или иной вероятностью предвидеть возможные изменения в непредсказуемо изменчивой среде. Следовательно, в структуре вероятностного прогнозирования находится предвосхищение будущего, основанное на структуре прошлого опыта и наличии информации о ситуации в окружающей среде. Применительно к системе профессионального образования это означает, что возможно лишь поэтапное усвоение знаний, основанное на волевом акте, когда более сложные и информационно насыщенные сведения изучаются, т.е. воспринимаются и усваиваются (выводятся на уровень сознания) только на основе предварительного усвоения более общих, начальных или базовых знаний.

С точки зрения нейрофизиологии, любая поведенческая программа, в т.ч. и процесс освоения профессионального образования, должна строиться, по крайней мере, на трех основных детерминантах: 1) доминирующей мотивации; 2) прошлом жизненном или учебном опыте, аккумулирующемся в виде долговременной памяти; 3) оценке текущей ситуации и удержании ее в кратковременной (ситуационной) памяти. Рассмотрим эти три основы сознательной поведенческой деятельности более подробно, поскольку их интегральное взаимодействие является универсальным и определяет механизм психической организации каждого сложного действия или поступка любого конкретного индивида.

Доминирующая мотивация, создающаяся биологической или социальной потребностью, лежит в основе любого акта жизнедеятельности человеческого организма и является первичным системообразующим фактором, который определяет доминирующую систему (констелляцию) связанных между собой нейронных центров, временно определяющую характер ответных реакций организма на внешние и внутренние воздействия (раздражители). Эта доминирующая центральная констелляция создает скрытую готовность к определенному виду деятельности при одновременном подавлении посторонних рефлекторных актов (например, во время увлекательной и познавательной лекции не возникает ни малейшего желания отвлекаться на пустые разговоры с соседом по парте). При этом следует помнить, что в каждый дискретный (конкретно выделенный) момент времени доминирующей становится та мотивация, в основе которой лежит наиболее субъективно важная потребность (например, ожидаемый звонок по мобильному телефону с сообщением о состоянии здоровья близкого человека обязательно отвлечет даже от самой увлекательной лекции).

Доминирующая мотивация как первичный системообразующий фактор определяет все последующие этапы мозговой деятельности: так, в качестве полезного результата определенного поведенческого акта выступает удовлетворение потребности, приводящее к постепенному снижению («угасанию») уровня мотивации. Однако при этом следует помнить, что в результате реализации определенной поведенческой программы организм может не достичь полезного результата, не удовлетворить потребность, и в этом случае скорее нужно сознательно отказаться от достижения такой цели, пересмотрев поведенческую программу, чем стремиться реализовать ее любой ценой, неоправданно перенапрягаясь и расходуя психическую, эмоциональную и физическую энергию. Сам смысл вероятностного прогнозирования сводится к выбору (принятию решения) в альтернативной ситуации наиболее вероятной и адекватной обстоятельствам окружающей среды поведенческой программы или психологической гипотезы. Если нет альтернативы или варианта выбора, то и нет необходимости принимать сознательное волевое решение, и, следовательно, отпадает нужда в предварительном программировании последовательности поведенческих актов (например, учебное расписание не оставляет студенту альтернативы выбора вида очередного занятия по определенному предмету – лекция или лабораторная работа – и он готовится к тому виду занятий, который был заранее определен деканатом), и в этом случае поведенческая деятельность организуется в соответствии с устоявшимися стереотипами (так называемыми «запаянными поведенческими решениями»).

Предыдущий опыт, закрепленный в долговременной памяти, представляет собой широкий набор функциональных элементов – интегральных образов, умений и навыков, которые были приобретены в индивидуальной жизни и являются жесткими, стабильными, т.е. приобретшими автоматизированный характер, условными рефлексами, на основе которых формируются сложные поведенческие программы индивида. Иными словами, накопленный субъективный опыт является фундаментом всякого целенаправленного поведения, а поэтому формирование и закрепление в подсознании всякого нового профессионального навыка представляет собой синтез ранее сформированных жестких рефлекторных актов и нового знания или умения, которые на уровне индивидуального сознания должны начать коррелировать, чтобы не вступить в деструктивный антагонизм (противостояние). Поэтому педагогическое воздействие на индивида в процессе профессионального образования с нейрофизиологической точки зрения можно рассматривать как целенаправленное поэтапное формирование у него все более усложняющихся сложных (интрацентральных) условных рефлексов, отражающих самые необходимые, первичные навыки будущей трудовой деятельности. После поступления выпускника университета на работу или службу и в процессе профессиональной деятельности, обычно жестко регламентированной внутренними документами организации или условиями технологического процесса, доминирующая мотивация определенной производственной ситуации извлекает из долгосрочной памяти эти готовые рефлекторные элементы, которые в определенных условиях могут оказаться вполне достаточными для достижения приспособительного (адаптационного) эффекта. Последнее может иметь место при стабильной безальтернативной окружающей ситуации, например, в условиях устойчивого трудового коллектива, которая в конкретные момент времени обнаруживает свои жесткие связи и взаимоотношения. В этих условиях активируется целый ряд готовых поведенческих реакций на конкретные и регулярно повторяющиеся жизненные или производственные ситуации, которые при определенной эмоциональной или социальной мотивации реализуются в поведении, не требующем предварительного программирования. Таким образом, социальный отбор в сфере трудовых отношений, в основе которого лежит базовое профессиональное образование, обеспечивает индивиду оптимальные условия встречи с наиболее важными факторами вероятностно организованной производственной среды. Профильное профессиональное образование обеспечивает будущему специалисту широкий набор специфических поведенческих навыков, которые накапливаются в памяти и являются непременным арсеналом для формирования на их базе более сложных поведенческих актов в сфере социальных и трудовых отношений.

Оценка текущей ситуации превращает реальную окружающую среду в актуальную для психической активности индивида, в результате чего в сознании формируется образ среды – ее структура, логика построения, элементы или конструктивные единицы, закономерности их взаимодействия и вызванных этим изменений. Мозг человека через органы чувств извлекает информацию из внешнего мира о его устройстве и состоянии в целях определения внутренней логики наиболее оптимальной организации взаимодействия с биологической или социальной действительностью, в результате чего формируется доминирующая мотивация, активизирующая в долгосрочной памяти рефлекторные функциональные системы поведенческих актов. Во всех этих процессах существенная роль отводится краткосрочной (или «сиюминутной») памяти, которая необходима для удержания образа окружающей среды и программы соответствующего ей поведенческого акта вплоть до его полной реализации.

Все сказанное выше позволяет описать психический алгоритм или нейродинамическую конструкцию практически любого поведенческого акта человека, имеющую универсальный характер. В основе организации целенаправленного поведенческого акта лежит доминирующая мотивация (эмоционально окрашенная господствующая социальная или биологическая потребность), которая определяет набор готовых, извлеченных из долговременной памяти, поведенческих реакций, базирующихся на интегральных образах, и активирует их с учетом сигнально значимых компонентов окружающей среды. Последние, оцениваемые в их взаимоотношениях и динамике, являются базой для восприятия вероятностной структуры этой среды, которая, в свою очередь, соотносится мозгом с имеющимися в его распоряжении рефлекторными поведенческими реакциями (еще именуемыми гипотезами). Иными словами, отдельные частные поведенческие тактики, извлеченные из долгосрочной памяти, в соответствии с вероятностной структурой среды образуют новую нейродинамическую систему – программу, которая должна удерживаться в краткосрочной памяти вплоть до полной реализации поведенческого акта. Вероятностные программы формируют нейродинамические команды, т.е. актуализируют в строгой временной последовательности ряд рефлекторных функциональных систем и соответствующих им поведенческих гипотез, в результате чего совершается действие, которое может привести к получению или отсутствию результата. Достижение полезного результата сопровождается стиранием данной программы из краткосрочной памяти или ее переводом в долгосрочную память, а эффективность действия оценивается по степени выраженности положительных эмоций. В случае отсутствия результата могут включаться различные мозговые механизмы: либо программа остается в краткосрочной памяти и действие может повториться (при высокой степени мотивации), либо отрицательные эмоции, сигнализирующие о неуспехе действия, могут привести к изменению самой мотивации (при ее недостаточной интенсивности), либо перестраивается сама программа действия, т.е. выдвигаются новые поведенческие гипотезы и на их основе формируется новая функциональная система, которая в случае успеха превращается в условный рефлекс. Таким образом, степень адекватности поведенческой программы условиях среды, в которых она реализуется индивидом, определяется знаком и степенью выраженности эмоционального субъективного статуса, который сопровождает ее реализацию. Успех действия непременно сопровождается положительной эмоцией, который служит важным фактором для закрепления нового поведенческого решения и соответствующего ему действия в долговременной (онтогенетической) памяти, а поэтому каждому студенту нужно стремиться учиться с удовольствием.

1.2. Формирование и тренировка

  1. Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Для студентов всех специальностей и направлений

    Методические указания
    История (в переводе с греческого языка – исследование, узнавание, рассказ) – это наука, изучающая прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.
  2. Рабочая программа Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов всех специальностей и направлений подготовки очной и заочной формы обучения Составил: Кузнецов В. И., Малахов А. Н

    Рабочая программа
    Рабочая программа Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов всех специальностей и направлений подготовки очной и заочной формы обучения
  3. Программа итогового междисциплинарного экзаменА для студентов всех форм обучения направления подготовки 1510 00-Конструкторско-технологическое обеспечение (1)

    Программа
    Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования регистрационный номер 273 тех/дс от 27 марта 2 года по направлению 151 – Конструкторско-технологическое обеспечение
  4. Программа итогового междисциплинарного экзаменА для студентов всех форм обучения направления подготовки 1510 00-Конструкторско-технологическое обеспечение (2)

    Программа
    Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования регистрационный номер 273 тех/дс от 27 марта 2 года по направлению 151 – Конструкторско-технологическое обеспечение
  5. Учебно-методический комплекс для студентов 1-4 курсов основной группы отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки Тюмень-2010

    Учебно-методический комплекс
    А.К. Ковалевский Физическая культура: учебно-методический комплекс для студентов 1-4 курсов отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки
  6. Учебно-методический комплекс «Политология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Для студентов всех специальностей и всех форм обучения

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.
  7. Учебно-методический комплекс для всех специальностей и направлений подготовки Москва 2010 г

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по истории российской и мировой культуры составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерной программой по дисциплине по
  8. Учебника для студентов педагогических специальностей вузов

    Список учебников
    Учебное пособие представляет собой своеобразный конспект учебника "Педагогика", за который в 2 г. И.Ф.Харламову присуждена Государственная премия Республики Беларусь.
  9. Учебно-методический комплекс для студентов специальной медицинской группы 1-4 курсов отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки

    Учебно-методический комплекс
    А.К. Ковалевский Физическая культура: учебно-методический комплекс для студентов специальной медицинской группы 1-4 курсов отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки

Другие похожие документы..