Учебник для студентов всех специальностей и направлений подготовки высших учебных заведений

Каждый нормальный человек является не только биологическим существом, но и социальным индивидом, а поэтому процесс формирования у него мышления как высшей формы психической деятельности в любом случае происходит под воздействием или влиянием окружающей его общественной среды. Понятие «среда» всегда содержит некий общественный момент – семья, клан, род, вид, трудовой или учебный коллектив, социальный слой (страт), общество в целом, и индивид должен сообразовывать свою деятельность с интересами этого общества или правилами поведения в нем. Каждый человек – это индивидуальный продукт общества, и сущность его поведения, мировоззрения, словом, комплекса психических реакций должна быть понята как результат сочетания накопленного опыта поколей, знаний и традиций, усвоенных данным индивидом, и его личных способностей и особенностей. С одной стороны, человеческое сознание действует на основании субъективных доминантных констелляций, с другой, – оно само стремится сформировать такие доминанты, которые бы содействовали успешной оптимизации процесса преобразования характера и направленность рецепций (преобразования внешний раздражителей в нервные импульсы) и действий. Следовательно, организация человеческого поведения не может ограничиваться принятием готовых стереотипов, в любом случае индивид вынужден формировать у себя определенный набор психических доминантных констелляций, чтобы на их основе соответствовать избранному стилю жизни, манере поведения, области профессиональной деятельности. Если доминанты первых двух областей социального взаимодействия личности и общества формируются у индивида еще в детском возрасте и почти бессознательно, то в профессиональной сфере образование подобных доминант представляет собой результат совместной осознанной деятельности общества и индивида, в которой общество предоставляет индивиду – студенту – в концентрированном виде весь имеющийся в его распоряжении позитивный социальный опыт, основанный на творческом наследии, традициях и знаниях поколений предков, а индивид активно воспринимает его, стараясь сформировать у себя наиболее адекватно этому соответствующие доминанты, лежащие в основе социально ориентированных сложных поведенческих актов – действий и поступков.

Главным катализатором формирования индивидом у самого себя социально адекватных и позитивных психических доминант являются различные субъективные потребности, которые подразделяются современными психологами на три основные и независимые по происхождению группы: витальные или жизненные (иногда их еще называют «биологическими»), социальные и идеальные. В основе каждой из этих групп потребностей лежат сложнейшие безусловные рефлексы (инстинкты), свойственные всему биологическому миру, на основе которых под воздействием общественных ценностей и социальных институтов у каждого человека формируется потребностно-мотивационная сфера высшей нервной деятельности, приводящая к образованию информационной сферы высшей нервной деятельности. Так, в основе витальных потребностей лежит группа инстинктов жизнеобеспечения организма (пищевой, питьевой, оборонительный, регуляции сна и бодрствования, экономии сил и т.п.), на основе которых формируются потребности в еде, воде, сне, отдыхе, защите от негативных проявлений окружающей среды, половом удовлетворении и др., реализуя которые человек занимается трудом, делает покупки, готовит пищу, совершает иные сознательные или бессознательные действия, направленные на поддержание или повышение своей жизнеспособности. Социальные или ролевые потребности – принадлежать к определенной группе, занимать в ней место и следовать ее нормам – базируются на пяти основных инстинктах, свойственных высокоорганизованным биологическим сообществам: иерархическом, территориальном, эмоционального резонанса, половом и родительском, и реализуются у людей через сложную систему социальных взаимоотношений любви, равнодушия и ненависти, дружбы, приятия, симпатии, вражды и антипатии, корпоративного товарищества и конкуренции и проч. (список подобных чувств-антагонистов можно продолжать очень долго). Комплекс идеальных потребностей или потребностей саморазвития основывается на имитационно-игровом и исследовательском инстинктах, а также инстинкте персонализации, и своим содержанием у человека имеет индивидуальную потребность познания и творчества, желание самореализации, зачастую сопряженное с волей (потребностью преодоления или преобразования «под себя» неблагоприятных внешних условий) и стремлением к индивидуальной свободе, реализуемые в информационной сфере высшей нервной деятельности человека в виде творческой интуиции, материальное воплощение которой обретает форму творческого акта (литературного или музыкального произведения, рисунка, чертежа, модели механизма, научной работы и т.д.). Иными словами, всякое человеческое действие представляет собой сложный поведенческий акт, направленный на реализацию определенной индивидуальной потребности, в основе которого лежит совокупность доминирующих констелляций, организующих нейрофизиологические (рефлекторные) функциональные системы в соответствии с имеющимися в сознании или подсознании человека интегральными образами. Психологическим результатом всякой человеческой деятельности является формирование, коррекция или изменение индивидуального сознания, под которым понимается специфически человеческая форма отражения действительности, представляющая субъективную совокупность знаний, которая с помощью слов, символов, жестов, звуков, изображений и др., являющихся универсальными интегральными образами, понятными неопределенно широкому кругу людей, может быть передана другим людям и другим поколениям людей в виде материализованных носителей конкретной информации – рукописных, печатных, электронных или машинописных текстов, музыкальных произведений, чертежей и схем, производственных моделей и технологических образцов. Сознание характеризуется способностью абстрагировать информацию, т.е. отделять ее от сиюминутных потребностей, хранить и передавать ее иным потребителям, тем самым формируя у них интегральные образы и доминантные констелляции. Если говорить совсем просто, то общественно ориентированной деятельностью человека управляет его сознание, представляющую собой информацию разного рода происхождения (физиологического, интеллектуального, коммуникационного и др.), воспринятую человеком в процессе индивидуального биологического и социального развития (социализации), которая реализуется в сложных поведенческих актах индивида – поступках и действиях – и их результатах (вещах, эмоциях, нематериальных объектах творчества), одновременно используя уже имеющиеся и создавая новые интегральные образы. Применительно к познавательной деятельности студента в процессе получения им высшего профессионального образования все сказанное ранее следует понимать так: всякая учебная информация только тогда будет выведена на уровень ее индивидуального осознания, т.е. будет воспринята и обработана сознанием, когда она будет реализована в виде сложного поведенческого акта – конкретного практического действия в рамках учебного процесса. Иными словами, недостаточно только выслушать сведения во время лекции, необходимо их применить на практике, например, при подготовке выступления на семинарском занятии, написании реферата, выполнении лабораторной работы. Только в этом случае абстрактная информация станет интегрированной частью индивидуального сознания и, как следствие, может быть применена в будущей профессиональной деятельности.

Сознание – это высшая психическая форма отражения действительности, характеризующая духовную и интеллектуальную активность человека, его субъективную способность идеального отражения реальной окружающей действительности. Современная наука рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи, продукт ее развития, социальный по своей природе, поскольку его возникновение обусловлено трудовой деятельностью, межличностным общением и языком как средством коммуникации. Специфика сознания состоит в его идеальности: оно в отличие от материальной объективной реальности представляет собой субъективную реальность, т.е. реальность внутреннего мира личности и его составляющих – чувственных образов, мыслей, целеустремлений и т.д. Субъективная реальность есть индивидуальное отражение объективной реальности (окружающего мира) и проект ее возможных преобразований в ходе практической деятельности. Будучи идеальным, сознание необходимо связано с материальными процессами, воплощенными в мозговой нейродинамике, речи, предметной деятельности каждого конкретного человека. Превращение идеального в материальное (акт опредмечивания) совершается в его практической деятельности, когда мысли, цели, желания (в совокупности – потребности) получают существование и воплощение в виде определенных действий или конкретных вещей или предметов. Превращение материального в идеальное (акт распредмечивания) представляет собой отображение в сознании наличных предметов живой и неживой природы, постижения звучащих или написанных слов, содержания художественных образов и объективно существующим социальных явлений. Диалектическая взаимообусловленность актов опредмечивания и распредмечивания характерна для всякой человеческой деятельности (включая процесс профессионального обучения), она отражает социальную природу сознания, его производность от общественного бытия и, вместе с тем, его активность, особенно ярко проявляющуюся в учебном и научном творчестве, в предвидении будущего, в целеполагании и волеизъявлении как необходимых факторах сознательной деятельности. В структуре образовательного процесса в высшем учебном заведении распредмечивание наиболее свойственно лекционным занятиям, опредмечивание – практическим занятиям во всем разнообразии их форм, а в совокупности они образуют единый процесс познания, материальной формой которого является педагогический или образовательный процесс.

Важное значение в разработке проблемы «сознание и мозг» приобретает такое общенаучное понятие как «информация», которая способствует преодолению концептуальных трудностей, возникающих при объяснении характера необходимых связей явлений сознания с физиологическими мозговыми процессами. Явления сознания представляют собой образы, мысли, но они не существуют в мозгу в виде неких уменьшенных материальных копий или физико-химических дубликатов отображаемых материальных предметов. С другой стороны, явлениям сознания нельзя приписывать физические свойства, в то время как мозговые процессы ими в полной мере обладают (например, электропроводностью). С позиций современной науки отношения между определенными явлениями сознания и деятельностью мозга (например, осознаваемым образом предмета и его нейродинамическим эквивалентом) принято рассматривать как отношения между информацией и ее носителем, а всякое явление сознания, представляя собой субъективное отражение объективной реальности, может рассматриваться как информация о некотором материальном объекте или процессе либо о природном или социальном явлении. Информация и ее носитель – явления одномоментные и однопричинные, между которыми существует функциональная связь, поскольку информации вне ее носителя не существует. В рассматриваемом случае носителем выступает определенная мозговая нейродинамическая (функциональная) система, а непосредственно информацией – субъективные явления индивидуального сознания (чувственные интегральные образы, мысли, представления и т.п.). Такой подход позволяет объяснить управляющую функцию сознания в жизнедеятельности человека, поскольку информация, что общепризнано, есть фактор управления во всякой самоорганизующейся системе и служит причиной ее целенаправленных изменений (так называемая «информационная причинность»). При этом управляющий эффект определяется именно семантическими (смысловыми) и прагматическими характеристиками информации как таковой, а не физическими или физико-химическими свойствами ее носителя. По аналогичной схеме устроено и содержание процесса высшего профессионального образования: аналогом явлений сознания являются знания, умения и навыки, приобретаемые студентом при осуществлении им учебно-научной деятельности, а ее носителем – учебные дисциплины, скомпонованные Государственным образовательным стандартом и учебным планом университета в педагогический процесс.

Сознание как продукт деятельности головного мозга индивида есть отражение человеком в идеальной форме не только внешнего мира, но и самого себя в своей психической деятельности – отражение процессов отражения (акт рефлексии). Самоотображение осуществляется в различной степени и имеет разные уровни: от оценки собственных мыслей, действий и чувств до эстетического самоконтроля и осмысления собственных мировоззренческих установок (диапазон рефлексии напрямую зависит от интеллектуального развития индивида и степени сформированности его сознания). Высшие уровни самоотображения представляют собой самосознание, т.е. индивидуальное осознание себя как личности, осознание своего отношения к окружающему миру, прежде всего, к наличной социальной действительности и своего места в ней. Таким образом, сознание как целостная субъективная реальность представляет собой диалектическое единство ее гностических (познавательных), ценностных и действенно-волевых параметров, а ее структура имеет в своей основе диалектическое единство противоположно направленных психических отображений – внешнего и внутреннего мира личности.

Чрезвычайно важное значение в социализации индивида, формировании его сознания и воспитании навыков мыслительной деятельности имеет особенность строения человеческого мозга, именуемая межполушарной асимметрией. Она была открыта около полутора столетий назад при изучении травматических повреждений левого полушария головного мозга, вызывавших моторную и сенсорную афазию речевой функции, т.е. затруднение артикуляции (произношения звуков и слов) и восприятия больным чужой речи. Так был обнаружен центр речи человека. Долгое время левое полушарие мозга необоснованно считалось тотально доминирующим как в отношении языка и речи, так и в отношении мышления, двигательной деятельности, ориентации тела в пространстве, а правое рассматривалось как вспомогательный автомат, контролирующий правильность двигательной активности тела. Однако такая точка зрения была опровергнута в результате клинических исследований во время первой мировой войны, которыми было установлено, что вследствие повреждения правого полушария головного мозга нарушается зрительное восприятие и пространственное мышление и ориентация. В итоге была сформулирована нейрофизиологическая концепция частичного доминирования полушарий у человека, согласно которой левое полушарие специализируется на вербально-символических, а правое – на пространственно-синтетических функциях. В результате было установлено пять дихотомий полушарного доминирования у человека – пар взаимоисключающих психических явлений: вербальное – невербальное, время – пространство, анализ – синтез, последовательное – одновременное восприятие, абстрактное и конкретное восприятие. Иными словами, левое полушарие лучше различает ранее знакомые вербальные (словесные) стимулы, тогда как правое – ранее незнакомые невербальные стимулы (жесты, мимику, кодированные сигналы); левое полушарие господствует в оценке временных соотношений и установлении сходства предметов, явлений, ситуаций, а правое – в определении пространственных отношений и выявлении различий между объектами познания; психической деятельности левого полушария свойственно абстрактное, обобщенное и инвариантное узнавание внешних образов (раздражителей) и их последовательное аналитическое восприятие, правому – целостное (гештальт) и одновременное восприятие совокупности конкретных образов. В последнее время все большее научное признание получает концепция о взаимодополняющем сотрудничестве двух полушарий и о временном преимуществе отдельного полушария лишь в определенной стадии той или иной нервно-психической деятельности, а не всей функции в целом. В частности, клинически установлено, что правое полушарие гораздо быстрее, чем левое обрабатывает поступающую информацию (что, несомненно, физиологически важно), после чего зрительно-пространственный анализ внешних стимулов или раздражителей в правом полушарии передается в левое, в моторный центр речи, где происходит окончательный высший – семантический – анализ и осознание раздражения (чтобы понять на собственном примере механизм подобной психической реакции, достаточно вспомнить, что многие неожиданные известия или действия, вызывают у человека реакцию, сопровождаемую непроизвольными восклицаниями или иными речевыми актами). Применительно к практике получения профессиональных знаний, умений и навыков следует сказать, что в силу объективного существования у человека межполушарной асимметрии процесс восприятия и усвоения информации представляет собой сложный познавательный акт, связанный не только с ее получением и обработкой в правом полушарии, но и ее осознанием и выведением на уровень сознания в левом полушарии, обязательным условием которого является активное задействование моторного и сенсорного центров речи. А поэтому недостаточно законспектировать от руки или записать на диктофон лекцию преподавателя, а затем прослушать ее еще раз. Для выведения вновь полученной информации на уровень активного осознания необходимо после занятия конспект лекции прочитать вслух еще раз в спокойной обстановке. Диктофонная запись сделать этого не позволяет, а поэтому использование студентами на лекционных занятиях любой звукозаписывающей техники не может быть признано правильным с нейрофизиологической точки зрения, поскольку подобные действия тормозят развитие мыслительных процессов, так как лишают мозг необходимых ему для правильного восприятия информации внешних раздражителей.

  1. Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Для студентов всех специальностей и направлений

    Методические указания
    История (в переводе с греческого языка – исследование, узнавание, рассказ) – это наука, изучающая прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.
  2. Рабочая программа Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов всех специальностей и направлений подготовки очной и заочной формы обучения Составил: Кузнецов В. И., Малахов А. Н

    Рабочая программа
    Рабочая программа Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов всех специальностей и направлений подготовки очной и заочной формы обучения
  3. Программа итогового междисциплинарного экзаменА для студентов всех форм обучения направления подготовки 1510 00-Конструкторско-технологическое обеспечение (1)

    Программа
    Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования регистрационный номер 273 тех/дс от 27 марта 2 года по направлению 151 – Конструкторско-технологическое обеспечение
  4. Программа итогового междисциплинарного экзаменА для студентов всех форм обучения направления подготовки 1510 00-Конструкторско-технологическое обеспечение (2)

    Программа
    Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования регистрационный номер 273 тех/дс от 27 марта 2 года по направлению 151 – Конструкторско-технологическое обеспечение
  5. Учебно-методический комплекс для студентов 1-4 курсов основной группы отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки Тюмень-2010

    Учебно-методический комплекс
    А.К. Ковалевский Физическая культура: учебно-методический комплекс для студентов 1-4 курсов отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки
  6. Учебно-методический комплекс «Политология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Для студентов всех специальностей и всех форм обучения

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.
  7. Учебно-методический комплекс для всех специальностей и направлений подготовки Москва 2010 г

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по истории российской и мировой культуры составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерной программой по дисциплине по
  8. Учебника для студентов педагогических специальностей вузов

    Список учебников
    Учебное пособие представляет собой своеобразный конспект учебника "Педагогика", за который в 2 г. И.Ф.Харламову присуждена Государственная премия Республики Беларусь.
  9. Учебно-методический комплекс для студентов специальной медицинской группы 1-4 курсов отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки

    Учебно-методический комплекс
    А.К. Ковалевский Физическая культура: учебно-методический комплекс для студентов специальной медицинской группы 1-4 курсов отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки

Другие похожие документы..