Учебник для студентов всех специальностей и направлений подготовки высших учебных заведений

Глобальная информатизация человечества, превращение Интернет во всемирное хранилище опыта цивилизации, откуда можно получить практически любую информацию, кардинально повлияло на изменение содержания процесса обучения в высшей школе. При наличии свободного (или почти свободного) доступа к достижениям человеческой мысли объективно отпадает необходимость в накоплении знаний как определенного объема специальных сведений по избранной профессии из-за их открытости и быстрого устаревания (в современных условиях многие профессиональные сведения прикладного характера, полученные в начале обучения в высшем учебном заведении, нередко морально и материально устаревают ко времени окончания учебы), а поэтому содержание профессионального обучения постепенно меняет свою направленность: от передачи студентам определенной суммы знаний осуществляется переход к формированию у них устойчивых навыков обработке и применению на практике постоянно меняющейся профильной информации в избранной ими сфере трудовой деятельности. Для современной молодежи главной ценностью содержания процесса обучения в высшей школе являются уже не знания как таковые, а навыки их получения и прикладного применения, врабатывания молодого специалиста в профессиональную деятельность, а также эмоционально-психологическая адаптация его личности к будущей работе. Иными словами, высшая школа должна не только снабжать студента знаниями, которые рано или поздно устареют, но и в первую очередь формировать у него навыки самообразования и самосовершенствования в избранной им сфере производства, оказания услуг или управления, для чего студент должен превратиться из объекта педагогического воздействия в субъект процесса обучения, самостоятельно реализующий (при участии и под контролем преподавателей) свои интеллектуальные потребности в рамках предоставляемых ему образовательным учреждением возможностей.

Всякая индивидуальная самореализация, как известно, начинается с самопознания: каждый студент должен знать, чего именно он хочет, к чему он будет стремиться, и какие усилия на этом пути он будет готов приложить. К сожалению, отечественная система общего образования не формирует у школьников представлений о собственном «Я» и его отношении к окружающему миру, взаимоотношения с которым строятся спонтанно, зачастую основываясь на негативных эмоциях и переживаниях. Поэтому к моменту поступления в высшее учебное заведение редко кто из студентов отчетливо представляет себе, что именно он хочет получить от процесса обучения в университете или институте, в лучшем случае подобное осознание приходит на старших курсах. Но и оно не дает четкого образа будущей трудовой деятельности, поскольку обычно не соотносится с осознанием внутренних желаний и субъективных социальных потребностей. Важное место в этом процессе занимает самопознание и саморазвитие, к которому вчерашние школьники объективно бывают не готовы: их научили только давать готовые ответы на заранее заданные вопросы, группировать факты, а самостоятельно отслеживать динамику развития какого-либо процесса или явления они не умеют. Тем не менее, получение профессионального образования изначально ориентировано на самостоятельную учебную работу, без которой современный студент не может превратиться в успешного молодого специалиста.

Однако прежде чем ожидать или требовать от студентов активной самостоятельной познавательной деятельности, самоподготовки к практическим занятиям, методически грамотного и стилистически выдержанного написания учебных и учебно-научных работ и проектов, изначально необходимо сообщить им базовые знания о том, каким образом функционирует их организм (в первую очередь – центральная нервная система) при осуществлении ими интеллектуальной работы, с помощью каких нейрофизиологических механизмов обеспечивается в головном мозге человека восприятие, анализ, переработка и хранение поступающей из внешнего мира информации, как развивается психика человека, и какие психологические компоненты присутствуют в субъективной познавательной деятельности. Кроме того, обучающиеся должны быть заранее проинформированы, какие виды учебных занятий предполагают обязательную к ним самоподготовку, в чем состоит их содержание, и каковы основные методические требования к участию в них студентов. Также они должны иметь представление об основных видах учебных и учебно-научных заданий, которые они должны выполнять в процессе обучения, нормативных и методических требованиях к их содержанию, оформлению и представлению на проверку. Только при соблюдении всех этих условий каждый студент сможет понять, что конкретно от него требуется при самоподготовке и самообразовании, какие физиологические, нейродинамические и психологические процессы будут сопровождать эту деятельность, как она повлияет на его индивидуальное интеллектуальное и физиологическое развитие, почему с точки зрения нормального функционирования центральной нервной системы важно выполнять все требования учебной программы, каким образом в процессе познания в деятельности мозга сочетаются между собой психические и биологические процессы, а также с помощью каких действий и при соблюдении каких правил можно избежать в процессе получения высшего профессионального образования некоторых хронических заболеваний. Собственно, именно с этой целью и был подготовлен данный учебник.

Авторы выражают надежду, что учебник не только даст читателям важнейшие базовые сведения о нейрофизиологических и психодинамических процессах, сопровождающих познавательную деятельность человека и его субъективное интеллектуальное развитие, что, безусловно, поможет студентам глубже осознать свой внутренний мир, еще на шаг приблизившись к самопознанию, но и расскажет им новое о формах обучения и способах самостоятельной подготовки к учебным занятиям, что будет способствовать самосовершенствованию и саморазвитию обучающихся. Кроме того, студенты получают объединенный под одной обложкой свод методических правил к содержанию различных форм аудиторных практических занятий и требований подготовки к ним. Здесь же обучающиеся найдут рекомендации по подготовке, оформлению, представлению на проверку и защите учебных и учебно-научных письменных работ, опирающиеся на самые новейшие нормативные и методические правила. Словом, в учебник включены все важнейшие сведения из различных областей знаний о человеке, которые помогут студентам грамотно, эффективно, без ущерба для собственного психического и физического здоровья и с пользой для гармоничного интеллектуального и физического развития организовать самостоятельную познавательную деятельность.

Желаем всем успехов в учебе!

1. Психофизиологические основы

познавательной деятельности человека

1.1. Морфофункциональные основы

познавательной деятельности человека

В последнее столетие вся совокупность наук, исследующих мыслительную деятельность человека, являющуюся составной частью его высшей нервной деятельности, – биология, психология, медицина – занята решением фундаментальной психофизиологической проблемы, содержание которой в общих чертах может быть сведено к определению и установлении соотношения физиологического и психологического, биологического и социального в природе человека. В сжатой форме содержание этой проблемы может быть сведено к вопросу, сформулированному И.П. Павловым еще в начале ХХ века: каким образом материя мозга производит субъективное явление (например, желание или мысль)? Основная сложность естественнонаучного описания психофизиологической проблемы заключается в необходимости объяснения специфических особенностей психических процессов на основе материальных механизмов деятельности нервной системы человека. К этим особенностям относятся предметность восприятия объектов и информации и его проецируемость во внешнее пространство, целостность, активность и недоступность психических процессов человека прямому чувственному наблюдению стороннего исследователя. Иными словами, психические процессы каждого человека индивидуальны, субъективны, целостны, активны, но непознаваемы обычными инструментальными методами, хотя совокупно и подчиняются общим биолого-психологическим законам.

То или иное решение психофизиологической проблемы всегда являлось основой разных моделей реализации государством и обществом задач воспитания, обучения, организации труда и жизнедеятельности людей, охраны их здоровья. Долгое время в поиске ответов на интеллектуальный вызов этой проблемы играла теория психофизиологического параллелизма, которая в общих чертах сводилась к утверждению, что биологическими методами нельзя проникнуть в тайны человеческой психики и высшей нервной деятельности, включая процессы мышления и познания, поскольку психические процессы развиваются параллельно телесным и не определяются ими. Однако господство этой теории завело науки, исследующие высшую нервную деятельность человека, в гносеологический (познавательный) тупик, поскольку объективно возник разрыв между физиологическими и психологическими исследованиями, каждая группа которых в отдельности оказалась неспособна составить и представить на суд научной общественности целостную картину мыслительной деятельности человека. Выходом из данного кризиса научного познания стало последовательное изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических феноменов человека. Их результатом стало формирование научных концепций интегрального образа А.А. Ухтомского и функциональных систем П.К. Анохина.

Теоретической основой этих двух концепций стало учение И.П. Павлова об условном рефлексе, являющегося результатом процессов отражения, возбуждения и торможения, возникающих в отдельных участках головного мозга человека. Однако указанные исследователи в своих научных построениях продвинулись гораздо дальше, прекрасно понимая, что высшая нервная деятельность человека, включая процессы познания и мышления, не сводится к широкому набору условных рефлексов, а представляет собой системные процессы, объединяющие отдельные физиологические проявление в интегрированное целое. Результатом такого осознания стало введение в научный оборот принципиально нового понятия интегрального образа. Интегральный образ – это продукт пережитых психофизиологических доминант, т.е. результат индивидуального (субъективного) отражения реального (объективного) взаимодействия человеческого организма со средой, не только природной, но и социальной. Иными словами, каждый интегральный образ является частичкой жизненного опыта индивида, своего рода «кластером памяти», и чем этот опыт богаче, тем большим набором интегральных образов он может оперировать. Как показывают результаты психофизиологических исследований, основную массу позитивных интегральных образов человек приобретает в процессе в процессе обучения и воспитания, т.е. в процессе организованной индивидуальной и профессиональной социализации», тогда как негативные «кластеры памяти» в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающей средой, т.е. в процессе спонтанной или неуправляемой социализации. Следовательно, получение профессиональных знаний, умений и навыков в процессе обучения в университете с психофизиологической точки зрения представляется для студента максимально удобным способом приобретения значительного числа интегральных образов в сфере его будущей трудовой деятельности, и чем активнее он будет осваивать знания, тем большее количество опробованных вариантов действий будет в его распоряжении в случае необходимости.

Концепция интегрального образа получила свое развитие в теории функциональных систем, смысл которой сводится к утверждению, что внутри человека формируются биологические системы – связи органов чувств, мышц, участков головного мозга, отражающие определенные воздействия внешней среды, которые получили название функциональных. Каждая функциональная система, т.е. устойчивая связь различных органов человеческого тела, обеспечивающая реакцию организма на определенное внешнее воздействие (интегральный образ), представляет собой материальную основу соответствующей психической реакции, которые в совокупности формируют поведенческий акт – системную психофизиологическую реакцию организма индивида (объединяющую физиологические и психические начала) на конкретный материальный или эмоциональный раздражитель, сопоставляемый по индивидуальным признакам с уже имеющимися «кластерами памяти». Иными словами, каждому интегрального образу или их группе в идеале должен соответствовать определенный поведенческий акт, представляющий собой индивидуальную реакцию человека на определенные условия внешней среды. Главным достижением теории функциональных систем стало доказательство истинности утверждения, что системные процессы поведенческого акта – это информационные процессы, для которых физиологические процессы выступают в качестве материального носителя. Эта идея динамического единства физиологического и психического начал позволила сделать вывод о том, что психический интегральный образ и его нейродинамический эквивалент, т.е. поведенческий акт – это не только одновременные явления, но они образуют нераздельную целостность. Перенося это умозаключение на процесс освоения студентом содержания курса по избранной специальности высшего профессионального образования, мы уверенно можем говорить о том, что приобретение знаний представляет процесс формирования множества интегральных образов, а освоение умений и выработка навыков – процесс последовательного формирования нейродинамических поведенческих актов как следствия возникновения психофизиологических ассоциаций в структуре функциональных систем организма индивида.

В психологии и нейрофизиологии процесс формирования у индивида совокупности поведенческих актов получил название констелляции. В широком понимании констелляция означает взаимное влияние нескольких разнородных факторов, оказывающих одномоментное и интегральное воздействие на определенных объект, а в аналитической психологии этим термином обозначают результат подобного воздействия, сопровождающийся набором эмоциональных реакций или паттерном, оказывающих непосредственное влияние на формирование психики человека. Проще говоря, каждая констелляция есть как бы виртуальное (сугубо психологическое) отражение, своего рода идеальный образ любого поведенческого акта, сначала формирующийся в сознании и по мере тренировки уходящий (или вытесняемый) в область бессознательного, когда определенные действия совершаются человеком как бы «сами собой», без активного участия сознания (действительно, имея богатый практический жизненный опыт, мы не задумываемся, как правильно зажигать спичку или закручивать гайку по резьбе). Все интегральные образы, хранящиеся в нашей памяти, представляют собой подобные констелляции, точнее – первые формируются в процессе первичного восприятия новой информации и превращаются во вторые по мере ее активного использования в практической деятельности, т.е. приобретения жизненного или профессионального опыта. Поскольку подобный опыт может быть и позитивным, и негативным, то сознание человека стремиться аккумулировать и репродуцировать (т.е. воспроизводить) только положительные моменты, сохраняя при этом память об отрицательных. Позитивные констелляции и соответствующие им поведенческие акты всегда преобладают или доминируют над негативными (иначе бы человек постоянно наносил себе травмы, болел и попадал в различные неприятные для него ситуации), а поэтому позитивные констелляции в аналитической психологии называют еще доминирующими констелляциями или просто доминантами.

Каждая доминантная констелляция характеризуется тем, что на уровне коры мозга способна создавать рефлекторную систему, действующую как целое во всех ее двигательных (поведенческий акт) и вегетативных (интегральный образ) проявлениях. По сути, почти каждое двигательное действие и эмоциональная реакция человека представляет собой условный рефлекс или комплекс условных рефлексов, основывающихся на психических доминантах, приобретенный им с момента рождения в процессе жизнедеятельности (ярким примером тому может служить умение держать ложку, писать, работать на компьютере или водить автомобиль). Фактически, формирование каждой поведенческой доминанты в сфере профессиональной деятельности и всей широкой совокупности подобных доминант, чем, собственно, и занимается высшая школа, является результатом наличия у студента знания или образного представления о содержании конкретного действия в профессиональной области, полученного на лекционном занятии, закрепленного действием при выполнении практического задания (выполнения лабораторной работы, подготовки выступления и т.д.). Вне сферы профессионального образования ярким примером формирования доминанты, который легко вспомнить практически каждому студенту, является изучение в школе иностранного языка, когда при восприятии, удержании в памяти и воспроизведении иностранных слов задействуются не только отделы мозга, нейронные популяции (нервные центры) которых отражают и сохраняют акустические и смысловые характеристики слова, но и те центры, которые иннервируют деятельность мышц полости рта и гортани, отвечающих за физическое (механическое) воспроизведение звуков и слов. Таким образом, доминанта проявляется в индивидуальной психической деятельности, причем не только во внешней, предметно развернутой («знаю – умею – делаю»), но и во внутренней («воспринимаю – не воспринимаю», «желаю – не желаю»). Каждое проявление доминантной констелляции как бы «опредмечивает» интегральный образ, «запуская» соответствующий ему условный рефлекс действия или совокупности действий, результатом которых становится поведенческий акт. Согласно исследованиям А.А. Ухтомского, психологические доминанты то активно действуют в поле сознания (при непосредственной деятельности), то переходят в сфере неосознанного, где хранятся в открытой форме как следы прошлой деятельности (своего рода «кластеры» логически-смысловой и моторной памяти). Всякое понятие или представление (т.е. знание), всякое индивидуальное психическое содержание (состояние или действие) есть след о пережитой некогда доминанте, и поэтому этот след, а иногда и вся доминанта в полном ее выражении вплоть до эмоциональных состояний и вегетативных сдвигов воспроизводится в сознании адекватным сигналом или импульсом (например, перед прыжком в воду человек всегда делает глубокий вдох). Воспроизводство и смена нейрофизиологических доминант лежит в основе механизмов воспоминания и мышления, являющихся высшими формами оперирования информацией, доступными человеку.

  1. Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Для студентов всех специальностей и направлений

    Методические указания
    История (в переводе с греческого языка – исследование, узнавание, рассказ) – это наука, изучающая прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.
  2. Рабочая программа Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов всех специальностей и направлений подготовки очной и заочной формы обучения Составил: Кузнецов В. И., Малахов А. Н

    Рабочая программа
    Рабочая программа Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов всех специальностей и направлений подготовки очной и заочной формы обучения
  3. Программа итогового междисциплинарного экзаменА для студентов всех форм обучения направления подготовки 1510 00-Конструкторско-технологическое обеспечение (1)

    Программа
    Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования регистрационный номер 273 тех/дс от 27 марта 2 года по направлению 151 – Конструкторско-технологическое обеспечение
  4. Программа итогового междисциплинарного экзаменА для студентов всех форм обучения направления подготовки 1510 00-Конструкторско-технологическое обеспечение (2)

    Программа
    Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования регистрационный номер 273 тех/дс от 27 марта 2 года по направлению 151 – Конструкторско-технологическое обеспечение
  5. Учебно-методический комплекс для студентов 1-4 курсов основной группы отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки Тюмень-2010

    Учебно-методический комплекс
    А.К. Ковалевский Физическая культура: учебно-методический комплекс для студентов 1-4 курсов отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки
  6. Учебно-методический комплекс «Политология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Для студентов всех специальностей и всех форм обучения

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.
  7. Учебно-методический комплекс для всех специальностей и направлений подготовки Москва 2010 г

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по истории российской и мировой культуры составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерной программой по дисциплине по
  8. Учебника для студентов педагогических специальностей вузов

    Список учебников
    Учебное пособие представляет собой своеобразный конспект учебника "Педагогика", за который в 2 г. И.Ф.Харламову присуждена Государственная премия Республики Беларусь.
  9. Учебно-методический комплекс для студентов специальной медицинской группы 1-4 курсов отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки

    Учебно-методический комплекс
    А.К. Ковалевский Физическая культура: учебно-методический комплекс для студентов специальной медицинской группы 1-4 курсов отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки

Другие похожие документы..