Программа и планы по философии науки для аспирантов и соискателей краснодар, 2009

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии

ПРОГРАММА И ПЛАНЫ ПО ФИЛОСОФИИ НАУКИ

ДЛЯ АСПИРАНТОВ И СОИСКАТЕЛЕЙ

Краснодар, 2009

Программа и планы разработаны в соответствии с Приказом Министерства образования Российской Федерации № 697 от 17.02.2004г.

Авторы-составители – Данилова М.И., д.филос. н., профессор

Ембулаева Л.С., к. филос. н., профессор

Скляр В.В., к. филос.н.. профессор

Исакова Н.В., к. филос.н., ст. преп.

Программа утверждена на заседании кафедры философии Кубанского государственного аграрного университета от 26 января 2009г. Протокол № 5.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………….…………………………………………………………………………2

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ

КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ…………………………………………………...………3

Часть I.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ПО КУРСУ:

«ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ»

ДЛЯ СДАЧИ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА…………………………………………………….5

Часть II

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ПО КУРСУ: «ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКИ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК»……………………………………………………………………………...10

Часть III

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ПО КУРСУ: «ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ БИОЛОГИИ, ЭКОЛОГИИ И МЕДИЦИНЫ……………………………………….………………16

Часть IV

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ПО КУРСУ: «ФИЛОСОФИЯ СОЦИО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК»……………………………………………………………………………………………………33

Приложение 1

Экзаменационные вопросы

для поступления в аспирантуру……………………………………………………………………………………40

Введение

Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» предназначена для аспирантов и соискателей ученых степеней всех специальностей. Она утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации № 697 от 17.02.2004.

Для подготовки к экзамену соискатель использует часть I «Общие проблемы философии науки» данной программы, а также один из разделов II «Современные философские проблемы областей научного знания», который соответствует области его научных исследований

Первая часть представляет собой введение в общую проблематику философии науки. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Особое внимание уделяется философии познания: исследованию его природы, отношению знания к реальности, условиям его достоверности и истинности. Уделяется особое место методологии познания, структуре и росту научного знания, принципам и методам научно-познавательной деятельности, классическим и неклассическим идеалам и нормам научности и рациональности, системам ценностей на которые ориентируются ученые.

Философский анализ науки, рефлексия над основаниями научного знания, над проблемами кризиса современной техногенной цивилизации составляет суть данного предмета.

Вторая часть вводит в широкий контекст проблем отраслей научных знаний: философию техники, философские проблемы биологии, экологии, медицины и сельскохозяйственных наук, а также философские проблемы гуманитарных наук.

Аспирант в процессе своего диссертационного исследования решает конкретную исследовательскую задачу, как правило, небольшую по сравнению с массивом исторического развития знания в его науке. Во многих науках сложилась узкая специализация, предлагаемый курс помогает увидеть место своего исследования в историческом развитии науки, перспективы научных исследований, основные проблемы науки и техники и пути их преодоления. Философия науки при грамотной подаче и усвоении материала призвана сыграть роль импульса в творческом развитии высококвалифицированных специалистов и научных сотрудников. Это особенно важно в современных условиях, когда происходит ориентация на эффективность и интенсификацию научных и производственных достижений, соблюдение экологических и этических норм и принципов.

Методология науки предоставит весь спектр методов и приемов, характерных для исследователя. Выбор верного метода или системы комплиментарных методов – это уже половина успеха в научной деятельности, когда открываются широкие возможности будущего роста и выбора направления исследования даже после того, как соискатель защитит диссертацию. В мировоззренческом плане важно представлять себе, каково место науки в системе культуры. Философия науки выявляет онтологические и гносеологические глубины исследования, тем самым помогает увидеть инновационные перспективы исследовательской программы.

Особое место занимает в этой программе гуманитаризация науки. Все большее число ученых и специалистов приходят к выводу, о том, что совершенная техника и современная наука требуют «совершенного человека». Такие качества человека как добросовестность, порядочность, ответственность, скромность оказываются не менее важными, чем талант, образованность или коммерческая хватка. Последствия ошибок и небрежности могут носить катастрофический характер.

Мораль и этика науки, ее ценности (идеалы и нормы), ценностно-целевые установки деятельности в настоящее время выходят на первый план и характеризуют неклассическую науку. Источниками нравственности является культура труда, управления, быта, профессиональная культура, высокий эстетический вкус. Все это звенья одной цепи. Мера ответственности современного ученого возрастает.

Важной проблемой общеобразовательной культуры является умение работать с текстом. Герменевтические способности исследователя, развитые с помощью методологии гуманитарного познания позволят ориентироваться в огромном потоке несистематизированной информации, превращать ее в осмысленные знания.

Синергетика, или теория самоорганизации, сегодня представляется одним из наиболее популярных и перспективных междисциплинарных подходов. Термин синергетика в переводе с греческого означает «совместное действие». Введя его, Герман Хакен вкладывал в него два смысла. Первый – теория возникновения новых свойств у целого, состоящего из взаимодействующих объектов. Второй – подход, требующий для своей разработки сотрудничества специалистов из разных областей.

Философия науки призвана осуществить синтез естественнонаучного и гуманитарного познания. Критическое размышление над уроками истории природы и общества, ценностями и ориентирами человеческой жизни, обсуждение перспектив развития Вселенной и интеллекта являются важнейшими условиями формирования духовного мира личности. Личности, осознающей свое достоинство и место в мире, цели и смысл своей жизни и социальной активности, а потому – ответственной за свои поступки и способной принимать взвешенные решения.

Сегодня естественнонаучное и гуманитарное знание интегрируется в «одну науку», а основу для объединения может составить общенаучная теория Универсальной истории. В современных условиях синтеза знания определение «гуманитарное естествознание» не кажется парадоксальным. Наоборот, оно вполне логично, поскольку наука становится антропоцентричной, нацеливаясь на постижение сути человека в мире, на «распакование» смыслов сущего.

д. филос.н., проф. Данилова М.И.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ

КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ

№ П/П

Название дисциплины

Виды аудиторных занятий

1.

Лекции

Коллок-виумы

Итого

ИСТОРИЯ НАУКИ*

История науки (отраслей научных знаний)

16

16**

32

Итого

16

16**

32

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

  1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

1

Предмет и основные концепции современной философии науки

4

2

6

2

Наука в культуре современной цивилизации

2

1

3

3

Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

4

2

6

4

Структура научного знания

4

2

6

5

Динамика науки как процесс порождения нового знания

4

2

6

6

Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

4

2

6

7

Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

4

2

6

8

Наука как социальный институт

2

1

3

Итого

28

14

42

  1. СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ОТРАСЛЕЙ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

1

I.Философские проблемы техники и технических наук.

II.Общие проблемы философии биологии, медицины и сельскохозяйственных наук

III.Общие проблемы философии экологии.

IV.Философия социально-гуманитарных наук.

16

10

26

Итого

16

10

26

Всего

60

40

100

* Читают преподаватели специализированных кафедр

** Ввиду необходимости подготовки реферата аудиторные часы, предусмотренные на проведение коллоквиумов, могут быть перенесены на самостоятельную работу.

  1. Учебно-методическое пособие для магистров по «философским основам естествознания» разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по курсу «Философия»

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие для магистров по «философским основам естествознания» разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по курсу «Философия».
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (33)

    Основная образовательная программа
    утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. № 337 (Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г.
  3. Программа вступительных экзаменов в аспирантуру специальность 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» (1)

    Программа
    В соответствии с требованиями Положения «О подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации», утвержденного приказом Минобразования РФ от 27 марта 1998г.
  4. Программа вступительных экзаменов в аспирантуру специальность 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» (2)

    Программа
    1.1 В аспирантуру на конкурсной основы принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование. Обучение в аспирантуре осуществляется по очной и заочной формам.
  5. Енерал-полковника милиции Гордиенко В. В., представленное на имя заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Геворкян Е. Н (1)

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессио-нального образования Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации включена на январь 2009 г.
  6. Енерал-полковника милиции Гордиенко В. В., представленное на имя заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Геворкян Е. Н (2)

    Документ
    Самообследование Академии проведено в соответствии с программой аттестации образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, утвержденного председателем Государственной инспекции по аттестации учебных заведений
  7. Э. А. Аксенова // Инновационные подходы к подготовке школьной молодежи к миру труда и профессий в Скандинавских странах: моногр. Гл. 3, § 10 / под ред. В. С. Лазарева. М.,Иидо, 2009, 63 с (1)

    Документ
    В каталоге представлены основные научно-педагогические издания, а также издания учебников, учебных и учебно-методических пособий, подготовленных по результатам научных исследований в рамках комплексных программ Российской академии
  8. Э. А. Аксенова // Инновационные подходы к подготовке школьной молодежи к миру труда и профессий в Скандинавских странах: моногр. Гл. 3, § 10 / под ред. В. С. Лазарева. М.,Иидо, 2009, 63 с (2)

    Документ
    В каталоге представлены основные научно-педагогические издания, а также издания учебников, учебных и учебно-методических пособий, подготовленных по результатам научных исследований в рамках комплексных программ Российской академии
  9. М. П. Горчакова-Сибирская (отв ред., Спбгиэу), д-р философ наук, проф (3)

    Документ
    О82 Отечественные традиции гуманитарного знания: история и современность: материалы VIII науч.-практ. конф. 25 мая 2012/ ред. кол.: М.П. Горчакова-Сибирская (отв.

Другие похожие документы..