Занятий

Анисимов О.С.

Стратегическое управление.

Цель курса состоит в знакомстве слушателей с базисными понятиями и ориентирами, отражающими сущность стратегии, стратегического мышления, стратегического управления, основными признаками проявления стратегического управленческого процесса, современными формами стратегического управления и проблемами стратегической практики, путями их решения в стабильных и нестабильных условиях.

Современная практика управления в России наиболее приближена к необходимости активного и систематического применения стратегического типа управления и стратегического проектирования.

Тематический план

N

N/n

тема занятий

формы

занятий

количество

часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Исторический опыт стратегического управления.

Сущность стратегии.

Стратегическое мышление.

Стратегическое управление.

Субъективные качества стратега и его профессиональный потенциал.

Стратегическое проектирование в социокультурных системах и деятельностных кооперациях.

Особенности стратегического проектирования и управления в стабильных и не стабильных, кризисных ситуациях.

Культура стратегического проектирования.

Особенности стратегического проектирования в государственном управлении.

Моделирование принятия и реализации стратегических решений.

лекция

лекция

лекция

лекция

семинар

семинар

семинар

лекция

семинар

лекция

Итого:

лекции

семинары

зачет

Программа курса.

Тема 1. Исторический опыт стратегического управления.

Управление в стабильных и нестабильных (в том числе, военных) условиях и выделение стратегической формы управления. Мобилизационный режим реализации проектировочной и снабженческой функций и развитие организационных структур в управлении обществом. Организационное структурирование в военных целях и выделение позиции «стратега» в античности. Экстремальные формы управления обществом и выделение позиции «диктатора» в античности. Управленческие иерархии и империи. Роль жрецов, волхвов и философов в стратегическом управлении. Социокультурная и деятельностная направленность в организационном структурировании и иерархизации управленческих структур. Развитие экономики и иерархизация управления. Монополии и усиление роли стратегического управления. Информационно-консультационное обслуживание управленческих структур и организационное оформление стратегической аналитики. Глобалистика и увеличение роли стратегического проектирования. Стратегические и идеологические «клубы». Цивилизационные проблемы и проблематизация сложившихся стратегий. Положительные и отрицательные идеалы как основа стратегического проектирования. Иллюзии и сущностная форма идеи монополярности в стратегическом проектировании судеб мирового сообщества.

Тема 2. Сущность стратегии.

Нормативная основа стратегий. Типы норм. План и проект деятельности. Планирование и проектирование в целостности рефлексивного цикла. Докультурные и культурные формы планирования и проектирования деятельности. Планирование и проектирование деятельностных коопераций. Организационное структурирование и управленческие иерархии. Особенности целеполагания, планирования и проектирования в позиции иерарха. Выделение позиции «стратега». «Вертикальные» отношения стратега в управленческой иерархии. Стратегические решения. Многоуровневый путь стратегии при переходах к «тактике» и ситуационно-значимым решениям. Реализация стратегий. Коррекции содержания стратегии. Внутренние и внешние факторы, определяющие коррекцию содержаний стратегии. Рефлексивный цикл разработки стратегии. Подчиненность целостности социокультурных и деятельностных систем требованиям стратегии. Источники совершенствования стратегии. «Жизненный цикл» объекта управления и стратегическое отношение к объекту. Стратегическое отношение к участникам реализации и построения стратегии. Стратегические отношение к условиям реализации стратегии. Стратегии и отношения соразмерных систем как объектов стратегического управления. Со-существование, противо-существование, кооперативное существование различных систем как объектов управления в функции факторов стратегического проектирования.

Тема 3. Стратегическое мышление.

Мышление в рефлексивном пространстве. Культурные формы мышления и морфология мыслительного процесса. Логические формы в рефлексивном мышлении. Особенности мышления в ценностном и идеальном самоопределении. Особенности мышления в построении концепций на материале ситуационных реконструкций и в логической организации дедуктивного типа. Концептуальное конструирование и использование метаязыковых средств мышления. Использование концепции как средства для нормирования. «Абстрактные» нормы и стратегии. Нормативный образ будущего бытия объекта управления и подчинение стратегической функции. Принцип непрерывной процессуальности, объектной целостности, «каузальности» (причинно-следственной связанности), объектной каузальности как условия стратегического мышления. Учет различий бытия объекта управления ("в себе", "для иного", "для себя", "для - в себе") в стратегическом мышлении. Концептуальные формы прогнозирования и принятие стратегических решений. Формы учета результатов ситуационного анализа в стратегическом проектировании. Принцип конкретизации исходных нормативных абстракций и переход от стратегии к тактике и более конкретным нормам деятельности. Язык теории деятельности как базисное средство стратегического мышления. Проектирование поведения деятельностных и социокультурных систем в пространстве деятельности и приход к стратегическим целям. Стратегическая форма проблематизации и депроблематизации.

Тема 4. Стратегическое управление.

Стратегическое проектирование и реализация стратегий. Ресурсный анализ в стратегическом целеполагании. Внутренние и внешние ресурсы в стратегическом управлении. Снабжение в реализации стратегий. Стратегические формы организации деятельности. Особенности контроля в реализации стратегии. Организационные структуры в проектировании и реализации стратегии. Условия сохранности стратегических содержаний в вертикальных и горизонтальных организационно-управленческих отношениях. Иерархическое самоопределение в организационных структурах и его соотнесенность с реализацией стратегии. Иерархическое мышление в организационных структурах управления. Мыслительная «пирамида» в управленческой иерархии и сохраняемость стратегических содержаний в перемещениях внутри пирамиды. «Монологический» тип стратегического управления. Коллективные формы стратегического управления и стратегические «команды». Типы реализации стратегии. Корректирование в реализации стратегии. Учет хода реализации в модифицировании или существенном корректировании стратегии. Сохранение механизма стратегического проектирования при корректировании содержания стратегии. Консультационный сервис в корректировании и разработке стратегий. Коррекции в снабжении ресурсами при корректировке стратегий. Модифицирование и существенные корректировки способов и механизма стратегического проектирования в условиях не реализации или прогнозе не реализуемости стратегии. Методологический консалтинг в стратегическом проектировании и оценке хода реализации стратегий. Игровое моделирование на стадиях стратегического проектирования и рефлексии опыта реализации стратегии.

Тема 5. Субъективные качества стратега

и его профессиональный потенциал.

Субъективная рефлексия стратегической деятельности и анализ профессиональных способностей. Структура способностей и ее соотнесение с практикой субъективной рефлексии. Мотивационно-потребностные предпосылки к стратегической деятельности. Интеллектуально-мыслительные предпосылки к стратегической деятельности. Типодеятельностные особенности самоопределения мышления, сознания, самосознания и воли. Типодеятельностные особенности общения и коммуникации. Способности к согласованиям и идентификациям в стратегической деятельности. Особенности типодеятельностных качеств, необходимых для постановки и решения стратегических задач и проблем. Особенности способностей к проектированию и прогнозированию в стратегической деятельности. Психотехнические, группотехнические, мыслетехнические качества стратега. Диагностика способностей как сервис стратегической деятельности. Профессиональная подготовка и развитие способностей к стратегической деятельности. Профессиональное совершенствование в ходе стратегической деятельности. Развитие и планирование профессионального развития стратега. Тренинги и игровое моделирование в структуре проектов профессионального развития стратегов и реализации проектов. Стратегическое проектирование профессионального совершенствования стратегов. Профессиональный потенциал стратега и его становление и развитие. Акмеологические формы самосовершенствования стратега.

Тема 6. Стратегическое проектирование

в социокультурных системах и деятельностных кооперациях.

Тенденции изменений в управленческой практике и увеличение роли стратегического проектирования и управления. Стихийные формы прихода к стратегическому проектированию и прогнозированию. Обмен опытом стратегической аналитики и уподобление образцам. Социокультурная и кооперативно-деятельностная поддержка инициатив в стратегическом проектировании и прогнозировании. Стратегическое самовыражение в общественной и общественно-политической деятельности, в клубных структурах научного, культурного, идеологического типа. Политическая деятельность в партиях и допрофессиональные формы стратегического мышления и деятельности. Тенденции к профессионализации стратегической деятельности и мышления в партийных структурах. Стратегическое самовыражение в организациях, институциональных структурах, предприятиях, фирмах. Тенденции к приданию самовыражений в позиции стратега профессиональных форм. Расширение объема и разнообразия стратегического типа консалтинга. Стихийная «профессионализация» стратегической деятельности. Организационное оформление стратегических процессов в отраслевых и региональных структурах управления. Выделение государственных организационных структур в реализации стратегической функции. Условия ускорения общего процесса придания стратегической практике качеств профессионализма. Пути создания профессиональной инфраструктуры стратегического управления обществом и государством. Цивилизационные тенденции опережающего роста значимости стратегических форм управления.

Тема 7. Особенности стратегического проектирования и управления в стабильных и нестабильных, кризисных ситуациях.

Смена заказа как условие динамики управленческой деятельности и управленческого мышления. Внутренняя стабильность как фактор реагирования на изменение внешних (экономических, технологических, информационных, политических, этнических, идеологических и др.) условий в проектировочной форме. Фундаментализация «внутренней» рефлексии как фактор прихода к стратегической форме управленческого проектирования. Ускорение внешних изменений и их влияние на содержание стратегических проектов. Качественные (цивилизационные, экономические, политические, идеологические и др.) изменения и их роль в стратегическом перепроектировании. Экстремальные ситуации как фактор коррекции хода реализации фиксированной стратегии и проблематизации стратегии. Эмпирическая ориентация в стратегической проблематизации. Концептуально-теоретическая ориентация в стратегической проблематизации. Культурно-мыслительная ориентация в стратегической проблематизации. Ценностно-идеальная ориентация в стратегической проблематизации. Стратегическая оценка ситуации. Стратегическая оценка нестабильности социокультурных и деятельностных систем. Стратегическая оценка уровня угроз. Стратегическая оценка кризисности объекта управления. Стратегическое проектирование путей вторичной стабилизации и роста потенциала сопротивляемости угрозам.

Тема 8. Культура стратегического проектирования.

Естественное и искусственное в проектировании мышления. Языковые средства и критериальный базис в рефлексивной самоорганизации включенных в процесс стратегического проектирования. Рефлексивная самоорганизация в процессе принятия проектировочных решений. Рефлексивная самоорганизация в процессе сервисного «присоединения» единиц принятия проектировочных и других рефлексивных решений иных участников проектировочного процесса. Проектировочная коммуникация и арбитражное сопровождение дискуссий. Концептуально-проектировочная коммуникация и арбитражное сопровождение дискуссий. Концептуально-проблематизационная коммуникация и ее арбитражное обеспечение. Идеало-ценностная коммуникация в ходе проектирования и ее арбитражное обеспечение. Позиционные и межпозиционные взаимодействия в ходе принятия проектировочных решений. Стратегическое проектирование и кооперативно-позиционные взаимодействия в ходе принятия проектировочных решений. Логико-мыслительные формы организации стратегического проектирования. Онтологические формы организации многопозиционного стратегического проектирования. Мыслительная «пирамида» и организация процесса стратегического проектирования и перепроектирования. Культурные формы построения единого рефлексивно-проектировочного пространства в стратегической позиции. Игровое моделирование принятия стратегических решений и порождения стратегических проектов в рамках рефлексивно-культурных требований.

Тема 9. Особенности стратегического проектирования в государственном управлении.

Государственное управление как специфическая система деятельности. Организационные структуры в целостности государственного управления. Иерархические стороны организационного структурирования в государственном управлении. Иерархическая позиция и ее сервисное организационно-структурное («аппарат» и др.) обеспечение. Стратегический характер позиции иерарха в государственном управлении и ее позиционно-фокусное «размножение». Позиционно-фокусные иерархи и позиционно-фокусные стратегии. Соотнесение целостных и фокусных стратегий. Способы фокусного разложения целостных стратегий и целостного конфигурирования фокусных стратегий. Государственные концепции и стратегии. Отраслевые концепции и стратегии. Коммуникативное взаимодействие носителей государственных (целостных) и отраслевых (фокусных) стратегий и концепций в принятии государственных и отраслевых стратегических решений. Арбитражное обеспечение стратегических дискуссий в принятии государственных решений. Стратегическое сообщество в государственном управлении. Арбитражное обеспечение проблемных и проектных дискуссий в целостности принятия государственных решений.

Особенности привлечения общественности и иных негосударственных структур к разработке и принятию стратегических решений. Особенности привлечения потенциала СМИ в ход разработки государственных решений. Способы нейтрализации случайных инициатив и выявления перспективных инициатив и «идей» в процессе принятия стратегических решений в рамках государственного управления.

Тема 10. Моделирование

принятия и реализации стратегических решений.

Игромоделирование в XX веке и тенденции увеличения объема и сложности управленческих сюжетов, вовлекаемых в игропрактику. Методологизация сюжетов, вовлекаемых в игропрактику. Методологизация игромоделирования в конце XX века и системообразующая роль сюжетов, касающихся разработки коллективных решений. Моделирование критериально обеспеченных процессов проблематизации и депроблематизации решений внутри организаций, меж организационных комплексов, отраслевых и межотраслевых решений, решений социокультурного типа, внутри общественных движений, региональных и государственных решений. Использование понятийных языковых систем, рефлексивно-критериальных языковых систем и придание разработкам решений стратегического характера. Стратегические игры 80-90-х годов XX века. Программа разработок стратегических решений начала 2000 г.г. Сценарирование стратегических дискуссий и выделение позиции иерарха в организационной структуре государственной власти. Выделение профессиональных характеристик стратега и стратегическое образование. Подготовка лидеров страны и интеллектуальная, нравственная и духовная культура. Моделирование подготовки команд лидеров высшего, иерархического уровня. Моделирование стратегических экспертиз и консалтинга.

Вопросы для самоконтроля и зачета.

  1. Исторические предпосылки выделения позиции стратега.

  2. Системодеятельностные условия возникновения позиции стратега.

  3. Организационные структуры в управлении и стратегическая функция иерарха.

  4. Нормативная основа стратегий.

  5. Функции стратегий в рефлексивном пространстве.

  6. Стратегии и мыслительная «пирамида».

  7. Социокультурные и деятельностные системы как содержания стратегии.

  8. Стратегическое проектирование и культура мышления.

  9. Стратегическое прогнозирование.

  10. Стратегическая оценка ситуации.

  11. Концептуальные средства стратегического проектирования.

  12. Ценности и идеалы как критерии стратегического проектирования.

  13. Принцип «каузальной непрерывности» в стратегическом проектировании.

  14. Системные категории в стратегическом проектировании.

  15. Реализация стратегии.

  16. Коррекция содержания стратегии.

  17. Типы форм организации коррекции стратегий.

  18. Коллективные формы разработки стратегических решений.

  19. Типология стратегий.

  20. Особенности региональных стратегий.

  21. Особенности отраслевых стратегий.

  22. Особенности государственных стратегий.

  23. Онтологические средства стратегического проектирования.

  24. Игровое моделирование принятия стратегических решений.

  1. Занятие №3

    Документ
    Цель: Ознакомление студентов с воздействием на организм человека воздушной среды и принципами нормирования отдельных ее параметров; с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению общеобразовательных учреждений,
  2. Занятия (1)

    Программа
    PowerPoint XP — приложение для подготовки презентаций, слайды которых выносятся на суд общественности в виде распечатанных графических материалов или посредством демонстрации электронного слайд-фильма.
  3. Занятие 1 (2)

    Документ
    На этом занятии студенты знакомятся с некоторыми вопросами методологии: организация исследования, этапы исследования, выбор объекта исследования и его методов, обработка данных.
  4. Занятия (8)

    Документ
    Раздел "Исследование" в журнале ACCENT, номер 8 (2006 г.), описывает формирование озона в воздухе у поверхности Земли как резултат преобразование определенного количества окислов азота в атмосфере.
  5. Занятие 35. Назначение и боевые свойства ручных гранат (ргд-5, рг-42, ф-1, рго, ргн). Устройство гранат и запалов. Подготовка гранаты к броску. Приемы и способы метания гранат. Меры безопасности при обращении с гранатами

    Документ
    ЗАНЯТИЕ 35. «Назначение и боевые свойства ручных гранат (РГД-5, РГ-42, Ф-1, РГО, РГН). Устройство гранат и запалов. Подготовка гранаты к броску. Приемы и способы метания гранат.
  6. Занятие «Классификация прав человека» Автор Иоффе А. Н. Время занятия – от 1ч. 20 мин до 2ч. 40 мин. Ожидаемые результаты

    Документ
    -устанавливать успешную коммуникацию при работе в группе и уметь аргументировано отстаивать собственную позицию при признании права других на собственное мнение.
  7. Занятия по изобразительной деятельности как средство коррекции у детей с общим недоразвитием речи в логопедической группе детского сада

    Документ
    Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.
  8. Занятие №2 Основные документы в деятельности учителя информатики

    Документ
    Основной проблемой, с которой сталкивается молодой учитель информатики, является заполнение классного журнала. Очень часто возникает вопрос, как правильно его заполнять.
  9. Занятие в рамках исследовательско-творческого проекта «Красота труда» (1)

    Документ
    Образовательное учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» комбинированного вида, Республика Хакасия, город Абакан.
  10. Занятие в рамках исследовательско-творческого проекта «Красота труда» (2)

    Документ
    Фалина Галина Андреевна, воспитатель. Образовательное учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №96, г.

Другие похожие документы..