Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 19. 00. 13 Психология развития, акмеология по отрасли

Министерство образования и науки РФ

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Таганрогский институт управления и экономики»

«Утверждаю»

Проректор по научной работе

___________ Купчинов Н.Ф.

_____________ 2011 г.

Образовательная программа

послевузовского профессионального образования

по специальности

19.00.13 – Психология развития, акмеология

по отрасли

19.00.00 – психологические науки

Присуждаемая ученая степень

Кандидат психологических наук

Кандидат педагогических наук

Таганрог

2011

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 19.00.13 - ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКМЕОЛОГИЯ

1.1. Нормативно - правовую базу разработки основной образовательной программы (ООП) послевузовского профессионального образования составляют:

  • Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ,

  • «Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации», приложение к Приказу Минобразования РФ от 16 марта 2000 г. № 780,

  • «Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)», утвержденные приказом Минобрнауки РФ от 16 марта 2011г. №1365,

  • «Положение о порядке присуждения учёных степеней», постановление Правительства РФ от 30 января 2002 г. № 74 (в редакции постановления Правительства РФ от 20 июня 2011 г. №475),

  • «Номенклатура специальностей научных работников», приказ Минобрнауки РФ от 25 февраля 2009 г. № 59,

  • Паспорта научных специальностей,

  • Нормативные документы института.

1.2. При условии освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования и успешной защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук) присуждается учёная степень   кандидат психологических наук, кандидат педагогических наук.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (далее по тексту - подготовки аспиранта) по специальности 19.00.13 - психология развития, акмеология при очной форме обучения составляет 3 года, при заочной форме обучения - 4 года.

В случае досрочного освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта и успешной защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук аспиранту присуждается искомая степень независимо от срока обучения в аспирантуре.

1.3. Цели аспирантуры

Цель аспирантуры - подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для науки, образования, промышленности.

Целями подготовки аспиранта, в соответствии с существующим законодательством, являются:

  • формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской и педагогической деятельности;

    - углубленное изучение теоретических и методологических основ экономики и вопросов управления народным хозяйством;

  • совершенствование философского образования, в том числе ориентированного на профессиональную деятельность;

  • совершенствование знаний иностранного языка, в том числе для использования в профессиональной деятельности.

Квалификационная характеристика выпускника аспирантуры:

Выпускники аспирантуры являются специалистами высшей квалификации, способными самостоятельно ставить и решать научные и производственные проблемы, а также проблемы образования в различных областях управления и экономики.

1.4. Паспорт специальности 19.00.13 – Психология развития, акмеология

Шифр специальности:

19.00.13 Психология развития, акмеология

Формула специальности:

Содержанием специальности 19.00.13 – «Психология развития, акмеология» в области психологических, педагогических наук является:

  • теоретико-методологический и исторический анализ основных понятий, концепций и исследований психического развития; исследование процессов развития и формирования психики человека на разных ступенях жизненного цикла (от пренатального периода, возраста новорожденности до зрелости, старения и старости); исследование социальной и биологической детерминации психического развития человека;

  • изучение культурно-исторического развития психики, сравнительное изучение развития психики в разных культурах, развитие психики в антропогенезе и сравнительное изучение биологического и исторического развития психики;

  • изучение объективных и субъективных факторов, содействующих или препятствующих прогрессивному развитию и реализации потенциалов человека;

  • изучение закономерностей и механизмов, обеспечивающих возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития;

  • разработка методов исследования и диагностики психического развития человека; разработка нормативных показателей психического развития;

  • разработка методов психологического сопровождения и оптимизации показателей развития на всех этапах онтогенеза и жизненного пути;

  • изучение эффективности методов психологического сопровождения развития;

  • изучение особенностей деятельности практических психологов по сопровождению развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности.

Объектом исследования и формирования являются специфически человеческие особенности психической регуляции активности индивидуальных и групповых субъектов в зависимости от закономерного влияния разнообразных факторов на тех или иных стадиях психического развития.

Если в исследовании преобладает констатирующий подход (установление фактов, закономерностей), оно может быть отнесено к психологическим наукам; если выражен нормативно-ценностный, проектировочный, формирующий подход, работа может быть отнесена к наукам педагогическим. Это различение является не строгим и отдается на усмотрение диссертационных советов.

Области исследований:

1. Общие направления психологии развития и акмеологии:

1.1. Историко-методологический анализ исследований в области психологии развития. Анализ деятельности выдающихся ученых, научных организаций, разрабатывающих проблемы психологии развития.

1.2. Методологический, историко-научный анализ понятий «развитие», «рост», «изменение», «созревание», «возраст» (биологический, хронологический, социальный, психологический), «норма и аномалия развития», «нормативное и девиантное (непутевое) развитие» и т.п.

1.3. Историко-научный анализ фактов и понятий, характеризующих «детство», «юность», «молодость», «взрослость», «старость» и микровозрастные периоды этих составляющих жизненного цикла.

1.4. Движущие силы и источники психического развития человека на разных ступенях жизненного циклах.

1.5. Закономерности психического развития в онтогенезе Целостность онтогенеза и преемственность стадий развития. Внутрисистемная и межсистемная гетерохрония. Процессы акселерации и ретардации. Сенситивные и критические периоды развития. Возрастные нормативные кризисы развития. Ненормативные кризисы (биографические, профессиональные, травматические).

1.6. Проблема соотношения биологической и социально-исторической обусловленности развития. Проблемы психогенетики развития.

1.7. Факторы социальной среды: условия жизни, культуральные факторы, поведение матери и ближайшего окружения. Роль воспитания, обучения и ведущей деятельности в психическом развитии человека. Активность личности, Я-концепция, общие способности и одаренность как факторы развития личности. Личность как субъект развития.

1.8. Механизмы психического развития. Механизмы психологической защиты и стратегии совладающего поведения, как факторы, помогающие процессу развития.

1.9. Движущие силы, источники развития и пути формирования субъектов деятельности (индивидуальных и групповых). Вопросы соотношения возрастного и функционального развития (в связи с разными деятельностями и на разных возрастных ступенях).

1.10. Развитие возможностей функционирования субъектов (индивидуальных и групповых) за счет усвоения ими общественного опыта, действий, образов, понятий. Профилактика, коррекция и оптимизация развития индивидуальных и групповых субъектов деятельности на основе возможностей научения, обучения, воспитания, специальных формирующих методик («техник», «технологий»).

1.11. Стратегии и методы исследования развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности в той или иной социально значимой области, а также групповых субъектов активности.

1.12. Разработка методов психологического исследования и психодиагностики развития.

1.13. Разработка исследовательских программ и методов психологического сопровождения развития: психологической коррекции, индивидуального, группового, семейного консультирования, развивающих и обучающих программ.

2. Основные проблемы психологии развития:

2.1. Вопросы оснований периодизации психического развития в онтогенезе человека.

2.2. Особенности психического развития человека в пренатальном периоде и младенчестве Кризис новорожденного. Механизмы адаптации новорожденного. Психологическая готовность к материнству. Особенности эмоциональной жизни младенца. Феномен госпитализма.

2.3. Психическое развитие человека в раннем возрасте. Кризис трех лет (причины, проявления, пути разрешения).

2.4. Психическое развитие человека в дошкольном возрасте. Особенности развития Я-концепции, полоролевой идентификации. Условия усвоения дошкольником нравственных норм и особенности формирования нравственных чувств, этических эталонов и самооценки. Формирование готовности к обучению. Кризис семи лет. Семейная депривация и ее влияние на развитие ребенка.

2.5. Психическое развитие человека в младшем школьном возрасте. Рефлексия, анализ, планирование действий как важные новообразования младшего школьного возраста. Развитие личности, особенности Я- концепции, самооценки младшего школьника. Развитие эмоционально-волевых процессов и качеств, особенности усвоения моральных норм, понятий, правил поведения.

2.6. Адаптация ребенка к школе как освоение новой социальной ситуации. Место и значение видов деятельности в психическом развитии (игра, спорт, занятия художественной деятельностью, посильные формы труда и др.). Социальная жизнь младшего школьника. Особенности психического развития при разных вариантах обучения.

2.7. Психическое развитие в подростковом возрасте. Половое созревание и социализация. Формирование личности.

2.8. Развитие познавательных мотивов, процессов познания, отношения к учебным предметам у подростков. Значение внеучебных видов деятельности для психического развития. Личностное и профессиональное самоопределение.

2.9. Значение и роль общественных, культурных условий, общения со сверстниками и старшими в социализации подростка. Индивидуальные и половые различия в особенностях психического развития подростков. Кризис подросткового возраста.

2.10. Психическое развитие человека в юношеском возрасте. Формирование профессиональной направленности и процессы профессионального самоопределения как новообразования возраста юности. Направленность на самовоспитание и самообразование, возрастание способности к саморегуляции.

2.11. Особенности общения и принадлежности к группе в юности. Значение и роль «молодежных субкультур» для психического развития. Любовь и дружба, мечты, идеалы в возрасте юности и их значение для психического развития. Сексуальное поведение и профилактика его нарушений. Причины девиантного, асоциального поведения и пути их предупреждения. Особенности воспитательно-учебной работы с девушками и юношами.

2.12. Молодость (ранняя взрослость) как начальный период взрослости. Направленность на формирование устойчивой структуры жизни. Принятие социальной ответственности, овладение профессией, Вступление в брак, формирование материнской, отцовской позиции.

2.13. Динамика психофизиологических и сенсорно-перцептивных функций взрослого человека. Факторы сохранности психофизиологических функций в период взрослости. Особенности развития аттенционных, мнемических и мыслительных функций.

2.14. Особенности развития личности и проблема становления индивидуальности в период взрослости. Основные задачи разных периодов взрослости. Перестройка ценностно-смысловой сферы. Проблема поиска смысла жизни. Основные направления самоактуализации взрослого. Жизненный путь человека как история субъекта и личности. Типологии жизненного пути. Кризисы периода взрослости.

2.15. Период геронтогенеза. Биологические и социальные критерии и факторы старения. Факторы продолжительности жизни. Динамика развития интеллектуальных функций в поздних возрастах. Роль личности и субъекта деятельности в динамике старения. Коммуникативный потенциал в период старения. Психологический витаукт. Подготовка к постпрофессиональной жизни. Потенциал трудоспособности и долголетие. Направления самоактуализации в позднем возрасте. Качество жизни пожилых людей.

2.16. Кризис позднего возраста и особенности его протекания. Психологическая поддержка пожилых людей. Проблема психологической помощи престарелым и безнадежно больным людям. Культурные традиции отношения к смерти и достойного ухода из жизни.

  1. К основной образовательной программе послевузовского профессионального образования по отрасли 13. 00. 00

    Документ
    1.1. Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (далее – Временные требования) по отрасли наук Педагогические науки разработаны в соответствии постановлением Правительства
  2. Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 19. 00. 07 Педагогическая психология по отрасли

    Образовательная программа
    «Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)», утвержденные приказом Минобрнауки РФ от 16 марта 2011г.
  3. Отчет о работе отделения профессионального образования (1)

    Содержательный отчет
    Бюро Отделения работало в следующем составе: Баврин И.И., Берулава М.Н., Жураковский В.М., Круглов Ю.Г., Манушин Э.А., Мухаметзянова Г.В., Новиков А.М.
  4. Отчет о работе отделения профессионального образования (2)

    Содержательный отчет
    Основные направления научной деятельности Отделения профессионального образования и ее цели определялись Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008 – 2012 годы, Тематическим планом фундаментальных
  5. Научный выпуск вестник балтийской педагогической академии вып. 29. – 2000 г. Поиск новых решений актуальных проблем образования, воспитания, спорта в России Санкт-Петербург

    Документ
    Доктор психол. наук, проф. И.П.Волков; доктор пед.наук. проф. В.Ф. Костюченко; доктор психол. наук, проф. А.Н.Николаев; доктор биологич. наук, проф. Д.
  6. Публичный доклад (678)

    Доклад
    6. Наличие читального зала, открытого доступа к книгам библиотеки, наличие электронного библиотечного ресурса (доступа к полнотекстовым базам данных, в том числе международным).
  7. Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» в 2011 году

    Правила приёма
    в государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Российский государственный педагогическийуниверситет им. А. И. Герцена»в 2011 году
  8. Каспийский регион: политика, экономика, культура.

    Документ
    Перед Вами первый номер нового периодического издания. В настоящее время, когда в нашей стране печатная продукция на самые разные темы и вкусы уже, казалось бы, достигла запредельных масштабов, выход в свет еще одного нового издания
  9. Об утверждении программы стратегического развития университета для участия в конкурсе Министерства образования и науки РФ по поддержке программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

    Конкурс
    5. Об утверждении программы стратегического развития университета для участия в конкурсе Министерства образования и науки РФ по поддержке программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Другие похожие документы..