Учебно методический комплекс по дисциплине Проблемырусског о историческогоязыкознани я Специальность

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

УРЮПИНСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет социально-гуманитарных и экономических наук

Кафедра филологии

Л.А.Тарасова, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии,

Учебно – методический комплекс по дисциплине

П р о б л е м ы р у с с к о г о

и с т о р и ч е с к о г о я з ы к о з н а н и я

Специальность: 031001.65 «Филология», специализации «Русский язык и литература»

Утверждено Рекомендовано

Ученым советом факультета кафедрой филологии

Протокол № _ Протокол №_

«____»__________200___г. «____»__________200___г.

Декан факультета_________ Завкафедрой___________

Урюпинск 2010г.

Автор-составитель:

Л.А.Тарасова, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии.

Учебно – методический комплекс «Проблемы русского исторического языкознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности 031001.65 «Филология», специализации «Русский язык и литература»

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин по выбору и является одной из обязательных для изучения.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Стр.

1. Рабочая программа учебной дисциплины………………………………………… 4

1.1. Тематический план…………………………………………………………….. 4

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины………………………………………….. 4

1.2.1.Цель преподавания дисциплины………………………………… 4

1.2.2. Задачи изучения дисциплины……………………………………. 4

1.2.3. Взаимосвязь учебных дисциплин………………………………... 5

1.3. Содержание учебной дисциплины……………………………………………. 5

2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов…….. 9

3. Учебно-методические материалы (УММ)…………………………………………. 10

3.1. Лекции (краткое изложение)…………………………………………………. 10

3.1.1.Основная литература…………………………………………….. 29

3.1.2. Дополнительная литература……………………………………… 30

3.2. Практические занятия……………………………………………………………..31

3.3. Список трудов и персоналий………………………………………………… 42

4. Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля................ 47

4.1. Модульные контрольные работы………………………………………………. 47

4.1.1. Модульная контрольная работа № 1……………………………… 47

4.1.2. Модульная контрольная работа № 2……………………………… 47

4.1.3. Модульная контрольная работа № 3……………………………… 47

4.2. Вопросы и задания к коллоквиумам…………………………………………… 47

4.2.1. Проблемы русского исторического языкознания……………… 47

4.2.2. Темы рефератов…………………………………………………… 48

4.3. Самостоятельная работа студентов…………………………………………….. 49

4.3.1. Задания к самостоятельной работе студентов…………………… 51

4.3.2. Задания к домашним контрольным работам…………………….. 51

4.4. Вопросы к итоговой аттестации…………………………………………………. 51

5. Балльно - рейтинговая система оценки успеваемости студентовУФ ВолГУ по

дисциплинам кафедры филологии…………………………………………………… 52

5.1. Общие положения………………………………………………………………… 53

5.2. Критерии оценки знаний по дисциплине «Проблемы русского исторического

языкознания»………………………………………………………………............ 53

1. Рабочая программа учебной дисциплины

«Проблемы русского исторического языкознания»

    1. Тематический план

Аудиторная работа

Общая

трудоемкость

В том числе

5 семестр

6 семестр

Лекции

34

36

Семинары

34

34

Лабораторные

Итого

68

68

Внеаудиторная работа

Курсовые работы

Дипломные проекты

СРС (рефераты, домашние работы, самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам)

122

122

Итого

122

122

Итоговый контроль

(форма)

зачёт

зачёт

Общая трудоёмкость

дисциплины

190

190


1.2. Цели и задачи учебной дисциплины «Проблемы русского исторического языкознания»

      1. Цель преподавания дисциплины

  • Изучение наиболее значимых проблем русского исторического языкознания.

1.2.2. Задачи изучения дисциплины

Ознакомить студентов с проблемами, связанными систоками русской

грамматической мысли.

  • Дать представление о грамматической традиции второй половины XVIII века

  • Познакомить с проблемными идеями всеобщей грамматики в языкознании первой половины XIX века.

  • Осветить основные проблемыязыкознания конца XIX века и начала XX века.

Студент должен знать:

  • Различные точки зрения лингвистов на проблему понятий русской грамматической мысли.

  • Выдающихся лингвистов отечественного языкознания.

  • Вклад ведущих лингвистов в развитие и становление русского исторического языкознания.

Студент должен уметь:

  • Определять наиболее значимые проблемы языка.

  • Анализировать изученный материал по проблемам языкознания.

  • Применять полученные знания по историческому языкознанию к реалиям современного русского языка.

      1. Взаимосвязь учебных дисциплин

Учебная дисциплина «Проблемы русского исторического языкознания» является теоретическим курсом, который следует за такой дисциплиной как «Введение в языкознание». Учебная дисциплина «Введение в языкознание» изучается студентами на первом курсе, предваряет все лингвистические дисциплины и тесным образом связана с «Лексикологией», «Словообразованием», «Фразеологией», «Грамматикой», «Фонетикой», «Стилистикой», «Общим языкознанием». Как правило, проблемы русского исторического языкознания во вводном курсе только перечисляются. Подробное рассмотрение теоретических проблем предполагается в курсе «Общего языкознания» (четвертый курс) , в курсе «Современные методы лингвистических исследований» (пятый курс). Дисциплина

«Проблемы русского исторического языкознания» взаимосвязана как с названными курсами, так и с историей языка, общей историей, социолингвистикой.

1.3. Содержание учебной дисциплины

Наименование темы лекции

Кол-во часов

Ф-ма

контр.

ДЕ1.

Истоки русской грамматической мысли.

4

ДЕ2.

М.В.Ломоносов и грамматическая традиция второй половины XVIII века.

4

КО

ДЕ3.

Идеи всеобщей грамматики в языкознании первой половины XIX века.

4

МКр

ДЕ4.

Сравнительно-исторические исследования в первой половине XIX века.

4

КО

ДЕ

5.

Грамматические учения первой половины XIX века

4

КО

ДЕ6.

Основные проблемы общего языкознания в конце XIX века

4

МКр

ДЕ7.

Сравнительно-исторические и типологические исследования в конце XIX века..

4

КО

ДЕ8.

Грамматические взгляды А.А.Потебни и Ф.Ф.Фотунатова

4

КО

ДЕ9.

Языкознание в начале XX века.

4

МКр

Лекционные занятия

  1. Методические указания о структуре, порядке разработки, утверждения и пересмотра Учебно методического комплекса по дисциплинам основных образовательных программ

    Методические указания
    Задача – обеспечение единых требований с точки зрения структурного наполнения и оформления учебно-методических комплексов по всем дисциплинам рабочих учебных планов основных образовательных программ.
  2. Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая экономика" для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Воробьева Л.В., Воробьев И.Н. Мировая экономика. Учебно-методический комплекс. – Красноярск: Красноярский филиал ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», 2007.
  3. Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая экономика" для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит» (2)

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методическом комплексе представлены основные разделы дисциплины «Мироваяэкономика», необходимые для успешного усвоения специальных дисциплин в области экономики, статистики и бизнеса, менеджмента и информационных технологий.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов фиид

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс адресован студентам гуманитарных и технических факультетов, изучающих русский язык и культуру речи, а также преподавателям высших учебных заведений.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «гистология с основами эмбриологии» Специальность 050102. 65-Биология Н. В. Алемасова Методические указания студенту для изучения дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    Гистология дает основные понятия о развитии, строении и жизнедеятельности всех тканей живых организмов. Изучение основных стадий эмбрионального развития организмов должно сопутствовать при рассмотрении структуры тканей.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Оценка стоимости ценных бумаг»

    Учебно-методический комплекс
    Цели и задачи дисциплины: Курс лекций по дисциплине дает возможность студентам приобрести знания и умения в области экономического моделирования. Основными задачами курса являются:
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине общепрофессиональной подготовки «Теория и методика обучения биологии»

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Теория и методика обучения биологии» позволяет студенту сформировать комплекс знаний, охватывающих теоретическую и практическую подготовку учителя биологии и развивающих способность к выполнению профессиональных задач.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Статистика» для студентов заочной формы обучения по специализации «Коммерция»

    Учебно-методический комплекс
    При переходе к рыночным отношениям роль статистики возрастает. Статистика выступает не только как действенный инструмент анализа рыночной экономики, но и как своеобразный арбитр по оценке условий и результатов ее развития.
  9. Учебно-методический комплекс По дисциплине Дипломатический церемониал и протокол

    Учебно-методический комплекс
    Исторический опыт показывает, что для обеспечения нормальных дипломатических отношений далеко не достаточно одних международно-правовых норм. Очень важно еще и соблюдение определенных церемониальных и протокольных обычаев и правил.
  10. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Статистика» для студентов заочной формы обучения по специализации «Бухгалтерский учет»

    Учебно-методический комплекс
    Для обучения экономистов любой специальности навыкам решения задач, стоящих перед статистикой в рыночных условиях хозяйствования, требуется качественно новый подход к повышению уровня их подготовки.

Другие похожие документы..