Софийность и ее коннотации в русской литературе XIX начала XX веков (поэтика всеединства)

На правах рукописи

Крохина Надежда Павловна

Софийность и ее коннотации

в русской литературе XIX-начала XX веков

(поэтика всеединства)

Специальность 10.01.01 – русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора филологических наук

Шуя

2011

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО

«Шуйский государственный педагогический университет»

Научный консультант: доктор филологических наук, профессор

Океанский Вячеслав Петрович 

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Дзуцева Наталия Васильевна

доктор филологических наук, профессор

Минералова Ирина Георгиевна

доктор филологических наук, профессор

Тихомиров Владимир Васильевич

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Волгоградский государственный

педагогический университет»

Защита состоится 8 декабря 2011 года в 11.00 на заседании диссертационного

совета ДМ. 212.094.04 при ГОУ ВПО

«Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова»

по адресу: 156961, г. Кострома, ул. 1 Мая, д. 14 а.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО

«Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова»

Автореферат разослан «____» октября 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор культурологии, доцент Е. Б. Витель

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

В настоящее время, наряду с выявлением православных основ русской литературы, всё более актуальным становится интерес к философии и духовному опыту русского писателя, который породил философскую критику Серебряного века. Ибо «нигде таким интимно-осердеченным образом не связаны художественная словесность и метафизическое философствование, как в русском культурном мире»1. В русской литературе обнаружимы и русская идея, и русское мироощущение, и философия жизни. Можно спорить о православности религиозного сознания русского писателя, но нельзя сомневаться в духовной глубине его художественного мира, возросшего на богатой почве восточно-христианской святости и насыщенного проблематикой западноевропейской культуры. Духовному опыту русского писателя свойственна принципиальная всеохватность, интуиция всеединства. И русские писатели, и русские философы «ищут именно целостности, синтетического единства всех сторон реальности и всех движений духа»2.

Категория софийности – высшей полноты и мудрости жизни – прилагается к эпохе, всё более утрачивающей цельность и единство и всё более взыскующей этой цельности. Этот поиск и создаёт особую духовность русской литературы, исследующей вслед за Пушкиным, онтологическую драму отношений человека с миропорядком, свидетельствуя о взлётах и падениях души человека, ибо «мир есть София в своей основе и не есть София в своём состоянии»3. Русская классика обращает к прирождённому христианству русской натуры, исходит из реальности идеального. Чем ближе к Серебряному веку, тем явственнее переход в контексте «мифопоэтической» и «релятивистской» поэтики к антропокосмизму и нарастание экзистенциально-катастрофических тем. Таким образом, в работе исследуется драма развёртывания софийных тем и смыслов, связанных с онтологической переориентацией современного художественного сознания. Закат «ориентации на сакральную традиционность» (В.П. Океанский) порождает поиски новой сакральности в романтической традиции, именуемой в философско-эстетических трудах Вл. Соловьёва Софией. В работе исследуется многоаспектное софиологическое видение мира, порождающее поэтику всеединства.

Степень научной разработанности проблемы. В современной научной литературе стало привычным говорить об индивидуальной, или поэтической мифологии, столь характерной для постромантического художественного сознания. В целом ряде работ последнего времени выявляется дальнейшее углубление в проблематику взаимодействия литературы и русской религиозной философии (без чего непредставима отечественная литературная традиция) как исследование софийности, софийных мотивов русской литературы (С.Н. Бройтман, М.Н. Громов, Е.Г. Новикова), «поэтической софиологии» русского писателя (В.П. Океанский, И.А. Ширшова), предваряющей и дополняющей теоретическую софиологию Серебряного века4. Но специального исследования, посвящённого рассмотрению русской литературной традиции XIX и рубежа XIX–XX веков в аспекте софийной поэтики всеединства и её взаимодействия с русской софиологией и символистской эстетикой, сегодня нет. В то же время существует множество отдельных работ или разделов в разного рода исследованиях, начиная с философской критики Серебряного века, в той или иной мере затрагивающих софийную проблематику философии всеединства и возможности её художественно-эстетической экспликации в русской литературе. Спорным и открытым является само понимание софийности.

В целом ряде работ последнего времени ставится проблема рассмотрения русской культуры в аспекте софийности (В.В. Бычков, С. Долгополова, Ю.С. Степанов). К проблеме Софии обращаются исследователи древнерусской культуры и литературы (В.В. Бычков, А.Н. Овчинников, М.В. Плюханова). Исследователи подчёркивают, что образы и идеи Софии-Премудрости сложны, не имеют твёрдого и однозначного истолкования и доныне являются предметом богословских и научных споров. Для одних авторов София неотделима от вечных ценностей русской культуры: «Неизреченную сущность Софии невозможно передать в конечных определениях рассудка, но можно отобразить в художественной, пластической, эстетической форме. Потому наиболее глубокое отражение отечественная софийная традиция нашла в храмостроительстве, иконографии, гимнографии, поэзии, воплощаясь не только вербальными, но и невербальными средствами»5. В работах крупнейшего исследователя православной эстетики В.В. Бычкова «сила древнерусского искусства в его софийности – способности смотреть на жизнь под углом зрения вечности и, прозревая в жизненных явлениях сущностные основы бытия, выражать их в цвете, слове, звуке»6. К этому идеалу всегда стремилась русская литература. В работах этого авторитетного исследователя христианской философии искусства именно с софиологией связывается неоправославие Вл. Соловьёва, П. Флоренского, С. Булгакова7. «Неоправославие, особенно в лице Булгакова и Флоренского, наконец ясно осознало и чётко сформулировало идею, которой православное сознание, православная культура по наитию руководствовались на протяжении практически двух тысячелетий и которая особенно ярко и полно была воплощена в древнерусской художественно-религиозной культуре»8. Софийное восприятие мира как Премудрости Божией способно вывести современную культуру из кризиса.

Но есть и полярная точка зрения: идея Софии в философии русского Ренессанса – «прелесть», «результат кризиса русской православной культуры»9. Для С.С. Хоружего, Н.К. Гаврюшина, П.А. Сапронова или В.А. Сарычева проблема софийности – одна из ересей русской философии, проявление александризма и маньеризма Серебряного века. Автору данного исследования ближе всего позиция В.В. Бычкова.

Редуцирующий подход к софийной линии русской литературы и русской софиологии отличает монографию П.А. Сапронова. Выводы автора неутешительны: «Софийность у нас является выражением несостоятельности мужского начала». И распадается в распадающемся мире (в романе Ф.М. Достоевского с их антиномичными героинями «впервые несостоятельность героя производна от несостоятельности героини»10). София вовлекает в свой распад: А. Блок «погружается в неё, распадаясь…сам». В этом контексте литературного крушения софийности русская софиология как её послесловие – «пусто-словие»11. Автор подчёркивает проблемность богословского понимания Софии («Премудрость Божия заслоняет и растворяет в себе второе лицо Троицы»), «её чуждость православию», это «растворение божественного в космическом»12. Критика софийной основы творчества А. Блока характерна для работ В.А. Сарычева13.

Наличие обозначенных полярных точек зрения возвращает к неразработанности и спорности данной темы. Категория софийности ставит непростую проблему развития христианской традиции, породившей невиданную ранее «культуру развития»14, нового восприятия вечной христианской истины, о чём заговорил Вл. Соловьёв в своих работах.

В своих оценках автор работы опирается на философскую критику Серебряного века, открывшую метафизическую глубину русской литературы. В эту эпоху осмысления онтологизма русской мысли, развития софиологии как самого характерного проявления синтетических поисков Серебряного века – заговорили о софийных началах русской литературы и культуры, софийном опыте русского писателя (А.С.  Пушкина, Ф.  Тютчева, Ф.М.  Достоевского, А. Блока и др.). Проблематика целостности ставила вопрос о софийности искусства, символический подход к искусству вёл к его онтологическому пониманию – в работах Вяч.  Иванова, П.  Флоренского, С. Булгакова, С. Франка, К. Мочульского и др. Эти интуиции и разрозненные наблюдения русской философской критики требуют своего всестороннего изучения, ибо они обращают нас к проблемам специфики русского духовного опыта, апофатического и универсального. Как отмечает в своей диссертации Н.Г.Коптелова, наследие критики начала ХХ века изучено недостаточно15.

Важным аспектом софийной темы является русская усадьба. Присутствие этого усадебного топоса в русской литературе с его равновеликостью вечного и обыденного, порождает галерею поэтических женских образов – символ русской Вечной Женственности, прославленных русскими писателями и художниками. Мы опираемся на работы, выявляющие растущий современный интерес к философии женственности в творчестве русских писателей (работы Г.Д. Гачева, В.К. Кантора, А. Макушинского, В.И. Мильдона, В.А. Недзвецкого, О.В.  Рябова и др.), а также труды русских мыслителей: Вл. Соловьёва, Н.А. Бердяева, Вяч. Иванова, И.А. Ильина и др.

Целый ряд современных авторов отмечают важность культурного синтеза, создававшегося в эпоху Серебряного века. С другой стороны, полярные оценки софиологии неотделимы от столь же полярных оценок духовных поисков этой эпохи в работах П.П. Гайденко, А. Гениса, М.Н. Громова, И.В.  Кондакова, Л.А. Колобаевой, А. Пайман, П.А. Сапронова, В.А. Сарычева, А. Эткинда и др.

Научная новизна диссертации связана с разработкой софиологического подхода к изучению отечественной словесности (работы М.Н. Громова, С.Н. Бройтмана, П.А. Сапронова, Е.Г. Новиковой, В.П. Океанского и др.), рассмотрением русской литературы XIX-начала XX веков в аспекте софийной поэтики всеединства, исследованием художественной философии русской литературы конца Нового времени в её переходе от классической поэтики века XIX-го к неклассической поэтике Серебряного века. Онтологический подход в работе соответствует одной из важнейших тенденций развития отечественной культуры и помогает вскрыть топику вербального творчества в его всеединстве. Вл. Соловьёв предстаёт в работе центральной фигурой, связующей романтическую традицию XIX века с эпохой символизма, поэтическую софийность и теоретическую софиологию.

Объектом исследования является корпус художественных текстов поэтов и писателей XIX века, поэтов-символистов и постсимволистов, выявляющих разные грани софийной поэтики всеединства.

Предметом исследования в диссертации являются софийные темы и мотивы русских писателей, предвосхищающие и дополняющие опыты отечественной софиологии; развитие софийных тем и мотивов в их многообразном проявлении на уровне поэтики, мироотношения и типологии художественного сознания.

Цель и задачи работы.Целью данной работы является софиологическая экспликация русской литературы от А.С.  Пушкина до Б.  Пастернака и Г. Иванова, выявляющая онтологические и синтетические поиски русских писателей, целостное осмысление поэзии Серебряного века в аспекте софийной поэтики всеединства.

В связи с этим ставятся следующие исследовательские задачи:

1) обозначить проблему софийности русской литературы и культуры в современной науке;

2) раскрыть суть и истоки образа-идеи Софии;

3) рассмотреть проблему софийности литературы и искусства в работах Вл. Соловьёва и его продолжателей, представителей софийно-теургической эстетики Серебряного века и связь этой проблемы с космическим мироощущением мыслителей и поэтов Серебряного века;

4) выявить основные аспекты софийной поэтики всеединства: космологический, символический, эстетический, эсхатологический и др.;

5) показать динамику софийных тем и мотивов в русской литературе XIX века, соотнесенность софийных и катастрофических тем, обретение софийного времени в поэзии А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, в романах Ф.М. Достоевского;

6) сопоставить романтический и кенотический сюжеты русского усадебного романа и рассмотреть трансформацию темы Вечной женственности в русской литературе (в романах И. Гончарова, Ф. Достоевского, в «грозном космосе» И. Бунина) в связи с кризисом усадебного топоса и домашнего мира;

7) выявить трансформацию софийных тем в поэзии Вл. Соловьёва, обозначающей переход к поэтической культуре Серебряного века: творение софийного космоса в теургической поэзии Соловьёва, явление гностической Софии, подверженной катастрофам и падениям;

8) дать анализ своеобразия софийного космоса К. Бальмонта, Вяч. Иванова, Б. Пастернака;

9) выявить эсхатологические метаморфозы Софии и нарастание экзистенциально-катастрофических тем в поэзии А. Блока, М. Цветаевой, Г. Иванова;

10) показать космогонию и эсхатологию целого в поэзии Серебряного века как важнейшие аспекты софийной поэтики всеединства.

  1. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.
  2. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов .
  3. Русская философия женственности

    Документ
    В монографии анализируется образ женщины и женского начала в философских текстах русских мыслителей XI — XX веков, показывается место учения о женственности в отечественной философии, его связь с основными ценностями русской культуры.
  4. Н. А. Богомолов Русская литература начала XX века и оккультизм

    Литература
    О связях русской литературы с разного рода оккультными и эзотерическими учениями (спиритизм, теософия, антропософия, масонство, розенкрейцерство и т.п.
  5. Русская литература ХХ века (1910 — 1950-х гг.) Персоналии

    Учебное пособие
    Учебное пособие по русской литературе ХХ века (1910 — 1950-х гг.) отражают современный научный взгляд на творчество таких писателей, как Е. Замятин, М.
  6. А. А. Гусейнов (Предисловие, разд четвертый, разд седьмой, гл. I § 1, 2, 3 гл. III § 2, Приложение)

    Документ
    А.А. Гусейнов (Предисловие, разд. четвертый, разд. седьмой, гл. I § 1, 2, 3 гл. III § 2, Приложение); А.И. Кобзев (разд. первый), В.К. Шохин (разд. второй); А.
  7. Тема смерти в лирике б. Ахмадулиной

    Документ
    Частота обращения Беллы Ахмадулиной к теме смерти, особое место, которое она занимает в поэтическом космосе, дает основание считать эту тему одной из важнейших в ее поэзии.
  8. В. В. Ильин история философии

    Документ
    Б. Я. Пукшанский, зав. кафедрой философии Санкт-Петербургского государственного горного института им. Г. В. Плеханова, доктор философских наук, профессор;
  9. А. В. Иванов Монография доктора философских наук А. В. Иванова посвящена задаче построения философско-теоретической систематически развернутой модели сознания, синтезирующей результаты и методы его изучения, получен

    Монография
    Выражаю сердечную признательность доктору философских наук, академику РАЕН Юниру Абдулловичу Урманцеву, доктору философских наук, профессору Сергею Александровичу Лебедеву и доктору философских наук, профессору Анатолию Эммануиловичу

Другие похожие документы..