Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка»

Формы самостоятельной работы студентов и контроль их выполнения

№ темы

Формы

самостоятельной работы

Форма отчетности

Кол-во

часов

1. 2

Работа с литературой. Сбор информации по Интернет-ресурсам к уроку ИМО. Самостоятельное прослушивание произведений и подготовка выступлений

Развернутые ответы на семинарском занятии, исполнение подготовленного произведения

5

1.3.

Работа с литературой

Экспресс-опрос

1

1.4

Работа с литературой. Самостоятельное прослушивание произведений и подготовка выступлений

Экспресс-опрос

2

1.5

Работа с литературой. Подготовка к уроку с ИМО. Конспекты биографий композиторов. Самостоятельное прослушивание произведений.

Развернутые ответы на семинарском занятии, исполнение подготовленного произведения

5

1.6

Работа с литературой. Подготовка к уроку с ИМО. Самостоятельное прослушивание произведений иподготовка выступлений

Развернутые ответы на семинарском занятии, исполнение подготовленного произведения

5

2.1

Работа с литературой.

Экспресс-опрос.

1

2.2

Работа с литературой. Самостоятельное прослушивание произведений и подготовка выступлений

Экспресс-опрос.

1

2.3

Работа с литературой. Подготовка к уроку с ИМО. Самостоятельное прослушивание произведений и подготовка выступлений

Развернутые ответы на семинарском занятии, исполнение подготовленного произведения

5

2.4

Работа с литературой.

Экспресс-опрос.

1

2.5

Подготовка к уроку с ИМО. Самостоятельное прослушивание произведений и подготовка выступлений

Развернутые ответы на семинарском занятии, исполнение подготовленного произведения

5

2.6

Работа с литературой. Подготовка к уроку с ИМО. Самостоятельное прослушивание произведений и подготовка выступлений

Развернутые ответы на семинарском занятии, исполнение подготовленного произведения

5

3.1

Работа с литературой. Самостоятельное прослушивание произведений

Экспресс-опрос

1

3.2

Работа с литературой. Подготовка к уроку с ИМО. Самостоятельное прослушивание произведений и подготовка выступлений

Развернутые ответы на семинарском занятии, исполнение подготовленного произведения

5

3.3

Работа с литературой. Самостоятельное прослушивание произведений

Экспресс-опрос

2

3.4

Подготовка к уроку ИМО по теме семинарского занятия. Письменная работа (эссе) по персоналиям и отдельным направлениям в развитии музыкальной культуры. Составление словаря по стилевым направлениям музыки XX века.

Исполнение музыкального произведения или его фрагмента. Сдать работу (эссе) в письменном варианте.

5

3.5

Подготовка к уроку ИМО по теме семинарского занятия. Письменная работа (эссе) по персоналиям и отдельным направлениям в развитии музыкальной культуры. Составление словаря по стилевым направлениям музыки XX века.

Развернутые ответы на семинарском занятии в ходе обсуждения проблемы. Исполнение музыкального произведения или его фрагмента. Сдать работу (эссе) в письменном варианте.

5

3.6

Работа с литературой. Самостоятельное прослушивание произведений

Экспресс-опрос

Итого:

54

6.1.Содержание СРС и требования к выполнению.

Самостоятельная работа студентов по освоению материала модуля предусматривает следующие формы работы.

а) Работа со специальной литературой. В ходе изучения источников, входящих в список основной литературы, студенты закрепляют

полученные знания, составляя краткие письменные конспекты. В них должны быть отражены и дополнены основные положения лекционного материала: мировоззренческие концепции эпохи, характеристика стилевых музыкальных направлений, жанров. Чтение дополнительной литературы позволит расширить рамки изучаемого материала, а также станет основой для подготовки эссе, сообщений и выступлений на семинарских занятиях.

Проверка работы с литературным материалом осуществляется на аудиторных занятиях. Наличие конспектов, четко и ясно структурированных, с необходимой долей информации, является необходимым условием контроля за СМС. Качество работы с источниками выявляется также в ходе экспресс-опроса по пройденному материалу, когда студент должен дать краткие, четкие ответы на конкретные вопросы по пройденному материалу (определения, названия, фамилии, произведения и т.д.) Развернутый ответ на семинарском занятии предусматривает не только верное освещение студентом содержания заданного вопроса, но и его самостоятельное мнение по обсуждаемой проблеме.

б) Сбор информации по Интернет-ресурсам к урокам с использованием ИМО. Врамках курса интерактивные методы обучения предусматривают, прежде всего, занятия с выполнением творческих заданий: участия в дискуссии по проблемам музыкального искусства, коллективного составления музыкального «портрета» эпохи, жанрового словаря музыкально-стилевого направления. В распоряжении студентов не всегда могут быть литературные источники, поэтому большую роль в подготовке такого рода занятий могут составить материалы Интернета. Большое количество музыкальных сайтов предоставляют возможность найти необходимую музыку, сведения о композиторах и их творчестве, обеспечить справочные материалы, особенно в работе по формированию словаря музыкальных жанров эпохи.

Проверка работы такого типа производится как в письменном виде (наличия терминологического словаря), так и в ходе экспресс-опроса.

в) Исполнение музыкального произведения (миниатюры) или фрагмента оперного произведения. Выполнение этого творческого задания связано со спецификой будущей специальности студента. Для осознания специфики художественного сознания определенного периода очень полезно сразу же тесно соприкоснуться с музыкальным материалом, поэтому студент выбирает любое произведение (инструментальное, вокальное) и готовит его исполнение на семинарском занятии. Сочинение может быть несложным в техническом отношении, но обязательно принадлежащим композитору изучаемого периода.

Проверка работы составляет один из интереснейших фрагментов учебного процесса, так как является результатом труда довольно длительного времени подготовки. Оценивается не только выбор произведения, но и его грамотное, профессиональное исполнение. Особого одобрения заслуживает наличие комментария по факту исполняемого произведения, когда студент очень кратко характеризует личность композитора и исполняемое произведение.

г) Составление эссе (творческого портрета композитора). Многообразие стилей и направлений, изучаемых в рамках дисциплины, не дает возможности подробно остановиться на творчестве какого-либо композитора, поэтому самостоятельная литературная работа над биографией художника должна стать для студента возможностью более детально познакомиться с музыкальным наследием, оценить его роль в художественной панораме эпохи. Работа выполняется в свободной форме, однако объем ее не должен превышать 3-4 листа (формат А-4). В такого рода деятельности студента особо отмечается неординарный, творческий подход к выполнению задания.

Примерные темы эссе

  1. М.И.Глинка – основоположник русского классического романса.

  2. Слово и музыка в вокальном творческтве А.С. Даргомыжского.

  3. Камерно-вокальное творчество А.П.Бородина

  4. Песни и романсы позднего периода творчества М.П.Мусоргского.

  5. Жизнь и творчество Н.К.Метнера.

  6. Духовная музыка А.А.Архангельского.

  7. А.Т.Гречанинов: работа в области духовных жанров.

  8. Роль А.Д.Кастальского в возрождении древнерусского церковного пения.

  9. Братья Виктор и Василий Калинниковы, их вклад в русскую музыку.

В целом, критериями оценки СРС являются:

    • проработка материала в соответствии с заданным объемом;

    • степень исполнительности (проработанность всех аспектов задания, оформление материала в соответствии с требованиями, соблюдение установленных сроков представления работы на проверку и т.п.)

    • степень самостоятельности, творческой активности, инициативности студентов, наличие элементов новизны в процессе выполнения заданий;

    • качество освоения учебного материала (умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач, обоснованность и четкость изложения изученного материала);

    • достаточная компетентность автора (студента) в раскрываемых вопросах.

6.2.Промежуточная аттестация по итогам освоения модуля (зачет).

Зачет по предмету проходит в устной форме в виде обсуждения проблемы «Художник и время: творческие портреты отечественных композиторов». Каждый из студентов должен привести краткое и обоснованное мнение по обсуждаемым вопросам.

Вопросы к зачету

  1. А.Г. Рубинштейн: жизнь в музыкальном искусстве.

  2. Обзор творчества А.Н. Серова.

  3. Характеристика творчества А.К. Глазунова.

  4. Жизнь и музыка А.К. Лядова.

  5. «Русский период» в творчестве И.Ф. Стравинского.

  6. Личность и творчество Н.Я. Мясковского.

  7. Творческий облик А.И. Хачатуряна.

  8. Основные образы и темы творчества А.П. Петрова.

  9. С.М. Слонимский – композитор ХХ века.

  10. Художник наших дней Р.К. Щедрин.

  11. Мир музыки С.А. Губайдуллиной.

  12. А.Г. Шнитке – композитор и философ.

  13. «Певец русской души» В.А. Гаврилин.

  14. Творчество В.И. Мартынова

7. Образовательные технологии

В данном курсе, в первую очередь, используются традиционные методы обучения: лекция (информационного, объяснительно-иллюстративного характера), семинар (доклад, сообщение), СРС (конспектирование, составление таблиц, словарей). В некоторых случаях применяются интерактивные методы: беседа-полилог, дискуссия, коллективные проекты, когда студенты участвуют в выполнении творческих проектов. Задания, предлагаемые студентам для самостоятельной работы, предусматривают как репродуктивную деятельность (просмотр, прослушивание, повторение учебного материала), так и поисковую – выполнение заданий с обязательным преобразованием информации творческого характера (подготовка к аудиторным занятиям, тематическим дискуссиям; подготовка сообщений, докладов и выступлений на семинарских занятиях).

Все задания для самостоятельной работы нацелены на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в области дидактики.

8. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература:

  1. История современной отечественной музыки: В 3 вып. – М.: Музыка, 1999 – 2001.

  2. Рапацкая Н. История русской музыки. – М.: ВЛАДОС, 2000.

  3. Русские композиторы: История отечественной музыки в биографиях ее творцов. – «Урал ЛТД», 2001.

8.2. Дополнительная литература:

  1. Белова О. В. А.Гаврилин – М., 1984.

  2. Бернандт Г. Танеев С.И. – М., 1983.

  3. Бородин А.П. в воспоминаниях современников. – М., 1985.

  4. Брянцева В. С.В. Рахманинов. – М., 1976.

  5. Васина-Гроссман В. Русский классический романс 19 века. – М., 1956.

  6. Друскин М. Игорь Стравинский. – Л., 1979.

  7. Иконников А. Художник наших дней Н.Я. Мясковский. – М., 1982.

  8. Келдыш Ю. Рахманинов и его время. – М., 1973.

  9. Книга о Свиридове – М., 1983.

  10. Крюков А. А.К.Глазунов. – М., 1984.

  11. Левашова О. Михаил Иванович Глинка. В 2-х т.т. – М., 1988.

  12. Мартынов И. С. Прокофьев. – М., 1974.

  13. Милка А. Сергей Слонимский – Л., 1976.

  14. Михайлов М. А.К.Лядов. – Л., 1985.

  15. Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева. – М., 1973.

  16. Орлова Е. Лекции по истории русской музыки. – М., 1977.

  17. Орлова Е. Очерки о русских композиторах 19-нач.20в. – М, 1982.

  18. Орлова Е. П.И.Чайковский. – М., 1980.

  19. Пекелис М. Даргомыжский и его окружение. Т. 1-3. - М., 1983.

  20. Рубцова В. А.Н.Скрябин. – М., 1989.

  21. Рыцарева М. Композитор Сергей Слонимский – Л., 1991.

  22. Сабинина М. Шостакович-симфонист. – М., 1976.

  23. Соловцов А. Н.А.Римский-Корсаков. – М., 1964.

  24. Сохор А. А.П.Бородин. – М., 1965.

  25. Сохор А. Г.В.Свиридов – М., 1965.

  26. Тараканов М. Творчество Родиона Щедрина – М., 1980.

  27. Туманина Н. П.И.Чайковский. Т.1: Путь к мастерству. – М., 1962. Т.2: Великий мастер. – М., 1968.

  28. Хентова Л. Шостакович. В 2-х кн. – М., 1987.

  29. Холопова В., Чигарева Е. Альфред Шнитке – М., 1990.

  30. Хубов Г. Мусоргский. – М., 1969.

  31. Ширинян Р. Оперная драматургия Мусоргского. – М., 1981.

8.3. Программное обеспечение и интернет-ресурсы:

Интернет-сайты и Интернет-ресурсы – нотные библиотеки и аудио/видео материалы:

  1. /Music.htm

  2. /vokal.html

  3. ttp:/papageno/index.php?act=home

  4. /?lQ1pIR

  5. /dig.html

  6. /

  7. ttp:/wiki/Special:Search?fulltext=Search&search=Vocal+scores

  8. /

  9. http://hcl.harvard.edu/libraries/loebmusic/collections/digital.html

9. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.

  1. Технические средства обучения (компьютеры, мультимедийные средства. Электронные ресурсы (словари по музыке, материалы из Интернет-источников).

  2. Фонотека аудио- и видеозаписей оперных и балетных спектаклей, инструментальных произведений в исполнении отечественных и зарубежных музыкантов – составитель Н.Д. Коваленко.

  1. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения (1)

    Учебно-методический комплекс
    Глухих Л.Г., Тяглова С.А. Частные методики дополнительного музыкального образования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.
  2. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения (2)

    Учебно-методический комплекс
    Коваленко Н. Д. Музыкальный лекторий для детей. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения.
  3. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения (3)

    Учебно-методический комплекс
    Глухих Л. Г. Организация музыкально-эстетической деятельности в образовательном учреждении. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.
  4. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профиль Музыка (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рябкова В.П. Введение в основы теоретического музыкознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.
  5. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профиль Музыка (2)

    Учебно-методический комплекс
    Рябкова В.П. Полифония. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль Музыка, очная форма обучения.
  6. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Коваленко Н. Д. История зарубежной музыки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения.
  7. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профиль Музыка, очная форма обучения

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения.
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее ооп) по направлению подготовки бакалавров 050100. 62 Педагогическое образование утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. №337 (1)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее – ООП) по направлению подготовки бакалавров 050100.62 Педагогическое образование
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее ооп) по направлению подготовки бакалавров 050100. 62 Педагогическое образование утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. №337 (2)

    Основная образовательная программа
    Данная ООП представляет собой систему документов, разработанную факультетом иностранных языков с учетом требований регионального рынка труда и традиций научно-педагогической школы КГПА на основе Федерального государственного образовательного

Другие похожие документы..