Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка»

Тема 5. Путь к романсу: творчество А.А. Алябьева, А.Н. Верстовского, А.Е. Варламова, А.Л. Гурилева.

Лекция. Становление жанра русского романса.

Истоки русского бытового романса. Жанры камерно-вокальной музыки, их выразительные средства.

Семинар. Творцы и их сочинения в области камерно-вокального жанра.

Вопросы для обсуждения

1. А. А. Алябьев: судьба и творчество.

2. Роль А. Н. Верстовского в развитии вокальной музыки.

3. Своеобразие романсовой лирики А. Е. Варламова.

4. А.Л. Гурилев и его камерно-вокальная лирика.

  • Понятия: «жанры русского романса», «элегия», «русская песня», «баллада».

Форма занятия – дискуссия и творческое выступление

Тема 6.Русская музыка в первой трети XIX века.

Лекция. Предпосылки формирования русского классического музыкального искусства.

Обзор музыкальной культуры в период 1800 1825 годов: состояние оперного и балетного театров, работа композиторов в области камерно-вокальной и камерно-инструментальной музыки.

  • Понятия: «черты классицизма в музыке», «музыкальная драматургия».

Семинар. М.И.Глинка как основоположник отечественной музыкальной классики.

Вопросы для обсуждения

1. Творческий путь М.И. Глинки.

2. Достижения композитора в области оперного жанра («Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»).

3. Формирование в творчестве М.И.Глинки традиций симфонического жанра.

4. Рождение русского классического романса.

  • Понятия: «эпическая драматургия», «героико-патриотическая опера», «симфоническая увертюра», «классический романс».

Форма занятия – дискуссия и творческое выступление

Модуль 2. Отечественная музыкальная культура

XIX-начала XX веков.

Тема 1. Творчество А.С.Даргомыжского и художественная культура 40-50-х годов XIX века.

Лекция. Основные тенденции русской художественной культуры 1 половины XIX века.

Образы и темы русской литературы. Отражение в музыкальных произведениях важнейших идей эпохи «критического реализма».

Семинар. А.С. Даргомыжский как представитель музыкального реализма.

Вопросы для обсуждения

1. Творческий путь композитора.

2. Основные этапы образной и жанровой эволюции творчества.

3. Своеобразие драматургии оперы «Русалка».

4. Уникальность оперы «Каменный гость» в свете проблемы «слово и музыка».

5. Трактовка соотношения текста и музыки в камерно-вокальных сочинениях А.С.Даргомыжского.

  • Понятия: «романс-монолог», «сатирический романс», «сквозная оперная сцена».

Форма занятия – беседа-полилог

Тема 2. Русская музыкальная культура в 60-80-е годы XIX века. М.А.Балакирев – глава Новой русской школы.

Лекция. Музыкальная культура в 60-80-е годы XIX века.

Важнейшие тенденции в русской художественной культуре 60-80-х годов XIX века. Организация музыкального общества. Создание первых русских музыкальных заведений (консерватория, Бесплатная музыкальная школа). Этапы формирования творческого объединения русских композиторов «Могучая кучка».

Семинар. М.А. Балакирев – глава Новой русской школы

Вопросы для обсуждения

1. Творческий путь композитора.

2. Основные этапы образной и жанровой эволюции творчества.

3. Симфоническое творчество композитора.

4. Фортепианная фантазия «Исламей»

5. Историческая роль М.А. Балакирева в становлении «Могучей кучки».

  • Понятия: «Новая русская композиторская школа», «обработка русской народной песни».

Форма занятия – беседа-полилог

Тема 3. Личность и творчество А.П.Бородина.

Лекция. Творческий облик А.П.Бородина – ученого, композитора, общественного деятеля.

Роль личности художника, его индивидуальности и творческих установок в контексте культурной эпохи. Уникальность облика А.П.Бородина: достижения в области химических исследований, композиторского творчества, литературной, общественной и преподавательской деятельности.

Семинар. Значение и вклад композиторской работы А.П.Бородина в историю русской музыки.

Вопросы для обсуждения

1. Основные жанры творчества А.П.Бородина.

2. Принципы эпической драматургии в опере «Князь Игорь».

3. Вокальная лирика А.П. Бородина.

4. Эпические черты в драматургии в Симфонии № 2.

  • Понятия: «претворение черт эпическая драматургия в жанре романса», «эпическая драматургия в симфонии».

Форма занятия – дискуссия и творческое выступление

Тема 4.Новаторство и традиции в творчестве М.П.Мусоргского.

Лекция. М.П.Мусоргский – «непризнанный гений» музыки XIX века.

Проблема «М.П.Мусоргский и музыка XX века». Своеобразие личности композитора, образы и темы его произведений. Прошлое, настоящее и будущее в драматургии оперных сочинений Мусоргского. «Картинки с выставки» уникальный образец фортепианного цикла.

Семинар. «Вокальный театр» М.П.Мусоргского

Вопросы для обсуждения

1. Понятие «вокального театра» М.П.Мусоргского.

2. Взаимоотношения слова и музыки в камерно-вокальных произведениях.

3. Жанровая, образно-смысловая и музыкально-выразительная эволюция в вокальных сочинениях М.П.Мусоргского.

  • Понятия: «воплощение в мелодии интонаций человеческой речи».

Форма занятия – беседа-полилог.

Тема 5. Сказочные «миры» Н.А.Римского-Корсакова.

Лекция. Творческий облик Н.А.Римского-Корсакова

Многогранность творческой личности Н.А.Римского-Корсакова: морской офицер, профессор Петербургской консерватории, выдающийся музыкальный деятель, верный друг. Нравственно-философские искания композитора и эволюция творчества. Жанры творчества, темы и образы.

Семинар. Оперное творчество Н.А.Римского-Корсакова.

Вопросы для обсуждения

1. Философская концепция, драматургия, система лейтмотивов в опере «Снегурочка».

2. «Двоемирие» в опере-былине «Садко».

3. Принципы драматургии исторической лирико-психологической драмы «Царская невеста».

4. Христианская концепция в опере-легенде «Сказание о невидимом граде Китеже».

  • Понятия: «пантеистическая идея», «двоемирие», «система лейтмотивов».

Форма занятия – творческое выступление

Тема 6.Путь к мастерству – П.И.Чайковский и его произведения.

Лекция. Творчество П.И.Чайковского – одна из вершин развития отечественной музыки.

Роль и значение творчества П.И.Чайковского в истории мировой музыкальной культуры. Творческий облик П.И.Чайковского, этапы творческой эволюции. Обзор жанровой панорамы творчества. Своеобразие драматургии оперных произведений.

Семинар. Принципы музыкальной драматургии симфонических произведений П.И.Чайковского.

Вопросы для обсуждения

1. Идея, образы и драматургия раннего произведения – увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта».

2. Симфония № 4 – концепция цикла.

3. Симфонии № 4, № 5, № 6 – проблема финала.

4. тема «рока», «фатума», «судьбы» в симфоническом творчестве П.И.Чайковского.

  • Понятия: «эволюция творчества», «симфонизация жанра», «увертюра-фантазия», «симфония-драма».

Форма занятия – дискуссия, творческое выступление

Модуль 3. Русская музыка в биографиях ее творцов (XX век).

Тема 1. Музыкальное искусство в контексте художественных тенденций «серебряного века» рубежа XIX–XX веков. Творческое наследие С.И.Танеева.

Лекция. «Серебряный век» в музыкальном искусстве.

Музыкальное творчество и символизм как тенденция культуры. Поэзия символизма в романсовой лирике. Предпосылки и хронология неоклассицистских тенденций в русском искусстве. Московские «классицисты» и петербургские «неоклассики». Музыка в зеркале новейших художественных течений рубежа XIX – XX веков. Новый русский балет как синтетическое единство.

  • Понятия: «серебряный век», «неоклассицистские тенденции», «музыкальный символизм».

Семинар. «Музыкальная совесть Москвы»: личность и творчество С.И.Танеева.

Вопросы для обсуждения

1. Значение композиторской, педагогической, научной и общественной деятельности С.И. Танеева в истории русской музыкальной культуры.

2. Этапы творческого пути композитора.

3. Танеев-композитор: работа в области кантатного жанра.

4. Симфония № 4 как образец симфонического мышления С.И.Танеева.

Форма занятия– беседа-полилог

Тема 2. Творческая судьба С.В. Рахманинова.

Лекция. С.В.Рахманинов и его время

Особенности жизненного пути и эволюция творчества Рахманинова в историко-художественном контексте рубежа XIX-XX веков. Жизнь композитора после отъезда из России и своеобразие претворения его умонастроений в музыке.

Семинар. С.В.Рахманинов – концертный исполнитель и автор произведений для фортепиано.

Вопросы для обсуждения

1.С.В.Рахманинов – принципы исполнительского стиля.

2. Жанры фортепианного наследия С.В. Рахманинова (музыкальные моменты, прелюдии, этюды-картины).

3. Принципы симфонизации жанра фортепианного концерта.

  • Понятия: «концерт для фортепиано с оркестром», «музыкальный момент», «этюд-картина», «прелюдия», «симфонизация жанра».

Форма занятия – творческое выступление

Тема 3. Личность А.Н.Скрябина в истории музыкальной культуры.

Лекция. Творческий облик А.Н.Скрябина.

Мировоззрение композитора и этапы творческой эволюции в контексте художественной культуры рубежа XIX-XX веков. Жанровая панорама фортепианного творчества: прелюдии, сонаты, поэмы.

Семинар. Эволюция симфонического творчества А.Н.Скрябина.

Вопросы для обсуждения

1. Симфония № 3 «Божественная поэма»: характеристика цикла, образный строй, принципы драматургии.

2. «Поэма экстаза» как квинтэссенция позднего периода симфонического творчества Скрябина: цикл, образы, драматургия, оркестр.

  • Понятия: «тема-символ», «цветовая партитура».

Форма занятия – беседа-полилог

Тема 4. Основные тенденции в развитии отечественной музыкальной культуры в послеоктябрьский период. Творческое наследие С.С.Прокофьева.

Лекция. Художественно-стилевые тенденции в отечественной музыке первой половины XX века.

Исторические условия, основные этапы и специфические черты художественной культуры России 20-х, 30-х и 40-х годов XX века.

  • Понятия: «политика партии в сфере художественного творчества», «Персимфанс», «песенная опера», «приветственная кантата», «массовая советская песня».

Семинар. Творческий облик С.С.Прокофьева.

Вопросы для обсуждения

1. Эволюция творческой личности С.С.Прокофьева – от «бунтаря» до «классика».

2. Основные этапы становления С.С.Прокофьева как композитора: Россия – эмиграция – Россия.

3. Фортепианное творчество композитора (циклы «Наваждение», «Сарказмы», «Мимолетности»).

4. Кантатно-ораториальное творчество и кантата «Александр Невский».

5. Обзор оперного творчества С.С.Прокофьева.

6. Работа композитора в жанре балета («Ромео и Джульетта», «Золушка»).

Форма занятия – беседа-дискуссия и творческое выступление

Тема 5. Д.Д.Шостакович – классик отечественной музыки XX века. Лекция. Художник и история страны.

Творческий путь Д.Д.Шостаковича в контексте исторических, политических и культурных событий в истории нашей страны.

Семинар. Симфоническое творчество Д.Д.Шостаковича как отражение мировоззрения художника.

Вопросы для обсуждения

1. Симфонический жанр как «зеркало истории» и отражение внутреннего мира композитора.

2. Симфония № 5 – первая вершина симфонического творчества: история появления, характеристика цикла, драматургия.

3. «Военные симфонии» (№ 7, № 8): два взгляда на трагедию

4. Поздний симфонизм – проблема жизни и смерти.

Форма занятия – беседа-дискуссия и творческое выступление

Тема 6. Образный мир музыки Г.В. Свиридова.

Лекция. Г.В.Свиридов - певец русской жизни

Своеобразие личности и творческой одаренности Г. В. Свиридова. Тематика и образное содержание его произведений. Работа композитора в камерно-вокальных и вокально-хоровых жанрах.

Семинар. Вокально-симфонические произведения мастера

Вопросы для обсуждения

1. Роль композитора в развитии камерно-вокального жанра во второй половине XX века.

2. Характеристика вокальных циклов на стихи русских поэтов.

3. Вокально-симфонические сочинения «Курские песни», «Патетическая оратория», «Поэма памяти Сергея Есенина».

4. Работа Свиридова в области духовной музыки.

Литература для подготовки к семинарским занятиям входит в Список основной и дополнительной литературы.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения модуля.

Самостоятельная работа студентов связана с внеаудиторной работой, где предусмотрены обязательные и дополнительные (желательные к выполнению) виды работ. Контроль за их выполнением осуществляется в процессе аудиторных занятий, как на лекционных (экспресс-опрос), так и в ходе семинарских (практических) занятий.

Таблица 5

  1. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения (1)

    Учебно-методический комплекс
    Глухих Л.Г., Тяглова С.А. Частные методики дополнительного музыкального образования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.
  2. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения (2)

    Учебно-методический комплекс
    Коваленко Н. Д. Музыкальный лекторий для детей. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения.
  3. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения (3)

    Учебно-методический комплекс
    Глухих Л. Г. Организация музыкально-эстетической деятельности в образовательном учреждении. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.
  4. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профиль Музыка (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рябкова В.П. Введение в основы теоретического музыкознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.
  5. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профиль Музыка (2)

    Учебно-методический комплекс
    Рябкова В.П. Полифония. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль Музыка, очная форма обучения.
  6. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Коваленко Н. Д. История зарубежной музыки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения.
  7. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профиль Музыка, очная форма обучения

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения.
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее ооп) по направлению подготовки бакалавров 050100. 62 Педагогическое образование утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. №337 (1)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее – ООП) по направлению подготовки бакалавров 050100.62 Педагогическое образование
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее ооп) по направлению подготовки бакалавров 050100. 62 Педагогическое образование утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. №337 (2)

    Основная образовательная программа
    Данная ООП представляет собой систему документов, разработанную факультетом иностранных языков с учетом требований регионального рынка труда и традиций научно-педагогической школы КГПА на основе Федерального государственного образовательного

Другие похожие документы..