Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка»

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

п/п

Наименование

обеспечиваемых

(последующих)

дисциплин

Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

1

1

2

1

3

1

4

1

5

2

1

2

2

2

3

2

4

2

5

2

6

3

1

3

2

3

3

3

4

3

5

3

6

1

Просветительская деятельность педагога-музыканта

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

Исполнительская подготовка

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

Хоровой класс

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

Музыкальный лекторий для детей

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5. Содержание дисциплины.

Модуль 1. Периодизация истории отечественной музыки и основные этапы ее становления. Русское музыкальное искусство в период с IX по XVIII век.

Тема 1. Цель, задачи, общая характеристика курса. Периодизация истории русской музыки. Музыкальное искусство в Древней Руси (IX-XIII века).

Лекция.История русской музыки как специальный предмет.

Музыкальное искусство – важнейшая составляющая духовной культуры человечества. Основа исторического музыкознания – воссоздание целостной картины развития музыкального искусства в социальном и культурном контексте. История отечественной музыкальной культуры в ее тесной связи с общественно-историческими условиями развития России. Проблемы периодизации истории русской музыкальной культуры в соотношении с основными этапами развития музыки в Западной Европе.

  • Понятия: «духовная культура», «исторический контекст», «художественная эпоха».

Семинар.Знаменный распев: истоки и развитие

Вопросы для обсуждения

1. Возникновение культовой музыки; проблема музыки и религии.

2. Исторические условия появления на Руси знаменного распева.

3. Основные виды византийских песнопений.

4. Знаменное письмо и его нотация.

5. Система осмогласия.

6. Характерные черты русского знаменного напева.

  • Понятия: «система осмогласия», «знаменное пение», «крюковая нотация», «путевой роспев», «демественный роспев», «кондакарное пение».

Форма занятия – беседа-полилог

Тема 2. Музыкальное искусство в контексте развития русской художественной культуры XIV-XVI веков.

Лекция.Художественные тенденции эпохи «русского Возрождения»

Предпосылки развития музыки в период объединения русских земель. Светская музыкальная культура Московской Руси. Искусство скоморохов. Рождение новых песенных жанров. Проникновение западноевропейских инструментов в русский быт. Новые тенденции в развитии духовной музыки. Религиозные действа.

  • Понятия: «русское Возрождение», «протяжная лирическая песня», «секуляризация музыкального искусства».

Семинар.Музыка эпохи русского барокко (XVII век)

Вопросы для обсуждения

1. Особенности развития русской культуры в XVII веке.

2. Музыкально-эстетические воззрения эпохи.

3. Светские тенденции в музыкальном искусстве.

4. Связи русской музыки с западноевропейской музыкальной культурой.

5. Утверждение партесного пения.

6. Музыка при царском дворе и быту русского народа.

  • Понятия: «партесный концерт».

Форма занятия – беседа-полилог и творческое выступление

Тема 3.Формирование русской композиторской школы. Творчество Д.С. Бортнянского.

Лекция. Возникновение национальной композиторской школы.

Музыкальная культура первой четверти XVIII века. Пути развития русской музыки в послепетровскую эпоху (30-60-е годы). Русская композиторская школа и ее эстетические основы. Этапы эволюции творческой деятельности Д.С.Бортнянского.

  • Понятия: «русская композиторская школа».

Семинар.Развитие жанров хоровой, вокальной и инструментальной музыки в XVIII веке

Вопросы для обсуждения

1. Хоровая музыка в XVIII веке: рождение жанра русского духовного концерта.

2. М.С.Березовский и его хоровые произведения как вершина развития жанра.

3. Камерно-вокальная музыка – творчество Ф. М. Дубянского и О.А. Козловского в жанре «российской песни».

4. Камерно-инструментальная музыка и творчество И. Е. Хандошкина.

  • Понятия: «русский духовный концерт», «российская песня», «кант».

Форма занятия – беседа-полилог

Тема 4. Оперный жанр в России.

Лекция.Своеобразие становления и развития русской оперы.

Иностранные оперные труппы в Росси. Начало отечественной оперы: творцы, сюжеты, образы, жанры. В.А.Пашкевич и его комическая опера «Скупой».

  • Понятия: «комическая опера», «мелодрама».

Семинар. Оперное творчествоЕ.И.Фомина – первый этап на пути становления национальной оперы.

Вопросы для обсуждения

1. Творческий путь композитора.

2. Жанровое разнообразие оперного творчества.

3. Мелодрама «Орфей».

4. Комическая опера «Ямщики на подставе».

Форма занятия – беседа-полилог

  1. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения (1)

    Учебно-методический комплекс
    Глухих Л.Г., Тяглова С.А. Частные методики дополнительного музыкального образования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.
  2. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения (2)

    Учебно-методический комплекс
    Коваленко Н. Д. Музыкальный лекторий для детей. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения.
  3. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения (3)

    Учебно-методический комплекс
    Глухих Л. Г. Организация музыкально-эстетической деятельности в образовательном учреждении. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.
  4. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профиль Музыка (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рябкова В.П. Введение в основы теоретического музыкознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.
  5. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профиль Музыка (2)

    Учебно-методический комплекс
    Рябкова В.П. Полифония. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль Музыка, очная форма обучения.
  6. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Коваленко Н. Д. История зарубежной музыки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения.
  7. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профиль Музыка, очная форма обучения

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения.
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее ооп) по направлению подготовки бакалавров 050100. 62 Педагогическое образование утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. №337 (1)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее – ООП) по направлению подготовки бакалавров 050100.62 Педагогическое образование
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее ооп) по направлению подготовки бакалавров 050100. 62 Педагогическое образование утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. №337 (2)

    Основная образовательная программа
    Данная ООП представляет собой систему документов, разработанную факультетом иностранных языков с учетом требований регионального рынка труда и традиций научно-педагогической школы КГПА на основе Федерального государственного образовательного

Другие похожие документы..